Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение и организационная структура спецслужб СШАСтратегическая разведка США ведется четырнадцатью органами исполнительной власти США, образующими так называемое "Разведывательное Сообщество". Работа Разведывательного Сообщества (PC) де-факто началась в 1947 году после принятия Закона "О национальной безопасности", провозгласившего курс на "холодную войну" с СССР, но де-юре существование скоординированного PC было оформлено только в 1992 году (т.е. после распада СССР) Законом "Об организации разведки". В состав PC на федеративных принципах входят: ЦРУ, 8 разведывательных органов Министерства обороны (85% всего бюджета PC) и 5 федеральных органов исполнительной власти. Министерство обороны США представлено в PC следующими органами. 1. Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО). 2. Агентство национальной безопасности (АНБ). 3. Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР). 4. Национальное агентство по геодезии и картографии (НАFК). 5. Войсковая разведка Армии США. 6. Службы разведки, наблюдения и перехвата ВВС США. 7. Разведка ВМФ США. 8. Разведка Корпуса морской пехоты США. Помимо органов Министерства обороны, в Разведывательное Сообщество входят: 1. Центральное разведывательное управление (ЦРУ). 2. Бюро разведки и исследований (БРИ) Государственного департамента США. 3. Управление разведывательного обеспечения (УРО) Министерства финансов. 4. Управление разведки (УР) Министерства энергетики. 5. Федеральное бюро расследований (ФБР) Министерства юстиции. 6. Разведывательная составляющая службы береговой охраны Министерства транспорта. Таким образом, "чистой" разведкой в PC занимаются только 5 федеральных органов исполнительной власти США: РУМО, АНБ, НУВКР, НАГК и ЦРУ. Остальные 9 организаций, входящих в PC, занимаются разведывательной деятельностью с целью обеспечения своих основных функций, не имеющих прямого отношения к разведке. Кроме перечисленных, в США имеются и некоторые другие организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые не входят в PC, но в той или иной степени занимаются разведкой и (или) контрразведкой с целью выполнения отдельных задач в своей сфере деятельности. Работу PC координирует директор центральной разведки, который также является директором ЦРУ и главой Штаба PC. Высшие органы управления PC США имеют структуру, представленную на рис. 2. При Президенте США действуют следующие совещательные органы, имеющие отношение к разведке. 1. Совет по национальной безопасности (СНБ). Основная функция Совета заключается в оказании помощи президенту США в выработке решений, связанных с национальной безопасностью. 2. Президентский консультативный совет по внешней разведке (ПКСВР). Он рассматривает вопросы анализа разведывательной информации. 3. Наблюдательный совет по разведке (НСР). Основная задача НСР — контроль соблюдения законности в работе PC. 4. Оперативное управление PC осуществляет заместитель директора центральной разведки (ДЦР) по руководству сообществом (DDCI/CM — Deputy Director of Central Intelligence for Community Management). Работа DDCI/CM регламентируется Законом "О правах разведки" (Intelligence Authorization Act), принятым в 1997 году. В непосредственном подчинении DDCI/CM находятся: 5. Помощник ДЦР по сбору информации. 6. Помощник ДЦР по аналитической работе. 7. Старший администратор по закупкам. 8. Административный директор по внутренним связям.
Рис. 2. Структура высших органов управления PC США.
Административный штаб сообщества обеспечивает решение следующих задач PC: · разработка и реализация стратегических планов PC; · обеспечение учета интересов разведки в разрабатываемых федеральных программах и бюджетах; · оперативное управление бюджетным процессом всего PC, включая оценку выполнения текущих программ и предоставление бюджетных запросов PC на утверждение президенту и Конгрессу США; · соблюдение политики обработки информации, собираемой PC.
2.1. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) ЦРУ занимается сбором и обработкой разведывательной информации и распространяет по миру влияние США с помощью тайных операций. К концу 2006 года ЦРУ имело структуру, приведенную на рис. 3. Рис. 3. Структура ЦРУ к концу 2006 года
ЦРУ предоставляется исключительная самостоятельность. Ему выделяются средства, не предусмотрительные государственным бюджетом, причем за их использование ЦРУ не обязано отчитываться перед Конгрессом. Управление ежегодно имеет разрешение на натурализацию в США до 100 завербованных за границей агентов. Директор имеет право распоряжаться денежными средствами Управления по своему усмотрению, не считаясь с предписаниями об ограничении использования правительственных средств. ЦРУ добилось права на "работу" с теми, кто по частным или служебным мотивам собирается посещать бывшие страны социалистического лагеря. Выступая в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли в июле 1995 года, президент Клинтон очертил перед ЦРУ круг новых задач: препятствие распространению в мире оружия массового поражения, борьба с наркоторговлей и международной преступностью, в том числе и с международным терроризмом, а также экономическая разведка (проще говоря — промышленный шпионаж). Для обеспечения этих задач в структуру ЦРУ были внесены соответствующие изменения и в жизни организации начался подъем. Однако отток кадров, вызванный реорганизацией ЦРУ в начале 90-х годов, которому, помимо внутренних проблем ЦРУ, способствовал бурный рост экономики США, особенно в высокотехнологичных областях, сказался на качестве работы ЦРУ. Например, в Разведывательном управлении подавляющее большинство аналитиков имеют опыт работы не более пяти лет. Примерно такая же картина и в других управлениях — изменились не только задачи организации, но и ее "человеческий фактор". А это означает, что возможности и влияние ЦРУ по сравнению с другими разведывательными структурами, прежде всего военными, несколько снизились. И хотя после событий 11 сентября 2001 года PC в целом и ЦРУ, в частности, не испытывают недостатка в добровольцах, желающих посвятить свою жизнь работе в разведке, по американским меркам она давно уже перестала быть престижной. ЦРУ подразделяется на управления, которые возглавляют заместители директора ЦРУ по соответствующим направлениям. Разведывательное управление занимается оценкой поступающей информации, ее анализом, подготовкой разведсводок и их рассылкой. Оперативное управление отвечает за сбор данных общей внешней разведки, разведки связи и включает в себя службу агентурной разведки. Научно-техническое управление ведает накоплением и обработкой информации, поставляемой его техническими службами из всех доступных источников— средств визуального наблюдения, агентурной разведки, открытых источников, радиоперехвата и т.п. Административноеуправление также является органичной частью ЦРУ наравне с вышеупомянутыми управлениями. Оно занимается медицинским обеспечением, связью, снабжением, кадрами; отвечает за учебную подготовку и безопасность. 2.2. Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО) Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО)— это орган боевого обеспечения Министерства обороны США, занимающий одно из ключевых мест в PC США. В штате РУМО числится более 7000 сотрудников, как военных, так и штатских, которые несут службу по всему земному шару. К основным задачам РУМО, помимо сбора и анализа информации, относится координация всей внешней разведдеятельности в военной сфере. Кроме того, РУМО играет ключевую роль в добывании информации о зарубежных системах военного назначения. Директор РУМО является главным советником министра обороны, а также председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) по вопросам разведки. РУМО имеет следующую структуру. 1. Командование. 2. Секретариат. 3. Управления: а). Управление программ, котороекоординирует деятельность военной разведки Армии, ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты, Службы береговой охраны, командных центров разведки родов войск и РУМО. б). Управление оперативной разведки. УОР руководит всей разведработой подразделений МО по добыванию информации, а также ведет агентурную разведку в интересах МО. В УОР сосредоточена вся работа по добыванию информации в мирное время, в ходе учений, при обострении обстановки, подготовки к боевым действиям и в ходе боевых действий, необходимой Вооруженным Силам США. Кроме того, УОР отвечает за планирование работы по соответствующим направлениям в МО. в). Центральная служба слежения занимается сбором разведывательной информации, получаемой из определенных технических источников. г). Аналитическое управление анализирует всю получаемую информацию о наиболее развитых вооруженных силах мира с целью обеспечения доминирования США в области военной разведки. В своей работе управление использует получаемую из всех источников разведывательную информацию по региональным, транснациональным, научно-техническим, ракетно-ядерным и медицинским направлениям. д). Управление разведки ОКНШ работает в интересах председателя ОКНШ, министра обороны, ОКНШ и объединенных командований. Основное назначение управления — обеспечение анализа разведывтельной информации, поступающей РУМО во время кризисных ситуаций с участием вооруженных сил. Кроме того, управление ведет аналитическую работу в интересах МО по выявлению предкризисных ситуаций, а также выполняет запросы объединенных командований. е). Управление военных доктрин представляет интересы разведки при разработке политических документов, регламентирующих развитие Вооруженных Сил США. ж). Административное управление В ведении административного управления находятся службы контрразведки и внутренней безопасности, кадров, инженерного обеспечения и логистики и материально-технического обеспечения. Кроме того, в структуру Административного управления входит Учебный центр объединенной военной разведки, который обеспечивает повышение квалификации кадров офицеров и служащих МО, сотрудников других правительственных и федеральных органов, а также офицеров, находящихся за пределами США (с использованием Internet). з). Управление информационных систем и служб отвечает за бесперебойную работу всех информационных систем РУМО, а также за закупку новых информационных технологий. Кроме того, УИСС контролирует и аттестует информационные разведсистемы МО. и).Колледж объединенной военной разведкиготовит профессиональных разведчиков образовательных уровней "Бакалавр разведывательных наук" и "Магистр наук стратегической разведки". Агентство национальной безопасности (АНБ) АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведения ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космическими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ракетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается открытыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным каналам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти материалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содержат "скрытых сообщений". Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой информации. Центральная служба безопасности АНБ отвечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две задачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информационных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей— заместителя директора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в технической области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны. Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем вопросам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосредственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехнической разведкой и перехватом. В состав ЦСС входят следующие подразделения (рис.4)
Рис.4. Примерная структура АНБ
Оперативное управление отвечает за сбор и обработку информации из каналов связи. Группы, входящие в его состав, совместно с ЦСС ведут разведку каналов связи по географическим регионам. Для разведки используются как стационарные станции слежения, так и подвижные. · Группа A. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран бывшего Советского блока. · Группа B. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран Азии, таких, как КНР, КНДР и СРВ. · Группа G. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран, не охваченных группами A и B. Управление технологий и систем занимается разработкой новых технологий сбора и обработки разведывательной информации. Входящая в его состав группа R занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Эта группа изучает требования, выдвигаемые к системам разведки связи, и формирует на их основе тактико-технические характеристики оборудования, поставляемого АНБ. Она определяет требуемые показатели производительности оборудования и обеспечивает их соответствие заданному уровню во время эксплуатации. Группа разрабатывает требования к внутренним и внешним интерфейсам оборудования, определяет программы его испытаний и сопровождает все проектно-конструкторские и производственные работы до ввода нового оборудования в эксплуатацию. Группа играет роль научно-исследовательского центра по технологиям разведки сигналов и занимается оценкой алгоритмов, баз данных и концепций отображения информации. Группа обладает оборудованием для проведения научно-исследовательских работ в области обработки аудио- и речевых сигналов, а также занимается оценкой технологий распознавания речи в применении к задачам разведки. Управление безопасности информационных системотвечает за безопасность коммуникаций АНБ и защиту информации в правительственных линиях связи. · Группа K. Руководит криптологической работой АНБ, оказывая теоретическую и другую поддержку работам по защите линий связи правительства США и перехвату информации из каналов связи других стран. · Группа T. Группа по телекоммуникациям. Руководит всеми работами, выполняющимися в области проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации специальных коммуникационных разведсетей и систем, предназначенных для передачи данных, собираемых подразделениями технической разведки. · Группа I. Группа программ информационной безопасности. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области информационной безопасности, государственной тайны, образования и обеспечения режима. · Группа S. Группа стандартов и оценок. Данная группа разрабатывает и внедряет различные стандарты в области информационной безопасности, защиты государственной тайны, образования и обеспечения режима, а также контролирует их соблюдение.. · Группа V. Группа безопасности сетей. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области безопасности коммуникационных сетей, а также соответствующих производственных вопросов. · Группа Y. Назначение группы неизвестно. · Группа C . Группа технической политики и планирования ресурсов. Данная группа отвечает за разработку текущей, краткосрочной и долгосрочной технической политики, а также за планирование ресурсов, необходимых для решения текущих и перспективных задач информационной безопасности. · Группа Х. Предположительно— группа по системам специального доступа. Точное назначение группы неизвестно. Управление планирования, политики и программотвечает за выполнение работ, обеспечивающих работу основных управлений, а также определяет генеральную линию развития АНБ. · Группа D. Группа директора АНБ. В ведении группы находятся все задачи, программы, планы и проекты, реализуемые АНБ и ЦСС. Кроме того, группа представляет АНБ в комитетах и советах PC, координирующих работу технических разведок. · Группа Q. Группа планов и политики. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по инициализации, разработке, интеграции, координации и мониторинга политики, планов, программ и проектов АНБ. Группа отвечает за контроль программ АНБ/ЦСС, контроль методов управления организацией, контроль командно-штабной работы и планирования работы в чрезвычайных ситуациях, контроль проектов и научных изысканий АНБ, исследование операций и экономический анализ, стратегическое планирование АНБ, допуск личного состава и кадровую работу. · Группа J. Юридическая группа. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по юридическим вопросам. · Группа N. Группа программ. Эта группа совместно с другими подразделениями АНБ определяет текущие, краткосрочные и долгосрочные потребности в дополнительных мощностях. Она устанавливает потребности в мощностях, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития имеющихся мощностей, а также определяет необходимость приобретения или строительства новых. · Группа U. Группа генерального юристконсульта. Обеспечивает юридическую поддержку директора и руководства АНБ по вопросам, затрагивающим интересы АНБ, контролирует личный состав АНБ, работающий в области юриспруденции, ведет переговоры с другими учреждениями по юридическим вопросам, связанным с АНБ, а также руководит соответствующими программами. Управление вспомогательных служб занимается административной работой. · Группа E. Группа сопровождения контрактов. Отвечает за разработку и сопровождения контрактов, заключаемых АНБ со всеми поставщиками. · Группам. Административная группа. Данная группа играет роль штаба директора и высшего руководства АНБ по всем организационным вопросам, за исключением поставок оборудования и программного обеспечения, — печать и публикации; библиотечное дело; почтовые отправления; командировки; аудиовизуальные средства; производства и выставки; делопроизводство, формы и переписка; руководство работой комитетов; аутентификация публикаций, директив и коммуникаций. · Группа L. Группа логистики. Занимается сопровождением всех грузов и почтовых отправлений, включая курьерскую почту МО. АНБ находится в г. Форт Мид (штат Мэриленд). Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников Земли: с космических аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов; и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двухстороннюю радиосвязь, телефонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов. Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то определенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомобилей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся "целевой" страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одновременно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются "психологические портреты" лидеров государств. АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, канадской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального международного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное внимание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оправдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляется десятками миллионов долларов). Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим каналам. На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд. долларов. 2.4. Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР) НУВКР — американская спецслужба, отвечающая за ведение стратегической воздушно-космической разведки и воздушного наблюдения. Осуществляет свои функции с помощью космических спутников и самолетов-разведчиков U-2. НУВКР несет ответственность за разработку и создание всех американских разведывательных спутников, а также за их последующее использование. В задачи управления входят: · предупреждение и оповещение о выявленных на основе поставляемой спутниками информации угрозах; · контроль за выполнением соглашений о сокращении вооружений; · наблюдение из космоса за военными операциями и маневрами, а также за природными бедствиями и катаклизмами; · обеспечение спутниковой поддержки программ изучения и защиты окружающей среды. В распоряжении НУВКР имеются спутники радиолокационного дозора, разведки каналов связи и другие спутники специального назначения для обеспечения и контроля всех возможных видов связи. НУВКР также отвечает за добывание данных для составления компьютерных карт целеуказания, наведения управляемых ракет большой дальности. Управление является структурным подразделением МО США, но в PC входит на правах самостоятельного участника (и, следовательно, по вопросам разведки подчиняется ДЦР). В распоряжении НУВКР находится множество наземных станций, принимающих информацию со спутников в разных точках земного шара. Структурно НУВКР состоит из аппарата директора, четырех управлений и ряда отделов. Основные подразделения. · Управление радиотехнической разведки. · Управление разведки средств связи. · Управление визуальной разведки. · Управление передовых систем и технологий. · Отдел по управлению и эксплуатации. · Отдел контрактов. · Отдел контрразведки. · Исторический отдел. · Отдел протокола. · Отдел безопасности. · Отдел средств внутренней связи. · Отдел запусков космических аппаратов. Факт существования НУВКР перестал быть государственной тайной США только в 1992 году. В 1995 году была рассекречена программа CORONA (1960— 1972 гг., фоторазведка), и 800000 фотоснимков, полученных за годы существования этой программы, были переданы в Управление национальных архивов и документов (NARA — National Archives and Records Administration). 2.5. Национальное агентство по геодезии и картографии (HAFK) НАFК - это одна из ведущих разведывательных служб США, имеющая статус органа боевого обеспечения МО. В качестве самостоятельной спецслужбы НАFК было образовано в 1996 году в соответствии с Законом "О Национальном агентстве по геодезии и картографии" . Она призвана обеспечивать политическое руководство и командование Вооруженных Сил США своевременной, корректной и точной информацией геодезической разведки. Эта информация получается на основе изучения и анализа фотографической и геодезической информации, которая позволяет описать, оценить и представить визуально физические характеристики земной поверхности и географические особенности деятельности в заданном регионе. В состав НАГF входят следующие управления. · Аналитическое управление. Предоставляет данные геодезической разведки политическому и военному руководству, командованию войсковых операций, а также гражданским федеральным учреждениям и международным организациям. · Управление материально-технического обеспечения. Определяет потребности НАFК в системах, комплексах, услугах и бизнес-решениях и приобретает их с целью обеспечения лидирующей роли НАFК в геодезической разведке. Управление отвечает за приобретение таких систем, которые бы обеспечивали преобладание США в области визуальной, фото- и геодезической разведки. Управление занимается исследованиями, необходимыми для приобретения оборудования; разработкой программ закупки; системным инжинирингом; научными исследованиями в области системного инжиниринга, методики закупок, инжиниринга инфраструктуры, а также обработки изображений и геодезии. · Управление инноваций и перспективного планирования. Разрабатывает прогнозы по развитию политической, военной и технической обстановки, определяет будущие потребности в геодезической разведке, разрабатывает планы по развитию ресурсов НАFК, обеспечивая их соответствие этим потребностям, а также предоставляет НАFК технологические и организационные решения, обеспечивающие в будущем лидирующие позиции США в этой области. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |