Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры на развитие диатонического слуха.

«Тихо-громко».(ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Игровой материал: любая игрушка.

Детям даётся задание отыскать выбранную игрушку, а подсказать, где она спрятана, сможет музыка. Дети ищут игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни; звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Кто нашёл игрушку первым, имеет право спрятать её сам.

 

 

«Найди шарик».(ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Демонстрационный материал: шарик.

Дети стоят стайкой или сидят. Педагог просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют:

Шарик спрятался от нас, разыщи его сейчас,

Поищи, поищи и скорей к нам принеси.

Если громко будем петь, значит, шарик где-то здесь.

Если шарик далеко, поём тихо и легко.

Поищи, поищи и скорей к нам принеси!

Дети поют то громко, то тихо – в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика. Звук должен быть лёгким, сила звучания должна меняться. Не следует допускать крика и напряжённого пения.

 

«Принц и принцесса». (ст. возраст)

Цель: учить детей различать динамику звучания.

Перед началом игры выбирается принц, который должен отыскать среди всех детей свою принцессу. Выполнить задание он сможет при условии, если будет внимательно слушать музыку.

Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она становится принцессой. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке (он медленно идёт под музыку по кругу рядом с детьми, а взрослый сам регулирует динамику: от тихого звучания до очень громкого). Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. Начинается вторая часть игры. По сигналу «Раз-два-три – беги!» принц и принцесса бегут в разных направлениях с внешней стороны круга. Задача каждого первым забежать внутрь круга.

Игры на развитие восприятия.

«Медвежата». (мл. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: один большой колокольчик и маленькие по количеству детей.

Педагог раздаёт каждому ребёнку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под весёлую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

 

«Три цветка».(ст. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее и весёлое), изображающих три типа характере музыки:

- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

- грустная, жалобная;

- весёлая, радостная, плясовая, задорная.

(Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.)

Раздаточный материал: у каждого ребёнка – один цветок, отражающий характер музыки.

I вариант: Исполняется произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

II вариант: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Исполняется произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

 

 

«Услышь сигнал!». (мл. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Дети шагают под звучание любого марша бодрым энергичным шагом. Затем на слово «Зайчики» дети должны лёгкими прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущим слова «Лошадки!» - ударять «копытцами» об пол, «Птицы!» - легко бегать, махая руками, как крыльями, «Раки!» - пятиться назад, «Аист!» - стоять на одной ноге.

Усложнение для ст. возраста:вместо голосовых команд проигрывается или включается соответствующая, хорошо знакомая детям музыка.

«Самый ловкий наездник».(ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

По группе или залу в случайном порядке расставляются стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке стула. Когда дети слышат музыку, все встают со стульев и начинают скакать по залу прямым галопом. В это время ведущий убирает стул (или сразу несколько стульев). С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, лицом к спинке. Оставшиеся без стула из игры выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один стул для самого ловкого наездника.

В качестве музыкального сопровождения может быть использована пьеса Р.Шумана «Смелый наездник».

 

 

«День рождения». (мл. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Послушайте музыку и догадайтесь, кто же первый гость?

Исполняется произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры педагог спрашивает, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Примерные музыкальные произведения для детей средней группы: «Тяф-тяф» муз. Герчик, «Серенькая кошечка» муз. Витлина, «Мишка» муз. Бырченко, «Конь» муз. Тиличеевой, «Воробей» муз. Герчик, «Цыплята» муз. Филиппенко.

«Цветик-семицветик».(ст. возраст)

Цель: развивать память и музыкальный слух.

Демонстрационный материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки».

Вариант для старшей группы: «Кавалерийская» муз. Кабалевского, «Клоуны» муз. Кабалевского, «Новая кукла» муз. Чайковского, «Болезнь куклы» муз. Чайковского, «Апрель. Подснежник» муз. Чайковского, «Шествие гномов» муз. Грига, «Дед Мороз» муз. Шумана.

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Педагог проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

 

 

«Удивительный светофор».(ст. возраст)

Цель: учить определять характер музыкального произведения.

Демонстрационный материал: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный материал: карточки на каждого ребёнка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Педагог: (показывает большой светофор)

Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребёнок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелёному сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя своё творчество в движении. Игру можно проводить как на музыкальном занятии, так и в свободное от занятий время.

 

 

«Будь внимателен». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Для проведения этой игры детям и взрослому необходимо хорошее знание какой-либо песни, например «В лесу родилась ёлочка». Задача участников игры – вовремя вступить и пропеть свою фразу. Например: взрослый начинает: «В лесу родилась ёлочка». Ребёнок следом подхватывает и поёт следующую фразу без опоздания: «В лесу она росла». Теперь очередь за другим участником игры: «Зимой и летом стройная»; очередной участник завершает: «Зелёная была».

 

 

«Сыграй, как я».(ст. возраст)

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки, деревянные кубики и т. д.

Педагог предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5-7 звуков, сыгранных на любом из перечисленных инструментов.

 

 

«Что кукла делает».(ст. возраст)

Цель: учит определять характер музыки (марш, плясовая, колыбельная)

Игровой материал: кукла, или мишка, или зайка.

Педагог предлагает детям прослушать марш, плясовую, колыбельную. Кукла, или мишка, или зайка в руках педагога выполняет соответствующие движения. Дети должны определить произведение.

 

 

«Часы». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание.

Бьют часы на башне: бом-бом, бом-бом.

А настенные быстрей: тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат: тики-тики-так, тики-тики-так.

В игре участвуют взрослый и ребёнок. Взрослый произносит первую строчку, ребёнок изображает бой часов. Бой часов на башне ребёнок должен произнести долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими (тики-таки). Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

 

 

«Погремушка и бубен».(для любого возраста)

Цель: развивать слуховое внимание.

Игровой материал: бубен и погремушка.

Под звуки погремушки играющие легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть. Тот, кто замешкался и не успел выполнить задание, выбывает из игры.

 

«Кого зовёт музыка». (ст. возраст)

Цель: развивать слуховое внимание и чувство формы музыкального произведения.

Для игры используется хорошо знакомая детям мелодия, имеющая двухчастную форму. Это может быть песня с ярко выраженным запевом и припевом. Дети делятся на две группы. Для каждой выбирается своя мелодия (для одной запев, для другой припев). Перед началом игры дети произвольно рассаживаются по всей группе. Задание известно заранее. Оно заключается в следующем: спокойно, не спеша встают и начинают произвольное движение врассыпную дети той группы, чья мелодия звучит в настоящий момент. С окончанием музыки дети садятся, а движение начинает другая группа.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...