Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования

С переходом к рыночной экономике появляются следующие формы экономического стимулирования природопользования:

ü продажа прав на загрязнение;

ü экологическое страхование;

ü рынки (биржи) природных ресурсов, прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др.

Продажа прав на загрязнение заключается в приобретении дополнительных лимитов выбросов загрязняющих веществ на определенной территории, т.е. при строительстве нового объекта или введении нового технологического процесса, связанного с увеличением выбросов вредных веществ, владелец предприятия вынужден покупать право на выбросы вредных веществ у других держателей права, расположенных на данной административной территории. Этот рынок в настоящее время активно формируется в США, а система регулирования загрязнения окружающей среды получила название "бабл принцип" или принцип "пузыря" или "облака". Суть этого принципа в том, что норматив выбросов устанавливается для всего региона, а находящиеся в нем предприятия могут совместно найти оптимальный вариант его соблюдения. Цель "баббл-принципа" – дать возможность предприятиям достигать наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка.

Рынком разрешений на выбросы принято называть конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.

Банки выбросов – это специальные банки, в которые фирмы, сократившие объемы выбросов ниже требуемого уровня, могут положить аккредитив, полученный на разницу в выбросах, чтобы впоследствии продать или использовать его при расширении производства.

Биржи прав на загрязнение – посреднические организации, осуществляющие проведение сделок по купле–продаже прав на выбросы.

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

Основные источники и виды финансирования природоохранных мероприятий

 

Осуществление природоохранной деятельности и рационального природопользования требует значительных затрат. Финансирование – это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами.

Переход Республики Беларусь и Российской Федерации к рыночным отношениям привел к снижению роли госбюджетного финансирования природоохранных мероприятий. Важным источником финансирования становятся средства экологических фондов и собственные средства предприятий.

Основными задачами формирования системы экологических фондов является:

· финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

· мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий;

· экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологических чистых технологий, строительства очистных сооружений;

· содействие в развитии международного сотрудничества, экологического образования и воспитания и др.

Согласно закону "О бюджете Республики Беларусь на 2001г." средства фондов охраны природы зачисляются в местные бюджеты и используются в порядке, установленном законодательством; 10% от общей суммы средств фондов передаются из местных бюджетов в республиканский.

Основными источниками формирования средств бюджетного фонда охраны природы являются:

· платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов;

· суммы, полученные в возмещение ущерба и от взимания штрафов за экологические правонарушения;

· средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

· средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

· платежи за выдачу лицензий на природопользование;

· инвалютные поступления, полученные по искам за нарушения природоохранного законодательства от иностранных юридических лиц и граждан;

· добровольные взносы, долевое участие юридических лиц; доходы от проведения денежно-вещевых лотерей.

В Российской Федерации, согласно Бюджетному кодексу, расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.

В России, как и в Беларуси, в структуре средств территориальных экологических фондов основную часть составляют выплаты предприятий за загрязнение окружающей среды.

Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП. [лукьянчиков, с 520].

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...