Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНКРЕТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОДЕРЖАНИЯ РЕФЛЕКСИИ

Приступаем к непосредственному моделированию содержания рефлексивных методик, ориентированных на развивающее взаимодействие психолога с ученым-профессионалом. При этом следует учесть специфические особенности техник рефлексии в системе других приемов психологической работы с личностью.

Рефлексивные приемы не могут прямо выявить или изменить обстановку жизнедеятельности личности. Они не измеряют личностные тенденции и свойства. В них не проявляются эмпирические реалии действий и поступков индивида, не дана предметная продуктивность его деятельности. Эффект их принятия субъектом и воздействия на него отсрочен и не всегда психологически контролируем. И все же техники рефлексии связаны с вполне реальными условиями развития личности. При содержательном самопознании субъект может повлиять на ценностную позицию «я» в значимой жизненной сфере или ситуации, может изменить уровень своей самостоятельности и силы «я», углубить и расширить личные смыслы того, что она делает и совершает. Рефлексивный прием может воссоздать процессы самооценки, самоосмысления или самообобщения как значительные для личности жизненные события. Он может вызывать, усиливать, продлевать необходимые, не всегда заметно выделяющиеся фрагменты жизни субъекта, состо-]2|j ящие в самодетерминации и самореализации.


Кощм-псишгоесщ содержания рирмки_____________________________|

С одной стороны, в рефлексивном акте любое субъективное явление во всех его моментах переводится в план одного сознания, в единстве которого оно должно быть понято во всех моментах. Этим достигается теоретическая транскрипция уже происшедшего, но теряются те действительные творческие силы, которые порождали явление, теряются его живые и «принципиально неслиянные участники». (8) С другой стороны, рефлексивные приемы моделируют в индивидуальном сознании свободный диалог с психологом как значимым «другим», который остается для субъекта рефлексии суверенным собеседником, не сливающимся с ним. Соприсутствие в ситуации рефлексии близкого другого и дальних других, напряженный! ответственный самоотчет могут пробудить в личности новые силы профессионально-этической самоактуализации. Действие этих сил адресовано другим людям в контексте будущих жизненных событий.

Сознание, имеющее форму рефлексии, становится особо содержательным, когда наполняется понятийными и смысловыми дифференцировками психологических качеств и структурных связей жизнеотношений. Интеллектуальная личность примет такие приемы и смыслы самопознания, которые не упрощают, не огрубляют ее «я», а заключают множество планов понимания и истолкования индивидуальных нюансов и закономерностей ее жизни. Психологизм рефлексии важен и в аспекте восстановления психологом объективных характеристик жизнеотношений личности по данным ее самоисследования. Чем богаче и полнее выстроенная личностью концепция «я», тем реалистичнее психологические прогнозы и рекомендации по организации ею своей жизни.

В чем заключается психологическая конкретизация акмеологической модели жизненных отношений ученого-профессионала? Первым шагом является предметное определение жизненных отношений,состоящее в воссоздании и структурировании элементов локальной зоны развития ученого, на которые прежде всего ориентированы отношения.

При определении предметного содержания отношений можно основываться на традиционных установ-


■■____________________________________[Ш_9

ках отечественной психсологии. При сведении положений известных исследователей о направленности отношений выстраивается следующий ряд сходных определений. —Отношения личности всегда являются субъективной связью с чем-т-о объективным, находящимся вне сознания. Это сэтношения к труду, к людям, к коллективу, к веща!м и т. д. Даже в свойствах, выражающих отношение к самому себе, например, самолюбии, ценность собственной личности осознается как нечто объективное. (B.C. Мерлин)

—Центральной задачей психологии личности является изучение человека в его отношениях к коллективу, к трудовое деятельности, к познанию, самому себе. (В.Н. Мясищев)

—Личность определяется своими отношениями к окружающему миру,, к общественному окружению, к другим людям. (C.jA. Рубинштейн)

—Личность выступаетг единством своих субъективных отношений к обццеству, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни. (Б.Г. Ананьев»)

— «Отношение» подразумевает не только объективную связь личности (с деятельностью и окружением, но и ее субъективную позицию при осуществлении этой связи. (Б..ф. Ломов)

Локальная зона интегрирует наиболее близкие, непосредственные предметные связи индивида с жизнью. Здесь личность нахсодит конкретный объект труда, ставит специфические для организации профессиональные проблемы, встречается со значимыми другими, испытывает на себе прямые воздействия конкретных управленческихс решений, овладевает ситуативными и типичными дл5я данного коллектива моделями сотрудничества и личнсо-этического взаимодействия, узнает себя во множественных качествах и ролях. Здесь социум обращен к личности таким образом, что обще-Щ ственная среда и индиви/д могут равно влиять друг на


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...