Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

В системе мер по контролю и обоснованию проектных решений одно из центральных мест принадлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизе проекта.

ОВОС проектов хозяйственной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны и базируются на сходной системе социально-экономических показателей. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком (в свою очередь, представляющим интересы заказчика) инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области.

ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта. ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения.

В новой редакции Закона "Об охране окружающей среды Республики Беларусь" дано следующее определение экологической экспертизе: государственная экологическая экспертиза – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды". Под планируемой хозяйственной и иной деятельностью понимается строительство, реконструкция, расширение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать влияние на окружающую среду.

Принципами проведения экологической экспертизы являются:

◦ приоритет охраны жизни и здоровья человека;

◦ законность, научная обоснованность и гласность;

◦ комплексная оценка социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности;

◦ учет суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, и других воздействий на нее в результате осуществляемой планируемой хозяйственной и иной деятельности;

◦ независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий.

В Законе РФ «Об экологической экспертизе» предусмотрены также принципы:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

· обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Цель экологической экспертизы проектов состоит в следующем:

– определении достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой хозяйственной и иной деятельности,

– определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности и прямо или косвенно оказать воздействие на окружающую среду;

– предупреждение возможных неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с этим негативных последствий.

Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Экологическая экспертиза играет исключительно важную роль в решении проблемы экологически безопасного развития экономики. Она обеспечивает реализацию на практике только экологически обоснованных хозяйственных решений.

Экологический аудит

 

Важным направлением реализации государственной экологической политики в области охраны окружающей среды и природопользования является применение экологического аудита. Процедура экологического аудита широко применяется во многих странах мира в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии и ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления.

Экоаудит представляет собой независимую, комплексную, документированную проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности. В настоящее время существует несколько типов экоаудита, отличающихся кругом рассматриваемых проблем и целями, например:

- аудит соблюдения стандартов осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды с одной стороны и положений национальных и международных стандартов;

- аудит ответственности, в результате которого определяется риск ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде;

- аудит при экологическом страховании производится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба при наступлении страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды;

- аудит в системе экологической сертификации производится с целью оценки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормам);

- аудит территории производится с целью оценки экологического состояния территории.

Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической экспертизе и государственному экологическому контролю.

Как свидетельствует имеющийся международный и отечественный опыт, к основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести:

· получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке;

· установление соответствия объектов экологического аудита требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другим критериям экологического аудита;

· оценка влияния деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей среды;

· содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики;

· снижение экологического риска субъектов хозяйственной деятельности, страховых и финансово-кредитных организаций;

· оценка эффективности, полноты и обоснованности природоохранных мероприятий;

· учет и применение общепризнанных международных принципов, методов и процедур и др. [лукьянчиков, с. 441].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...