Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления охраны воздушного бассейна.Методы и средства очистки воздуха от загрязнений Проблема борьбы с атмосферным загрязнением сложна, многогранна и требует много сил и средств. Однако современный уровень научно-технического прогресса позволяет снизить образование опасных веществ в самом источнике их выделения и разработать мероприятия по предупреждению загрязнения. Для защиты воздушного бассейна от загрязнения его вредными веществами антропогенного происхождения используют следующие меры: · разработку соответствующих законодательных актов; · государственный экологический контроль состояния атмосферного воздуха и вредных воздействий на воздушный бассейн; · контрольно-запретительные мероприятия · экологизацию технологических процессов; · очистку газовых выбросов от вредных примесей; · организацию санитарно-защитных зон; · архитектурно-планировочные мероприятия; · меры по снижению выбросов от автотранспорта. При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции предприятий должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или исключению выбросов в атмосферу. При этом Предприятия должны соблюдать нормативы ПДВ. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ. Обязательным составным компонентом промышленного предприятия или иного объекта, являющихся источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека должны быть санитарно-защитные зоны (СЭЗ). СЭЗ – это зона пространства и растительности, специально выделенная между промышленным предприятием и районом проживания населения. Ширину СЭЗ устанавливают в зависимости от класса производства, степени вредности и количества выделенных в атмосферу веществ и принимают равной от 50 до 1000 м. Архитектурно-планировочные мероприятия включают оптимальное размещение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, рациональная планировка городской застройки, расширение площадей зеленых насаждений. Много внимания должно уделяться совершенствованию газопылеочистных установок. Очистка газов может быть механической (очистка от твердых частиц и капелек жидкости), сорбционной и основанной на химическом превращении вредных газов в безвредные (каталитическое окисление, термическое разложение и т.д.). Для очистки воздуха от пыли и аэрозолей широко применяют пылеуловители следующих типов: пылеосадительные камеры, осаждение пыли в которых происходит преимущественно под действием сил гравитации; циклоны, в которых твердые частицы осаждаются под действием центробежных сил, возникающих в результате быстрого спирально-поступательного движения газового потока вдоль ограничивающей поверхности аппарата; промыватели, в которых твердые частицы выделяются в результате инерционного осаждения на каплях и пленках промывающей жидкости; фильтры с перегородками, в которых используются эффекты касания, инерции и ситовой; электрофильтры, в которых на взвешенные частицы действуют в основном электростатические силы. Сорбцией называют поглощение твердым телом (адсорбция) или жидкостью (абсорбция) вещества из окружающей среды. Каталитическая очистка газов заключается в обезвреживании газовых выбросов путем химического превращения вредных веществ, содержащихся в газе, в безвредные в присутствии катализатора. Биохимические методы газоочистки основаны на способности микроорганизмов разрушать и преобразовывать различные соединения. Разложение веществ происходит под действием ферментов, вырабатываемых микроорганизмами под влиянием отдельных соединений или группы веществ, присутствующих в очищаемых газах. Наиболее эффективным направлением охраны воздушного бассейна от загрязнения является экологизация технологических процессов: создание и внедрение замкнутых технологических циклов, малоотходных технологий, предупреждающих образование загрязнителей в самом процессе производства, а также использование "чистых" источников энергии. Сокращение выбросов от автотранспорта достигается с помощью: · градостроительных мероприятий (озеленение автомагистралей, сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок, специальные переходы для пешеходов и др.); · контроля выбросов токсичных веществ; · совершенствования двигателей внутреннего сгорания; · внедрения малотоксичного, экологически чистого топлива.
Правовое и экономическое регулирование состояния Воздушного бассейна Правовое регулирование состояния воздушной среды в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" (1997), который устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха, другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" граждане страны имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха, вместе с тем они обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в этой области. Закон устанавливает права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования в процессе использования атмосферного воздуха. Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» закрепила задачи использования атмосферного воздуха: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха. Закон РБ «Об охране атмосферного воздуха» (раздел YIII «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха») закрепил право установления нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия в пределах и за превышение лимитов, а также предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго –и ресурсосберегающих технологий, использование нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», принятого Государственной Думой 2 апреля 1999 года и одобренного Советом Федерации 22 апреля 1999 года, и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: – приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; – обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; – недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; – обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; – гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; – научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; – обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 15 предусматривает общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух: 1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. 2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. 3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха. 4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. 5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. 7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. 8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. Экономические рычаги охраны и рационального использования атмосферного воздуха включают: - планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха; - установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных целей; - установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; - предоставление субъектам хозяйствования налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими экологически безопасных технологий, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |