Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственных социальных стандартов и их разновидности

Государственные минимальные социальные стандарты

Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандар­тов. Использование государственных минимальных социальных стан­дартов способствует повышению значимости норм и нормативов, рег­ламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период мини­мально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие по­требности человека в материальных благах, общедоступных и бес­платных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их по­требления и предназначенные для определения обязательного мини­мума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государ­ственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.

Установление государственных минимальных социальных стан­дартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:

1. совершенствование механизма реализации основных консти­туционных прав граждан;

2. социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;

3. определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджет­ных фондов;

4. обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;

5. сохранение единого социального пространства страны на ос­нове выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

6. нормативное обоснование формирования и исполнения бюд­жетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;

7. совершенствование межбюджетных отношений;

8. концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направ­лениях социальной политики;

9. оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов.

Совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных го­сударственных минимальных социальных стандартов образует сис­тему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минималь­ных социальных стандартов Российской Федерации должно быть ос­новано на следующих основных принципах:

1. безусловное соблюдение конституционных прав граждан;

2. общедоступность социальной защиты и социальных услуг, за­крепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

3. распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс форми­рования и использования государственных минимальных социальных стандартов;

4. транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетно­го финансирования расходов по обеспечению государственных ми­нимальных социальных стандартов;

5. всесторонняя обоснованность устанавливаемых государствен­ных минимальных социальных стандартов;

6. предоставление всем социальным слоям и группам равных га­рантий;

7. гласность и информированность населения о государственных минимальных социальных стандартах;

8. ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных соци­альных стандартов.

9.

18.(продолжение). Виды социальных нормативов и показателей

В рамках конкретных направлений социальной стандартизации в качестве государственных минимальных социальных стандартов могут использоваться следующие виды социальных нормативов и норм:

1. нормативы (нормы) номенклатуры объектов социальной стан­дартизации (ассортимент, перечень, набор и т.п.);

2. нормативы (нормы) количества объектов социальной стандар­тизации (объем в натуральном или стоимостном выражении);

3. нормы качества объектов социальной стандартизации;

4. нормативы времени предоставления объектов социальной стан­дартизации (предельные сроки обслуживания, периодичность и т.п.);

5. нормативные соотношения объектов социальной стандарти­зации.

При формировании системы государственных минимальных со­циальных стандартов следует исходить из действующих законодатель­ных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.

Целью разработки государственных минимальных социальных стандартов является их использование при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществля­ется органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления. Поэтому выбор соци­альных нормативов и норм и их правовая регламентация в качестве государственных минимальных социальных стандартов должны ори­ентироваться прежде всего на компетенцию органов управления субъ­ектов Российской Федерации и местного самоуправления, включать наиболее массовые виды выплат населению и общедоступных и бес­платных услуг отраслей социальной сферы, финансируемые за счет бюджетов различных уровней. Выбранные для установления указан­ных стандартов показатели, характеризующие набор услуг, должны быть по возможности агрегированными и позволять рассчитывать фи­нансовые нормативы для формирования бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией.

На федеральном уровне устанавливаются единые для всей терри­тории стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Государственные минимальные со­циальные стандарты Российской Федерации, установленные в нату­ральном выражении, следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Стандартизируемые социальные показатели могут быть на­туральными и стоимостными, абсолютными и относительными, ин­тегральными или развернутыми в систему взаимосвязанных показа­телей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать минимальные социальные стандарты с уче­том местных условий и возможностей. При этом указанные стандарты не могут ухудшать условия, предусмотренные государственными ми­нимальными социальными стандартами Российской Федерации.

В качестве государственных минимальных социальных стандартов могут быть приняты только те социальные нормативы и нормы, ко­торые устанавливаются законодательными или нормативными акта­ми по соответствующим направлениям социальной политики.

Контроль за полнотой и своевременностью финансирования мер, направленных на реализацию государственных минимальных соци­альных стандартов, осуществляется в установленном порядке орга­нами, контролирующими исполнение соответствующих бюджетов.


18.2. Классификация социальных стандартов.

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

– прожиточный минимум различных категорий населения;

– минимальный размер оплаты труда;

– ставка первого разряда единой тарифной сетки;

– минимальный размер пенсий;

– минимальные значения ряда социальных пособий;

– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей,

оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.
Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

– средняя заработная плата;

– средний размер пенсий;

– средняя обеспеченность жильем;

– среднедушевой доход;

– средние значения показателей качества жизни.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...