Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи их охраны и рационального использования

Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров. Основные направления охраны воздушного бассейна. В последние годы в республике наметилась тенденция к сокращению поступающих в атмосферу вредных выбросов, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха в большинстве крупных городов остается высоким. В 2010 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 1319 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – 377 тыс. тонн, от мобильных источников – 942 тыс. тонн.

Наиболее весомый вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят передвижные источники загрязнения, прежде всего автомобильный транспорт (71,4% от общего объема выбросов). Основными стационарными загрязнителями воздушного бассейна республики являются Новополоцкое ПО "Нафтан", Новолукомльская ГРЭС, Могилевская ТЭЦ-2, Мозырский НПЗ, Минская ТЭЦ, ПО "Беларуськалий", Витебская ТЭЦ, Новополоцкая ТЭЦ, ПО "Кричевцементошифер", Мозырская ТЭЦ и Гродненский ПО "Азот".

Наибольший объем загрязняющих веществ поступает от нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, топливной промышленности и электроэнергетики. Загрязняют атмосферу также жилищно-коммунальное хозяйство, машиностроение и металлообработка, промышленность по производству строительных материалов и пищевая промышленность.

В общем объеме выбросов в атмосферу преобладают сернистый ангидрид, окись углерода, летучие органические соединения и окислы азота. В 2010 г. уловлено и обезврежено 2862,6 тыс. т загрязняющих веществ – 88,4% от общего объема загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников.

Выбросы загрязняющих веществ концентрируются в крупных городах и промышленных центрах соответственно масштабам производства. Так, в Гомеле, Жлобине, Мозыре, Речице существует проблема загрязнения воздуха твердыми частицами, в Могилеве, Полоцке и Новополоцке фиксируется повышенное содержание в воздухе диоксида азота, в Орше ­– формальдегида и т.д.

Особенности географического положения республики обусловили преобладание западных потоков (повторяемость ветров западной четверти составляет почти 50%). Поэтому Беларусь является одной из наиболее загрязняемых стран Европы за счет трансграничного переноса.

Национальная политика Республики Беларусь в области управления качеством атмосферного воздуха отражена в ряде документов, разработанных и реализуемых в последние годы: Национальной стратегии устойчивого развития, Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Беларуси (2000 г.) и других. Основными принципами, лежащими в основе национальной политики в области управления качеством атмосферного воздуха, являются:

◦ установление предельных выбросов для каждого предприятия, города, района и области;

◦ установление норм выбросов для отдельных стационарных и передвижных источников с учетом технического прогресса;

◦ энергосбережение;

◦ перевод стационарных и передвижных источников на менее опасные в экологическом отношении виды топлива;

◦ учет критических нагрузок при планировании воздействий и воздухоохранной деятельности;

◦ соответствие принимаемых решений и осуществляемых действий международным соглашениям и конвенциям;

◦ мониторинг трансграничного переноса и атмосферных выпадений загрязняющих веществ;

◦ сокращение потребления озоноразрушающих веществ и мониторинг озоносферы.

Снижению химических нагрузок на воздушный бассейн и улучшению качества атмосферного воздуха будут способствовать следующие меры:

¨ внедрение энерго-и ресурсосберегающих технологий в промышленности и энергетике;

¨ расширение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по высокоэффективным методам и оборудованию для очистки отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, оснащение источников выбросов газопылеочистным оборудованием;

¨ обеспечение производства и использование низкосернистого мазута и дизельного топлива в необходимых объемах;

¨ обеспечение дальнейшего сокращения выбросов оксидов азота и соединений серы за счет увеличения доли природного газа в топливном балансе и совершенствования технологических процессов;

¨ организация повсеместного контроля выбросов от передвижных источников;

¨ перевод автотранспорта на сжатый и сжиженный газ, внедрение специальных нейтрализаторов для отработавших газов и фильтров для сажи, создание диагностических постов и пунктов контроля технического состояния автомобилей;

¨ продолжение бесперебойного снабжения автотранспорта неэтилированным бензином;

¨ рациональное использование и сохранение природных поглотителей и накопителей парниковых газов, в первую очередь лесов и болот.

 

Состояние водных ресурсов. Задачи их охраны и рационального использования. Беларусь богата речными, озерными, подземными водами, однако состояние водных ресурсов вызывает тревогу. Почти все реки имеют высокую степень загрязнения.

В последние годы в стране происходит сокращение объема водопотребления. В 2010 г. забор воды из природных источников составил 1548 млн. м3 (в 1990 г. он составлял 2883 млн. м3). Использование воды составило 1359 млн. м3 , в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды – 495, производственные – 750, орошение и сельскохозяйственное водоснабжение – 114 млн. м3. В промышленности значительное количество воды потребляет электроэнергетика, химическая и пищевая отрасли. Большое количество воды теряется при транспортировке – 102 млн. м3 в год.

Использование воды на хозяйственно-питьевые нужды в последние годы значительно уменьшилось и в 2010 г. составило 52 м 3 на одного жителя (в 2000 г. потреблялось 78 м3).

Удельный вес оборотного и повторного (последовательного) водоснабжения пока недостаточен, он составляет 89 % от общего объема использования воды на производственные нужды.

Сбор загрязненных сточных вод в 2007 г. составил 9 млн. м3 , это более чем в 10 раз меньше, чем в 1990 г. Всего в 2007 г. было сброшено 1118 млн. м3 сточных вод, в составе которых: 60 тыс. т сульфатов, 71 тыс. т хлоридов, 6 тыс. т аммонийного азота, 10 т меди, 8 т хрома, 5 т фторидов, 8 т никеля, 168 т синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ).

Наибольшую антропогенную нагрузку испытывают: р. Свислочь ниже г. Минска, р. Уза ниже г. Гомеля, р. Уша ниже г. Молодечно, р. Днепр ниже н.п. Лоева, р. Березина ниже г. Борисова, р. Припять ниже г. Пинска, р. Ясельда ниже г. Берёзы, р. Западный Буг ниже г. Бреста, р. Мухавец в районе г. Кобрина. Основными загрязнителями поверхностных вод о являются биогенные вещества – азот аммонийный, азот нитритный и фосфор фосфатов. Местами имеет место загрязнение подземных вод азотом аммонийным и другими загрязняющими веществами.

Качество питьевых вод в основном отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, за исключением повышенного природного содержания в воде железа и марганца, в отдельных случаях бора, фтора и некоторых других компонентов. Так, около 2 млн. человек в стране используют воду с содержанием железа выше санитарной нормы (0,3 мг/л), принятой в Беларуси.

Политика государства в отношении водных ресурсов ориентирована на улучшение сложившейся в стране ситуации с использованием и охраной поверхностных и подземных вод. Деятельность органов управления по комплексному освоению и использованию водных ресурсов предполагает:

◦ совершенствование организационных, правовых и финансовых механизмов водопользования и охраны вод;

◦ проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, включающей ввод новых мощностей очистных сооружений, их реконструкцию; внедрение мало- и безводных технологий;

◦ обеспечение к 2010 г. всего населения республики водой нормативного качества.

Деятельность по охране водных ресурсов, качества вод и водных экосистем должна быть направлена:

¨ на сохранение всего комплекса водных экосистем и предотвращение ухудшения состояния их водосборных пространств;

¨ на разработку и внедрение экологически обоснованных методов освоения и рационального использования водных ресурсов во внутренних водоемах и обеспечение биологического разнообразия гидробионтов;

¨ на уменьшение смыва различных загрязняющих веществ с поверхности почв в водные объекты;

¨ на создание к 2010 г. водоохранных зон на всех поверхностных и подземных водных объектах;

¨ на реализацию мер по защите, сохранению и рациональному использованию существующих и перспективных источников водоснабжения;

¨ на приведение национальных стандартов качества питьевой воды в соответствие с международными санитарно-гигиеническими нормами.

Земельные ресурсы: пути улучшения использования и сохранения плодородия. Экологические проблемы мелиорации.

Общая площадь земель сельскохозяйственного фонда Республики Беларусь на начало 2011 г. составляла 8897 тыс. га (43% территории). На протяжении нескольких десятилетий в стране наблюдается тенденция к уменьшению площади сельскохозяйственных земель и к увеличению площади лесных и лесопокрытых. В последние годы значительно уменьшилась площадь нарушенных, неиспользуемых и иных земель.

Одной из наиболее актуальных экологических проблем в Беларуси является деградация земель, обусловленная природными факторами и особенностями хозяйственного использования территории. Она проявляется в виде водной и ветровой эрозии почв, деградации торфяных почв на осушенных болотах, химического загрязнения.

Весьма актуальной является проблема эрозии почв. Площадь эродированных и эрозионноопасных земель в Беларуси составляет около 4,0 млн. га, из них 2,6 млн. га – пахотные. По данным Белорусского НИИ почвоведения и агрономии, 29,8% пахотных земель республики в различной степени подвержено водной эрозии, 7,7% – ветровой. В результате эрозии снижается плодородие почв и происходит значительное уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур: на слабосмытых почвах в среднем на 10-30%, среднесмытых – на 30-50% и сильносмытых – на 50-70%.

Экологические последствия водно-эрозионных процессов заключаются в разрушении почвенного покрова, ухудшении агрофизических, биологических и агротехнических свойств почв, загрязнении окружающей среды минеральными и органическими компонентами почвы и привнесенными в нее веществами, в частности, нитратами, фосфатами, хлоридами и пестицидами, которые негативно влияют на качество всех компонентов природной среды, особенно поверхностных и грунтовых вод.

Серьезную угрозу состоянию природной среды Беларуси представляет загрязнение почв – попадание в почву различных химических веществ, отходов сельского хозяйства, промышленности и коммунально-бытовых предприятий. В почвах городов отмечено накопление нефтепродуктов, и тяжелых металлов и, в меньшей степени, – сульфатов и нитратов.

Твердые отходы производства и потребления начинают представлять все большую угрозу экологической безопасности республики. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в 2010 г. на территории Беларуси образовалось 918,2 тыс. т опасных отходов (в десять раз больше, чем в 1995 г.), из них использовано 774,9 тыс. т. 68% производственных отходов приходится на галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые. Всего в стране образуется свыше 1,5 тыс. видов отходов с широким спектром морфологических и химических свойств.

Кроме того, ежегодно в стране накапливается свыше 3 млн. т твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на полигоны. Показатель удельного образования твердых коммунальных отходов с каждым годом увеличивается, сейчас он составляет около 0,9 кг/человека (в странах Евросоюза - 0,85-1,7 кг/человека в день). Всего в Беларуси насчитывается 170 полигонов твердых бытовых отходов, которые занимают площадь около 900 га. Объем твердых коммунальных отходов, захораниваемых на полигонах твердых коммунальных отходов, в 2009 г. составил 16739,1 тыс. м3, увеличившись по сравнению с двумя предшествующими годами в 1,2 раза в основном за счет отходов потребления.

Для уменьшения объемов образования и экологически безопасного удаления твердых отходов необходимо:

- стабилизировать или сократить объем их образования;

- вести практику сепарации отходов с целью облегчения их рециркуляции и повторного использования;

- осуществить программы по сокращению объема производства агрохимических отходов, контейнеров и упаковочных материалов, обладающих опасными характеристиками и т.д.

К нежелательным изменениям природной среды, нарушению экологического равновесия приводит добыча полезных ископаемых. В частности, весьма серьезная экологическая обстановка сложилась в районе добычи калийных солей подземным способом, которую осуществляет ПО "Беларуськалий". Из сельскохозяйственного оборота изъято около 5 тыс. га земель, значительная часть которых занята солеотвалами и шламохранилищами. Они являются основным источником засоления поверхностных и грунтовых вод, распространившегося на значительные глубины. Наблюдается оседание земной поверхности над горными выработками, появился техногенный соляной карст и сейсмическая активность до 4-5 баллов.

С целью снижения негативных последствий воздействия горнодобывающей промышленности на природную среду, восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель, осуществляется комплекс мероприятий по их рекультивации.

На территории республики в 1960 - 1980 гг. интенсивно проводились работы по мелиорации заболоченных земель, было осушено около 1,5 млн. га заболоченных земель. После значительного увеличения антропогенной нагрузки в результате ведения интенсивного сельского хозяйства на мелиорированных землях стали отмечаться заметные изменения экологических систем.

Мелиорация земель нарушила водный баланс поверхностных и подземных вод, изменила их количество и качество. Интенсификация сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях привела к механическому разрушению мягких торфянистых почв, пересушенных в результате отвода питающих их подземных вод, загрязнению почвы, водоемов и воздушного бассейна ядохимикатами, минеральными удобрениями. Осушение болот сказалось и на биологическом разнообразии: из флоры Полесья уже исчезло более 70 видов растений, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.

Для сохранения в естественном состоянии низинных болот необходимо принятие мер по сохранению стабильного гидрологического режима, щадящего режима землепользования, созданию заповедников, заказников и т.д.

Деятельность государства по рациональному использованию и охране земельных ресурсов осуществляется по следующим основным направлениям:

- комплексный подход к планированию и рациональному использованию земель на основе схем функционального зонирования территории;

- содействие устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских районов;

- совершенствование системы прогнозирования и планирования использования земельного фонда, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга;

- организация экологического контроля за соблюдением норм, регламентов и технологий сельскохозяйственного производства, исключая возможность деградации почв, их загрязнения, снижения естественного плодородия;

- снижение уровней загрязнения городских почв путем уменьшения количества отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, улучшения санитарно-гигиенического состояния и благоустройства селитебных территорий;

- консервация, восстановления и использование земель, загрязненных радионуклидами, эродированных, нарушенных при добыче полезных ископаемых, строительстве и др., с осуществлением мероприятий по сохранению торфяных почв и предотвращению процессов их минерализации;

- изменение стратегии мелиорации земель, которая на современном этапе предусматривает ограничение нового мелиоративного строительства, считая приоритетным реконструкцию, модернизацию и восстановление устаревших и неработающих мелиоративных систем;

- выведение из сельскохозяйственного оборота и облесение малопродуктивных земель, использование которых в сельскохозяйственном производстве является нерациональным.

Лесные и другие биологические ресурсы: состояние, основные направления повышения эффективности использования и охраны

Одним из ведущих показателей сохранности природной среды является состояние лесного покрова. На начало 2011 г. земли лесного фонда занимали площадь около 9,3 млн. га, из них собственно леса (лесопокрытые земли) составляют 8 млн. га, или 39% территории.

Леса Беларуси сформированы следующими основными породами: сосной обыкновенной, елью европейской, дубом черешчатым, ольхой черной и серой, березой повислой и пушистой, осиной, ясенем. Кроме того, в лесах встречаются вяз шершавый, вяз гладкий, граб обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная и другие древесные породы. В последние годы происходят позитивные изменения: растет общая площадь лесов, увеличивается доля приспевающих и спелых древостоев.

Однако свыше 21% площадей находится под лесокультурами. Причем, их состав в насаждении постоянно увеличивается. Это неизбежно обедняет генофонд. Снижается устойчивость лесообразующих пород к болезням и вредителям. Все меньше становится широколиственных деревьев, таких как дуб, граб, а мелколиственные в ряде мест процветают.

Вредные промышленные выбросы, загрязняющие окружающую среду и в первую очередь воздушный бассейн, заметно ослабляют устойчивость лесов, ведут к появлению вредных насекомых и болезней.

Значительный урон растительному покрову нанесен радиационным загрязнением, которому подверглись 25% лесов. В основном это лесные угодья юго-восточной части Брестской области, юг и восток Гомельской области и юг Могилевской области. В Гомельской области загрязнено более 66% лесной площади. Особенность загрязнения растительных группировок заключается в том, что радиоактивные вещества и до настоящего времени остаются в самой верхней части почвы.

Возросшее давление антропогенных факторов отрицательно сказывается на состоянии биоразнообразия республики. Осушительная мелиорация, применение минеральных удобрений и ядохимикатов, внедрение в фитоценозы чуждых им организмов, промышленное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы, браконьерство, строительство дорог и других объектов значительно изменили количественный и качественный состав флоры и фауны республики.

Относительно новой для нашей страны является проблема проникновения на территорию Беларуси инвазивных видов растений и животных и возникающие с этим негативные последствия экологического, экономического и социального характера. Данные мониторинга подтверждают, что в последние десятилетия, в связи с хозяйственной деятельностью человека, на территорию Беларуси проник целый ряд видов, которые являются чужеродными элементами в фауне и флоре республики.

Текущая деятельность в области охраны и обеспечения устойчивого использования биологического разнообразия включает широкий круг мероприятий по охране мест обитания и видов в природной среде. Важнейшими их них являются формирование системы особо охраняемых природных территорий, а также меры по экологизации лесного и сельского хозяйства, охране вод, рекультивации нарушенных территорий, снижению уровней загрязнения природной среды.

В 3-ем издании Красной книги Беларуси в список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов занесено 189 видов (в том числе подвидов) представителей фауны и 274 вида (в том числе 1 разновидность) представителей флоры Беларуси.

Значительное число видов животных, особенно птиц, кроме национального имеют также международный охранный статус (глобальный или европейский), а также охраняются в соответствии с различными международными конвенциями. В фауне Беларуси к таким видам относится большинство крупных орлов (беркут, большой подорлик, орлан-белохвост), скопа, черный и белый аисты, глухарь, серый журавль, коростель, зубр, бурый медведь, рысь, выдра, европейская норка.

В пределах республики на 1 января 2009 г. в соответствии с требованиями Красной книги передано под охрану 2039 мест обитания 71 вида животных и 1039 мест произрастания 103 видов дикорастущих растений.

Практические подходы к обеспечению устойчивого ведения лесного хозяйства и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия лесов заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси, разработанном в 1997 г. группой белорусских специалистов в содружестве и при финансовой поддержке иностранных партнеров из Швеции и Финляндии. Стратегический план предусматривает обеспечение стабильного функционирования лесных экосистем, сохранение биологического, генетического, видового и ландшафтного разнообразия лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала, устойчивое использование настоящим и будущими поколениями граждан Беларуси многообразных лесных ресурсов, усилении роли леса в сохранении биосферы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...