Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, свободный пьяница-сосед - раб. Бетховен же, лишённый судьбой слуха, - свободен.

Давайте попробуем найти слова, которые не будут иметь ни­какого отношения к действительно изящной и прелестной музыке Штрауса и которые помогут нам проникнуть в глубины музыки МОЦАРТА (и только Моцарта!).

К восприятию уникальной музыки Моцарта есть, на мой взгляд, один особый ключ, открывающий самую неожиданную тайну его жизни. Это прежде всего шокирующая строчка из письма Вольфганга Моцарта к отцу Леопольду. «Папа, Вы себе даже не представляете, какой это ужас - каж­дый вечер ложиться в постель, не зная, проснусь ли я утром».

Что-о-о-о?!! Вот вам и грациозный, вот вам и гармоничный,... и т.д. Моцарт с его невероятной болезненностью, с его телом, кото­рое любая простуда могла свести в могилу. Моцартовский организм обладал очень слабой иммунной защитой, поэтому врачи много раз буквально «вытаскивали» Моцарт из объятий смерти.

Для того чтобы понять, что я не фантазирую, просто перечи­тайте все моцартовские письма, письма его отца Леопольда к жене (когда они были на гастролях). Никто, как Моцарт, ТАК не чувствовал невероятной незащи­щённости своего физического тела. Никто, как Моцарт, ТАК не ощущал присутствие Смерти в каждом дне.

У меня есть доказательство того, что Моцарт знал о том, что он скоро умрёт.

Но именно тогда, когда Моцарт понял, что дни его сочте­ны, он и совершил тот музыкальный поступок, который нам сейчас предстоит услышать.И поступок этот рождён не страхом смерти, а наоборот, вели­чайшим в мировой музыке постижением Знака Бессмертия.

Когда Моцарту было восемь лет, он сочинил свою первую симфонию. К тому времени он был уже автором большого количества му­зыкальных произведений, в том числе сонат, арий, произведений для клавесина, скрипки, хоровой музыки. И только в «солидном» восьмилетнем возрасте (когда вре­мя касается Моцарта, то происходят, буквально, космические па­радоксы) Моцарт почувствовал себя достаточно зрелым для напи­сания симфонии.

Прежде чем вы начнёте слушатьПервую симфонию восьмилетнего(!) Моцарта, попробуйте представить себе своих знако­мых шестилетних детей. Ибо, во-первых, сейчас - акселерация, а во-вторых, Моцарт даже в те времена воспринимался ещё моложе своего возраста.

Он был крохотной куклой.

Предлагаю вам услышать симфонию целиком (в ней три части). Симфония такая же крохотная, как и её автор. И если в первой и третьей частях можно легко услышать детские игры, то во второй части - невероятная глубина.

Совершенно непонятно, когда Моцарт УСПЕЛ почувство­вать всё то, что он написал.

И когда вы будете слушать эту музыку, обратите внимание на странный мотив валторн (весьма мистических инструментов, предки которых - лесные рога; в переводе с немецкого «валторна» - лесной рог).

Те, кто знает ноты, могут спеть или сыграть её: ми-бемоль - фа - ля-бемоль-соль. Эта мелодия носит латинское название сап tus firmus , что в переводе на русский язык означает - основная мелодия. Она взята малышом-Моцартом из древнихГригориан­ских хоралов (см. модуляцию 26).

Эта интонация звучит неожиданно таинственно-жутковато. Она - словно лесные страхи. Страх темноты, незащищённости. В музыке Моцарта этот мотив встречается затем много раз в различных произведениях. Думаю, что он рождён детским страхом смерти. Именно в это время Моцарт особенно много болел. (А значит, был на грани между жизнью и смертью.)

Послушайте первую симфонию Моцарта.

Через двадцать пять лет Моцарт пишет свою последнюю сим­фонию.

Мы знаем, что последнюю. Вопрос: знал ли об этом Моцарт?

Уверен, что знал! И, думаю, вы меня поддержите, услыхав её последнюю часть.

Она начинается тем же мотивом, который когда-то открыл первую страницу моцартовского симфонизма. Только на этот раз мотив звучит в до-мажоре. (Тональность, не имеющая никаких знаков, она как чистый лист бумаги или тональность чистых обер­тонов Космоса.)

Перенесение мотива из первой симфонии в последнюю - акт для творца не простой: необходимо какое-то особое знание, чув­ствование или предчувствие.

И перед тем как вам предстоит услышать Финал «Юпитера», предлагаю вам один фрагмент из моей книги «Тайны гениев»:

«Когда же Моцарт испытал ощущение приближающейся смерти? Может быть, страх смерти пришёл к нему, когда он получил заказ написать Реквием, или на полтора года раньше, когда он создавал Сорок Первую (последнюю) симфонию - «Юпитер»? Или ещё раньше, когда он сочинял свой оперный реквием - «Дон Жуан»? ДУМАЮ, НАМНОГО РАНЬШЕ.

Во всяком случае, уверен, что когда восьмилетний Моцарт создавал свою первую симфонию, страх смерти у него уже полностью сформировался. Этот страх преследовал Моцарта всю его короткую жизнь

Более того, страх смерти - основная движущая сила моцартовского творчества.

У Моцарта очень мало музыки, где так или иначе не появля­ется образ Смерти. Почти в каждом его произведении Смерть - это всего не­сколько тактов, несколько звуков, несколько движений, несколько секунд. А затем Моцарт использует все свои сипы, чтобы избежать Смерти, чтобы отшутиться, отвлечься, облегчённо вздохнуть

Я убеждён, что невероятная гармоничность моцартовской музыки - подлинный разговор с Богом.

«Я буду писать для Тебя такую музыку, - словно говорит Моцарт Богу, - что, услыхав её, Ты не сможешь, ты не решишься лишить моей музыки Твой Мир».

Вся этика моцартовской музыки зиждется на том, что Гар­мония должна победить Смерть.

Чем слабее здоровье Моцарта, тем интенсивнее его музы­кальные Приношения. В конце жизни это уже не приношения, а непосредствен­ное сотрудничество с Богом - музыкальный аналог структур ВСЕЛЕННОЙ.

Финал симфонии «Юпитер» воспринимается как опыт пост­роения в музыке параллельных миров,или хотя бы прояснение идеи Божественного Бессмертия».

Теперь вам предстоит постичь последнюю часть последней симфонии Моцарта.

После того как мы услышали в прошлых наших встречах двухголосие из «Картинок с выставки» Мусоргского, а также грандиозную фугу И.С. Баха, думаю, у вас не будет проблем почувствовать моцартовское многоголосие. Впервые после Баха музыка не только вновь поднялась на его баховский уровень,но и доказала, что время полифонии (многоголосия) не ушло безвозвратно вместе с великим Бахом, а проявляется в новых формах. Перед нами - одна из самых величественных картин Вселенной.

Неслучайно современники прозвали симфонию «Юпи­тер». Дело в том, что планета Юпитер была тогда только что от­крыта, и астрономы и им сочувствующие считали, что Юпи­тер больше Солнца.

Значит, и у них появилась мысль о космичности моцартовской музыки.

Слушайте!

А в качестве задания предлагаю вам попробовать обосновать, почему Моцарт построил такой мост между первой и последней симфониями.

У меня в предыдущей книге есть попытка предложить вер­сию, но, во-первых, совершенно необязательно что я прав, а во-вто­рых, эта тема поистине достойна внимания.

Но, возвращаясь к нашей теме доказательств Бессмертия, могу сказать, что я не знаю доказательства сильнее, чем у Мо­царта в этой музыке. И если не верить в Бессмертие, то и эта музыка должна от­правиться туда же, где «Фауст» Гёте, Музыка Баха, Мистерии Скрябина, борьба со Злом Шостаковича.

В небытие.

И тогда древний церковный напев, который в Первой сим­фонии звучит как хрупкий мотив детских страхов, сказочных лесов и тём­ных комнат, а в последней симфонии запускается в Космос и превращается в музыку Вечности, будет воспринят лишь как жалкая попытка избавиться от страха смерти.

И, наконец, в заключение наших встреч хочу сказать, что когда последний Человек откажется от Великой музыки, соч­тёт Культуру лишь развлечением, заполнением свободного времени - мы обречены наСМЕРТЬ .

Да здравствует Ж-И-З-Н-Ь !!!

Вопрос к читателям:

Почему В.А. Моцарт построил мост между первой и пос­ледней симфониями?

 

Часть вторая . МОДУЛЯЦИИ

 

Маленькая справка

 

Модуляция в музыке - это переход в другую тональность. Наиболее распространена модуляция, основанная на гармоническом родстве тональностей. Совершенная модуляция - модуляция с закреплением новой тональности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...