Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления охраны воздушного бассейна.

Методы и средства очистки воздуха от загрязнений

Проблема борьбы с атмосферным загрязнением сложна, многогранна и требует много сил и средств. Однако современный уровень научно-технического прогресса позволяет снизить образование опасных веществ в самом источнике их выделения и разработать мероприятия по предупреждению загрязнения.

Для защиты воздушного бассейна от загрязнения его вредными веществами антропогенного происхождения используют следующие меры:

· разработку соответствующих законодательных актов;

· государственный экологический контроль состояния атмосферного воздуха и вредных воздействий на воздушный бассейн;

· контрольно-запретительные мероприятия

· экологизацию технологических процессов;

· очистку газовых выбросов от вредных примесей;

· организацию санитарно-защитных зон;

· архитектурно-планировочные мероприятия;

· меры по снижению выбросов от автотранспорта.

При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции предприятий должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или исключению выбросов в атмосферу. При этом Предприятия должны соблюдать нормативы ПДВ.

Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.

Обязательным составным компонентом промышленного предприятия или иного объекта, являющихся источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека должны быть санитарно-защитные зоны (СЭЗ). СЭЗ – это зона пространства и растительности, специально выделенная между промышленным предприятием и районом проживания населения. Ширину СЭЗ устанавливают в зависимости от класса производства, степени вредности и количества выделенных в атмосферу веществ и принимают равной от 50 до 1000 м.

Архитектурно-планировочные мероприятия включают оптимальное размещение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, рациональная планировка городской застройки, расширение площадей зеленых насаждений.

Много внимания должно уделяться совершенствованию газопылеочистных установок. Очистка газов может быть механической (очистка от твердых частиц и капелек жидкости), сорбционной и основанной на химическом превращении вредных газов в безвредные (каталитическое окисление, термическое разложение и т.д.).

Для очистки воздуха от пыли и аэрозолей широко применяют пылеуловители следующих типов: пылеосадительные камеры, осаждение пыли в которых происходит преимущественно под действием сил гравитации; циклоны, в которых твердые частицы осаждаются под действием центробежных сил, возникающих в результате быстрого спирально-поступательного движения газового потока вдоль ограничивающей поверхности аппарата; промыватели, в которых твердые частицы выделяются в результате инерционного осаждения на каплях и пленках промывающей жидкости; фильтры с перегородками, в которых используются эффекты касания, инерции и ситовой; электрофильтры, в которых на взвешенные частицы действуют в основном электростатические силы.

Сорбцией называют поглощение твердым телом (адсорбция) или жидкостью (абсорбция) вещества из окружающей среды.

Каталитическая очистка газов заключается в обезвреживании газовых выбросов путем химического превращения вредных веществ, содержащихся в газе, в безвредные в присутствии катализатора.

Биохимические методы газоочистки основаны на способности микроорганизмов разрушать и преобразовывать различные соединения. Разложение веществ происходит под действием ферментов, вырабатываемых микроорганизмами под влиянием отдельных соединений или группы веществ, присутствующих в очищаемых газах.

Наиболее эффективным направлением охраны воздушного бассейна от загрязнения является экологизация технологических процессов: создание и внедрение замкнутых технологических циклов, малоотходных технологий, предупреждающих образование загрязнителей в самом процессе производства, а также использование "чистых" источников энергии.

Сокращение выбросов от автотранспорта достигается с помощью:

· градостроительных мероприятий (озеленение автомагистралей, сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок, специальные переходы для пешеходов и др.);

· контроля выбросов токсичных веществ;

· совершенствования двигателей внутреннего сгорания;

· внедрения малотоксичного, экологически чистого топлива.

 

Правовое и экономическое регулирование состояния

Воздушного бассейна

Правовое регулирование состояния воздушной среды в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" (1997), который устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха, другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" граждане страны имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха, вместе с тем они обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в этой области. Закон устанавливает права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования в процессе использования атмосферного воздуха.

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» закрепила задачи использования атмосферного воздуха: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.

Закон РБ «Об охране атмосферного воздуха» (раздел YIII «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха») закрепил право установления нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия в пределах и за превышение лимитов, а также предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго –и ресурсосберегающих технологий, использование нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха.

Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», принятого Государственной Думой 2 апреля 1999 года и одобренного Советом Федерации 22 апреля 1999 года, и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

– обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

– недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

– обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

– гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

– научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

– обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

 

Статья 15 предусматривает общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух:

1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.

4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Экономические рычаги охраны и рационального использования атмосферного воздуха включают:

- планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;

- установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных целей;

- установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- предоставление субъектам хозяйствования налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими экологически безопасных технологий, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...