Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия манипулирования людьми

 

Люди делятся на три группы. На тех, кто использует визуальный язык, аудиоязык или язык тела.

Люди первой группы («визуалы»), не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов. Они показывают, наблюдают, описывают при помощи цветов, уточняют: «это ясно, это неясно, это прозрачно». Они используют такие выражения, как «розовые очки», «все это уже видели», «тоска зеленая».

Люди второй группы («аудиалы»), не замечая того, говорят: «Слышишь». Они используют звучные выражения, напоминающие о музыке и шумах: «глухой пень», «колокольный звон»; употребляемые ими прилагательные таковы: «мелодичный», «нестройный», «слышимый», «шумный».

Люди третьей группы («кинестетики»), не замечая того, говорят: «Чувствуешь». Они оперируют ощущениями: «схватываешь», «испытываешь», «растекаешься». Они используют выражения «он сел мне на шею», «хорошенький, так бы и съел», употребляемые ими прилагательные таковы: «холодный», «жаркий», «волнующий/спокойный».

Принадлежность к группе можно определить по движениям глаз. Если человека просят что-то вспомнить и он поднимает глаза к небу, это «визуал». Если он смотрит в сторону, это «аудиал». Если опускает глаза, словно прислушивается к собственным ощущениям, это «кинестетик».

Это позволяет воздействовать на представителя каждой группы, выбирая правильный лингвистический пласт. Можно пойти еще дальше, расставляя физические «ловушки». Прикосновение к плечу собеседника в момент произнесения слов, несущих важную информацию, станет стимуляцией: «Я рассчитываю на тебя в том, что эта работа будет успешно завершена». Впоследствии каждый раз, когда вы будете класть руку на плечо этому человеку, он будет вспоминать о вашей просьбе. Это одна из форм сенсорной памяти.

Будьте осторожны, не то можно добиться и противоположного эффекта. Психотерапевт, встретивший пациента похлопыванием по плечу и словами: «Ну что, мой бедный друг, лучше не становится?», сведет к нулю лучшую в мире терапию и вернет больному все его страхи, если в момент прощания повторит свой жест.

 

Путешествие на луну

 

В Китае в XIII в., во время правления императоров из династии Сун, возникла мода на восхищение Луной. Величайшие поэты, писатели, певцы не признавали другого источника вдохновения, кроме ночного светила, сияющего на темном небосводе.

Один из императоров Сун, сам поэт и писатель, решил узнать о Луне все. Он так почитал Луну, что решил стать первым человеком, чья нога коснется ее поверхности. Он попросил ученых изготовить ему ракету.

Китайцы к тому времени уже научились использовать порох. Ученые прикрепили пороховые заряды к маленькой корзине, в которой восседал император. Они надеялись, что мощь взрыва доставит их повелителя на Луну. Так задолго до Нила Армстронга и Жюля Верна китайцы создали первую межпланетную ракету. Но предварительные расчеты, видимо, были произведены слишком грубо: ракетные двигатели, лишь только фитили были подожжены, взорвались как праздничный салют.

Вместо того чтобы доставить императора династии Сун к ночному светилу, снопы разноцветных пылающих огней разнесли его на куски вместе с корзиной.

 

Цензура

 

Когда-то для того, чтобы идеи, которые власти предержащие считали вредными, не доходили до широкой публики, была создана полицейская инстанция: государственная цензура, обязанности которой состояли в том, чтобы просто и прямо запрещать распространение произведений, подрывающих устои общества.

Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы гибнем от изобилия. Захлебываясь в лавине бесполезных сведений, уже никто не знает, где взять интересную информацию. Увеличение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. В результате возникает парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше становится творчества. Распространяется серость.

 

Искусство фуги

 

Фуга – это шаг вперед по сравнению с каноном. Если в каноне разрабатывается одна и та же тема, которую «мучают» разными способами, чтобы увидеть, что она может дать, сочетаясь сама с собой, то в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие другие, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного слушателя не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.

При помощи «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Пусть слава короля[18]растет как восходящая модуляция», – объяснял Бах.

Апофеозом этой музыкальной формы стал отрывок сочинения «Искусство фуги», в котором Иоганн Себастьян Бах незадолго до своей смерти хотел объяснить смертным технику музыкального перехода от простого к сложному. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась недописанной.

Интересно, что одну из тем этого последнего незавершенного отрывка, знаменитую тему В-А-С-Н, композитор назвал буквами своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А – ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.

Бах жил в своей музыке и хотел как бессмертный король вознестись на ее крыльях к бесконечности.

 

Телемское аббатство

 

В 1534 г. Франсуа Рабле предложил публике свое видение идеального утопического города, описав в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Телемское аббатство.

Правительства в нем нет, потому что Рабле считал: «Как можно управлять другими, если не умеешь управлять собой?» Итак, телемиты, у которых нет правительства, будут действовать «согласно своей доброй воле», руководствуясь девизом: «Делай что хочешь». Для того чтобы осуществить утопию, жители аббатства должны проходить тщательный отбор. В Телем допускаются лишь выходцы из благородных семей, свободомыслящие, образованные, добродетельные, красивые и чувствующие единство с природой. Девочек принимают с восьми лет, мальчики – с двенадцати. Распорядок дня телемитов зависит только от их желаний: они могут работать, если захотят, отдыхать, пить, веселиться, заниматься любовью. Часов у них нет, что избавляет их от ощущения проходящего времени. Они встают тогда, когда просыпаются, едят, когда испытывают голод. В аббатстве нет ни волнений, ни насилия, ни ссор. Тяжелым трудом занимаются слуги и ремесленники, которые живут за стенами аббатства.

Рабле так описывает аббатство: оно было построено на берегу Луары, в лесу Пор-Юо В нем было триста тридцать две комнаты. Вокруг шестиэтажного здания аббатства не было стен, так как «стены благоприятствуют появлению сплетен и зависти». Канализация была выведена в реку. В аббатстве было много библиотек, парк с лабиринтом, а посреди парка бил фонтан.

Рабле не был наивен. Он знал, что его идеальное аббатство скорее всего будет разрушено демагогией, абсурдными теориями и разногласиями или вообще погибнет из-за какого-нибудь пустяка, но он был убежден в том, что попробовать все-таки стоит.

 

Конь по имени Ганс

 

В 1904 г. международное научное сообщество было взбудоражено сообщением о том, что наконец найдено «животное, умное, как человек». Этим животным оказался восьмилетний конь Ганс, обученный австрийским ученым, профессором фон Остеном. К великому изумлению посетителей, Ганс прекрасно разбирался в современной математике. Он решал уравнения, мог точно определить, который час, узнавал по фотографии людей, которых видел несколько дней назад, находил правильные ответы на логические задачи.

На предметы Ганс указывал копытом, а цифры отстукивал по земле. Буквы он выбивал одну за другой так, что из них складывались слова. Один удар обозначал «A», два – «B», три – «С» и т. д.

Ганса подвергали всевозможным испытаниям, и каждый раз он подтверждал свои способности. Зоологи, биологи, физики и даже психологи и психиатры съезжались отовсюду, чтобы увидеть Ганса. Они являлись преисполненными скепсиса, а уезжали в растерянности. Ученые не понимали, в чем же заключается мошенничество, и были вынуждены признать, что конь действительно «разумен».

12 сентября 1904 г. группа из тринадцати экспертов опубликовала отчет, исключавший всякую возможность подтасовки. Эта история наделала много шума, и научный мир начал привыкать к мысли о том, что конь на самом деле так же разумен, как и человек.

Раскрыл тайну Оскар Пфюнгст, один из ассистентов фон Остена. Он заметил, что Ганс ошибался каждый раз, когда решение задачи было неизвестно стоявшим вокруг людям. Точно так же он всегда давал неправильные ответы, когда ему надевали шоры, мешавшие видеть присутствовавших. Единственное объяснение заключалось в том, что Ганс был чрезвычайно чутким животным и, отстукивая копытом ответ, следил за изменениями в поведении зрителей. Он чувствовал возбуждение, нараставшее в аудитории в тот момент, когда он приближался к правильному ответу, и его внимание усиливалось надеждой получить награду в виде корма.

Когда разгадка была найдена, научное сообщество почувствовало себя настолько униженным из-за того, что его так легко одурачили, что впало в полный скептицизм относительно всех опытов, связанных с поисками разума у животных. Во многих университетах случай с конем по имени Ганс до сих пор приводят как карикатурный пример мошенничества в научной области. А бедный Ганс между тем не заслужил ни славы, ни осуждения. Просто этот конь так хорошо понимал человеческое поведение, что некоторое время казался равным человеку. Возможно, причина обиды на Ганса лежит глубже: людям неприятно сознавать, что животные видят их насквозь.

 

Будущее принадлежит актерам

 

Чтобы добиться уважения, актеры умеют изображать гнев. Чтобы добиться народного признания, актеры умеют изображать любовь. Чтобы им завидовали, актеры умеют изображать радость. Теперь актеры появились во всех профессиях.

Избрание Рональда Рейгана в президенты Соединенных Штатов в 1980 г. окончательно подтвердило наступление эры актеров. Не нужно обладать какими-то идеями или уметь управлять, достаточно окружить себя группой спичрайтеров и хорошо сыграть свою роль перед объективами камер.

Кстати, в большинстве демократических стран кандидата выбирают не за его политическую программу: все прекрасно знают, что ни одно обещание не будет выполнено, поскольку страна следует глобальным политическим курсом и не может свернуть с него. Кандидата выбирают по походке, улыбке, голосу, манере одеваться, по тому, насколько непринужденно он общается с прессой и насколько он остроумен. Во всех профессиях актеры неумолимо одерживают победу. Хороший актер-художник способен убедить всех, что полотно, закрашенное одним цветом, – шедевр. Хороший актер-певец может не иметь голоса, если он способен удачно сняться в клипе. Актеры правят миром. Проблема в том, что при выдвижении вперед актеров форма превалирует над содержанием, казаться становится важнее, чем быть. Мы больше не слушаем то, что люди говорят. Нам достаточно видеть, как они говорят, какое у них при этом выражение глаз, подходит ли их галстук по цвету к платочку в верхнем кармане. Те же, у кого есть идеи, но кто не умеет их представить, постепенно сходят с дистанции.

 

Два рта

 

Талмуд утверждает, что у человека есть два рта: верхний и нижний. Верхний рот нужен для того, чтобы разрешать проблемы тела словами. Слово не только несет информацию, оно еще и лечит. При помощи верхнего рта мы определяем себя в пространстве, определяем себя относительно других людей. Талмуд, кстати, советует не злоупотреблять лекарствами, поскольку они действуют в противоположном слову направлении. Нельзя мешать словам выходить, иначе они превратятся в болезнь.

Второй рот – это половые органы. С их помощью решаются проблемы тела во времени. С их помощью, через наслаждение и размножение, человек создает себе свободное пространство. Он определяет себя по отношению к родителям и детям. Половые органы, «нижний рот», прокладывают новый путь, отличающийся от того, которым идет остальная семья. Каждый человек имеет возможность воплотить в своих детях духовные ценности, отличающиеся от ценностей его родителей.

Верхний рот воздействует на нижний. При помощи слов мы обольщаем и создаем поле деятельности для половых органов. Нижний рот воздействует на верхний: при помощи половых органов мы находим свою индивидуальность и язык для самовыражения.

 

Стадия зеркала

 

В двенадцать месяцев ребенок проходит новую фазу: стадию зеркала.

На этапе «траура» младенец научился побеждать страх быть покинутым, на стадии зеркала он понимает, что он уникален.

Когда ребенку исполняется год, он начинает ходить, моторика рук развивается, он справляется с заданиями, которые раньше были ему не под силу. Зеркало сообщает ему о том, что он существует. Ребенок узнает себя в нем, составляет представление о себе, и сразу заметно, нравится он себе или нет. Он либо гладит свое изображение, целует его и громко смеется, либо корчит себе гримасы. В основном ребенок воспринимает себя как идеал. Он влюбляется в себя, он обожает себя. Опираясь на полюбившийся образ, он проецирует себя в будущее и идентифицирует себя с героем. Воображение, обогащенное информацией из зеркала, помогает ребенку лучше переносить тяготы жизни, которая постоянно дает поводы для разочарований. Ребенок сумеет смириться даже с тем, что он не властелин мира. Ребенок проходит эту стадию, даже если не видит своего отражения в зеркале или в воде. Он находит способ идентифицироваться и отделиться от внешнего мира, понимая при этом, что должен его завоевать.

У кошек не бывает фазы зеркала. Когда кошка замечает себя в зеркале, она заходит за него, чтобы поймать спрятавшуюся там другую кошку, и поведение это не изменится даже с возрастом.

 

Именинный торт

 

Обычай задувать свечи на день рождения – один из самых важных человеческих ритуалов. Через равные промежутки времени человек напоминает себе о том, что он способен зажечь огонь, а затем погасить его своим дыханием. Власть над огнем – важный переходный момент от младенчества к сознательному состоянию. Когда же старик доживает до времени, когда он уже не в состоянии задуть свечу, это означает, что теперь он социально исключен из активной жизни.

 

Индейцы Америки

 

Сиу, шайенны, апачи, кроу, навахо, команчи и все остальные индейцы Северной Америки имели одни и те же убеждения.

Во-первых, они воспринимали себя как неотъемлемую часть природы, а не как ее хозяев. Племя, истребившее часть дичи в одном районе, мигрировало в другой для того, чтобы количество животных на прежнем месте восстановилось.

В системе ценностей индейцев индивидуализм был явлением постыдным, а не почетным. Делать что-то для себя было непристойно. Индейцы не владели ничем и ни на что не имели права. Даже в наши дни индеец, купивший машину, знает, что должен будет ее одолжить первому же соплеменнику, который его попросит. Дети индейцев воспитывались без принуждения. Вернее, они воспитывали себя сами.

Индейцы знали, как прививать растения, и пользовались этим знанием, чтобы выводить гибриды кукурузы. Они умели делать непромокаемые ткани, пропитывая их соком гевеи. Шили одежду из хлопка такой тонкой выделки, какой в Европе еще не знали. Им были известны целебные свойства аспирина (салициловой кислоты), хинина…

У индейцев Северной Америки не было ни наследственной, ни пожизненной власти. Если нужно было принять важное решение, каждый излагал свою точку зрения во время пау-вау (совет племени). Это было общество, которое задолго до европейских республиканских революций уже пришло к созданию совещательных органов. Если вождь терял поддержку большинства, он уходил сам. Это было общество равноправных граждан. У индейцев, конечно, был вождь, но им становился лишь тот, за кем люди соглашались следовать добровольно. Стать во главе племени – значило заслужить доверие. Решению, принятому во время пау-вау, следовали только те, кто за него голосовал. Представьте, что у нас закону подчиняются лишь те, кто находит его справедливым…

Даже в период расцвета у американских индейцев не было профессиональной армии. В сражении участвовали все, но в мирное время воин был прежде всего охотником, земледельцем или отцом семейства.

В системе ценностей индейцев любая форма жизни достойна уважения. Они щадили врагов, рассчитывая на такое же отношение к себе. Это все та же идея взаимности: не делай другим того, чего не хочешь себе.

Война воспринималась как игра, в которой нужно показать свою храбрость. Никто не хотел физического уничтожения противника. В битве нужно было коснуться врага концом палки. Это считалось большей доблестью, чем убийство. Засчитывались «прикосновения». Сражение останавливалось при появлении первой крови. Убитые бывали редко. Основной целью межплеменных войн было похитить лошадей у соседей. Индейцы не могли понять смысла массового истребления противника, принятого у европейцев. Они были потрясены, увидев, что белые убивают всех, включая стариков, женщин и детей. Для них это было не просто ужасно, это было нелепо, нелогично, необъяснимо. Тем не менее североамериканские индейцы довольно долго оказывали сопротивление завоевателям.

Покорить народы Южной Америки оказалось проще. Было достаточно обезглавить правителя, чтобы все общество рухнуло. В этом заключается слабость иерархических систем с централизованной администрацией. Все держится на монархе. В Северной Америке социальная структура была более раздробленной. Ковбои столкнулись с сотнями мигрирующих племен. Здесь не было одного царя, постоянно находившегося в своей резиденции, зато были сотни перемещающихся вождей. Как только белым удавалось победить или уничтожить одно племя из ста пятидесяти человек, неведомо откуда возникало другое племя из ста пятидесяти человек.

Все это привело к чудовищной бойне. В 1492 г. американских индейцев было десять миллионов. В 1890 г. их было уже 55 тысяч, в основном они гибли от болезней, завезенных с Запада. Во время битвы при Литтл-Бигхорн 25 июня 1876 г. собралось самое большое индейское войско за всю историю: 10–12 тысяч человек, три четверти из которых были воинами. Американские индейцы разгромили войска генерала Кастера. Но прокормиться на небольшой территории столько народа не могло. После победы индейцы снова рассредоточились. Они считали, что после такого унижения белые уже никогда не смогут отказать им в уважении.

И все их племена были уничтожены одно за другим. До 1900 г. американское правительство пыталось справиться с индейцами. Затем оно подумало, что индейцы переплавятся в «общем тигле» вместе с неграми, латиноамериканцами, ирландцами и итальянцами. Но Вашингтон в корне ошибался. Американские индейцы не видели ничего, чему они могли бы научиться у западной системы, которую они считали значительно менее развитой, чем их собственная.

 

Время сажать

 

Все нужно делать вовремя. Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно. Это правило касается, например, времени посадки овощей. Если вы хотите, чтобы от вашего огорода был толк, нужно знать наиболее благоприятный момент для посадки и сбора урожая.

Спаржа: сажать в марте. Собирать в мае.

Баклажаны: сажать в марте (на солнечном участке). Собирать в августе.

Свекла: сажать в марте. Собирать в октябре.

Морковь: сажать в марте. Собирать в июле.

Огурцы: сажать в апреле. Собирать в сентябре.

Лук: сажать в сентябре. Собирать в мае.

Лук-порей: сажать в сентябре. Собирать в июне.

Картофель: сажать в апреле. Собирать в июле.

Помидоры: сажать в марте. Собирать в августе.

 

Фаланги Фурье

 

Шарль Фурье был сыном суконщика. Он родился в Безансоне в 1772 г. Во время революции 1789 г. он проявил удивительную озабоченность судьбами человечества. Фурье хотел изменить общество. В 1796 г. он изложил свои идеи членам Директории, которые рассмеялись ему в лицо. Вынужденный работать в торговле, Шарль Фурье, тем не менее, каждую свободную минуту посвящает своей страсти – поискам способа построения идеального общества, которое он подробнейшим образом описывал в своих многочисленных книгах, в частности в сочинении «Новый промышленный и общественный мир».

Утопист считал, что люди должны жить маленькими сообществами по 1600–1800 членов. Такое сообщество (он называл его фалангой) заменяет семью. Если нет семьи, нет ни родственных связей, ни давления авторитетов. Численность правительства сведена к самому строгому минимуму. Важные решения принимаются в один день сообща на центральной площади. Каждая фаланга живет в доме-городе, который Фурье называет «фаланстером». Он очень подробно описывает идеальный фаланстер: это трех– или пятиэтажный замок. На первом уровне улицы летом омываются струями воды, зимой обогреваются огромными каминами. В центре города стоит Башня порядка, где находятся обсерватория, куранты, телеграф Шаппа, ночная стража. Шарль Фурье считал, что по истечении веков гармонии у каждого жителя фаланстера, как у солярийцев, обитателей «солнечного шара», появится новый член, сверхрука: «Эта рука, результат гармоничной жизни, будет настоящим, растущим из копчика хвостом необычайной длины со 144 позвонками. Она будет подниматься и доставать до плеча…»

Ученики Фурье строили фаланстеры даже в Аргентине, Бразилии, Мексике и Соединенных Штатах.

Во Франции в 1859 г. Андре Годэн, изобретатель обогревательных печей, вдохновленный идеями Фурье, тоже организовывает коммуну. 2100 человек живут вместе, изготовляют печи и делят прибыль. Но эта система держалась только на патерналистском авторитете семьи Годэн.

 

Слепыш

 

Слепыш (Heterocephalus glabef) живет в Восточной Африке, между Эфиопией и Кенией. Животное это слепо, его розовая кожа лишена шерсти. Резцами он прорывает в земле многокилометровые коридоры.

Но самое удивительное не в этом. Слепыши – единственные млекопитающие, ведущие себя как общественные насекомые. Колония слепышей насчитывает около пятисот особей, разделенных, как у муравьев, на три основные касты: самцы и самки, рабочие, солдаты. Одна самка (королева, наподобие муравьиной) может произвести на свет примерно тридцать детенышей всех каст в одном помете. Для того чтобы оставаться единственной «производительницей», она выделяет вместе с мочой пахучую субстанцию, блокирующую репродуктивные гормоны остальных самок гнезда.

То, что слепыши живут колониями, можно объяснить тем фактом, что место их обитания находится почти в пустыне. Они питаются клубнями и корнями, иногда очень крупными и часто очень удаленными друг от друга. Одинокий грызун может рыть бесконечные туннели в поисках пищи, но в конце концов он умрет от голода. Жизнь в сообществе увеличивает шансы получить пищу, поскольку каждый найденный клубень делится поровну между всеми.

У слепышей есть одно существенное отличие от муравьев: после любовного акта самцы остаются в живых.

 

Фокус

 

Как сделать, чтобы от ваших пальцев повалил дым?

Отделите шершавую пластинку от спичечного коробка. Положите ее на тарелку и подожгите. Внимание! Откройте окно или выйдите в проветриваемое помещение: будет много дыма. Когда пластинка сгорит, останется кучка пепла с очень неприятным запахом (увы). Если вы пороетесь в пепле, то обнаружите вещество, похожее на клейкое масло. Смажьте им большой и указательный пальцы. Объявите всем о том, что у вас появился новый талант. Потрите пальцы друг о друга. Абракадабра! И от пальцев пойдет белый дым, а вы не обожжетесь. Ну и конечно (это понятно без объяснений, но еще понятнее, если объяснить!), после опыта хорошенько отмойте руки от этой достаточно токсичной субстанции.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...