ФГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»
Кафедра Финансов и кредита
Брехова Ю.В.
_____________________________________
(фамилия, инициалы автора (ов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Антикризисное управление (факультатив)
______________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ……..от «…..» .........................2010г.
Подпись
Заведующего кафедрой
Экономики и финансов
Т.Б.Иванова
………………………………..
|
Волгоград 2010
Содержание
Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
| 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
|
| 1.2.
| Цели и задачи учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
|
| 1.4.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.5.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.2.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
| Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
|
| Раздел 4. Словарь основных терминов
|
|
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа факультатива «Антикризисное управление»
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактически единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
_________
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Программой курса предусмотрено рассмотрение различных аспектов управления кризисными ситуациями на предприятии, а также конкретных способов и инструментов финансового оздоровления организации. Дисциплина «Антикризисное управление предприятием» предназначена для того, чтобы дать будущим финансовым менеджерам комплекс знаний и методических приемов для диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии и разработки стратегии предприятия в условиях банкротства, включающей мероприятия финансового оздоровления.
Курс базируется на знаниях в области финансов, экономики, бухгалтерского учета, анализа финансового – хозяйственной деятельности предприятия, рынка ценных бумаг и служит углублению и расширению полученных знаний, а также их систематизации с целью практического использования в условиях кризиса и банкротства.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
1. Изучение основ теории экономических кризисов;
2. Знакомство с современным состоянием финансовой несостоятельности промышленных предприятий;
3. Рассмотрение основных положений законодательства и нормативных документов о финансовом оздоровлении и банкротстве;
4. Практическое овладение методами диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
5. Рассмотрение основных процедур финансового оздоровления и способов их применениям в антикризисном управлении.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
ИМЕТЬ представление о круге проблем осуществления антикризисного управления в России, о существующих подходах к финансовому оздоровлению предприятия, о современных научных методах планирования в области финансов и об основных сферах применения полученных знаний;
ЗНАТЬ сущность, цели и задачи антикризисного управления, основные понятия, связанные с процедурами банкротства и финансового оздоровления, предпосылки возникновения кризисных ситуаций в финансовом обороте предприятия, методы финансового оздоровления и их связь с разработкой финансовой стратегии и тактики предприятия в условиях банкротства;
УМЕТЬ проводить диагностику финансовой несостоятельности предприятия, выбирать способы и методы финансового оздоровления, разрабатывать финансовую стратегию и тактику для обеспечения выхода из кризиса и стабильного развития предприятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Антикризисное управление»
для студентов Ф-500 (факультатив)
№
п
| Наименование тем
| Очное
| Лек (ч)
| Сем (ч)
|
| Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятия .
|
|
|
| Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия
|
|
|
| Инструменты диагностики кризиса
|
|
|
| Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации
|
|
|
| Управление оборотным капиталом в период финансового оздоровления предприятия .
|
|
|
| Инвестиции и инновации при финансовом оздоровлении предприятия
|
|
|
| Подходы к оценке бизнеса предприятия находящегося в кризисе
|
|
|
| Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
|
|
|
| Итого
|
|
|
| Форма контроля
| Зачет
| 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Тема 1. Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации.
Задачи государственного антикризисного управления. Меры государственного регулирования финансового оздоровления. Административные рычаги; правовое обеспечение; разработка рекомендаций по выходу из кризиса; контроль деятельности; применение санкций. Экономические рычаги: налоговая политика; денежно-кредитная политика; валютное регулирование; отношения собственности; участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаний в виде доли собственности. Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в РФ.
Тема 4. Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации.
Роль, содержание, задачи и методы планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации. Значение бюджетного планирования (бюджетирования), как инструмент оперативного управления для предприятий, испытывающих кризис бизнес - планирования для финансового оздоровления организаций. Практические процедуры планирования: маркетинговый анализ и этапы бюджетирования. Использование гибких бюджетов для анализа отклонений и контроля затрат. Нахождение точки безубыточности и анализ её чувственности к изменениям. Управление затратами как мера предупреждения банкротства.
Планы семинарских занятий
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929 – 1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». 2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
5.Алпатов А.А. Управление реструктуризацией предприятий. М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000. 6.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова . М.: ИНФРА – М, 2008. Антология экономической классики: В 2 т. Т.2 М.: ЭКОНОВ, 1992. 7.Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2002. 8. Белых Л.П. , Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ , 2001. 9. Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника-Центр: Эльга, 2007. 10.Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. 11. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. «Питер», М.: СПб; Н. Новг.; Воронеж; Р-н-Д; Е-бг; Самара, Киев; Харьков; Минск, 2003. 12.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.
13. Ребгун Э.К. Системная несостоятельность в промышленности: Монография/Э.К.Ребгун.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-200с.
14.Реструктуризация предприятий и компаний / Полд ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000. 15. Росс С., Вестерфильд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 16.Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств компаний. М.: Ось – 89, 2001.
17.Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: Управление капиталом и инвестициями. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 18.Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием: Учебник. М.: ТАНДЕМ, 2007. 19.Хорнген Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000.
РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса:
Раздел № 1 дает представление о содержании курса «Финансовое Антикризисное управение». В нем представлены, цели и задачи курса, тематический план, планы семинарских занятий, литература и вопросы к зачету.
В разделе № 2 приведены методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Антикризисное управление».
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на раздел № 3, в котором предложены практические задания для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала курса «Антикризисное управление».
2.2. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:
· необходимо знать сущность рассматриваемых категорий,
· знать формулы расчета основных показателей,
· следить за изменениями в законодательной базе.
Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем решить практические задачи, предложенные в Разделе № 3 данного учебно-методического комплекса.
Деловая игра
Задание 1
1.Используя материал о состоянии завода ( см. ниже) разработайте сценарий знакомства Евгения с трудовым коллективом (вид обращения к коллективу, информация о себе и своих целях, обсуждаемые вопросы)
2. Разработайте сценарий знакомства Евгения с работниками управленческого персонала предприятия в ходе совещания (цель, временной график, результаты, материалы для раздачи руководителям).
3. Опишите стратегию разговора Евгения с руководителем отдела кадров (цели, запрос на кадровую информацию, способы привлечения на свою сторону).
4. Опишите стратегию разговора Евгения с заместителем директора по маркетингу
5. Опишите взаимодействие Евгения с бывшим директором завода.
6. Опишите стратегию разговора Евгения с главным инженером
7. Опишите стратегию разговора Евгения с начальником отдела снабжения.
Задание 2
1 Проанализируйте материал о заводе и охарактеризуйте:
• проблемы организационной структуры;
• основные кадровые процессы;
• управленческий персонал предприятия.
2. Предложите систему управления персоналом данного предприятия:
• сформулируйте основные цели работы с персоналом,
• опишите наиболее значимые процессы, которые должны быть реализованы.
3. Предложите программу внедрения системы управления персоналом и сформулируйте первоочередные мероприятия, которые должны быть проведены.
Евгений Хохлов назначен внешним управляющим на Н-ский машиностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомобилей. Евгению 35 лет, имеет высшее техническое образование, прошел специальную подготовку в области антикризисного управления.
До назначения на должность Евгений несколько раз посещал предприятие вместе с руководителями территориального агентства по банкротству, встречался с некоторыми из его руководителей и достаточно подробно знакомился с существующей документацией предприятия. После решения арбитражного суда о передаче предприятия во внешнее управление А.М. Аркадьев, бывший директор завода, ушел в отпуск, чтобы затем уволиться и уйти на пенсию по возрасту. Управленческий персонал завода, проработавший на предприятии много лет, старше среднего возраста (50—60 лет). Евгений считает, что поскольку с бывшим руководителем их связывают многие годы совместной работы и, возможно, дружеские отношения, они могут отнестись к нему не очень доброжелательно. Кроме того, один из лидеров прежнего состава руководства — главный инженер М.Л. Осетров — выставлял от предприятия свою кандидатуру на должность внешнего управляющего, но не прошел конкурс.
Из молодых руководителей можно отметить заместителя директора по маркетингу Ю.А. Федотова — специалиста в области рекламы, проработавшего на предприятии четыре месяца и старающегося найти для предприятия варианты сбыта двигателей, а также А. В. Капитонова, начальника отдела снабжения (40 лет), имеющего широкие контакты с предприятиями-смежниками.
Руководитель отдела кадров Н. Н. Филимонова (50 лет), педагог по образованию, работает на предприятии два года, прошла краткосрочные курсы по переподготовке, имеет хороший контакт как с руководителями, так и с рабочими. Она душой болеет за предприятие и с надеждой смотрит на нового руководителя.
Евгений понимает, что успех первых месяцев во многом будет зависеть от авторитета, который он сможет завоевать у управленцев, рабочих, а также тех кадровых решений, которые он примет.
Завтра у Евгения первый официальный рабочий день.
Материал о заводе:
Н-ский машиностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомобилей
На заводе работает около 1200 человек (ранее работало около 5 тыс.), объем производства снизился в 15 раз. Объем заказов, как правило, неизвестен даже на один месяц вперед, предприятие работает "на склад".
Из 1200 работников предприятия: руководство — 100 человек, ИТР — 250 человек, рабочие — 850 человек.
Из подразделений, организованных менее года назад, можно особо выделить дирекцию по маркетингу и отдел рекламы. Начальник отдела кадров смог показать:
• штатное расписание, составленное в 2009 г. и включающее 2 500 рабочих мест (в настоящее время существует 1 300 вакансий);
• положения о дирекции по маркетингу, отделу рекламы, отделу кадров;
• личные дела руководителей.
За последние пять лет на завод принято 25 сотрудников. Как правило, они приглашены лично генеральным директором, который находил их по своим собственным каналам, привлекая к поиску старых знакомых из министерства. Из них сейчас работает только зам. директора по маркетингу. Остальные увольнялись в следующей динамике:
10 человек — после двух лет работы, 8 — после одного года работы, 6 — до одного года работы. Среди основных причин увольнений — низкая заработная плата, невозможность профессиональной работы, отсталая технология, семейные обстоятельства.
Среди сотрудников предприятия
| Среди управленческого персонала
| 10%
| старше 50 лет (80% мужчины)
| 75% старше 50 лет (100% мужчины)
| 75%
| старше 40 лет (65 % женщины)
| 20% старше 40 лет (85 % мужчины)
| 10%
| старше 30 лет (55% мужчины)
| 5 % старше 30 лет (75% мужчины)
| 5%
| старше 20 лет (100 % женщины)
|
| 85 % — городские жители, 15 % — имеют собственные дома в ближайшем к городу поселке.
Система стимулирования. По Положению о системе стимулирования (от 2008 г.) 85% — повременная оплата труда, 15% — премии. Зарплата не выплачивалась последние пять месяцев, до этого составляла в среднем — 23 тыс. руб. в месяц.
Затраты на обучение (темы: экономика, управление, технология производства) в последние пять лет:
2001 г. — 5% от фонда заработной платы (ФЗП) (обучение высшего управленческого персонала — зарубежные учебные центры — двухнедельные курсы (Германия, Франция);
2002 г. — 10% от ФЗП (обучение высшего и среднего управленческого персонала — месячные программы подготовки — Россия, Израиль);
2003 г. — 5% от ФЗП (краткосрочные семинары для высшего и среднего управленческого персонала — Россия);
2004 г. — 2% от ФЗП (программы годичной подготовки);
2005 г. - 0; 2006 г. - 0; 2008 г. - 0; 2009 г. - 0.
Краткая формальная характеристика управленческого персонала:
Параметр кадрового аудита
| Управленческий персонал
| высший
| средний
| низший
| Ориентация на задачу Ориентация на отношения
| 35%
65%
| 65%
35%
| 100%
| Распределение управленческих ролей (%)
| Руководители Администраторы
|
|
|
| Организаторы
|
|
|
| Управленцы
|
|
|
| Инновационный потенциал
| Высокий (10%)
| Высокий (5%)
| Высокий (15%)
| Сверхнормативная активность
| Высокая (5%)
| Высокая (10%)
| Высокая (0%)
| Способность к обучению
| Высокая (5%)
| Высокая (25%)
| Высокая (10%)
| Ролевой репертуар в групповой работе (%)
| "Лидер"
|
|
|
| "Генератор идей"
|
|
|
| "Критик"
|
|
|
| "Эрудит"
|
|
|
| "Организатор"
|
|
|
| "Эмоциональный лидер"
|
|
|
| "Психотерапевт"
|
|
|
| "Наставник"
|
|
|
|
ФГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»
Кафедра Финансов и кредита
Брехова Ю.В.
_____________________________________
(фамилия, инициалы автора (ов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Антикризисное управление (факультатив)
______________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ……..от «…..» .........................2010г.
Подпись
Заведующего кафедрой
Экономики и финансов
Т.Б.Иванова
………………………………..
|
Волгоград 2010
Содержание
Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
| 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
|
| 1.2.
| Цели и задачи учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
|
| 1.4.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.5.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.2.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
| Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
|
| Раздел 4. Словарь основных терминов
|
|
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа факультатива «Антикризисное управление»
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактически единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
_________
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Программой курса предусмотрено рассмотрение различных аспектов управления кризисными ситуациями на предприятии, а также конкретных способов и инструментов финансового оздоровления организации. Дисциплина «Антикризисное управление предприятием» предназначена для того, чтобы дать будущим финансовым менеджерам комплекс знаний и методических приемов для диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии и разработки стратегии предприятия в условиях банкротства, включающей мероприятия финансового оздоровления.
Курс базируется на знаниях в области финансов, экономики, бухгалтерского учета, анализа финансового – хозяйственной деятельности предприятия, рынка ценных бумаг и служит углублению и расширению полученных знаний, а также их систематизации с целью практического использования в условиях кризиса и банкротства.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
1. Изучение основ теории экономических кризисов;
2. Знакомство с современным состоянием финансовой несостоятельности промышленных предприятий;
3. Рассмотрение основных положений законодательства и нормативных документов о финансовом оздоровлении и банкротстве;
4. Практическое овладение методами диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
5. Рассмотрение основных процедур финансового оздоровления и способов их применениям в антикризисном управлении.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
ИМЕТЬ представление о круге проблем осуществления антикризисного управления в России, о существующих подходах к финансовому оздоровлению предприятия, о современных научных методах планирования в области финансов и об основных сферах применения полученных знаний;
ЗНАТЬ сущность, цели и задачи антикризисного управления, основные понятия, связанные с процедурами банкротства и финансового оздоровления, предпосылки возникновения кризисных ситуаций в финансовом обороте предприятия, методы финансового оздоровления и их связь с разработкой финансовой стратегии и тактики предприятия в условиях банкротства;
УМЕТЬ проводить диагностику финансовой несостоятельности предприятия, выбирать способы и методы финансового оздоровления, разрабатывать финансовую стратегию и тактику для обеспечения выхода из кризиса и стабильного развития предприятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Антикризисное управление»
для студентов Ф-500 (факультатив)
№
п
| Наименование тем
| Очное
| Лек (ч)
| Сем (ч)
|
| Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятия .
|
|
|
| Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия
|
|
|
| Инструменты диагностики кризиса
|
|
|
| Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации
|
|
|
| Управление оборотным капиталом в период финансового оздоровления предприятия .
|
|
|
| Инвестиции и инновации при финансовом оздоровлении предприятия
|
|
|
| Подходы к оценке бизнеса предприятия находящегося в кризисе
|
|
|
| Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
|
|
|
| Итого
|
|
|
| Форма контроля
| Зачет
| 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
|