Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические игры и занятия в системе сенсорного воспитания

             
Воз раст Общие задачи перцептивного обучения Задачи дидактических игр и занятий Типы заданий Материал Характер педагогического руководства Словарь
0—1 Упражнение анализаторов. Формирование сенсомоторных предэталонов. Формирование предметного восприятия Те же Фиксация и слежение. Дифференцированное хватание. Поиск исчезнувшего объекта Крупные яркие объекты простой формы. Объекты разных форм, размеров, из разного материала для хватания Смена объектов. Организация слежения. Обучение дифференцированному хватанию. Организация поиска объекта
1—3 Формирование перцептивных действий с применением ситуативных предметных предэталонов Обучение парным сопоставлениям объектов по их свойствам Выполнение «соотносящих» и орудийных предметных действий. Выбор по образцу Пары геометрических тел и фигур. Объекты всех основных цветов. Игрушки типа башенок, матрешек, вкладок. Разрезные картинки. Парные картинки Обучение внешним ориентировочным действиям. Создание условий для их интериоризации Форма, величина, цвет; такой же, похожий, больше — меньше
3—5 Формирование перцептивных действий с применением устойчивых эталонных представлений, соответствующих общепринятой систематизации свойств Обучение выделению общепринятых эталонов из прочих свойств предметов Группирование объектов по «абстрактному» образцу Игры типа «геометрического лото». Образцы основных геометрических форм, цветов, мерки, схемы пространственных отношений. Наборы объектов для группирования Обучение внешним ориентировочным действиям и двигательному моделированию, создание условий для интериоризации Названия всех геометрических форм, цветовых тонов, словесное определение свойств предметов и основных пространственных отношений
5—7 Формирование перцептивных систем с использованием систем эталонов Обеспечение усвоения связей и отношений между эталонами. Обучение решению сложных познавательных задач с применением ряда перцептивных действий Поиск заданного элемента и определение его места в системе. Построение систем. Преобразование свойств. Построение моделей сложных свойств и отношений. Воссоздание сложных свойств и отношений Игры с использованием сериационных рядов и классификационных матриц. Наборы объектов для классификации и сериации. Геометрическая мозаика. Приспособления для преобразования цветов. Образцы и материалы для построения моделей и воспроизведения образцов Обучение рациональным способам движения по системам, использованию образцов систем при их построении. Обучение построению и применению моделей Названия всех геометрических форм и цветовых тонов с указанием признака (длинный прямоугольник, светло-красный цвет), словесная формулировка результатов обследования предметов

340

наметить пути его совершенствования, а с другой стороны, способствует дальнейшему развертыванию самого психологического исследования, выдвижению плодотворных гипотез и постановке новых задач.

Гораздо раньше, чем психология пришла к пониманию роли усвоения общечеловеческой сенсорной культуры в перцептивном развитии ребенка, системы сенсорного воспитания в той или иной форме организовывали такое усвоение. В период господства рецепторных концепций восприятия, представлений о перцептивном развитии как об автономном процессе, связанном с опытом созерцания окружающего, в дошкольной дидактике применялись (хотя и неосознанно и несистематически) приемы организации практических действий ребенка, предъявляющих определенные требования к его восприятию.

Современные педагогические исследования, посвященные сенсорному воспитанию дошкольников в различных видах содержательной деятельности, сыграли существенную роль в разработке проблем формирования перцептивных действий, связи перцептивного развития ребенка с овладением практической деятельностью. Вместе с тем именно развитие педагогических исследований поставило на повестку дня вопрос о месте системы специально организованных дидактических игр и занятий в осуществлении сенсорного воспитания, потребовало разработки психологических основ для создания такой системы, которые мы попытались сформулировать в данной книге.

В настоящее время развертывание практической работы по сенсорному воспитанию в детских садах выдвигает перед психологическим исследованием перцептивного развития новые задачи. Важнейшими из них являются задача разработки методов диагностики перцептивного развития ребенка, отсутствие которых лишает практику возможности надежно учитывать результаты работы по сенсорному воспитанию, и задача детального изучения путей формирования специальных сенсорных способностей, приобретающая особую актуальность на фоне общего повышения сенсорной культуры детей.

С нашей точки зрения представления, выдвинутые в русле концепции формирования перцептивных действий создают необходимую теоретическую основу для успешного исследования этих сложных проблем.

341

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. К. Маркс и Ф. Энгельс Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс и Ф.Энгельс Соч., изд. 2, т. 3. М., Госполитиздат, 1955.

3. Маркс К. Капитал. К.Маркс и Ф.Энгельс Соч., изд. 2, т. 23. М., Госполитиздат, 1960.

4. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18.

5. Ленин В. И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.

6. Абрамович-Лехтман Р. Я. Развитие предметного действия у ребенка на первом году жизни. Канд. дисс. Л., 1945.

7. Айрапетянц Э. Ш., Ананьев Б. Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 19. М., 1966.

8. Ананьев Б. Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

9. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

10. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

11. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., «Просвещение», 1964.

12. Анохин П. К. Роль ориентировочно-исследовательской реакции в образовании условного рефлекса. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

13. Аснін В. І. Своерідність рухових навичок залежно від умов ïх утворення. «Наукові записки Харківського Державного педагогічного інституту», т. I, 1939.

14. Асратян Э. А. Физиология временной связи. «Труды 15-го совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 50-летию учения И. П. Павлова об условных рефлексах». М., Изд-во АН СССР, 1952.

342

15. Беркли Д. Опыт новой теории зрения, пер. с англ. Казань, Изд-во М. А. Голубева, 1913.

16. Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания, пер. с англ. СПб., Изд-во О. Н. Поповой, 1905.

17. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.

18. Бирюков Д. А. К сравнительной физиологии и патологии условных рефлексов. «Труды 15-го совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 50-летию учения И. П. Павлова об условных рефлексах». М., Изд-во АН СССР, 1952.

19. Бирюков Д. А. К вопросу о природе ориентировочной реакции. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

20. Блехер Ф. Н. Дидактические игры. М., Учпедгиз, 1948.

21. Бобровская С. Л. Сущность системы Фребеля и применение ее в некоторых детских садах Германии. М., Изд-во детской и педагогической библиотеки, 1872.

22. Богуславская З. М. Дидактические игры. «Дошкольное воспитание», 1940, № 10—12.

23. Богуславская З. М. Выделение цвета и формы детьми-дошкольниками в зависимости от характера их деятельности. «Доклады АПН РСФСР», 1958, № 1.

24. Богуславская З. М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1961, № 3.

25. Богуславская З. М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 3.

26. Богуславская З. М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования. В сб. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

27. Богуславская З. М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

28. Бойд У. Система Монтессори, пер. с англ. М., «Мир», 1925.

29. Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода, пер. с англ., т. 1, 2. Московское книгоиздательство, 1912.

30. Бражас В. П. Экспериментально-психологическое исследование цветовых впечатлений у детей. «Труды I Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в С.-Петербурге» СПб., 1911.

31. Бушурова В. Е. О визуальном проецировании объектов в трехмерном пространстве. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 19. М., 1966.

32. Быков В. Д. О динамике ориентировочно-исследовательской реакции при выработке положительных и тормозных условных

343

рефлексов и при их переделке. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

33. Бэн А. Психология, пер. с англ., т. 1. М., библиотека для самообразования, 1902.

34. Бюлер К. Духовное развитие ребенка, пер. с нем. «Новая Москва», 1924.

35. Бюлер Ш., Хетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста, пер. с нем. М., Учпедгиз, 1935.

36. Валлон А. От действия к мысли, пер. с франц. М., Изд-во иностранной литературы, 1956.

37. Веккер Л. М. К вопросу об осязательном восприятии. «Ученые записки Ленинградского гос. университета», № 147, 1953.

38. Веккер Л. М. О некоторых вопросах теории осязательного образа. «Материалы совещания по психологии (1—6 июля 1955 г.)». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

39. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во Ленинградского университета, 1964.

40. Веккер Л. М., Лапе Ю. П. К проблеме построения осязательного образа. «Вопросы психологии», 1961, № 5.

41. Венгер А. А. Роль двигательного моделирования объемной формы в восприятии и изображении предмета. «Психологія навчання і виховання. Тези доповідей на республіканській психологичній конференціï, Киïв, «Радянська школа», 1964.

42. Венгер А. А. Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей). В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

43. Венгер А. А. Ступени функционального развития перцептивных действий при решении практических задач (на материале изучения глухих дошкольников). «Тезисы докладов на III съезде Общества психологов СССР». Киев, 1968.

44. Венгер Л. А. Об экспериментальном выявлении типов восприятия. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

45. Венгер Л. А. О взаимосвязи в восприятии отражения частей предмета и их взаимоотношений. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 4.

46. Венгер Л. А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей младшего школьного возраста. «Вопросы психологии», 1959, № 2.

47. Венгер Л. А. О некоторых способах восприятия пространственных свойств предметов в условиях ограниченного поля зрения. «Проблемы восприятия пространства и времени. 2-е научное совещание по проблемам восприятия пространства и времени». Л., 1961.

48. Венгер Л. А. Различение формы предметов детьми раннего возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 2.

49. Венгер Л. А. Формирование зрительного соотнесения формы на основе практических действий с предметами у детей преддошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1964, № 1.

344

50. Венгер Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. М., «Просвещение», 1965.

51. Венгер Л. А. Об использовании детьми дошкольного возраста сериационного ряда величин при выборе объекта по образцу. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

52. Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

53. Венгер Л. А., Трунова Н. М. Исследование зрительного поиска элементов в системе у детей дошкольного возраста. «Тезисы докладов на III съезде Общества психологов СССР». Киев, 1968.

54. Вергилес Н. Ю., Зинченко В. П. Проблема адекватности образа. «Вопросы философии», 1967, № 4.

55. Ветлугина Н. А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

56. Волков Н. Н. О константности восприятия величины и формы. В сб. «Исследования по психологии восприятия», под ред. С. Л. Рубинштейна. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1948.

57. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.

58. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях», под ред. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной, изд. 2. М., Медгиз, 1949.

59. Выготский Л. С. Проблема развития в структурной психологии. Вступительная статья к кн. К. Коффки «Основы психического развития». М. — Л., Соцэкгиз, 1934.

60. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

61. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

62. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., Гос. изд-во, 1930.

63. Гальперин П. Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение. Канд. дисс. Харьков, 1937.

64. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. «Вопросы психологии», 1957, № 6.

65. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. «Психологическая наука в СССР», под ред. Б. Г. Ананьева и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

66. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб. «Исследования мышления в советской психологии», под ред. Е. В. Шороховой. М., «Наука», 1966.

67. Гальперин П. Я. К учению об интериоризации. «Вопросы психологии», 1966, № 6.

345

68. Гальперин П. Я., Дубровина А. И. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 3.

69. Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

70. Гиневская Т. О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 13, 1948.

71. Гиппенрейтер Ю. Б., Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия. Сообщения I—VII. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4; 1958, № 1, 3; 1959, № 2.

72. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я., Смирнов С. Д. Соотношение глазодвигательных и ручных операций в процессе счета элементов тест-объекта. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 30. М., 1966.

73. Гиппенрейтер Ю. Б., Уразаева В. А. Исследование движений глаз при решении метрических задач. «Вопросы психологии», 1963, № 6.

74. Говорова Р. И. О константности восприятия формы детьми дошкольного возраста. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

75. Годовикова Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1959, № 2.

76. Гусев Н. К. Интеллектуальное опосредование вкусовых ощущений. «Труды Гос. института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. 13. Л., 1940.

77. Данюшевская Т. И. Развитие восприятия отношений светлот и величин объектов у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. М., 1958.

78. Дараган А. Руководство к детским садам по методе Фредерика Фрэбель. СПб., Изд-во М. О. Вольфа, 1862.

79. Дворяшина М. Д. О константности восприятия у детей. «Вопросы психологии», 1964, № 5.

80. Декедр А. Развитие ребенка от двух до семи лет, пер. с франц. Л., Гос. изд-во, 1925.

81. Декроли О., Моншам Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр. «Дошкольное воспитание». Киев, 1916, № 6—9.

82. «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой», под ред. Е. И. Тихеевой. М. — Л., Гос. изд-во, 1928.

83. Долин А. О., Зборовская И. И., Замаховер Ш. М. К характеристике роли ориентировочно-исследовательского рефлекса в условнорефлекторной деятельности. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

84. Дымерский В. Я. Об активном характере восприятия удаленности движущихся объектов. В сб. «Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений», под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

346

85. Дымерский В. Я. Метод количественного анализа восприятия пространственных, пространственно-временных и динамических отношений. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 19. М., 1966.

86. Ендовицкая Т. В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 64, 1955.

87. Ендовицкая Т. В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 3.

88. Жонкер Т. Экспериментальная педагогика в детском саду, пер. с франц. М., «Мир», 1926.

89. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

90. Залкинд Э. И. Дидактические игры с природным материалом. «Дошкольное воспитание», 1942, № 10.

91. Занков Л. В. Память. М., Учпедгиз, 1949.

92. Запорожець О. В. Особливості і розвиток процесу сприймання. «Наукові записки Харківського Державного педагогічного інституту», т. VI, 1941.

93. Запорожец А. В. Роль ориентировочной деятельности в формировании и осуществлении произвольных движений. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

94. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

95. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 1.

96. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

97. Запорожец А. В. Роль Л. С. Выготского в разработке проблем восприятия. «Вопросы психологии», 1966. № 6.

98. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. «Вопросы психологии», 1967, № 1.

99. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., «Просвещение», 1967.

100. Зинченко В. П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков. «Вопросы психологии», 1956, № 6.

101. Зинченко В. П. Движения глаз и формирование зрительного образа. «Вопросы психологии», 1958, № 5.

102. Зинченко В. П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

103. Зинченко В. П. Восприятие и действие. Сообщения I, II. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 2, 5.

104. Зинченко В. П. Восприятие как действие. «Вопросы психологии», 1967, № 1.

347

105. Зинченко В. П., Ломов Б. Ф. Сравнительный анализ движений руки и глаза в процессе осязательного и зрительного восприятия. В сб. «К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений», под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. Л., 1959.

106. Зинченко В. П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия. «Вопросы психологии», 1960, № 1.

107. Зинченко В. П., Ван-Чжи-Цин, Тараканов В. В. Становление и развитие перцептивных действий. «Вопросы психологии», 1962, № 3.

108. Зинченко В. П., Рузская А. Г., Лаврентьева Т. В., Ломов Б. Ф., Тараканов В. В. Сравнительный анализ осязания и зрения. Сообщения I—XI. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 5; 1961, № 4, 6; 1962, № 1, 3.

109. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

110. Иваницкая Е. Ф. О дидактических играх. «Дошкольное воспитание», 1946, № 5—6.

111. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., Учпедгиз, 1961.

112. Инельдер Б. От перцептивной конфигурации к структуре логической операции. «Вопросы психологии», 1960, № 5.

113. «Инженерная психология», под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова. Изд-во Московского университета, 1964.

114. «Инженерная психология». Сборник статей, пер. с англ., под ред. Д. Ю. Панова и В. П. Зинченко. М., «Прогресс», 1964.

115. «Инженерная психология за рубежом», пер. с англ., под ред. А. Н. Леонтьева. М., «Прогресс», 1967.

116. Истомина З. М. О взаимоотношении восприятия и называния цвета у детей дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 113, 1960.

117. Казик Е. А. Игры и занятия с дидактическими игрушками в младшей группе. «Дошкольное воспитание», 1940, № 10.

118. Касаткин Н. И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. М., Медгиз, 1948.

119. Кауфман В. И. Различение громкости звука. «Труды Гос. института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. 15. Л., 1947.

120. Квасов Д. Г. с участием Коровиной М. В. Рефлекторная организация рецепции и проприомускулярный аппарат анализаторов (органов чувств). В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

121. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

122. Кислюк Г. А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1956, № 6.

123. Кислюк Г. А., Пеньевская Л. А. Изучение наличного уровня развития восприятия формы у детей дошкольного возраста. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

348

124. Кистяковская М. Ю. Об устойчивости зрительных реакций у детей первых месяцев жизни. «Вопросы психологии», 1959, № 5.

125. Кистяковская М. Ю. Развитие движений руки у ребенка первого полугодия жизни. «Вопросы психологии», 1962, № 1.

126. Кистяковская М. Ю. Значение ориентировочных реакций в построении движений у детей первого года жизни. XVIII Международный психологический конгресс. Тезисы сообщений. III, «Проблемы психического развития и социальной психологии». М., 1966.

127. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика, пер. с франц. СПб, Изд-во Богдановой, 1911.

128. Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. В сб. «Проблемы способностей (материалы конференции 22—24 июня 1960 г., Ленинград)», под ред. В. Н. Мясищева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

129. Козловский С. М. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании двигательных навыков у младших школьников. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

130. Котлярова Л. И. Значение двигательного момента в процессе осязания. Канд. дисс. Львов, 1948.

131. Котлярова Л. И. Восприятие знакомых и новых предметов детьми дошкольного возраста. «Материалы совещания по психологии» (1—6 июля 1955 г.). М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

132. Котырло В. К. Особенности осознания величины предметов детьми дошкольного возраста. Канд. дисс. Киев, 1960.

133. Коффка К. Основы психического развития, пер. с нем. М. — Л., Соцэкгиз, 1934.

134. Лаврентьева Т. В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

135. Лаврентьева Т. В. Особенности формирования глазомерных действий у детей дошкольного возраста. «Тезисы докладов на III съезде Общества психологов СССР». Киев, 1968.

136. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., Гос. дарвиновский музей, 1935.

137. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М. — Л., Учпедгиз, 1931.

138. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР», вып. 7, 1947.

139. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, изд. 2. М., «Мысль», 1965.

140. Лисина М. И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 1.

141. Локк Д. Опыт о человеческом разуме, пер. с англ. М., тип. И. Н. Кушнарева, 1898.

142. Ломов Б. Ф. Об измерительной функции анализаторов. В сб. «Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений», под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

349

143. Ломов Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, изд. 2. М., «Советское радио», 1966.

144. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. В сб. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста», под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М., Изд-во АПН РСФСР, 1948.

145. Лурье Р. Н. Векторэлектроокулографическая методика изучения движений глаз в процессе онтогенетического развития. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. М., «Просвещение», 1965.

146. Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. В сб. «Вопросы детской и общей психологии», под ред. Б. Г. Ананьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

147. Люблинская А. А. Роль речи в психическом развитии ребенка. В сб. «Сигнальные системы человека». Материалы симпозиума 20 ноября 1965 г., Ленинград, под ред. М. М. Кольцовой. Л., 1965.

148. Марусева А. М., Чистович Л. А. О деятельности анализатора в процессе осуществления ориентировочной реакции у человека. «14-е совещание по проблемам высшей нервной деятельности. Тезисы докладов». М., Изд-во АН СССР, 1951.

149. Марусева А. М., Чистович Л. А. Об изменении деятельности звукового анализатора у человека под влиянием словесных воздействий, применявшихся в экспериментах по физиологии органов чувств. «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», т. IV, вып. 4, 1954.

150. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике, пер. с нем., т. 1, 2. М., «Мир», 1914.

151. Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. М., 1954.

152. Моложавая Е. Б. Дидактическая игрушка. «Дошкольное воспитание», 1941, № 4.

153. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка, пер. с итальянского, изд. 4. М., «Задруга», 1920.

154. Мухин С. В. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. XXVII, вып. 2, 1941.

155. Натадзе Р. Г. К проблеме константности восприятия. «Вопросы психологии», 1961, № 4.

156. Невельштейн Ю. А. Игры с дидактическими материалами. «Дошкольное воспитание», 1939, № 6.

157. Неверович Я. З. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в образовании навыков у детей. «Доклады на совещании по вопросам психологии (3—8 июля 1953 г.)». М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

158. «Новые идеи в педагогике». Сборник № 5, под ред. Е. И. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Пересмотр основ педагогики Монтессори. Л., «Образование», 1924.

159. «Ориентировочный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности в норме и патологии», под ред. Е. Н. Соколова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

350

160. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т. III. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1951.

161. Пантина Н. С. Исследование умственного развития детей в процессе деятельности с дидактическими игрушками. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. М., «Просвещение», 1965.

162. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка, пер. с нем. Л., Медгиз, 1962.

163. Перэ Б. Первые три года жизни ребенка, пер. с франц. СПб., тип. Ф. Сущинского, 1879.

164. Перэ Б. Дитя от трех до семи лет, пер. с франц. Московское книгоиздательство, 1913.

165. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. «Вопросы психологии», 1965, № 6.

166. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации, пер. с франц. М., Изд-во иностранной литературы, 1963.

167. Поддьяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий. Канд. дисс. М., 1960.

168. Поддьяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий. «Вопросы психологии», 1960, № 2.

169. Поддьяков Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

170. Поддьяков Н. Н. Развитие динамичности зрительных представлений у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1965, № 1.

171. Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания. В кн. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965.

172. Поддьяков Н. Н. Превращение исполнительских действий в ориентировочные у детей дошкольного возраста. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 30. М., 1966.

173. Полякова А. Г. Психологический анализ процесса усвоения навыков путем подражания у детей. Канд. дисс. М., 1956.

174. Прейер В. Душа ребенка, пер. с нем. СПб., Изд-во А. Е. Рябченко, 1891.

175. Прессман А. А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа ребенка. В сб. «Проблемы психологии», под ред. Б. Г. Ананьева. Изд-во Ленинградского университета, 1948.

176. Проскура Е. В. О формировании действий упорядочивания у детей дошкольного возраста. В сб. «Формирование восприятия у дошкольника», под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

177. Радина Е. И. Дидактические игры в организации детской жизни и педагогическое руководство ими. В сб. «Роль игры в детском саду», под ред. А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

351

178. Радина Е. И., Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с предметами. В кн. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. Е. И. Радиной. М., «Просвещение», 1967.

179. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

180. Розанова Т. В. О непроизвольном запоминании различных компонентов ситуации в зависимости от их роли в деятельности. «Вопросы психологии», 1959, № 4.

181. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М., Изд-во АМН СССР, 1948.

182. Розенгарт-Пупко Г. Л. Роль речи в развитии восприятия детей раннего возраста. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 31. М., 1966.

183. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника. «Известия АПН РСФСР», вып. 17, 1948.

184. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. «Советская психотехника», т. VII, 1934, № 1.

185. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М., Учпедгиз, 1935.

186. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. «Ученые записки Московского университета», вып. 90, 1945.

187. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, изд. 2. М., Учпедгиз, 1946.

188. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957.

189. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959.

190. Рузская А. Г. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании элементарных обобщений у детей. В сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность», под ред. Л. Г. Воронина и др. М., Изд-во АПНРСФСР, 1958.

191. Рузская А. Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве», под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., «Просвещение», 1966.

192. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

193. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. В кн. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965.

194. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.

195. Селецкая Л. И. Упражнения и перенос упражнения в функции различения яркостей. «Бюллетень ВИЭМ», 1936, № 6.

196. Сенсорное воспитание дошкольников, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

352

197. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947.

198. Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применение к воспитанию, пер. с англ. СПб., Изд-во В. И. Губинского, 1902.

199. Селли Д. Педагогическая психология, пер. с англ. М., «Мир», 1916.

200. Смирнов А. А. Психология запоминания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1948.

201. Соколов В. Н. Лепка фигуры. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

202. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. Изд-во Московского университета, 1958.

203. Соловьев И. М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми. В сб. «Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы», под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

204. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., Учпедгиз, 1955.

205. Сохина В. П. Роль «предметного моделирования» в формировании у дошкольников зрительного анализа формы предмета. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 6.

206. Сохина В. П. Формирование процессов зрительного анализа формы у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. М., 1963.

207. Сохина В. П. Роль «предметного моделирования» в формировании зрительного анализа сложного пересеченного чертежа у дошкольников. «Новые исследования в педагогических науках», 1963, № 1.

208. Сулина А. И. Цветоощущение у детей. «Русский офтальмологический журнал», 1923, № 6.

209. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965.

210. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

211. Тихеева Е. И. Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. Пг., 1915.

212. Тихеева Е. И. Игры парами. Л., Изд-во артели по изготовлению наглядных учебных пособий, 1931.

213. Тэн И., Дарвин Ч. Наблюдения над жизнью ребенка, изд. 2. СПб., Изд-во В. М. Надуткина, 1900.

214. Усова А. П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада. В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

215. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. В кн. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965.

216. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. Берлин, Госиздат РСФСР, 1923.

217. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Опыт экспериментального рефлексологического изучения ранних дифференцировок

353

сочетательных рефлексов у детей в младенческом возрасте. В сб. «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», под ред. В. М. Бехтерева, вып. 2. Л. — М., Госиздат, 1926.

218. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. К физиологии диффер<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...