Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






АКМЕОЛВГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ РЕФЛЕКСИИ

Моделирование методик, или «практик» рефлексии требует предварительного уточнения, как в контексте данной работы понимается «рефлексия», каковы ее жизненные возможности, связанные, в частности, с развитием личности, и в чем состоит специфика рефлексивных методов как инструментов развивающего взаимодействия.

Современное понимание рефлексии должно основываться на синтетическом осмыслении классических идей о ней с акцентом на персонологические определения. В краткой систематизации наиболее известные идеи и подходы к рефлексии сводятся к следующему. Первое.В гносеологическом аспекте рефлексия обычно определяется как способность человеческой Мысли помыслить о себе самой. Онтологически рефлексия раскрывается как способность Субъекта бытия понять процесс порождения собственной мысли. Экзистенциально рефлексия выступает самопознанием Жизни — существования, к которому способна индивидуальная личность, непрерывно становящаяся внутри жизни. Феноменологически рефлексия представляет собой способность индивидуального субъекта вводить в тему сознательного познания свою психическую жизнь и собственное «я».

Психологическая интерпретация «рефлексии» идет в нескольких направлениях: а) рефлексия отождествляется со способностью индивида последовательно и дифференцированно различать процессы, качества, структуры и содер-

Глава 8


Акмеиопнесш смыслы рефлексии

жания своей мыслительной деятельности (когнитивная психология);

б) рефлексия определяется как поступательно развертывающийся диалог индивида с собой, касающийся его жизни и внутренних свойств, который строится в ритме «вопрос к я — ответ я», в котором план вопрошания оказывается обычно скрытым и свернутым (психология сознания);

в) рефлексия выступает одним из уровней общей структуры самопознания, его логической составляющей или отождествляется с ним (я-психология);

г) рефлексия понимается как рациональная и вербаль-но-символическая активность личности, направленная на развитие, интеграцию «я» и жизненного пути; вводится понятие «личностной рефлексии», состоящей в поиске и установлении субъектом своих устойчивых свойств и ценностей, ведущих жизненных ситуаций, связей, отношений и противоречий (психология личности);

д) акцентируются конкретные смыслы и операции рефлексивной активности, включенной в определенную деятельность личности; создаются техники самоанализа, проблемного самоисследования, я-син-теза и т. д. (психология рефлексии).

Подходы, наметившиеся в я-психологии, психологии личности и психологии рефлексии являются ведущими при моделировании рефлексивного отношения в его влиянии на другие жизненные отношения профессионала.

Второе. Во взаимодействии различных психологических подходов конституируется многоплановая структура рефлексии. В качестве основных структурных компонентов выступают: —интенционально-тематический компонент, указывающий на какие объекты я направляю рефлексивную активность: мысль, образ, действие, переживание или отношение, касающиеся «я»;

— содержательный компонент, то есть, что именно я узнаю о себе как объекте рефлексии и в каких ин-


Глава 8

тегр)альных образованиях это знание обобщается: в я-0)бразе, я-концепции, я-самоотношении и т. д.

—операциональный компонент, или посредством каких Ыыслительных операций я добываю знания о выделенном я-объекте: самоанализа, самообобщения, синтеза-я, постановки я-проблем и т. д.;

— экзистенциальный компонент, раскрывающий, как я проживаю акт своей рефлексии.

По доводу последнего компонента психологи глубинного направления говорят, что для рефлексивного погружения необходимы состояние активности мысли, состояние бесстрашия, состояние страдания и приподнятость 1в ожидании прорыва на новые уровни «я».

Трет-ье.В общепсихологических исследованиях самосознания выявляется тонкий процессуальный состав реефлексии. В зрелом рефлексивном акте фиксируете^ континуальное присутствие процесса продуктивного мышления о «я»-процесса осознанной перцепции «я»-осознанных воспоминания и представления, посвященных «я»-процессов воображения и фантазии, воссоздающих новый образ «ял-интуиции, порождающей символы «я»-процесса самопере-живания! — процесса самооценивания — интеллектуальной! режиссуры будущих я-действий.

Четвертое.В экзистенциальной психологии (К. Яс-перс), глубинной психологии (К. Юнг), психологии самоактугализирующейся личности (А. Маслоу) можно обнаружить идеи, обосновывающие жизненные возможностирефлексии. Они образуют систему ориентиров, коугорые могут направлять действия психолога по развитию рефлексивного отношения профессионала, стремящегося к неординарным жизненным достижениям.

1. Рефлексия может быть признаком общей одаренности, иногда гениальности личности. Здесь проявляется важнейшее свойство рефлексии различать и удерживать полноту текущих жизненных впечатлений в мощном я-центре, питающее взлеты человеческого духа и таланта. В обычной человеческой жизни рефлексия, мысленно скрепляю-


Амеолоппесш смыслы рефлексии

щая и относящая к «я» внешние и внутренние жизненные события, обеспечивает относительную непрерывность субъективного существования.

2. Рефлексия может стать жизненной роскошью и наградой мудреца в присущей ему роли философа, художника или ученого. В рефлексии, сопряженной с культурным творчеством, он получает возможность «собрать».и целостно выразить себя в опыте исповеди, жизнеописания, эстетического или этического деяния.

3. Рефлексия является психической функцией, к развитию которой личность особенно открыта в молодом возрасте, нуждаясь во внутреннем упорядочении стремительно наплывающих желаний, чувств и фантазий. Для зрелого человека она может стать мужественным я-вызовом отчаянию, переживаемому при жизненных кризисах и катастрофах, а затем субъективным средством достойного выхода из них. В едином целом сцепляются акт прояснения для себя жизненных коллизий, акт исповеди о напряженном я-состоянии перед другими или другим, замысел и совершение конструктивного разрешающего поступка. Иногда интенсивно живущая личность может длительно внутренне фиксировать свои жизненные конфликты как «не до конца разрешенные», требующие все новых поступательных я-усилий, приобретая тем самым устойчивое свойство «рефлексивности». Оно может развиться как сильная тенденция жизненных отношений у определенного типа личности. В юнгианской типологии им выступает, например, деятельный и продуктивный интроверт-мыслитель.

4. В качестве самостоятельной формы познавательной деятельности рефлексия является источником интеллектуального обновления для одаренного человека, уставшего от интенсивной жизни ума, направленного на работу и общение. Как неоценимая, открывается возможность вернуться к себе, творчески осмысливая «я». Последующий возврат профессионала от рефлексии к объективным зада-


Глава 8

чам жиэзни создает возможность длительно удерживаться на сверхсложных, в том числе конфликтных, ситуациях деловой и социальной жизни.

Однако личностное преувеличение роли рефлексии 1в психическом обеспечении и регуляции жизни бЗывает сопряжено с риском недеяния, то есть форрмирования специфического интеллектуального ■ торможения и отдаления действия.

5. При всезх достоинствах, рефлексия может быть и действующим элементом психических аномалий. Ясперс (( 47 ) отмечал три ее возможных негативных влияния на личность с невротическими нарушениями: 1) °на провоцирует еще большую не-искреннсостьулиц, подверженных истерии; 2) она может Нсарушить сложившуюся упорядоченность поведенная невротика, становясь фактором появления натянутости и искусственности в его движениях Ид действиях; 3) она может становиться катализатором эмоциональных «застреваний» и навязчивзьгх идей, приобретая качества «дурной», «замкнутгой», «отравляющей» личность.

Вместое с тем, в психотерапевтическом и развивающем гпроцессах рефлексия может превратиться в эффективную защиту от самообманов и я-иллюзий,, ведущих к неврозу. Согласно К. Юнгу, через ресфлексию у переживающей внутренние конфликты личности можно развить исповедальное отнопщение к себе, ведущее к самостоятельному разреццению жизненных проблем.

6. Рефлексная может стать привычной для личности практикой «вспоминания себя» и «проектирования себя», служащей удержания актуального «я» в активной свиязи со всеми ключевыми событиями, периодами, : противоречиями прошлой и перспективами будудцей жизни. Искушенность в рефлексии может бы,1ТЬ движением субъекта к той границе, которая роазделяет знания о собственном бытии и тайну этоьго бытия, знание о себе сочетается со знанием, ^что есть «неизвестное я». Здесь рефлексия подво/|дит личность к черте, за которой — бессознательное, требующее высокого мастерства


Акмеплогитаие смыслы рефлексии_______________________________________■■

интуитивного толкования, приобретаемого в долгой сознательной работе с собой.

7. Уровни осознанности и рефлексивности жизни могут быть рассмотрены как основания развития определенных типов личности. В развитие идеи С.Л. Рубинштейна о личности, способной к сознательному погружению в жизнь и рефлексивному возвышению над ней, предлагаем описания четырех таких типов.

Личность, растворенная в текущей жизни.Ее сознание реактивно следует за наличными ситуациями и за событиями, происходящими здесь-и-сейчас, оперирует в основном актуальными знаниями, впечатлениями, переживаниями. Ретроспектива относится главным образом к недавно бывшему, а перспективное сознание — к тому, что ожидается вскоре. «Я» осознается источником сильных желаний и связанных с ними эмоций и аффектов. Спонтанность и свобода их проявления создает у других впечатление особой энергичности, экспрессивности и экстравагантности данной личности. Слабость ее самопонимания способствует множественным проекциям и идентификациям по типу подражания и уподобления. Этот тип может быть представлен и любителем удовольствий, приходящих из внешней жизни, и человеком, увлекаемым жизнью других людей, и личностью, трепетно следящей и следующей за своими ощущениями, переживаниями и фантазиями.

Деятельная личность.Ее сознание постоянно ищет и находит способы эффективной самореализации и саморегуляции в профессиональной, управленческой или общественной деятельности. За счет хорошего знания о возможностях «я», деятельность осуществляется целенаправленно, планомерно и результативно. В ней присутствует отдаленный и ближний сознательный опыт, а также краткосрочные и пролонгированные прогнозы результатов, продуктов и личностных достижений. Деятельность сосредоточена, как правило, на узкой предметной области, но при доминирующей установке на внешние объекты, она предполагает iro и постоянные обращения к «я» с целью создания обра- '•"•


I__________________________________________________________________________Глава 8

за и концепции я-деятеля. Это личность, склонная отождествлять себя с определенной функцией и ролью в социуме.

Рефлексивная личность.Это человек, сумевший подняться над непосредственно проживаемой жизнью и познающий закономерности своего бытия, чтобы максимально осуществиться. Его активная внешняя и внутренняя деятельность опосредована наблюдениями за собой, осмыслением себя и гармоничной, привлекательной самопрезентацией. За счет непрерывной двойственной ориентации на «я» и на внешние объекты, сознание способно уловить значительно больше ценных свойств значимых объектов и субъективных возможностей осваивать их, чем при нерефлексивной позиции личности. Рефлексия становится причиной и условием расширяющихся творческих связей с миром и самим собой. Жизнь рефлексивной личности не просто «протекает» или «наполняется извне», а ответственно создается ею самой.

Генерирующая личность.Ее сознание достигает трансцендентного уровня, основываясь на способности к творческой рефлексии и производству неординарных и сверхценных продуктов деятельности. Потенциал рефлексии и созидания таков, что способствует индивидуальной актуализации обширного опыта коллективного бессознательного с его огромной силой спонтанности и генеративности. Мощное «я» притягивает и раскрывает такие архетипы и символы психической жизни, которые беспрецедентны по влиянию на деятельность как самой личности, так и множества других людей.

Отмеченные возможности рефлексии, включая связанные с ней риски, при осуществлении зрелой личностью могут формировать рефлексивный способ жизни, который, не подавляя других способов индивидуального бытия, иногда выступает отчетливо доминирующим, направленным на достижение гармонии в прозрачном и цельном я-для-себя.

С выявлением и усилением жизненного потенциала рефлексивной активности в арсенале современных психологов связаны различные помогающие и развивающие приемы. Техники, «раскручивающие» пози-


Амеолоппесш смыслы рефлексии

тивные свойства рефлексии, сочетающей логическое самопознание с исповедальной установкой, занимают достойное место в деятельности психоаналитиков, в инструментарии приверженцев когнитивной модели психологической помощи личности, в методическим арсенале психологов феноменологического и гуманистического направлений.

Сегодня на взгляд опытных практиков и консультантов рефлексия может выступить базовым феноменом при создании нового поколенияметодических техник, вобравших преимущества известных методик, апеллирующих к активному сознанию. Такая ее перспектива особо важна в условиях нашей культуры, традиционно подчеркивающей значение самопознания человека. Однако для ее осуществления необходимо учесть весь спектр особенностей и достоинств рефлексии в ее расширенном личностном назначении.

Учитывая жизненные возможности рефлексии, сформулируем методические позиции,которые будут положены в основу разработки рефлексивных моделей развивающего взаимодействия, адресованных профессионалам в сфере интеллектуального труда.

Во-первых,наиболее адекватным для данной категории личностей является моделирование «теоретической рефлексии», превращающей процесс самопознания в самоисследование. Рефлексивные эмпирические модели, несмотря на субъективную форму, должны дать объективную картину личности. Это возможно, если метод является доступным для адресата средством научно-психологического понимания своих действительных жизненных отношений, умножает интеллектуальные силы самообъективации. Сам акт включения в самоисследование становится событием объективации личности. Она проявляет фоновый уровень развития способности к рефлексии и готовность к принятию ее новых форм и способов — то, что характеризует реалии ее жизненных отношений, взятых со стороны «я». Осуществляя самоисследование, логическим путем открывая себя-в- других и других-в-себе, личность объективно выводит себя на новые уровни и этапы жизни.

Во-вторых,кроме теоретической установки должны быть актуализированы другие установки рефлек-


Глава 8

сии: онтологическая как обращение рефлексии к изначальным бытийным, в том числе архетипическим, основаниям жизненных отношений; экзистенциальная как стремление рефлексии индивидуализировать бытие личности и превратить его в сознательное проживание; феноменологическая как сосредоточение сознательного мышления личности на я-состояниях, я-впечатлениях, я-познании. я-деятельности, я-поступле-нии.

В-третьих,с учетом перечисленных установок должны быть смоделированы разнообразные рефлексивные действия, направленные, как любые сложные мыслительные акты, на поиск, постановку вопросов и проблем. В данном случае — вопросов к «я» и проблем «я». Эффектами рефлексивных действий должны выступать искренние ответы и решения, касающиеся прояснения или открытия смыслов «я», добывания знаний о «я» и их синтеза в концепцию «я». Рефлексивная активность как операциональный план рефлексии моделируется в виде континуума аналитических, синтетических, обобщающих и проблемных логических операций, насыщенных переживанием субъективной значимости самоосмысления. Операции структурируются в содержательные «формулы» или «алгоритмы» мысленного воссоздания и преобразования я-центра жизненных отношений. Методически обоснованные рефлексивные шаги, которые предпринимает личность, развивают сознательное субъектное начало ее жизне-отношений.

В-четвертых,применение рефлексивного методического подхода нацелено на выявление содержательных характеристик типологических отношений ученого, на установление связей, в том числе оппозиционных, между этими характеристиками и на типизацию субъекта науки. Содержательный план рефлексии моделируется по принципам, предусмотренным теоретической моделью жизненных отношений. ■ В типологических отношениях различаются акме-ологические характеристики, имеющие онтологические и социокультурные основания. В преломлении к задачам самоисследования они выступают акмеологическими смыслами рефлексии.


Ашеолмияеше смыслы рефлексии

■ Типологические отношения и их акмеологические характеристики рассматриваются в качестве психологических структур, объединяющих предметные, мотивационные, когнитивные, эмоциональные и действенно-поступковые элементы. Условно их можно объединить в категории «предметов отношений», «жизненных действий», «мотивации», «способов действий». В моделируемых процессах самоисследования они выступают индивидуально-психологическими содержаниями рефлексии.

■ Учитывается возможность существования акмео-логических характеристик отношений в изменчивых и устойчивых психологических формах, например, ситуативных мотивов — стойких тенденций активности — черт характера — смыслов самооценки. Так, «ответственность за научную судьбу других» в рефлексии ученого может быть повторяющимся мотивом, целью и результатом деятельности, характерологическим качеством личности, постоянной мерой ценности «я».

■ В каждой акмеологической и психологической характеристике любого типообразующего отношения моделируются проявления характеристик других отношений так, что все они связываются в динамичную и целостную картину свойств субъекта рефлексии.

■ Строится модель развивающих оппозиций в типологических отношениях. К ним относятся: оппозиции внешних и внутренних условий отношений; оппозиции между свойствами субъекта отношений, способами и результатами его активности, аспектами концепции «я»; оппозиции между различными типологическими отношениями (интеллектуально-творческим, нравственным, рефлексивным). При интерпретации данных самоисследования по характеру доминирующих коллизий определяются тенденции развития личности и достижения ею акмеологического типа.

■ Строится модель преодоления оппозиций типоло- jr-j гических отношений, объединяющая различные »»'


Глава 8

уровни активности личности, включая конструктивную рефлексию противоречия и деятельное его разрешение. Рефлексия, как любая сложная инте^длектуальная деятельность, может моделироваться в виде заданий на формулировку «проблем я», на определение предпочитаемых способов их решения и на оценку достигаемых результатов со сторсэны субъективного и объективного разрешения. Индивидуальный контур способов решения «проблем я», которые личность осознанно предпочитает и успешно применяет, будет характеризовать я-позицию личности в перспективном развитие типологических жизнеотношений.

В-пятгых, рефлексия должна быть сориентирована на «я» , взятое в трех измерениях: по признаку направленных «в мир» отношений личности; по признаку «вглубь» личности, приоткрывающему силы ее субъектнгости и потенциал саморазвития; по признаку «вдаль жизни» личности, означающему меру самостоятельности и самодеятельности, которую она способна! проявить в будущем. Учитывая избранный модус «становления» личности, рефлексивные приемы адресуются как зрелым профессионалам, так и молодым ученым.

В-ше<стых, рефлексивные приемы нацеливаются на психологический диагноз и прогноз существенных аспектов самовыражения и объективации личности. К ним относятся: репрезентация в я-опреде-лениях профессиональной и этической сторон жизни как значимых; уровень и качество самообобщения; широта 1ц богатство реальных жизненных связей, освещенных самосознанием; креативность рефлексивных высказываний; гармония рефлексивной способности! и меры объективации личности.

Путь,, который проходит человек, работая с я-обращенными методами — это путь от актуализации предельно Доступного данному индивиду уровня самощознания к принятию от психолога новых средств ссамопознания и к самостоятельному применению) этих средств. Чтобы личность приняла 158 пРеАлож'енную ей «рефлексивную игру», после-


дняя должна быть тем, что ранее искалось личностью, но еще не оформилось, что ранее желалось, но чему не было отпущено времени, что предчувствовалось как личная необходимость, Но не было раньше обретено.

В соответствие с намеченным порядком моделирования рефлексии, ниже приводятся акмеологические характеристики типообразующих отношений. Они создают то понятийно-смысловое пространство (словарь), в котором ученый может пройти самоисследование. В словаре смыслы интеллектуально-творческого отношения включают этические и рефлексивные моменты деятельности в науке, этические смыслы интеллек-туализированы и содержат моменты нравственной и профессиональной рефлексии, смыслы рефлексии наполнены профессионально-творческим и нравственным содержанием. Конечно, словарь может строиться иначе, с другими акцентами, с иной точки зрения, может быть расширен и углублен. Здесь дается один из возможных вариантов понятийных средств, применимых в развивающем обращении ученого к себе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...