Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкретно псишогичесщ содержания рефлексии

—рациональное поддержание удовлетворенности собой как эффекта позитивного самоопределения в организации;

—осознанное утверждение в организации сильной я-позиции профессионала, автора оригинальных идей и человека, способного принять ответственность за других;

—перевод опыта самопознания в форму понимающего и справедливого отношения к коллегам;

—сосредоточение на проблеме «как сохранить достоинство, свободу, индивидуальность» в ситуациях давления, унижения или деструктивного конфликта;

—синтез знания о себе-профессионале, исходя из авторитетных и взыскательных оценок твоих достижений;

— ответственное признание своих профессиональных ошибок и деструктивных позиций в совместной работе;

—постановку перед собой профессиональных задач возрастающей сложности с целью усовершенствоваться в красивых решениях;

—рефлексивную установку на освоение все более сложных моделей познания и духовной деятельности с целью развивающих влияний «я» на других;

—принятие как средств саморазвития событий творческого диалога с авторитетными и любимыми коллегами;

—замыслы умножения приятных и благодарных впечатлений других о жизненной встрече с тобой.

Далее, от континуумов жизненных действий как целостных эмпирических выражений жизнеотношении переходим к внутренней детерминации этих действий с ее закономерными личностными преобразованиями.Речь идет о тонких психологических трансформациях, одна из линий которых подчеркнута В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, B.C. Мерлиным. Это переходы от непосредственно действующих желаний к мотивам,то

7 Психология личности


Глава 9

есть осознанным стремлениям, принятым личностью в качестве идеального побудителя своей жизнедеятельности, а затем переходы от осознанного мотивообразова-ния и определения способов исполненияжизненных действий к развитию черт характераи способностей.Каждый из выделенных моментов процесса выступает «ипостасью» жизнеотношений, главная из которых представляет собой устойчивое характерологическое ядро личности с «вплетающимися» в него способностями. Но по сути отношения ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, яркую выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. (26)

Внутренние возможности перехода отношения из ситуативных форм (мотивов и способов жизненных действий) в константные (характер и способности) могут быть уловлены психологом при использовании рефлексивных методических моделей, располагающих личность рационально влиять на перспективную динамику своих отношений к жизни. В целом, трансформации жизнеотношений состоят в отрицании их множественных текучих состояний, достижении ими обобщенности и стабильности, а затем в возврате к многообразию динамических проявлений, но уже не случайных, а закономерных. Что стоит за этим движением? Постоянство и изменения объективных условий жизнедеятельности субъекта? Организация индивидуальной-жизни, предполагающая воспроизведение ее форм в сходных ситуациях? Тенденция к обобщению и закреплению внутреннего опыта, зарождающаяся в активном мышлении и рефлексии личности? На все эти вопросы следует ответить утвердительно. Однако ответы не обозначат полной действительной картины личностной динамики жизнеотношений. Нужно выделить и подчеркнуть наиболее скрытый фактор движения — образование и выявление субъектом своих жизненных смыслов.

Так, возобновляющийся мотив-отношение появляется не только в силу неотразимой притягательности объекта, или по причине овладевшего индивидом переживания нужды, стремящегося к разрядке и удовлетворению, или вследствие подсознательного жела-


Конкрем-псишоптакие содержания рефлексии_____________________________________|

ния индивида повторять-приятные впечатления от встречи с объектом и закрепить успешные действия с ним, а также не только в связи с повиновением личности внутренней спонтанной силе, влекущей ее к завершению незавершенных действий с объектом. Субъект мотивации должен узнать — осмыслить — отрефлек-сироватьобъект как неисчерпаемый в своих конструктивных, развивающих соотношениях с ним и его значимым окружением.

Открытие этой ценности объекта может совершаться при различных условиях. Возможно, личность пробуждает мощную мотивирующую энергию сложного объекта, вложив в него труд самостоятельного познания, осознав и его доступность, и беспредельность погружения в него. Здесь она извлекает творческий смысл объекта, который постоянно актуализируется в возобновляющемся мотиве креативности. Движимая им личность сама «идет к объекту».

Возможно, личность снова и снова обращается к объекту при содействии близкого другого, который последовательно выявляет его интересные, таинственные, прекрасные свойства и стороны. Вслед за передачей и принятием смысла объекта от другого, рождается и постоянно возвращается к личности мотив диалогичного взаимодействия, наполненный сопереживанием и общим вдохновением. Под его внутренним влиянием она предстает как «ведомая к объекту».

Возможно, формированию сильного мотива способствует интуитивное знание личностью о своих исключительных возможностях в освоении и преобразовании объекта. Следуя смыслу реализации одаренности, она вновь и вновь обращает объект к себе. Бывает достаточно даже начальных успешных преобразований объекта, чтобы надолго удержать мотив самореализации. В этом случае личность выступает «привлекающей к себе объект».

Образование осознанных, устойчивых, конструктивных мотивов опосредовано субъективным нахождением смыслов объекта мотивации в индивидуальном познании, в межличностном диалоге, авторском обновлении объекта и в самореализации на основе взаимодействия с ним. Содержание в мотиве жизненного

7*


Глава 8

смысла фиксирует побуждение, не дает ему угаснуть в ситуативном действии! или поступке. Закономерная множественность смыслов, сопутствующая мотивации, задает дифференщиацию мотивов; различные смыслы, с той или иной[ отчетливостью представленные в сознании, простгупают в мотивах, имеющих различную побудительвдую силу; смыслы умножаются и развиваются при успешном для личности осуществлении мотивированнюй активности; в психологической интерпретации индивидуальных действий необходимо учитывать шобуждения разного уровня и смыслового плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи, избегая одномерности и узости мышления. Разнопланошость приобретенных личностью смыслов и реализугющих их мотивов обусловливает следующий момен'т осмысления личностью своей связи с объектом: двщжение сознания к открытию мотива-доминанты, или дальнего устремления, которому субъект будет следовать в своих жизненных действиях. Он должен быть обнаружен, личностно закреплен не вопреки другим стремлениям, а в согласии с ними, и должен всобрать и интегрировать смысловые содержания всех других конструктивных, развивающих мотивов.

Мотив-доминанта направляет личность на поиск выигрышных ситуаций „для репрезентации и передачи другим индивидуально освоенных интегральных смыслов. Ситуации должны (обладать свойством генеза под влиянием смысловой и осмысленной активности личности. Качественная характеристика ситуаций как смысловой контекст ддя[ действующей личности, смысловое содержание мотивации, а также смыслы того, каким образом и ради чего совершается действие, сходятся и сводятся личностью в «общем смысловом отношении к объекту». СНбъект охватывается этим отношением многосторонне, в полноте ценных связей с другими объектами и субъективно дается личности как большой феномен жизии. Наступает момент концентрации индивидуальной души на одном их глобальных направлений бытия в мщре; развивается характероло-

Шгическая форма определенного жизненного отношения личности.


Конкретна психологические содержания рефлексии__________________________________________|

При этом основной мотив, идея ценности объекта, значимое действие и сопутствующие переживания переводятся личностью в абсолютное смысловое прошлое со всем тем смысловым контекстом, в который они были неотрывно вплетены. Только так стремление может приобрести некую протяженность и постоянную содержательность, а «внутренний путь действия может быть фиксирован, определен». (8, с. 109)

Установление личностью обобщенных смысловых линий существования ведет ее к самопознанию и созданию целостной, перспективной и способной к непрерывной актуализации модели своей жизни. Рефлексивно заданная определенность жизни осознается личностью как система ценностей «я».Для ученого-профессионала ими могут выступить «мой стиль и метод интеллектуальной деятельности», «мой авторский вклад в научное познание и наукоемкую практику», «разделение моего познания и деятельности с близким другим», «привлечение к моему творчеству талантливых других», «мое знание и раавитие своих способностей и достоинств», «моя удовлетворенность творческой продуктивной жизнью», «мой талант, нуждающийся в развитии», «мое уважение и любовь к достоинствам других» и т. д. Ценности «я» как субъективные порождения жизненных действий вновь возвращаются в эмпирический план в виде ситуативно преломленных личных смыслов и мотивов.

В формировании и характерологической стабилизации мотивов, в переходе их на уровень ценностей «я» важная функция принадлежит «внутреннему пути действия» или «способу жизненного действия». Расширенно его можно определить как установившуюся в сходных жизненных ситуациях связь иерархически организованных целей жизненного действия с когнитивной моделью действия, с интеллектуальными, инструментальными, предметными и социальными средствами действия, с оценками личностью своих операциональных возможностей, с промежуточными и конечными результатами действия, с объективной и субъективной эффективностью действия, с рациональной и интуитивной регуляцией действия. В идеале эле- *ηη менты и их связи в составе способа действия должны '«"


быть рефлексивно представ/лены личности. Тогда, зная детальные различия разных: способов, она всегда сможет сделать гибкий жизненщый выбор: что делать и как действовать.

Использование определенного способа приводит к зрелому осмысленному действию при следующих условиях: первое, если личность пытается согласовать образ и концепцию действия с исходными в данной жизненной ситуации мотивсом и смыслом; второе, если личность интуитивно и рефлексивно выбирает наилучший из доступных способов и ставит реалистичную цель; третье, если личность, движима силой креативности, исходящей из опыта творчества; четвертое, если она поддерживает в себе установку на самостоятельность, активность и инициативу; пятое, если личность в своем намерении действоввать «верна себе»; шестое, если применение избранногс-о способа может привести к продуктивному результату г, который будет социально одобрен.

Такой подход личности* к определению способа жизненного действия означает, что она осознанно, самостоятельно и избирательно включается в деятельность или поступление, чтсю сама личность со своей субъективной позицией яв.яется «элементом» собственной активности и ее намеченного способа. Зрелые смыслы, мотивы и я-ценщости присущи, как правило, личности, искусной в способах жизненных действий. Становление характера в видде системы обобщенных, устойчивых, побудительных; смыслов сопряжено с развитием способностей к самсостоятельной, деятельной, продуктивной жизни. Мотщв, смысл и характер формируют смысловой план жиззненных отношений и действий; способ и способности! образуют и развивают их операциональный план.

Мера реализации способностей в продуктах деятельности и конструктивный влияниях на других определяет изменения в смысловом мире личности. В частности, когда личность достригает результата, который существенно выше или нижке исходного смысла действия, и это происходит в зависимости от уровня развития ее способностей и определенного социального контекста, она бывает вынужкдена произвести смысло-


Конкретно-психологические содержания рефлексии_____________________________________■■

вую переакцентировку. В одном случае она начинает искать более зрелый смысл дальнейшей жизнедеятельности, в другом — углубляет исходный смысл, в третьем — снижает смысловой уровень действий.

К примеру, ученый-профессионал публикует талантливую книгу с отчетливым авторским видением предмета. Однако ближайшее научное окружение выказывает холодное отношение к этой работе, не проявляет доброжелательного интереса к автору, ограничивает получение им социальных откликов на свой труд. В зависимости от степени профессионального самоуважения, готовности отстаивать себя, уверенности в своей авторской свободе, он может или поступиться смыслом сотрудничества и близости с коллегами, или усилить смысл принятия работы в других научных кругах, или акцентировать смысл внутренней требовательности к своему творчеству, или сделать смысловой акцент на будущие более доступные и совершенные авторские работы, или углубить смысл доверительного отношения к коллегам, чтобы быть лучше понятым, или снизить смысл «труда для признания», или разрушить смысл творчества. Сильные развивающие смыслы укрепляют компетентность ипрофессиональный авторитет личности, а деструктивные и ущербные снижают потенциал ее способностей и влияний.

В смысловых и операциональных трансформациях внутри отношений просматривается их подвижная, открытая для преобразований структура. Жизненные отношения структурируются из жизненных действий, каждое из которых связано с определенным временным фрагментом жизни, конкретной предметной обстановкой, отдельной проживаемой ситуацией, единичным событием общения с другими людьми. В жизненных действиях выделяются фазы формирования смыслов, мотивов, способа действия и достижения определенного результата. Перечисленные моменты структуры отношений являются предельными психологическими явлениями,которые могут быть раскрыты личностью в рефлексии и, следовательно, учтены при построении рефлексивных методов. Но чтобы знание об отношени- 1Qn ях и жизненных действиях было более дифференциро- lou


Глава 8

ванным, их анализ должен идти к выявлению текучих и изменчивых феноменов, которрые, трудно улавлива-ясь рефлексивным методом, могуут быть раскрыты другими методами исследования и «оценки личности.

Всякое отношение выступает: в формах образа, идеи, переживания, оценочного суждешия, инициативы к действию; одно и то же отношение ] находит себе выражение в сферах представления, воображения, мышления, эмоций и воли. Интеллектуальньые процессы, переживания и волевые интенции в севоих непротяженных, несознаваемых выражениях сличаются в мимолетные психические акты, формирующие различные фазы жизненных действий и задающще информационный — оценочный — регулятивный платы жизненных отношений. Соответственно тому, что, 1в каком качестве и на каком уровне непрерывно дано вв текучих психических формах, складываются глубинньие содержания жизненных отношений, определяющее, в творческой — репродуктивной, профессиональноэй — потребительской, альтруистической — стяжательсккой, социальной — эгоцентрической, интеллектуальной! — рассудочной и т. д. связях с жизнью находится личвдость.

Кроме тонких психических ээлементов, жизненные действия и отношения включаютт моторные акты, предметные операции, речевые и эксгпрессивные движения, структурирующие внешний плавд жизнедеятельности и внешнее самовыражениеличноссти. Посредством этих разнообразных проявлений субъьект реализует предметно-практическую активность в мшре. Их сложность, сознательная направленность, завершенность, наполнение конструктивным смыслом упшзывают, что субъект обладает зрелыми свойствами «/деятеля» и «создателя жизни».

Возвращаясь к доступным ддля рефлексии моментам отношений и их личностшым преобразованиям, наметим континуумы мотивов hi способов жизненных действий ученого-профессионал\а. Вместе с оценочными позициями для рефлексии щереходов побудительных и операциональных форм жкизненных действий в черты характера и способности), они составят прямое ηηηпсихологическое содержание меэтодик самоисследова-t"U ния. В континуумах представлещы мотивы и способы


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...