Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институциональные механизмы регулирования природопользования

 

Переход к устойчивому типу экономического развития, экологизация экономики невозможны без действенных институциональных механизмов, целью которых является реализация государственной экологической политики, согласование экономических и экологических интересов общественного производства Институциональные механизмы регулирования природопользования представляют собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования.

В структуре институциональных механизмов природопользования можно выделить три основных блока:

· управление охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;

· планирование и прогнозирование природопользования и природоохранной деятельности;

· экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности.

В Республике Беларусь основным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды является осуществление прав граждан республики на благоприятную для жизнедеятельности среду обитания, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом без снижения комфортности существования и права на компенсацию ущерба, нанесённого здоровью или имуществу граждан в результате изменения качества окружающей среды. Документом, обеспечивающим права граждан на безопасную среду обитания, является Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 44, 45, 46, 55).

 

Понятие «государственное управление природопользованием». Функции управления

 

Важной предпосылкой формирования действенных институциональных механизмов природопользования является совершенствование системы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в экологических отношениях.

Механизм управления природопользованием включает методы, функции управления и организационные структуры (систему органов).

Система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды строится в соответствии с задачами и функциями, которые охватывают следующие направления:

– планирование и научное прогнозирование природоохранной деятельности,

– учёт природных объектов, осуществление контроля, надзора и мониторинга окружающей среды,

– экономическое стимулирование природоохранной деятельности и др.

 

Методы управления природопользованием

 

Методы управления могут быть административными, экономическими и социально-психологическими.

Административный метод означает прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения. Административное регулирование предполагает широкое применение экологических стандартов, правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии, сертификаты и пр.).

С переходом экономики на рыночные рельсы решающее значение приобретают экономические методы управления, которые создают непосредственную материальную заинтересованность каждой хозяйственной единицы в экономном, бережном использовании природных ресурсов и максимальном ограничении вредного влияния своей деятельности на окружающую среду (экологический налог, штрафы за нарушения экологических стандартов и договоров, система налоговых льгот и т.д.).

 

Отраслевой и территориальный

Принципы управления

 

В Республике Беларусь управление природопользованием организационно осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов. Территориальный принцип управления обеспечивает подход к проблемам природопользования на уровне регионов и страны в целом. Управление использованием природных ресурсов и охраной природы осуществляют Национальное собрание, Президент Республики Беларусь, Совет Министров, а также областные, городские, районные, поселковые, сельские исполнительные комитеты.

Отраслевой принцип управления природопользованием реализуется отраслевыми министерствами и ведомствами: Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (основной государственный орган управления природопользованием); Министерством по чрезвычайным ситуациям; Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитетом лесного хозяйства и др.

На уровне субъектов хозяйствования управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляет их администрация.

В России государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды в последние годы претерпела существенные изменения, в частности, были значительно сокращены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в экологической сфере с передачей их на федеральный уровень. компетенция, задачи и функции государственных органов РФ по охране окружающей среды были определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», принятым в 1991 г.

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; а также органы местной администрации.
В соответствии с российским законодательством к компетенции Государственной Думы Российской Федерации в регулировании отношений в области охраны окружающей среды относятся:

· определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды;

· утверждение государственной экологической программы;

· определение правовых основ регулирования отношений в области охраны окружающей среды;

· установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечение экологической безопасности.

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

· проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов РФ регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

К органам специальной компетенции относятся Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...