Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Интеллектуально творческое отношение ученого

1. Оно предполагает развитие познания-в качестве ведущей деятельности, представленной для личности как «совершение пути познания». Познавая, личность овладевает реальными предметами, основываясь на идеальных предметах и идеальных преобразованиях. Познание развертывается в сознательных и бессознательных действиях, направленных на нахождение различий, сходства, общности, оппозиций и единства явлений. Сфор-мированность, гибкая смена и рефлексия этих действий, превращают познание в дискурсивное мышление, сознательно повинующееся правилам и выраженное в строгих логических моделях реальности. Оно в своем развитии стремится к интуитивно-творческому мышлению, ведущему к открытиям нового.


16D

2. Познание должно быть результативно, а субъект познания - продуктивен. Это значит, что развивающейся мьксли ученого необходимо охватить и выразить в оригинальных понятиях множество сторон и фор»м бытия, вовлеченных в его научную и социально-преобразующую деятельность ради значите/льного авторского вклада в улучшение человечесской жизни.

Совершение шути познания ведет к высвобождению мысли и:3 узкой предметной области; познание ученого ^стремится к разносторонности, то есть исследованию и изменению мира в его разных формах, планах и на разных уровнях. 1 Юзна-ваемый конкретный объект постепенно открывается ученому во все более широких и глубоких значениях, проступает во все более отдаленных объективны^ связях и отношениях. Сквозь данный объект для ученого «начинает светиться ве« мир». В прив1илегированном объекте изучения ему открываются возможности влиять на многие сферы человеческой жизни. 4 Понятийное» знание строится ученым для передачи другим и для обмена с другими, поэтому очень важна словесная и символическая форма научных понятий. Словам устного выступления и печатного труда должны придаваться гибкость, весомость, соответствие существенным значениям, чистота и однозначность выражения свойств и связей явлений. «Точность и легкость слова зависят от правильного упютребления терминов. Сила, питаемая чувством, способствует легкости и сжатости слога. Тонкости прибегает к терминам, позволяющим выразить м]Ного больше, чем сказано. Благородство придает изложению непринужденность, простоту, точность, естественность. Возвышенность сообщает благородству силу и полет, которые потрясая разум, изумляют его и выводят из равновесия; это наиболее верный способ выразить великую и ошеломляющую идею» (12, с. 24). В точном словесном выражении мысль приобретает ясность, понятность,,, способность увлекать.


Лшшипяесш смыслы щтт

5. Познаваемый объект науки должен быть восстановлен в том виде и содержании, которые делают возможным его использование как цельного основания новых практических действий или цельного руководства для новых направлений интеллектуальной деятельности. Истинным результатом научного поиска может быть только завершенная идея или модель объекта как субъективно открытая логика его бытия. И какой бы стороной объект ни поворачивался к другим, его будут понимать в целостности, замкнутости, относительной законченности, что является важным критерием объективности научных содержаний.

6. В научном мышлении личность овладевает понятийными знаниями, организующимися в единую понятийную систему. Массив понятий, объем знаний (ученость), плотность и распространенность вширь и вглубь связей между понятиями, сочетание центробежных и центростремительных сил преобразования межпонятийных связей, а также отточенность и изящество порождающих эти силы действий различения и обобщения — все это необходимые составляющие зрелой понятийной системы. Личность способна удержать себя на сложной, синтетической работе мысли, на процессах соотнесения и соединения понятий, благодаря рефлексивности мышления. В рефлексии дается индивидуально освоенное содержание понятий, способы его добывания из реальности, мера самостоятельности и мастерства личности в познании.

7. Научное познание должно выступать для ученого как его собственный, неповторимо реализуемый путь. При этом необходимы достоинство, честность, хороший вкус в принятии, отборе и использовании знания, добытого и систематизированного другими- Осознание своеобразия своего пути и вместе с тем причастности к делу, совершенному другими умами, построение своей модели объекта науки и непротивопоставление ее другим моделям придают ученому интеллектуальную свободу. Действительно, «истина и доводы разума принадлежат

6 Психология личности


Шва 8

всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии. То-то и то-то столь же находится в согласии с мнением Платона, сколько с моим, ибо мы обнаруживаем здесь единомыслие и смотрим на дело одинаково... То, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, его собственным су/ждением». (24, с. 142)

8. Стремление и способность к самостоятельному созданию цельного :знания об объекте постепен-' но распространяется у ученого на интеллектуальное отношение к миру в целом. Яркая чувственно-эмоциональная окраска, присущая интенсивным научно-поисковым действиям, переносится на любое познание. Момент относительного интеллектуального «завершения мира», адресованный другим, придает познанию ученого этический характер. Напряженное генерирование идей, служащих целостное интерпретации мира, и их соотнесение с человеческими ценностями ведут ученого к обнаружению «смысла мира и жизни для себя», то есть к оформлению познания в личное мировоззрение. Ют личности требуется большая, глубоко интимшая духовная работа, чтобы выдержать неизбежные и естественные противоречия мировоззрения, вызванные субъективными усилиями объективно воплотить его.

9. Процесс внутреннего восхождения ученого к мировоззрению заключает множественные выборы способов, направлений, смысловых акцентов в познании явлений и событий. У него формируется умение мысленного прохождения различных путей объяснения и истолкования бытия. Утвердившись в одном пути, он может принять реальность путей, избираемых .другими. Отстаивание своих идей и не отвержение, а доказательное оппонирование тому, что он считает заблуждением, свидетельствуют об овладении ученым драгоценной способностью — подниманием. Оно интегрирует лучшие свойства интеллектуального отношения к


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...