Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и основные направления деятельности эколого-ресурсного сотрудничества стран СНГ

Существенную роль в защите окружающей среды играет сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Основы взаимоотношений в области охраны окружающей среды и регулирования использования и охраны природных ресурсов между Россией и новыми независимыми государствами бывшего СССР были заложены в 90-е гг. XXв. Международное сотрудничество Российской Федерации и Белоруссии в области охраны окружающей среды развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках Содружества приняты такие базовые соглашения, как Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга (1999 г.), Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (2001 г.) и ряд других нормативных правовых актов.

Свои отношения государства СНГ в области охраны окружающей среды строят на основе принципов международного сотрудничества. В феврале 1992 г. представителями этих стран в Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области природопользованияи охраны окружающей среды.

В ст. 1 Соглашения говорится: «Высокие Договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды (охрана и использование земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции) с учетом ранее заключенных СССР международных соглашений».

Ст. 2 гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории:

– разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

– вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить государственный мониторинг;

– осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

– принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;

– развивать сеть заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий и природных комплексов на прилегающих к ним зонах;

– всесторонне оценивать экологические последствия хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на их территории;

– создавать и поддерживать специальные силы и средства, необходимые для предупреждения экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их последствий».

Целостность и неделимость окружающей природной среды, с одной стороны, суверенное право каждого государства, входящего в состав СНГ, распоряжаться природными ресурсами, с другой, наложили свой опечаток на принципы экологических взаимоотношений.

Члены Содружества признают необходимость правового обеспечения общего экономического пространства, предотвращения и устранения юридических коллизий. Основными условиями его создания являются: сближение национальных законодательств, в том числе в области рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, координация законотворческой и правоприменительной деятельности в эколого-экономическом пространстве, согласованность законопроектных работ и проводимых природоохранительных акций, взаимный обмен научной и практической информацией.

Для координации экологической деятельности стран СНГ образован Межгосударственный экологический совет (МЭС) и секретариат в качестве постоянно действующего органа. В Минске создан Международный экологический фонд.

Россия и Белоруссия — активные участники процесса международного сотрудничества по охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов, они участницы многих многосторонних соглашений и основных протоколов к ним по охране природы и ее ресурсов. Большая часть международных соглашений, в которых участвует Россия, была унаследована ею от Советского Союза. Российская Федерация является правопреемницей по соглашениям, заключенным СССР.

Россия является стороной многочисленных глобальных и европейских международных конвенций и протоколов, имеет около 100 многосторонних важнейших соглашений в области охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов.

Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии.

Россией и рядом стран ближнего зарубежья подписаны двусторонние договоры и соглашения:

– с Республикой Армения – Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством охраны природы Республики Армения о сотрудничестве в области использования недр и водных ресурсов (от 04.12.2002 г.).

– с Республикой Беларусь – в соответствии с программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства в области охраны окружающей среды Министерством природных ресурсов и охраны окружающей Республики Беларусь осуществлялась подготовка совместной программы “Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 2010–2011 годах”.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь подписаны:

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды (от 05.07.1994 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов (от 25.10.2002 г.); Соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (от 14.03.2000 г.); Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр ( от 31.05.2001).

– с Республикой Казахстан – Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (от 22.12.2004 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов (от 27.08.1992 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по экологии и природопользованию на территории комплекса Байконур в условиях его аренды Российской Федерацией» (от 26.06.2005 г.).

– с Республикой Украина – Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды (от 26.07.1995 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины по выполнению Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов (от 19.10.1992 г.); Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экологии и природных ресурсов Украины о сотрудничестве в области изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов (от 10.10.2002 г.); Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (вступил в силу 23 апреля 2004 г.).

Международное сотрудничество СНГ в области охраны окружающей среды развивается на основе двусторонних соглашений с США, Францией, Великобританией, Бельгией, Финляндией и другими странами. Эти соглашения предусматривают проведение совместных работ по предотвращению загрязнения воздуха и вод Мирового океана. Большое внимание в соглашениях отводится разработке законодательства, правовых и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества окружающей среды. Многостороннее сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды основано на участии СНГ в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и в работе таких международных неправительственных организаций, как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), Международный союз охраны природы (МСОП) и др.

Актуальной в странах Содружества является проблема обеспечения технологической и производственной безопасности, связанная с критическим износом основных фондов, размещением производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшими технологиями и т.д.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется тесное и плодотворное сотрудничество в работе:

-Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер);

— Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимодействие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводнениях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т.д.);

— Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние производственных фондов);

— Межгосударственного экологического совета (природопользование и экологическая безопасность).

К приоритетным направлениям деятельности СНГ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности относятся:

— совершенствование взаимодействия и повышения боевой готовности подразделений Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и проведения совместных учений и тренировок;

— создание научных основ, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

— дальнейшее развитие взаимодействия органов отраслевого сотрудничества в области совместной деятельности по борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

— реализация Концепции гидрометеорологической безопасности государств — участников СНГ, предусматривающей принятие совместных мер по защите граждан и экономики стран Содружества от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов;

— взаимодействие в оценке и прогнозе возможных климатических изменений, которые имеют особую важность для разработки и принятия мер по предотвращению антропогенного воздействия на климат и адаптации экономики к его изменениям;

— консолидация усилий государств — участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ;

— согласованное уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

— совместное решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств — участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.

Беларусь является стороной 13 глобальных и 10 европейских международных конвенций и протоколов. К числу важнейших Конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, следует отнести конвенции, которые рассматривают вопросы изменения климата, реализации Киотского протокола, вопросы по охране озонового слоя, биологическом разнообразии, контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, по борьбе с опустыниванием и деградацией земель и другие. Республика Беларусь является полноправной стороной Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием\деградацией земель с 27 ноября 2001 года. Страна стала Стороной глобальных и региональных конвенций и протоколов, среди которых Конвенция по борьбе с опустыниванием, Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных, Хельсинская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья к ней, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ), Картахенский и Киотский протоколы и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, Договор об Антарктике и Протокол по охране окружающей среды к нему.

Республика Беларусь подписала правительственные и межведомственные соглашения со всеми приграничными государствами. Среди них два договора с Российской Федерацией и два договора с Украиной: Соглашение об охране окружающей среды и Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. С Республикой Польша заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

Беларусь подписала соглашения с природоохранными министерствами Сербии, Молдовы, Азербайджана, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Болгарии.

В 2006 году Республика Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике, а 15 августа 2008г. вступил в силу для Республики Беларусь Протокол об охране окружающей среды к этому договору.

За последние десять лет в стране реализовано 68 проектов международной технической помощи.

Предоставляемая техническая помощь направлена на решение проблем в области управления водными ресурсами (бассейны рек Днепр, Западная Двина и Неман, Припять, Буг) и улучшения состояния речных бассейновых районов восточной части Балтийского моря; развитие потенциала в сфере анализа, совершенствования и обеспечения соблюдения экологического законодательства; развитие системы экологического регулирования и внедрение системы комплексных экологических разрешений, развитие экологической информации, образования и информированности общественности по вопросам охраны окружающей среды; реализацию положений международных договоров, в частности, Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции), Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Реализуются проекты, направленные на устойчивое развитие на местном уровне и построение потенциала в области Стратегической экологической оценки, совершенствование сети метеорологических радиолокационных станций в регионе Балтийского моря (проекты ПРООН/Еврокомиссии), управление водными ресурсами в западном секторе стран ВЕКЦА и укрепления технического потенциала для управления водными ресурсами (проекты Региональной программы ТАСИС).

 


[1] Экология и жизнь, №2/2008, с. 16.

[2] Румянцева Е.Е. Товары вредные для здоровья.- Логос, 2005.-392с.

[3] Гигиена и экология человека/ Под ред. Н.А. Матвеевой. -М Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

[4] OECD Biotechnology Statistics, 2009

 

[5] Перечень критических технологий утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1243-р.

 

[6] [pdf] http://www.rusnanonet.ru

[7] Алфимов М.В. Что можно относить к продукции наноиндустрии? //Российские нанотехнологии т. 5 №11-12 2010

[8] Козырев С.В. , Якушев П.П. Нанобиотехнологии- панорама направлений // Российские нанотехнологии. 2008. Т.3. № 3-4. С.10

[9] Хохлявин С.А. Нанориски- новые угрозы для здоровья и окружающей среды // Нанотехника. 2008. №2 (14). С.74-80

[10] Фролов Д., Стратулат В. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность // Экономист 2010. № 12. 19-25 С.

[11] В. Цалко, Недра Беларуси – одно из главных богатств страны. / Экономика Беларуси, №2, 2011, с. 72.

[12] Там же, с. 75.

[13] В. Цалко, Недра Беларуси – одно из главных богатств страны. / Экономика Беларуси, №2, 2011, с. 72.

[14] Там же, с. 75.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...