Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ (ПАТТЕРН СМЕНЫ УБЕЖДЕНИЙ)

1.Подумайте об ограничивающем убеждении, которое, по вашему мнению, вам больше не нужно. Например, о том, что вы обречены страдать от своей проблемы до конца жизни или хотя бы длительный промежуток времени.

2. Подумайте о полезном убеждении, которое вам хотелось бы сформировать. Например, что вы освободитесь от своей проблемы и остаток жизни проживете очень счастливо.

3.Изучите субмодальности определенности и неопределенности, которые вы только что выявили.

4. Представьте, как ограничивающее убеждение, от которого вам хочется избавиться, уходит в сторону и оказывается в области субмодальностей неопределенности.

5. Одновременно представьте, как полезное убеждение притягивается и попадает в область субмодальностей твердого убеждения.

6. Повторите упражнение несколько раз очень быстро.

Научившись контролировать свои убеждения, вы начнете сами генерировать новые, полезные убеждения, которые помогут вам жить более счастливо и хорошо, чем когда-либо раньше.

Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни, как я уже говорил, формируются в нашем разуме.


Более того, проблемы обычно существуют в нашем представлении прошлого и будущего. Ведь прошлое и будущее не существуют иначе, кроме как в нашем разуме.

Когда люди страдают, они испытывают негативные чувства в отношении прошлого, им не нравится настоящее, их пугает или беспокоит будущее. Мы говорим о «преодолении» чего-либо и об оставлении проблем «позади». Мы говорим о том, что нам нужно пройти через что-то, что нам предстоит. Мы говорим о «стремлении» к чему-либо и об «ожидании» будущего. Для многих подобные выражения действительно символизируют время. Чтобы изменить то, как мы думаем о прошлом и будущем и как обрабатываем поступающую информацию, нужно проанализировать концепцию временной шкалы.

Временная шкала: способ ментального кодирования времени

Временная шкала связана с нашей способностью кодировать время. Мы думаем о времени определенным образом. Образы прошлого должны находиться в месте, отличном от того, где находятся образы будущего. Если вы подумаете о прошлом, а потом представите события будущего и поймете, где эти образы располагаются в ментальном пространстве, то сможете провести воображаемую линию из прошлого в будущее. Эта линия и будет вашей временной шкалой.

Попробуйте для примера подумать о том, как десять лет назад вы чистили зубы. Осознайте, где находится этот образ. Теперь подумайте о том, как чистили зубы пять лет назад.


И снова осознайте, где находится образ. Подумайте о том, что было пять лет назад, а потом — десять лет назад. Поняв, где располагается каждый образ, вы можете провести воображаемую линию между ними. Это и есть ваша временная шкала. Она показывает, каким пространственным образом вы воспринимаете время.

Как правило, можно говорить о двух основных типах временных шкал. На шкале первого типа будущее располагается перед человеком, прошлое — за ним, а настоящее — внутри его. При этом можно говорить, что человек находится «во времени». На шкале второго типа прошлое расположено впереди и слева, настоящее — прямо впереди, будущее — впереди и справа. В таком случае мы говорим о существовании «сквозь время».

Различие между временными шкалами связано с тем, что люди относятся ко времени по-разному. Например, тем, кто живет «во времени», обычно несвойственно часто и подробно вспоминать прошлое. Они оставляют прошлое «позади». Те же, кто живет «сквозь время», с легкостью вспоминают все произошедшее. Эти люди обычно бывают весьма пунктуальны.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ШКАЛЫ

1. Вспомните, как вы чистили зубы пять лет назад. Определите, где находится этот образ.

2. Вспомните, как вы чистили зубы один год назад. Определите, где находится этот образ.

3. Вспомните, как вы чистите зубы прямо сейчас. Определите, где находится этот образ.

4. Представьте, как будете чистить зубы через один год. Определите, где находится этот образ.

5. Представьте, как будете чистить зубы через пять лет. Определите, где находится этот образ.

6. Соедините эти образы воображаемой линией — от первого к последнему. Это и есть ваша временная шкала.

7. Продлите временную шкалу в будущее и прошлое.

Важно научиться менять свое восприятие прошлого, настоящего и будущего. Осознание того, как вы представляете время, облегчает изменение его восприятия.

На этом мы с вами завершим нашу «инвентаризацию».

В этой книге я научу вас тому, как осуществлять бессознательные перемены путем использования собственного разума, и тому, как мыслить иначе. Вы сможете сделать это, научившись пользоваться субмодальностями для осуществления перемен. Вы сможете создавать новые чувства и привязывать их к новым мыслям. Вы научитесь верить в себя и в лучшее будущее. Вы сможете изменить восприятие собственной жизни и всех ее событий. Наша «инвентаризация» познакомила вас со средствами и навыками, которыми вы будете пользоваться. А теперь настало время разобраться с вашими проблемами.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ


Если мы говорим о преодолении, то что же именно приходится преодолевать людям? Давайте для начала составим список.

Первое, что нужно преодолеть, это вредные внушения. С рождения нам рассказывают о том, как устроен мир. Мы многое узнаем о себе, о том, кто мы есть и что нам предстоит сделать.

Мы уже говорили о важности формирования полезных убеждений, поэтому людям так важно научиться преодолевать вредные внушения. Тогда они начнут верить в нужные вещи и по-другому станут воспринимать мир и собственное будущее.

Кроме этого, людям нужно преодолевать страхи. Кто-то боится летать и не может пользоваться самолетами. Кто-то боится лифтов и с большим трудом поднимается на высокие этажи — ведь не все совещания проводятся на первом этаже. Есть люди, которые боятся выступать публично. Людям приходится преодолевать различные страхи и делать это нужно разными способами.

У всех людей есть дурные воспоминания самого разного рода. Кто-то подвергся насилию в детстве или молодости. Кто-то пережил болезненную психологическую травму. С хорошими людьми случаются плохие вещи. Постоянные воспоминания о плохом не способствуют душевному благополучию. Если какой-то поступок когда-то заставил вас бояться, то, повторяя этот поступок снова и снова, вы лишь усиливаете свой страх.


То же самое относится к нездоровым отношениям и к горю. Чем больше времени люди посвящают печали о прошлом, тем меньше времени у них остается на то, чтобы сделать жизнь лучше. Людям очень важно понять, как можно преодолеть подобные чувства и что можно сделать для того, чтобы построить новые отношения и обрести новую радость жизни.

И, наконец, все мы порой принимаем неверные решения, продиктованные дурными мыслями и дурными настроениями. Жизненно необходимо научиться двигаться в наилучшем для вас направлении, а сделать это можно, только научившись принимать верные решения. Чем более правильными станут ваши решения, тем лучше будут ваши поступки и достигнутые результаты.

Чтобы преодолеть нечто негативное, человек должен научиться забывать и отпускать. То есть вы должны оставить проблемы в прошлом, которому они и принадлежат.


Преодоление вредных внушений

Первое, что нужно отправить в прошлое и держать там, — это вредные внушения, которыми с вами поделились другие. У меня была клиентка. Эту красивую двадцатитрехлетнюю девушку звали Мира. Но она одевалась, как настоящая уродина, и носила самые страшные очки, какие только можно себе вообразить.

Глядя на ее прическу, можно было подумать, что она ехала в открытом кабриолете, и ветер трепал ее волосы. Придя ко мне, Мира заявила, что ее проблема заключается в одиночестве. На самом же деле, она была одинока только потому, что поверила — и в этом ее убедил психотерапевт — в свою низкую самооценку.

Когда я спросил ее, откуда она знает, что у нее низкая самооценка, она ответила: «Ну, я просто всегда нервничаю в обществе других людей». Я точно знаю, что никто никогда и ничего не делает «просто». Я начал изучать проблему Миры более детально. Я спросил: «Как вы понимаете, что нервничаете? Нервничаете ли вы, когда ищете блузку в сво-


ем гардеробе?» Она ответила: «Нет». Тогда я сказал: «А как же вы понимаете, что нервничаете?» Мира сказала: «Мне подсказывает внутренний голос». Я переспросил: «Какой голос?» Клиентка посмотрела на меня и сказала: «Голос, который звучит в моей голове».

Я спросил: «Это ваш голос?» — «Ну, — ответила она, — он же звучит в моей голове». Я не отставал: «Звучит ли он извне?» — «Нет», — сказала Мира. «Может быть, он напоминает голос вашей матери, или отца, или сестры, или школьной подруги?» — спросил я. Мира задумалась, а потом ответила: «Я не уверена, чей это голос. Он со мной уже так давно». Я повторил: «Так давно». Мне понравилась эта фраза. Такой давний голос.

Я спросил у Миры: «А что именно говорит вам этот голос?» Она ответила: «Голос говорит мне, что я — ничтожество. Голос говорит, что я — уродина. Голос говорит, что никто меня не полюбит». Мира могла провести часы и даже годы, копаясь в своем детстве и выясняя причины подобного убеждения, но я не собирался этого делать. Когда человек хочет научиться менять свое поведение, он хочет найти быстрый способ осуществления быстрых перемен.

Мире я предложил просто увеличить громкость внутреннего голоса. Она сделала это и постаралась приблизить голос. Оказалось, что обычно он звучит слева, с расстояния двенадцати-тринадцати дюймов. Я заставил ее приблизить голос и сделать его громче. Мира почувствовала себя хуже. А потом я предложил ей отдалить голос, услышать его с расстояния и тем самым ослабить свои чувства.

После этого я заставил ее изменить тон внутреннего голоса. Я задал ей вопрос: «Вы когда-нибудь слышали нечто такое, чему совершенно не верили?» Сам я сразу вспомнил


Ричарда Никсона. И тут же мне на ум пришел Билл Клинтон, который уверял, что не имел интимных отношений с Моникой Левински. Стоило ему сказать это, я сразу понял, что он лжет. Когда Мира слушала внутренний голос, я предложил ей медленно изменить тон на тон человека, которому она совершенно не доверяет и никогда не сможет поверить.

Я предложил ей переместить голос в область затылка, чтобы он звучал издалека и сзади. Сделав это несколько раз подряд, Мира сумела установить контроль над тем, что вызывало в ней дурные чувства. Она научилась контролировать нервозность. А ведь именно нервозность заставляла ее, глядя в зеркало, расстраиваться и портить прическу.

Мира не пыталась быть красивой. Она не пыталась приветливо разговаривать с милыми ей людьми. Она вела себя так, чтобы поведение окружающих лишний раз подкрепляло уже существовавшее в ней убеждение о своей ненужности. Было очень важно не просто научить ее управлять внутренним голосом, но еще и изменить сложившееся убеждение — ведь годы опыта приучили Миру к мысли о том, что она никому не нужна, уродлива и ничтожна. А ведь это убеждение было величайшей ложью! Поэтому Мире пришлось задуматься о лжи. Я часто спрашиваю людей, какую самую большую ложь им доводилось слышать. Мне нужно было узнать о чем-то, что вызвало в человеке сильнейший гнев, когда выяснилось, что это ложь, и продолжает вызывать гнев при воспоминании.

Предлагаю вам вспомнить субмодальности, о которых мы говорили в «инвентаризационной» части этой книги. Остановитесь и подумайте о том, во что вы больше не хотите верить. Я хочу, чтобы вы проанализировали весь список


и, как Мира, сначала выяснили, где звучит внутренний голос? Где находится образ?

Я хочу, чтобы вы подумали о том, от чего хотите избавиться, и сравнили эту мысль с величайшей ложью, какую вам только доводилось слышать в жизни. Сравните ее с той ложью, которая вызывала у вас сильнейшую злость. Вернитесь к первой мысли, а затем снова ко второй. Обратите внимание на различия в местоположении образов. Отметьте различие в размерах образов. Динамичны ли образы? Видите ли вы в них себя? Выявите все те различия, о которых мы говорили во время «инвентаризации».

Выявив различия, вы должны подумать о том, во что больше не хотите верить, Оттолкните эту мысль подальше от себя, поверните ее и сдвиньте в другую сторону. Поместите ее туда, где вам сразу станет ясно, что это ложь, которая вызывает у вас гнев.

А теперь настало время сформировать новое убеждение. Во что вам хочется поверить? Если вы сформируете убеждение в том, что вы, как и любой другой человек, рождены для счастья и можете иметь друзей, оно будет гораздо полезнее вам в будущем. Вы должны построить жесткую систему. Вам нужно посмотреть на себя и увидеть себя таким, каким бы вы были, если бы выросли с этим полезным убеждением.

Каким бы вы стали, если бы были более веселым? Более счастливым? Поняли бы, что привлекательны? Подумайте об этом, чтобы почувствовать нужное направление. Вы должны изменить сформированный образ себя и сделать его таким, каким он должен стать. Возможно, вам придется изменить походку и внешность. Новый образ должен быть таким, чтобы вызывать сильнейшее желание ему соответствовать. Вы должны стремиться в будущее. Вам нужно по-


смотреть в прошлое и подумать, что лучше оставить все это позади.

В своей книге я буду повторять вам это снова и снова. Многолетний опыт работы убедил меня в том, что самое хорошее в прошлом — то, что оно осталось позади. Оглядываясь на прошлое, люди порой злятся на то, как глупо они вели себя и какими глупыми убеждениями обладали — злятся на тех, кто внушил им эти убеждения, и на себя за то, что поверили в них. Но эти чувства не помогают людям двигаться в будущее. Для того чтобы устремиться в будущее, нужно оставить прошлое позади и вызвать в себе настолько сильные желания, чтобы устремиться навстречу или

Когда Мира увидела себя, я сделал ей ряд предложений. Я посоветовал ей проконсультироваться у специалистов по поводу выбора одежды и макияжа. Я посоветовал ей обращать внимание на людей, которые выглядят счастливыми. Мире нужно было понять, как они ведут себя, зафиксировать этот образ в своем сознании. И тогда перед ней откроется полный набор возможностей.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ВНУШЕНИЙ

1. Подумайте о чем-то плохом и негативном, что сказал вам кто-то другой или даже вы сами.

2. Вспомните человека, которому вы не доверяете. Вспомните, как он солгал вам. Представьте, как он это сделал.

3. Выявите субмодальности лжи и негативного внушения.

4. Переведите негативное внушение в субмодальности лжи. Переведите образ внушения в такое место, чтобы воспринимать его как ложь.


Различия в субмодальностях: вредное внушение — большая ложь

Количество образов:    
Образы динамичны/статичны    
Размер    
Форма    
Цветные/черно-белые    
Резкие/нерезкие    
Яркие/тусклые    
Расположение в пространстве    
Есть граница/нет границы    
Плоские/трехмерные    
Ассоциированные/диссоциированные    
Близкие/далекие    
Слуховые субмодальности:    
Громкость    
Высота звука    
Тембр (характер звука)    
Темп    
Тональность    
Длительность    
Ритм    
Направление звука    
Гармония    
Кинестетические субмодальности:    
Расположение в теле    
Тактильные ощущения    
Температура    
Частота пульса    

Частота дыхания    
Давление    
Вес    
Интенсивность    
Движение/направление    
Обонятельные/вкусовые субмодальности:    
Сладкий    
Кислый    
Горький    
Ароматный    
Душистый    
Едкий (сила запаха)    

Я не только дал Мире советы, которые должны были помочь ей изменить свое будущее. Я научил ее иначе думать о себе и своем прошлом. Заставив ее представить себя в идеальном образе, внушив ей, что она красива, и сделав свое внушение убедительным, я научил Миру иначе относиться к самой себе.

Для этого можно использовать хронологическую шкалу. Переместившись по хронологической шкале в прошлое, в детство и юность и услышав позитивное внушение, в которое можно поверить, вы начнете изменять свои чувства.

Когда вы в воображении переживаете опыт прошлого, уже обладая новым убеждением, то сразу замечаете, что с любой ситуацией справляетесь гораздо более эффективно. Новое убеждение, в буквальном смысле слова, меняет вашу личную историю к лучшему. Вооружившись новыми, позитивными убеждениями и избавившись от старых, ограничивающих ваши возможности, вы готовы справляться с остальными своими проблемами и в особенности со страхами.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...