Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль снов и видений в истории церкви

Для того чтобы лучше осветить роль снов и видений в духовной жизни церкви на протяжение периода, охватывающего 2000 лет, ниже приводятся примеры использования этого духовного дара христианскими богословами и церковными деятелями ранней Церкви.

Августин

К сожалению, в наше время в церкви роли снов и видений уделяется крайне мало внимания. Изучая жизнь и сочинения отцов церкви, вы видим, что они осознавали чрезвычайную важность снов и видений в духовной жизни христианина.

Августин Блаженный (354 – 430), епископ Гиппонский, был выдающимся проповедником, богословом, философом, экзегетом (толкователем Писания). Он полностью посвятил размышлениям на тему снов и видений Двенадцатую книгу своего сочинения «О книге Бытия, буквально» («De Genesi ad litteram»).

Поликарп

Поликарп – ученик апостола Иоанна, епископ Смирны. Согласно сочинению «Мученичество смирнского епископа Поликарпа», получившего в то время широкое распространение, он в возрасте восьмидесяти шести лет умер мученической смертью в Риме (ок. 155). Незадолго до того, как Поликарп был схвачен, он увидел в видении во время молитвы, как под его головой загорелась подушка, из чего он сделал вывод, что его ожидает мученическая смерть.

Иустин Мученик

Иустин Мученик (ок. 100 – 165), философ и крупнейший из апологетов II века писал в своих сочинениях о том, что сны посылаются людям, как Богом, так и злыми духами.

Ириней

Ириней, богослов, епископ Лионский (ок. 130 – ок. 200), в своих сочинениях горячо опровергал учение гностиков и высказывал мнение об особой важности снов и видений в жизни христианина. В одном из своих основных сочинений «Пять книг против ересей» Ириней отводит важное место рассмотрению увиденного Петром видения, которое описывается в десятой главе Деяний апостолов.

Ириней был уверен в том, что сам факт видения подтверждает подлинность духовных переживаний Петра. Ириней отметил важность видения, которое было послано ночью апостолу Павлу, когда тот находился в Троаде.

Ириней также подчеркнул, что сны, увиденные Иосифом, о которых рассказывает Евангелие от Матфея, указывают на близость Иосифа к Богу. При этом Ириней объясняет, что, будучи Духом, Бог невидим, но Он посылает нам сны и видения, передающие сущность Божьей природы и славы.

Климент Александрийский

Климент Александрийский (Тит Флавий) (ок. 150 – ок. 220), христианский философ и богослов, рассуждая о природе и значении сновидений призывал верующих: «Будучи сынами истинного света, не будем же закрывать дверь, не давая проникнуть свету в нашу жизнь. Напротив, обратимся же к свету, осветив им очи внутреннего человека. Взглянем на сущность истины, окунувшись в лучи ее света. Будем же ясно и осмысленно рассматривать сны как истину... Сны подлинны для того, кто правильно отражает истину. Сны – мысли здравомыслящей души, которой в эти минуты телесные привязанности не мешают полноценно размышлять о насущном... А посему всегда пребывающая в состоянии бодрствования и созерцающая тело душа поднимает человека на должный уровень, будучи исполнена ангельской благодати. Бодрствующая душа неизменно постигает смысл вечной жизни». (Из сочинения «Строматы» («Ковер из лоскутков»)

Ориген

Ориген Адамантий (ок. 185 – ок. 254) – выдающийся раннехристианский богослов, философ и учёный. Ориген ревностно выступал в защиту христианства и вел страстную полемику с его противниками. Так, в своем труде «Против Цельса» («Contra Celsum») Ориген отстаивает важную роль видений в Библии: «Мы всячески отстаиваем свою позицию, верою утверждая, что во сне наш разум посещают различные впечатления, некоторые из которых имеют божественное происхождение. Порой эти видения сообщают о грядущих событиях, которым суждено произойти в нашей жизни, причем иногда сообщение поступает в ясной и отчетливой форме, а иногда в – таинственной. Для всех, кто принимает доктрину провидения в качестве истины – это факт. Исходя из этого, разве не здраво утверждать, что разум, способный воспроизводить полученные свыше впечатления во сне, также воспроизводит их в виде видений в состоянии бодрствования ради блага человека, которому подобные впечатления посылаются, или ради блага тех, кому он свидетельствует о полученных свыше впечатлениях?» Проведя параллель между снами и видениями, Ориген переходит к рассмотрению происхождения снов.

Ориген был убежден в том, что многие язычники приняли христианство благодаря тому огромному впечатлению, которое на них произвели увиденные ими в состоянии бодрствования видения, а также ночные сновидения. Ориген подчеркнул, что ему известны многие случаи обращения язычников в христианство по этой причине.

Тертуллиан

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155/165 – 220/240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и богословов.Тертуллиан посвятил изучению природы снов и видений восем глав своего труда «О душе». («De Anima») Он был уверен в том, что все без исключения люди видят сны, и подкреплял свою точку зрения заявлением о том, что даже младенцы видят сны. Об этом свидетельствуют непроизвольные движения, которые они совершают во сне. Тертуллиан считал, что существуют четыре источника происхождения снов: Бог; демоны; душа человека, создающая естественные сны; «состояние исступления со свойственными ему проявлениями». Под последней фразой он подразумевал нечто неосознанное, непроизвольное, идущее из глубин подсознания.

Далее Тертуллиан подчеркивал: «Мы – люди, признающие пророчества и относящиеся к ним с благоговением, в равной степени почитаем все посланные нам ныне видения и считаем силу Святого Духа действующей силой Церкви, ради которой Он был послан на землю. Господом всем были даны духовные дары, которые Он проявляет в каждом...»

Таций Киприан

Таций Киприан (Киприан Карфагенский) (205 – 258), будучи епископом Карфагенским, написал в 250 году в письме Флорентию Пупиану: «Я знаю, правда, что некоторым – во всяком случае тем, которые предпочитают верить не епископу, а наветам на епископов, – они (сны) кажутся смешными, а видения нелепыми. Не удивительно: и братья сказали об Иосифе: "Вот идет сновидец; пойдем теперь и убьем его" (Быт. 37: 19, 20), но сны сновидца осуществились, и убийцы и продавцы пришли в смятение: не верившие раньше словам должны были поверить, когда эти слова осуществились».

В другом письме Киприан подчеркивает, что Бог направляет церковь и «являет божественные видения». Киприан далее одобряет поступок своего читателя Целерина, принявшего христианство благодаря сновидению.

Лактанций

Фирмиан Луций Цецилий Лактанций (ок. 250 – ок. 325) – знаменитый христианский апологет, богослов, выдающийся христианский историк. Лактанций преподавал риторику при дворе императора Диоклетиана в Никомедии, а затем при дворе Констанция Хлора в Трире. Лактанций также был наставником сына Константина Великого. Огромна роль Лактанция как христианского историка, описавшего в своих трудах пережитые им события: Великое гонение на Церковь при Диоклетиане, гражданскую войну, ознаменованную победой Константина Великого и торжество христианства над язычеством.

Лактанций включил в свой труд «Божественные институты» главу, посвященную роли разума в религии, а также роли снов, предсказаний авгура и оракула и тому подобных прорицаний. В данной главе книги он приводил примеры, свидетельствующие о том, что посредством снов христиане и язычники порой получают известия о грядущих событиях. Лактанций также приводит пример ошибочного умозаключения, состоящего в том, что некий человек видел сон, в котором ему было сказано: «Не верь снам!»

Константин

Константин I Великий, Гай Флавий Валерий (274 – 337) – римский император, правивший с 307 по 337 гг.. Константин Великий одержал выдающуюся победу над своим противником Максенцием в 312 году. О знаменательной победе Константина рассказывают в своих трудах Лактанций и епископ Кесарийский Евсевий Памфил, ставший родоначальником жанра церковной историографии.

Лактанций сообщает, что Константин перед решающей битвой увидел сон, в котором получил указание поставить на щитах небесный знак Бога. Константин выполнил это увещевание, распорядившись нарисовать на щитах своих войск монограмму, состоявшую по форме из Х (греческой буквы "хи") и Р ("ро"), первых двух букв имени Христа по-гречески. После этого воины Константина вышли на сражение с врагом. (Лактанций, «О смерти преследователей», глава 44)

Евсевий Памфил (ок. 260 – ок. 340), епископ Кесарийский (с 313 г.), по праву считается подлинным родоначальником христианской историографии. Именно он написал первую систематическую историю христианской церкви, запечатленную в выдающемся труде «Церковная история», состоящим из десяти книги. Одним из самым ранних произведений Евсевия была «Хроника». Значение «Хроники» огромно, поскольку этот труд дает сжатый обзор истории всех древних народов, а также является разработкой хронологии исторических событий от библейского Авраама до 325 года.

Евсевий, повествуя о жизни Константина, рассказывает о чудесном видении, увиденном императором, и о сне, который последовал за ним. Выдающаяся победа одержанная Константином в 312 году над своим соправителем и одновременно противником Максенцием у Мильвиева моста близ Рима явилась результатом обращения Константина в христианство и позволила ему полностью взять власть в свои руки. (Уже на следующий год, в феврале 313 года,Константин со своим соправителем Лицинием издал Миланский рескрипт о свободном исповедании христианства. Таким образом христианство получило официальное признание в Римской империи. А в июне 313 года Лициний в Никомедии, Восточной резиденции, провозглашает свободу вероисповедания. Он издает указ, дающий христианам наравне с представителями других религий полное и неограниченное право «соблюдать свои обычаи и свою веру, чтобы всякий пользовался свободой почитать то, что избрал». Этот же указ повелевал властям возвратить христианам отобранные у них частные здания и церкви. – Прим. переводчика)

По свидетельству Евсевия накануне битвы с Максенцием, Константин мучился от сознания того, что человеческих сил недостаточно для победы над таким сильным врагом, как Максенций, и ему требуется помощь небесных сил. Константин вспомнил, что из всех известных ему римских императоров лишь его отцу, Констанцию Хлору, покровительствовавшему христианам, сопутствовал успех.Других же правителей постигла несчастная участь. Подобные размышления побуждали Константина принять христианство. И тогда он попросил Господа послать ему видимый знак, благодаря которому он сумел бы сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Евсевий так описывает события тех дней: «Он (Константин) просил Бога в молитве явить ему Себя и простереть руку помощи, вызволив его из трудного положения. В то время, как Константин усиленно молился, на небе появилось чудесное знамение. Было совершенно очевидно, что ни один человек не был причастен к появлению знамения. И, безусловно, оно предназначалось именно для Константина. Поскольку сам победоносный император засвидетельствовал о том событии автору сих строк, когда ему оказывали почести друзья, знакомые и общество, а также подтвердил точность своего рассказа клятвой, кто может усомниться в подлинности произошедшего события? Особенно, если последующие события подтверждают истинность заявления императора!

Итак, по словам Константина, после полудня, когда солнце уже начало клониться к горизонту, он своими собственными глазами увидел на небе над солнцем крест из лучей света. Чудесный крест сопровождала надпись: «Сим побеждай». Император и все сопровождавшие его воины были потрясены увиденным зрелищем.

Впрочем, Константин в глубине души все еще сомневался в божественном происхождении знамения. Пока он размышлял над увиденным, наступила ночь. Во сне императору явился Христос, держа в руке изображение, увиденное им ранее на небе, и велел водрузить его на знамени, которое носят во время битвы перед армией, чтобы оно защищало Константина от врагов во всех сражениях, в которых ему доведется участвовать.

Встав на рассвете, Константин рассказал друзьям об увиденном во сне чудесном видении. Затем император позвал золотых и ювелирных дел мастеров, сел рядом с ними и подробно описал увиденный в видении знак, распорядившись сделать его подобие, украшенное драгоценными камнями и золотом.

Я припоминаю, что видел этот знак много раз. Он был составлен так: более длинный стержень, крытый золотом, пересеченный другим в форме креста. В верхнем конце стержня был венок, украшенный драгоценными камнями и золотом, и на нем был изображен символ спасительного наименования – две начальные буквы показывали имя Христа ... из середины буквы «Х» выходила буква «Р»...»

(Епископ Евсевий Кесарийский, из «Жизни Константина», I, 28 – 30, 31)

 

Рельеф c изображением креста Константинамонограммы, известной как "Хи-Ро", образованной из двух греческих букв Х ("хи") и Р ("ро"), первых двух букв имени Христа по-гречески.

Сократ Схоластик

Христианский мыслитель и историк, Сократ (ок. 380 – ок. 440), по прозвищу Схоластик,написал свое сочинение «Церковная история» как продолжение труда Евсевия, которым был вдохновлен. Сократ в своей «Церковной истории» упоминает видение, увиденное епископом Игнатием Антиохом.

Рассказывая читателям об истории возникновения в церкви песнопения, исполняемого двумя хорами попеременно, Сократ пишет: «Теперь скажем, откуда родился в Церкви обычай петь антифоны. Игнатий, третий после апостола Петра епископ сирийской Антиохии, обращавшийся с самыми апостолами, в видении созерцал ангелов, воспевавших торжественную песнь святой троице на двух противоположных сторонах, и образ сего пения ввел в антиохийскую Церковь. Отсюда это предание перешло уже и во все прочие Церкви...». («Церковная история», Книга шестая, глава 8)

Григорий Нисский

Философ, богослов и епископ капподокийского города Ниссы Григорий (ок. 335 – ок. 394) в своем основном философском труде «Об устроении человека» непосредственно коснулся значения сна и сновидений в жизни человека. Он полагал, что, когда во время сна органы чувств и мозг человека отдыхают, то нерациональноев человеческой душе начинает играть первостепенную роль. В такие моменты мышление не отключается полностью, оно тлеет, как жаждущий вырваться наружу огонь, который не потушили до конца, а лишь заглушили, забросав его соломой. В итоге, получив определенный стимул, мыслительная способность человека вырывается наружу и озаряет сознание познанием истины. Подобное явление современные ученые, изучающие загадку сна называют «вторичным мышлением».

Далее Григорий развивает свою мысль, подчеркивая, что «из всех людей, управляющихся собственным умом, немного таких, которые удостаиваются явного собеседования с Богом, так, хотя у всех вообще бывают равного достоинства естественные сонные видения, только некоторые, а не все делаются в сновидениях причастными божественного некоего откровения».

Григорий верил в существование естественного предчувствия, или божественного провидения, которое озаряет сознание человека непостижимым для его разума путем посредством нерациональной части человеческой души. Современная глубинная психология, изучающая сферу подсознания, называет эту часть души подсознанием или даже бессознательным. Именно через нее Бог напрямую общается с человеком.

Григорий, тщательно изучив данную тему, высказывает мнение, что сны порой – лишь отголоски событий, произошедших в течение дня. Они – отражение физического состояния человека и его физиологических потребностей в питье и пище, выражение эмоционального состояния его души. В некоторых случаях сны предостерегают человека, свидетельствуя о наличии у него определенного заболения. Обладая аналитическим складом мышления и будучи далеким от суеверий, свойственных его современникам, Григорий заложил принципы аналитического исследования снов, которыми и по сей день руководствуются ученые.

Произнося проповедь, посвященную памяти сорока севастийских мученников, Григорий упомянул сон, который приснился ему после посещения заупокойного богослужения. В увиденном Григорием сне солдаты, принявшие мученическую смерть за христианскую веру, увещевали его отказаться от бездеятельности и перейти к живому христианскому служению. Упомянутый сон существенным образом повлиял на дальнейшую жизнь Григория.

Совершенно очевидно, что на философском, практическом и личностном уровнях Григорий Нисский верил в то, что сон отражает глубины человеческого сознания.

Василий Великий

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель, богослов и экзегет Василий Великий (ок. 330 – 379) в предисловии «Толкования на книгу пророка Исаии» пишет: «...сны по свойству своему не ясны и обоюдны, требуют немалой проницательности ума, и сокровенное значение сновидений имеет близкое сродство с выражением в Писании под прикрытием темных речений. Оттого Иосиф и Даниил узнавали сны с помощью пророческого дарования, потому что сила постижения человеческого недостаточна к уловлению истины. Конечно, нужна чистота в жизни для того, чтобы и для преуспеяния в нравственной добродетели распознаваемо было прикровенное в Писании. Но, кроме чистоты жизни, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божия слова чрез непрестанное поучение напечатлелись в душе...»

Тот факт, что Василий Великий твердо верил в важное значение снов, подтверждается письмом, написанным женщине, чей сон он истолковывает. По мнению Василия, данный сон увещевает женщину «проводить больше времени в духовных размышлениях и развивать в сознании мысленный образ Господа, столь угодный Ему».

Григорий Богослов

Григорий Назианзин, или Богослов, епископ Назианза и Сасимы, патриарх Константинополя (380 – 381), выдающийся церковный деятель и мыслитель, сподвижник Василия Великого.

Григорий Богослов написал в своей второй книге стихов: «И Бог в сновидениях ночных отозвал меня из отрочества, и я достиг мудрости вершины». (Григорий Богослов, Книга вторая, «Carminum»)

В другом высказывании Григорий Богослов подчеркивает, что упомянутое ночное видение стало невидимой искрой, которая разожгла в его жизни стремление служить Господу.

В одном из стихотворений Григорий Богослов говорит о способности демонов обращаться к человеку посредством снов: «Не слишком поддавайся игривым снам. Они не должны как пугать всем твой ум, так окрылять его неприятными мечтами. Все это бывает часто сетию неприязненного врага». (Григорий Богослов, Книга первая, «Carminum»)

Иоанн Златоуст

Выдающийся оратор, проповедник, богослов, экзегет, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) отмечал, что Божья благодать одним людям дается посредством снов, а на других она свободно изливается Духом Святым: «Где легко было убедить, там (Он является) более человеческим образом, а где с боль­шею трудностью, там более Божественным. Так, когда он (Павел) привлекался только проповедовать, для этого было ему снови­дение, а когда нужно было удержать от проповедания, это от­крывает Дух Святый. Так было и с Петром (когда Дух сказал ему): "встань, сойди" (Деян.10:20). Легких дел не со­вершал Дух, но для этого достаточно было и сновидения. Так и Иосифу, когда легко было убедить его, было сновидение, а дру­гим видение (Мф. 2:13)».

(Иоанн Златоуст, «Беседы на Деяния Апостольские», Беседа 34, стих четвертый)

Иоанн Златоуст был твердо убежден в том, что посредством снов пророки видели невидимое и получали откровения. В других своих трудах Иоанн Златоуст также поясняет, в каких случаях Бог посылает людям сны, а в каких – видения:

"Но когда он (Иосиф) помыслил это", ангел является во сне. Почему же не наяву, как являлся пастухам, Захарии и Деве? Иосиф имел много веры; для него не нужно было такого явления. Для Девы нужно было необыкновенное явление прежде события, потому что благовествуемое было весьма важно, важнее, нежели благовествуемое Захарии; а для пастухов нужно было явление, потому что это были люди простые».

(Иоанн Златоуст«Толкование на святого Матфея Евангелиста», Беседа четвертая, стих пятый)

Таким образом Иоанн Златоуст подчеркивает, что людям с твердой верой, чья воля согласуется с Божьей, достаточно снов. Примером таких людей являются Иосиф, Петр, Павел. Другие же люди нуждаются в «необыкновенных явлениях», т. е. в видениях.

Исаак Сирин

Живший в Сирии во второй половине VII века великий христианский писатель-аскет Исаак Сирин написал книгу, посвященную сновидениям, в которой писал: «Одни люди учатся... в состоянии бодрствования, а другие учатся во сне.

В состоянии бодрствования человек наставляет себя сам в то время, как Бог наделяет спящего человека бодростью Духа, позволяя ему приносить много добрых плодов. Таким образом для спящего человека учение становится также обретением духовных благ, которое превыше учения». (Августин Фицджеральд, «Сочинения и гимны Исаака Сирина», Oxford University Press, 1930, Concerning Dreams («О сновидениях»), стр. 332)

В сочинении «О сновидениях» Исаак Сирин приводит серьезную причину, побудившую его заняться изучением сновидений и перечисляет благословения, полученные им благодаря исследованию сновидений. Исаак Сирин подчеркнул, что чистая душа, получающая в сновидениях отчетливые образы свыше, способна получать посредством их знание о грядущих событиях со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.

Во сне человек также получает важные сведения о нарушении функций определенных внутренних органов и о том, как улучшить состояние своего здоровья. Но самое главное состоит в том, что посредством сновидений душа приобщается к нематериальному, духовному миру. И, хотя часто такое приобщение начинается с заурядного получения знания о грядущих событиях, затем оно обращает душу человека к Господу и развивает в ней любовь ко Всевышнему. На страницах своего сочинения Исаак Сирин рассказывает о том, как сновидения помогли ему в писательском труде и других начинаниях, а также о том, как сновидения давали надежду людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Исаак Сирин с иронией относился к людям, полагавшимся на популярные в то время книги толкования снов. Он утверждал, что понять значение сновидений можно только опытным путем, последовательно и серьезно изучая их. Сны носят глубоко личный характер, поэтому необходимо рассматривать их, исходя из жизненных обстоятельств конкретного человека. Порой сновидение представляет собой непосредственное откровение от Бога, но в то же время многие сновидения весьма неотчетливы и с трудом поддаются истолкованию.

Исаак Сирин предложил всем людям, серьезно изучающим сновидения, записывать их в журнал, чтобы знать свою жизнь во сне так же хорошо, как и жизнь наяву. Исаак Сирин даже видел связь между мифологией и сновидениями, объясняя свою точку зрения тем, что мифы основываются на сновидениях. А посему подлинный интерес человека к изучению древних мифов помогает ему найти более глубокий смысл в собственных сновидениях.

И, наконец, Исаак Сирин указал, что главная причина, побудившая его заняться изучением сновидений, заключается в том, что они подразумевают существование вечной жизни. Так, как состояние сна сменяется состоянием бодрствования, так и жизнь души после физической смерти тела переходит в жизнь снов. Таким образом состояние сна дает определенное представление о жизни, которую ведет душа после физической смерти тела.

Амвросий

Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397) – выдающийся христианский проповедник, гимнограф, епископ Медиолана (Милана). В своем знаменитом посланииимператору Феодосию I Амвросий налагал на императора епитимию, состоявшую в отлучении от причастия до тех пор, пока тот публично не покается в жестоком подавлении в Фессалониках народного восстания против повышения налогов.

В письме Амвросий пламенно обращался к Феодосию I: «Пишу сие послание собственноручно, дабы лишь ты один мог его прочесть... Я получил предостережение не от человека и не через человека, но непосредственно от Господа, наложившего запрет на мои действия. В ту ночь, когда я был объят тревогой... ты явился мне во сне и видел я, как ты пришел в Церковь, а мне было дано свыше повеление отлучить тебя от причастия Святых Тайн... Наш Бог предостерегает нас различными способами: небесными знамениями; заповедями, полученными через пророков; видениями, которые видят даже грешники. Господь желает, чтобы мы осознали необходимость обращения к Нему с просьбой устранить все тревоги и препятствия..., чтобы вера и мир в лоне Церкви...были незыблемы». (Св. Амвросий, Письмо LI, 14)

Августин Блаженный рассказывает в своих трудах о том, что Бог открыл Амвросию в сновидении местонахождение тел двух святых, принявших мученическую смерть. Таким образом они были найдены и был совершен надлежащий обряд погребения: «Тогда упомянутому предстоятелю Твоему открыто было в видении место, где сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда в обуздание женщины лютой, но царственной. Обнаружив их и откопав, перенесли их с подобающими почестями в Амвросневу базилику...» (Св. Августин «Исповеди», IX[VII] 16; Письмо XXII; «О граде Божьем», XXII.8)

В своих теологических трудах Амвросий подчеркивал, что ангел, обращающийся к человеку посредством сновидения, движим Духом Святым.

Августин Блаженный

Как уже ранее говорилось, Августин много писал о роли и значении сновидений в жизни христианина. Его исследования человеческого восприятия носят весьма изысканный характер, свойственным ученым трудам того времени. Августин считал, что существуют две формы бытия – телесная и бестелесная. Человек совмещает их в себе, поскольку наделен чувством и умом. Окружающая действительность состоит из внешних физических объектов, на которые реагируют органы чувств человека, и впечатлений, полученных от реакции органов чувств на внешние физические объекты. Данные впечатления по своей природе «интеллектуальны». Таким образом человек обладает внутренним восприятием физического опыта.

Чувства сосредоточиваются в мозге, связанном с органами внешнего восприятия. Внешнее чувство определяется внутренним, к которому идут все ощущения и получают определенную оценку. Связь между чувством и объектом восприятия устанавливается посредством воли, или нашего эго. Августин в одном своем высказывании называет воображение – мостом, соединяющим объект восприятия и сознание человека. Такая точка зрения была свойственна также Исааку Сирину. Августин считал, что человек обладает внешним оком, принимающим и созерцающим впечатления, полученные от органов внешнего восприятия. Кроме того, человек обладает внутренним оком, изучающим и обрабатывающим собранные «интеллектуальные» факты, которые образуют память.

Помимо фактических впечатлений, полученных посредством внешнего восприятия, а также впечатлений, полученных благодаря внутреннему восприятию, существуют автономные духовные сущности – ангелы и демоны. Эти духовные сущности способны напрямую явиться взору внутреннего ока и обладают той же природой, что и хранящиеся в памяти «интеллектуальные» или душевные сущности, полученные посредством внутреннего восприятия.

Августин писал, что люди, погруженные в состояние сна или исступления, способны испытать переживания, вызванные воспоминаниями или «какими-то другими скрытыми силами посредством определенных духовных сущностей, имеющих в основе сходную духовную субстанцию». (Св. Августин «О Троице», XI 4.7).

Данные духовные сущности, не обладая физической природой, способны все же принять вид, подобный телесному, чтобы их увидело внешнее око. Таким же образом они проникают в сознание посредством внутреннего ока, чтобы человек увидел их в снах, видениях или в состоянии исступления. Посредством сновидений человеку является кладовая подсознательных воспоминаний и самопроизвольного содержания духа. Благодаря этому, человек получает доступ в ранее неведомый ему мир, который отцы церкви называли духовной сферой.

Не только ангелы, но и демоны вступают в общение с душой человека и доносят свои послания до внутреннего ока. «Они (демоны) влияют на людей сверхъестественными и незримыми способами. Будучи тонкой, духовной субстанцией, демоны незаметно для человека внедряются в него, и посредством определенных ложных видений вторгаются в мысли человека как во сне, так и наяву». (The Divination of Demons («Предсказательство демонов», v. 9, N.Y., Fathers of the Church, Inc., 1955, Vol. 27, p. 430)

Помимо изложения теории снов и видений Августин приводит в своих сочинениях множество примеров вещих снов. Один из них – это вошедший в историю сон, увиденный Моникой, матерью Августина. В упомянутом сне Моника стояла и плакала, глядя на приближающегося к ней молодого человека, на лице которого сияла улыбка. На вопрос молодого человека, почему она плачет, женщина ответила, что ее сын отвернулся от Христа. Тогда молодой человек воскликнул: «Смотри!» Моника оглянулась по сторонам и, увидев стоящего рядом Августина, утешилась.

Будучи твердой в вере христианкой, Моника поняла символическое значение сна и продолжила терпеливо молиться за сына, уповая на Господа. Сны и видения Моники неоднократно упоминаются на страницах автобиографического произведения Августина «Исповедь».

Иероним

Евсевий Софроний, Иероним Стридонский (ок. 342 – 420), выдающийся учитель церкви, переводчик и редактор Библии. Его перу принадлежит Вульгата.

В молодые годы Иероним разрывался между светской литературой и Священным Писанием: «Читал я пророков и говорил себе: о сколь же грубы и дики их речи. И после ночи, проведенной в бдении и молитвах, возвращался я к Виргилию, Цицерону, Платону».

Так продолжалось до тех пор, пока во время приступа лихорадки Иеронима не посетило видение, которое он сам живо описал: «Восхищен был дух мой и предстал пред Судией. Я ощущал сияние столь ослепительное, что не смел и глаз поднять. Быв спрошен о вероисповедании, «я христианин», ответствовал я. «Ты лжешь, – возразил мне Восседавший на престоле, – не христианин ты, а цицеронианец. Где твое сокровище, там и сердце твое».

Я оторопел от неожиданности, когда на меня обрушились удары плети: Судия приказал бичевать меня. Но больше ударов плети я был терзаем муками совести, обжигавших меня огнем. В моем сознании звучал стих из Писания: «Во гробе кто будет славить Тебя?»

Сокрушенный, я разрыдался и воззвал к Господу: «Помилуй меня, Господи, помилуй!»

Мой вопль был услышан сквозь свист бича. И тогда стоявшие рядом люди упали на колени пред Восседавшим на престоле, умоляя Его смиловаться над моей юностью и дать мне возможность покаяться в совершенном грехе. Они призывали Его наказать меня вновь, если когда-нибудь посмею вновь читать сочинения язычников...

И тогда, обратившись к Нему, я дал клятву со словами: «Господи, если я когда-либо буду обладать мирскими книгами или прочту какие-либо из них, считай, что я отрекся от Тебя».

После произнесения клятвы я был отпущен и вернулся в физический мир. По возвращении я смотрел на окружающих глазами, настолько орошенными слезами, что моя сокрушенная душа убедила в подлинности моих духовных переживаний даже самых недоверчивых. Дабы подтвердить, что произошедшее со мной событие не было лишь сном или пустым мечтанием, над которыми мы так часто насмехаемся, я призываю в свидетели суд, пред которым я предстал и суровую, устрашающую кару... Я заявляю во всеуслышание, что мои плечи были сплошь в синяках, боль от которых ощущалась еще долгое время после пробуждения. С тех пор я читаю Божье Слово с гораздо большим рвением, чем ранее читал книги ученых мужей. (Иероним Стридонский, блж., Письмо XXII)

Исследование снов и видений побудило Иеронима дать высокую оценку их значению в духовной жизни человека. Так, истолковывая Иер. 23:25: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось"», Иероним соглашается с пророком Иеремией в том, что сновидение – разновидность пророчества. Бог использует его в качестве откровения, которое душа человека получает свыше. Если жизнь человека обращена к Богу, откровение, полученное от Него, обладает огромной ценностью. В то же время сны способны стать для человека подобием идола, если человек истолковывает сны ради самих снов, сосредоточиваясь на своих корыстных интересах, а не на Божьей воле. Ценность сна зависит от того, как настроен человек, желаюший услышать истолкование сна, а также толкователь сна.

Порой Бог посылает сны неправедным людям таким, как Навуходоносор или египетский фараон, для того чтобы рабы Божьи проявили данную им свыше мудрость. В этом состоит долг людей, имеющих слово от Господа для истолкования снов. (Иероним Стридонский, блж., Толкование на Книгу пророка Иеремии, IV. 23)

Необходимо помнить о недопустимости попыток искать слово мудрости посредством языческих обрядов. Так, истолковывая Ис. 65:4, Иероним присоединяется к пророку и осуждает народ, который «сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо...». У языческих идолопоклонников был обычай растягивать шкуры, принесенных в жертву богам животных для предсказания будущего по снам. По словам Иеронима подобный скверный ритуал продолжал совершаться и в его время в храмах бога врачевания Эскулапа. (Иероним Стридонский, блж. Толкование на Книгу пророка Исайи)

Рассуждая о Послании к галатам, Иероним подчеркивает важность получения «истинного света» посредством сновидений и ссылается на Деян. 16, где говорится о том, что «было ночью видение Павлу». (Иероним Стридонский, блж., Толкование на Послание к галатам, I)

Иероним не делал различия между видением и сновидением. Он с одинаковой осторожностью подходил к этим духовным переживаниям, что подтверждают его труды. Перевод Иеронима таких стихов, как Лев. 19:26 («не ворожите и не гадайте») и Втор. 18:10 («не должен находиться у тебя.. прорицатель, гадатель, ворожея, чародей») звучит даже более категорично, чем оригинал. Ведь он перевел древнееврейское слово «анан», – которое встречается в Ветхом Завете 10 раз, и переводится как «предсказание будущего», «гадание» – как «исследование снов/гадание по снам». В итоге получилась фраза: «Не ворожите и не гадайте по снам». Таким образом посредством Вульгаты сновидения были причислены к средствам предсказания будущего, а всяческие исследования снов к вредным суевериям.

А сейчас мы перенесемся в период протяженностью в тысячу лет, известный как «мрачное средневековье». В то время было написано мало трудов, заслуживающих пристального внимания, до появления сочинений Фомы Аквинского.

Фома Аквинский

Крупнейший средневековый философ и теолог Фома Аквинский (ок. 1224 – 1274) был весьма подвержен влиянию мировоззренческой философии Аристотеля. В конечном итоге философские взгляды Фомы Аквинского явились переосмыслением аристотелианства и переработкой теоретической и практической философии его предшественников в связное воззрение на исследуемые темы, отмеченное его собственным мышлением и христианской позицией.

Поначалу, переживая существенное влияние философии Аристотеля и других мыслителей, Фома Аквинский не уделяет внимания возможности непосредственного духовного общения с Богом. Таким образом в ранних трудах он умаляет значение снов, видений, сверхъестественного вторжения в жизнь человека ангелов и демонов, исцелений, говорения на иных языках, чудес.

Поздний этап жизни Фомы Аквинского был ознаменован я

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...