Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. Самый главный предмет

 

Скажите, милые, какое

У нас тысячелетье на дворе?

 

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Б. Пастернак

 

Дорогие друзья! Сейчас вы открыли книгу, которая посвяще­насамому главному явлению жизни.

Предмет нашего обсуждения -Музыка.

Ах, вот как? Вы не согласны с моим утверждением о главен­стве музыки? Почему? Вы считаете, что физика и химия важнее? Многие тоже так думали, пока не спросили у великого учёно­го-химика - лауреата Нобелевской премии, как он добился таких успехов в области химии. И учёный вдруг высказал очень странную мысль: «Мне помогла музыка Моцарта».

- При чём здесь музыка? - удивлённо спросите вы.

.. .Затем беседовали с лауреатом Нобелевской премии в облас­ти физики. И вопрос был тот же - о причинах его успехов. Учёный неожиданно ответил: «Меня вдохновила музыка Баха».

При чём здесь Бах, ведь речь идёт о физике?

...Самый великий физик мира играл на скрипке. И когда его спрашивали, как он открыл теорию относитель­ности, то он объяснял: «Мне помогли законы красоты», - и показывал на свою скрипку.

Звали этого физика Альберт Эйнштейн.

А его друг (тоже великий физик) Нильс Бор играл на форте­пиано. Эйнштейн и Бор часто встречались и вместе играли сонаты Моцарта, Бетховена, Брамса.

Почему? Случайное совпадение?

Великий физик Макс Планк вообще до последнего момента не мог решить, кем он будет: музыкантом или физиком. Правда, большим музыкантом он оставался всегда.

Почему гениальный художник, скульптор и архитектор италь­янского Возрождения Микеланджело Буонаротти говорил: «Хорошая живопись - это музыка, это - мелодия». Зачем ему понадобилось сравнивать живопись с музыкой, да ещё сравнивать с музыкой только «хорошую живопись»?

Следовательно, для Микеланджело музыка - это высший критерий в искусстве?

Почему про архитектуру говорят:

«Архитектура - это застывшая музыка».

Значит, можно сказать, что«музыка - это движущаяся ар­хитектура»?

И теперь, пожалуй, мы приближаемся к возможному ответу на вопрос:«Почему музыка - главный предмет?»

Одни из вас станут химиками и забудут многое из того, чему вас учили на уроке физики. Другие - физиками и забудут большую часть химии. Третьи увлекутся историей и настолько глубоко погрузятся в изучение, в попытки постичь историю человечества, что забудут как физику, так и химию.

Но кем бы вы ни стали, какую бы профессию вы себе ни избрали, если музыка останется с вами, то ваши шансы получить Нобелевскую премию в облас­ти физики, химии, медицины, литературы увеличиваются во много раз.

Факт этот подтвердят многие величайшие учёные, работаю­щие в самых разных областях науки.

И всё потому, что классическая музыка, оказывается, - настоящее питание для человеческого мозга.Питание для мозга математика, для мозга учёного-химика, для специалиста в области истории и вообще всех других областей.

Чем больше учёные изучают принципы музыкального воз­действия, тем больше они говорят о музыке как важнейшем условии научного и художественно­го мышления, о музыке как серьёзном лекарственном средстве против многочисленных (и особенно нервных) болезней. А поскольку общеизвестно, что в основе почти всех болезней лежат заболевания нервной сис­темы, то можно смело говорить

о музыке как лекарстве против подавляющего большинства болезней,

о музыке как энергии космоса, способной поддержать твор­ческую энергию внутри человека,

о музыке как вершине всех искусств, помогающей восприни­мать иные виды искусства.

Человек, понимающий и чувствующий музыку, намного глуб­же воспримет поэзию, изобразительное искусство, творения литературы, постулаты философов. Именно потому, что (повторяю) на вершине энергетической пирамиды творчества и мышле­ния находится МУЗЫКА.

- Но почему именно музыка? - спросите вы. - Почему не живопись, не поэзия, не архитектура?

Сейчас я попробую доказать вам, что Музыка - вершина всех искусств. Давайте проведём один эксперимент. Сядем лицом друг к другу. Будем смотреть друг на друга и, отвлекаясь от имени сидяще­го напротив вас, его характера, попробуем понять, что такое ЧЕЛОВЕК. Кто это?

Я буду рассказывать о Человеке, поочерёдно используя три различных вида искусства:

Риторику,

Поэзию,

Музыку

Вариант первый : Риторический (или словесный).

Человек - это часть космической энергии, заключённой в земное тело для пребывания в нём очень ограниченное время. Человек - это часть Вселенной. Каждый человек уникален и неповторим.

Когда каждый из нас появился на Земле, произошло со­бытие не только семейного масштаба. И даже не планетарного.

РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это Вселенское событие, ибо никогда никого подобного этому новорожденному до его рождения во Вселенной не существовало.

СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА - не трагедия родных и близких только, ЭТО - трагедия Вселенной, ибо бесконечная во времени и пространстве Вселенная никогда ничего подобного этому человеку больше не создаст.

Каждый ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН.

Об этом нельзя забывать ни на минуту.

И ещё одна, на мой взгляд, очень важная мысль: посмотрите на человека, сидящего напротив вас, и подумайте о том,

СКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ КАК БЫ СЛУЧАЙНОСТЕЙ ПРОИЗОШЛО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЧТОБЫ ИМЕННО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ ПОЯВИЛСЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ.

Десять тысяч лет назад его прапрапрапрапрапра................................ прадедушка выжил в одной из межплеменных войн. Это редкая удача в те времена - выжить. Его прапрапрапрапрапрабабушка встретила имен­но этого мужчину и родила ребёнка, который не умер в младенчестве. Или в момент рождения. И это — великое чудо,поскольку тогда детская смертность должна была быть не меньше чем 99%.

Этот ребёнок сумел вырасти и не умереть от заражения крови (ведь тогда не существовало антибиотиков, и любая рана могла стать смертельной).

Этот ребёнок выжил, вырос и встретил именно ту женщину, которая ста­ла прапрапрапра бабушкой человека, сидящего напротив вас.

И так - тысячи поколений подряд!!!

Как радостно сознавать, что в истории человечества происхо­дили не только страшные войны, извержения вулканов, уничтожения миллионов людей, гибель Атлантиды, землетрясения, но ипроцесс сохранения жизнипредставителей многих-многих поколений, результатом чего является появление Человека, на которого вы сейчас смотрите.

Жизнь этого человека бесценна не на уровне риторики только. Ведь если с ним что-то случится, то прервётся многотысячный ряд поколений, приведших к существованию ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. Разорвётся цепь бесконечных, порой невероятных выжи­ваний, фантастических судеб.

Естественно, то же самое можно (нужно!) сказать о вас. В вашем существовании на Земле не может не быть какого-то очень важного смысла.

Увы, не всегда легко разгадать этот смысл, найтисвой путь, не поддаться на миллионы примитивных соблазнов, реклам, про­вокаций, а упрямо идти своей уникальной дорогой.

Ведь и сам Человек - неповторимое создание Вселенной!

НО это не просто - быть самим собой, СОХРАНИТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСЬ, ибо уже с детства в нас проявляется способность к подра­жанию. И человек порой даже не догадывается, что тот, кем он яв­ляется в результате этих многочисленных подражаний, на самом деле не он, а масса мозаичных кусочков, частей, влияний, копи­рований...

Фраза друга, воздействие отца, очередной герой «Фабрики звёзд», система, в которой человек живёт, фрагмент какого-нибудь фильма, учитель физкультуры или литературы, эпизод негативного (или позитивного) впечатления детства, обрывок рекламы и т. д.

Всё это постоянно влияет на каждую формирующуюся лич­ность.

Но, несмотря на развившийся дар подражания, вы должны знать, что у вас на Планете есть задача.

Возможно, вы - гениальная личность, которая оставит после себя очень важную мысль или музыку. Или научное открытие. А может быть, ваша предначертанность - встретить и полю­бить какую-то конкретную женщину на Земле. И ваш с ней ребёнок совершит гениальное открытие.

Но даже в подобном случае вы должны сделать всё, чтобы ваш ребёнок попал в замечательное окружение, в семью, где царит любовь и поддержка. Чтобы он сумел максимально реализовать свои возмож­ности .

А может быть, тайная цель Вселенской Комиссии по Улучше­нию Человеческого Рода направлена не на вашего сына или дочь, а на вашего внука или внучку. И его (её) задача - спасти человечество от неизлечимой бо­лезни. Или сочинить музыку, которая поможет человечеству избе­жать очень страшной войны. В этом случае ваша задача ещё сложней. На вас лежит ответственность уже за два последующих поколения.

Но не меньшую ответственность вы несёте и за человека, сидящего напротив вас. Ведь его происхождение и путь к тому, чтобы оказаться рядом с вами на планете, так же сложен и не­вероятен, как и ваш.

Вариант второй: Поэтический.

Японские учёные попытались найти самое глубокое стихотво­рение в мировой поэзии. И нашли его не в Японии (хотя японская поэзия безмерно глу­бока), не в Англии (имеющей целое созвездие величайших поэтов) и не во Франции (повлиявшей на поэзию почти всей Европы), а ...в России.

И это не стихотворение Пушкина (хотя среди пушкинских стихов есть немало творений самого глубокого уровня), и не стихотворение Лермонтова (феноменального поэта-ро­мантика), и не Тютчева (одного из подлинных философов поэзии).

Глубочайшим было названо стихотворение Гавриила Держа­вина «Бог». (О Державине модуляция 1 во второй части книги.)

Не зная всей мировой поэзии, я готов, тем не менее, согла­ситься с японскими учёными, ибо и сам не нашёл стихотворения глубже. Такое впечатление, что Державин получил подсказку ОТТУДА. И чем больше я читаю Державина, тем больше понимаю, что этот стих, написанный в 1784 году, через сто лет после нас будет ещё более актуален и глубже понят. Пока безостановочное развитие науки только подтверждает правоту Державина.

Во второй части книги я даю этот стих целиком. Поскольку не хочу терять нашего с вами времени на поиски книги Державина, а мечтаю о том, что вы после окончания чтения этой главы-встречи немедленно (и очень медленно) прочтёте Оду Державина «Бог» (модуляция 1). (А затем будете читать и перечитывать всю жизнь.)

Но сейчас, когда мы сидим друг перед другом - Человек против Человека, мы прочтём лишь ту часть стиха, где гово­рится о высшем создании Бога - Человеке. Это - о каждом из нас, и это о том, кто сидит напротив. Поэт обращается к Богу в попытке догадаться, в чём смысл ЧЕЛОВЕКА в целой череде Божьих Созданий. Где место человека в мире.

И делает глубочайший вывод:

 

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб; я червь - я Бог!

 

Для того чтобы оценить этот фрагмент, необходимо несколько раз прочесть его, выделяя каждое (!) слово, оценивая его (слова) необходимость, невозможность обойтись без него.

Затем попытаться понять каждую строку, поскольку каждая строчка - глубокая мысль, за каждой строкой - уникальная догадка в попытке поз­нать Человека. И не только Человека, но и принципов вселенского устройства.

Внимательно посмотрите друг на друга и почувствуйте, что всё это написано о вас и о том, кто сидит напротив вас. Прочитайте этот фрагмент друг другу. И возьмите его (и всю оду Державина) с собой в Жизнь. Клянусь, в вашей жизни будет немало ситуаций, когда этот стих поможет вам.

Осмелюсь предположить, что здесь, в этом фрагменте, - ответ на вопрос о том,

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...