Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воссоединение с Православной Церковью. Знакомство с архиепископом Николаем
В Алма-Ату я приехала в сентябре 1944 года. Расспросив знакомых о существующих в городе храмах, я узнала, что все они уже несколько лет закрыты, а сейчас открывается Казанская церковь в Малой Станице. Это было утешительно — я могла хоть изредка там бывать. Однако приступать самовольно к причастию я не решалась, ощущая большую тоску по Святым Тайнам. Осенью 1945 года я услышала, что в Алма-Ату приехал архиерей, чудесный, доступный всем старец архиепископ Николай. Впервые я увидела его весной 1946 года во вновь открывшемся Никольском соборе. Его проповедь в воскресный день была прекрасна, она обнаруживала и высокую духовность Владыки, и образование, и умение просто и понятно излагать свои мысли слушателям. Главное, что пленило меня в нем, — это такая же детская простота и всеобъемлющая любовь, знакомые мне по встречам со старицей Ксенией. «Да, — подумалось мне, — люди различны, а благодать Божия одна и та же, и вот светится она в этом Святителе при каждом его слове, при каждом движении». С огромной силой вспыхнуло во мне желание присоединиться к этой Церкви, чувствовать себя в этом храме не гостьей, а полноправным членом духовного братства, не раздваиваться мыслью и чувством. Если бы Владыка был иным, возможно, еще несколько лет я провела бы бесплодно вне церковной ограды, так как «иосифлянских» церквей или хотя бы священников я в Алма-Ате не нашла. Но мне было очень страшно своей волей переступить заповедь своего духовника и отчасти матушки Ксении, сочувствовавшей «иосифлянам». Наконец, я решила после Богослужения подойти в числе прочих богомольцев под благословение к Владыке, «рассмотреть» его хорошенько и, в зависимости от впечатления, так или иначе определить свою дальнейшую судьбу. Вероятно, это своеобразное намерение было в духе научного работника, но оно было искренним, и Господь на него откликнулся. Когда я подошла к Владыке, то бесцеремонно «уставилась» на него своими близорукими глазами, всеми силами стараясь впитать в себя аромат этой души, от которой зависел мой дальнейший духовный путь. Я стояла, не складывая рук для принятия благословения, — секунду, пять, десять секунд, может быть, пол мину ты. И без малейшего признака раздражения, нетерпения или торопливости на меня спокойно взирал с высоты амвона благостный старец, возможно, видевший и понимавший то, что происходило в моей душе... И «бабушки» сзади, хотя их было довольно много, притихли и не торопили меня. «Да, такому человеку можно доверить свою душу!» — пронеслось у меня в уме, и я с великой радостью приняла благословение Святителя. После этого я стала чаще посещать Никольский собор, приступать к исповеди и причастию. Какое же это великое счастье и богатство — не только верить в Бога, но и принадлежать к Его Церкви! Как долго я была лишена этого — то по своим собственным сомнениям, то по обстоятельствам жизни в заключении! Теперь я обрела то, чего жаждала моя душа. Но мне очень хотелось иметь постоянного духовного отца, и об этом я хотела посоветоваться с Владыкой. ...В 1948 году мне удалось впервые побеседовать с Владыкой. Это было в понедельник, 3 сентября. Я взяла однодневный отпуск на работе, чтобы помочь присоединиться к Православию одной молодой лютеранке. А для этого, как мне сказал в храме священник, было необходимо лично повидать архиерея и получить его благословение. Мы поехали с Аней в Епархиальное управление, и после недолгого ожидания меня пригласили к Владыке. С первых же слов я почувствовала, что говорить с ним очень легко. Он обрадовался желанию девушки присоединиться к Православию, подробно стал расспрашивать о ней и выразил желание видеть ее лично. Тогда я сказала, что у меня есть к нему еще и свое дело, имея в виду желание иметь духовника. Он одобрил его, сказав, что это так же полезно, как иметь постоянного врача телесного. Я была скромно одета, голова покрыта косынкой, и мне казалось, что ничто не обнаруживало во мне научного работника. Однако Владыка поднял на меня свой спокойный взор и сказал: — Из всех наших священников я могу рекомендовать вам только архимандрита Исаакия, другие вас не удовлетворят. Он служит в Казанской церкви. И девицу вашу (Анна, говорите, ее зовут?) он в Православие переводить будет, это дело ему хорошо знакомо. Тут мне пришло в голову, что и сама-то я много лет находилась вне Церкви, так как не причащалась Святых Христовых Тайн. Сказала об этом Владыке, а поскольку весь его вид располагал к откровенности, то добавила: — Я самочинно решилась ходить в эту церковь без благословения своего духовника, и это меня тяготит. С большим сочувствием и успокоительно Владыка ответил: — А может быть, он и сам теперь уже присоединился к Церкви, — и посмотрел на меня как на старую свою знакомую. — Теперь пусть войдет ко мне ваша Анна. Восприемницей, наверное, вы будете? А я, когда побеседую с ней, пошлю кого-нибудь к архимандриту Исаакию (он здесь недалеко живет) предупредить его, что вы обе зайдете сегодня к нему по этому делу. Я приняла благословение и вышла в сенцы, где уже заждалась моя спутница. Аня пошла к Владыке, и теперь настала моя очередь ждать, так как пробыла она у него еще дольше, чем я. От Владыки Анна вышла сияющая от радости. Затем вышел и Владыка, закончив свой прием, и предложил подождать нам в садике, пока придет архимандрит Исаакий, которого не оказалось дома. Мы долго сидели в садике и наблюдали, как ласково, с отеческой любовью разговаривал Владыка с пришедшими к нему молодыми людьми, желавшими поступать в Духовную Семинарию. Тут же варили ладан. Владыка в своей белой рясе, с белоснежными прядями волос и сказочного вида бородой в саду среди цветов, благостный, улыбающийся казался пришедшим совсем из другого века, из древней старины, когда не было ни трамваев, ни самолетов, ни изучения стратосферы... Я боялась, что моя спутница не выдержит долгого ожидания и убежит домой, но она мне призналась позднее, что забыла обо всем на свете, так ей было сладко и уютно в атмосфере тишины, покоя и доброжелательства. Наконец нам сообщили, что пришел архимандрит Исаакий. Когда мы обе вошли в приемную Владыки, там, на кушетке, откинувшись на спинку, полулежал монах, как мне показалось, с суровым и скорбным лицом. Вероятно, он очень устал, оттого что много ходил сегодня пешком, исполняя требы. Поразила меня глубокая морщина у него на лбу. Стало немного страшно... Вошедший Владыка познакомил нас и рассказал о цели нашего посещения. Отец Исаакий оживился, заговорил, улыбнулся, и все лицо его осветилось от этой доброй улыбки и совершенно изменилось. Он предложил Ане написать заявление на имя архиепископа о своем желании перейти в Православие. Владыка предоставил нам свой письменный стол и вышел. Когда через несколько минут он вернулся, отец Исаакий сам уже писал заявление, убедившись, что даже под диктовку Анне не удается написать правильно малознакомые слова. — Мы тут запутались в высоких титулах... — с улыбкой пояснил он Владыке. Какой-то особый мир царил в этой комнате. В отношениях между этими высокими духовными лицами чувствовались и большое взаимное уважение, и братская простота, и нежная любовь друг к другу. Условившись с отцом Исаакием о времени встречи, мы вышли из домика епархии как из другого мира: радостные, освеженные, успокоенные. В ближайшее посещение архимандрита Исаакия, во время которого он разъяснял моей будущей крестнице разницу между лютеранским и православным исповеданиями, мы узнали от него, что Владыка выразил желание тоже быть восприемником Ани. В назначенный день и час мы обе были у отца Исаакия, и он повел нас кратчайшим от своего дома путем, по тропинкам и оврагам, к Казанской церкви. В этот будний день службы там не было. Вскоре приехал Владыка, которого встречали тихо, без звона. Мы приняли благословение и встали на указанные нам отцом Исаакием места, недалеко от входных дверей: Аня — впереди, Владыка со свечой сзади нее справа, я — слева. Выученный заранее чин-диалог отречения от заблуждений лютеранства и принятия православного вероисповедания прошел благополучно, без особых запинок. Архимандрит Исаакий был в мантии, строгий, торжественный. После совершения Таинств миропомазания и причащения Святых Тайн, совершаемых отцом Исаакием уже на амвоне, он поставил Аню лицом к народу, понемногу просочившемуся в храм, и пригласил всех присутствующих подойти и поздравить ее. Затем Владыка подвел Аню к иконе Казанской Божией Матери и со слезами на глазах сказал, что поручает ее покровительству и заступничеству Царицы Небесной, к Которой и должна она обращаться за помощью в скорбях и болезнях. Растроганная Аня опустилась на колени пред иконой. Владыка так благостно смотрел на нее, что Аня, поднявшись с колен, в порыве благодарности и радости потянулась к нему и, как дитя, чмокнула его в щеку... Видевшие это бабушки весьма смутились, а Владыка улыбнулся, но ничего не сказал. Таковы были мои первые впечатления от Владыки.
Год
...Запомнилось еще одно посещение Владыки в середине августа 1952 года. Поводом послужила просьба моей 16-летней крестницы Музочки, проводившей это лето в Алма-Ате и много слышавшей о доступности и благости Владыки: ей очень хотелось увидеть его в домашней обстановке. Когда мы пришли, Владыка с Верой Афанасьевной пили чай на терраске. Посадили и нас. Владыка стал задавать Музочке вопросы, но, заметив ее застенчивость, перевел разговор на предстоящий отъезд архимандрита Исаакия в Казань. Сказал, что он давно замечает переутомление отца Исаакия и считает необходимым дать ему отпуск. А где ему лучше отдыхать, как не в Казани, около горячо любимого «братика», владыки Сергия? Я сказала, что просила разрешения моего духовного отца (архимандрита Исаакия) во время его отсутствия съездить в Москву, куда меня давно зовут друзья, и что он не возражает даже против того, чтобы до Москвы нам вместе лететь самолетом. Владыка одобрил такой план и стал рассказывать о полетах, которые он сам совершал: — Мне пришлось однажды даже управлять самолетом. Летчик посадил меня на свое место и объяснил: «Смотрите на эти приборы, и если стрелка отклоняется вправо, вы и руль поворачивайте вправо, а если стрелка идет влево, вы и рулем туда же двигайте». Я так и делал и несколько минут вел самолет. Один раз была большая неприятность, и мы вынуждены были сесть не на аэродром, а в какое-то болото. Потом пригнали туда лошадей с повозками, и всех нас привезли из леса на аэродром. Меня даже в первую повозку посадили — считали, что по моим молитвам Бог избавил нас всех от большой опасности. Но это было всего один раз, а вообще летать очень приятно и совсем не страшно. Потом мы стали прощаться и Владыка спустился со ступенек крыльца во дворик проводить нас. Билет на самолет мне достали на 20 августа, и по молитвам Владыки поездка была исключительно удачной: я познакомилась в Казани с другим благостным архиереем — архиепископом Сергием, затем поехала поездом в Москву, пожила у друзей и снова вернулась в Казань, чтобы сопровождать архимандрита Исаакия в его обратном путешествии в Алма-Ату. К празднику Рождества Богородицы мы уже были дома. Здесь мы узнали, что Владыка накануне уехал в Семипалатинск до праздника Покрова, чтобы там отдохнуть. После нашего возвращения «завхоз» мой — Нюрочка, тоже пожелала отдохнуть. В Семипалатинске у нее была двоюродная сестра, которую она не видела шесть лет. Но, думаю, она не особенно стремилась бы к ней, если бы там не было Владыки, узнав которого трудно было не тянуться к нему душой. И вот наш Медвежонок (так ласково прозвали друзья Нюру за ее неуклюжесть) 26 сентября «отчалил» от вокзала Алма-Ата II, проливая слезы и уверяя меня, что если бы не Владыка, то ни за что не оставила бы меня одну. За время своего пребывания там она прислала три письма, из последнего стало ясно, что вернется она вместе с Владыкой. Наконец, в Епархиальное управление пришла телеграмма, извещавшая, что в ночь на 8 октября (на день преподобного Сергия) они выезжают из Семипалатинска. В день прибытия поезда я поджидала Нюрочку дома, но по приезде их сразу отвезли к Владыке домой, где сначала отслужили краткий молебен для возвратившихся из путешествия, а потом завтракали с отцом Анатолием. Пили даже вино (что у Владыки бывает крайне редко), причем разливать поручили Нюре. Владыка за завтраком рассказывал, как полезна была ему Нюра, какие у нее приятные и внимательные родные, доставшие ему заранее билеты, и предложил ей самой рассказать о своих впечатлениях. Она сказала, что ее поразила холодность семипалатинского духовенства. Тогда как народ ликовал от волнения и радости, что идет давно не бывавший в их городе архиерей, батюшки совершенно равнодушно относились к его появлению и не устраивали ему такой торжественной встречи, какие бывают обычно в Алма-Ате. Владыка рассмеялся и сказал, что это верно. Ободренная и обласканная вниманием Владыки и Веры Афанасьевны, Нюра целый день была как именинница и, чувствуя себя героем дня, по порядку рассказывала нам о пребывании Владыки в Семипалатинске. Куда девалась нескладность ее речи, неуклюжесть и малограмотность! Мы живо могли себе представить Владыку в той обстановке и угадать, что многое для его любящего сердца было там и горестно, и неприемлемо. Выносят, например, из алтаря Святые Дары. И ни один человек не делает поклона. Владыка объясняет, что все должны пасть ниц перед Святыми Дарами. Стоит он на амвоне с иконой святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софьи, чтобы благословлять ею каждого, подходящего ко Кресту, приложиться к которому дает настоятель, и некоторые совсем минуют это благословение, другие же идут навстречу потоку. Идет ли Владыка к выходу — едва расступается народ, совсем не так, как у нас, когда с такой любовью и вниманием ждут почти все, пока Владыка выйдет и сядет в машину. Некоторые там даже считают, что архиепископ Николай «не их Владыка...». В архиерейском доме бывало нетоплено, Владыка стал кашлять. Нюра остановилась у своих родных, живущих далеко от храма, поэтому иногда, чтобы успеть утром на Литургию, она по благословению Владыки ночевала в непротопленном архиерейском доме, где дрожала от холода и слышала, как Святитель кашлял всю ночь в соседней комнате. Обратно ехали очень хорошо, только Нюра, покупая рыбу на одной из станций, чуть не отстала от поезда. Вскочила уже на ходу в последний вагон. Когда вошла в купе, Владыка ласково и весело сказал ей: — А я хотел бы, чтобы ты осталась! Когда на другой день я пришла проведать Владыку, он сказал мне: — Чуть не осталась Нюра на станции, я очень испугался! Я подумала при этих словах: «Какая выдержка! Вместо укора или выговора за неосторожность — веселая шутка. Вот у кого надо поучиться самообладанию!» Нам было очень приятно, когда Нюра показала небольшой пучок серебристых волосков Владыки, которые она, обчищая его рясу, собрала как святыню и привезла домой. Все мы их поцеловали.
Год
...С утра, 18 января меня очень тянуло к Владыке. Но я недавно была у него, и не могла придумать повода, чтобы навестить его. Наконец вспомнила, что уже больше года находится у меня его книга «Толкование на Деяния и Апокалипсис» Барсова, и решила ему ее отнести. Приезжаю, Шура с веселым видом распахивает дверь, и еще в передней я слышу необычное оживление и веселый разговор в столовой. Вера Афанасьевна выходит ко мне и с напускной суровостью, шутя, спрашивает: — Скажи, ты зачем пришла?! Знаешь, верно, что Владыка кофей пьет? — Я книгу принесла, — отвечаю. — Нет, не из-за книги ты пришла, а кофей пить! Вхожу в столовую, все действительно пьют кофе, а медсестра Александра мне поясняет: — Владыка сегодня с утра велел сварить такой кофе, чтобы запах его был слышен на улице Никитина (где я и жила). Как будто он почувствовал мое стремление к нему и заочно благословил мой путь к себе.
Болезни
...Когда я пришла к Владыке в намеченный день и принесла составленные по его просьбе письма, он неважно себя чувствовал, и меня к нему не пустили, тем более что предстояло освящение воды в Крещенский сочельник и в самое Крещение, и Владыке необходимо было поберечь силы. Затем, простудившись на водоосвящении, Владыка получил бронхит и слег в постель, так что две недели я его не видала. В день своего Ангела, 27 января, я собралась к нему, надеясь, что в такой день пропустят хотя бы принять благословение. Поехала сразу после обедни, причастившись Святых Тайн. Владыка уже позавтракал и сидел на постели, спустив ноги. Перед ним стоял небольшой столик с письменными принадлежностями, и он с видимым усилием писал телеграмму какой-то имениннице в Москву. Вид у Владыки был неважный: он показался мне осунувшимся и потемневшим с лица. Но когда он окончил писание и Вера Афанасьевна подняла ему ноги на кровать, то, немного отдохнув, стал выглядеть получше. Сказал, что в воскресенье хочет приобщаться Святых Тайн, а в субботу позовет нескольких певчих почитать и попеть во время Всенощной. Я поняла, что и мне можно будет прийти к нему помолиться. К домику подъехала машина, и Вера Афанасьевна вошла предупредить, что приехал отец Анатолий. Столик с письмами был отставлен в сторону, в комнату вошел отец Анатолий. — Именинница сегодня, — показывая на меня, ласково сказал Владыка. — Знаю, знаю! — ответил тот, благословляя меня. Я не садилась, стоя около своего стула. Отец Анатолий прошел к письменному столу и без приглашения сел в кресло Владыки. Владыка показал мне на стул, приглашая сесть. — Я ненадолго, — сказал начальник канцелярии. Не желая мешать их деловому разговору, я спросила разрешения идти домой. — Хорошо, но приходите в пятницу, поможете мне написать несколько писем под диктовку, так, строчек по пять-шесть! — смиренно попросил Владыка и как будто робко взглянул на отца Анатолия. «Ну, — думаю, — ничего из этого дела у нас в пятницу не получится: отец Анатолий даст распоряжение Вере Афанасьевне не пропускать меня, чтобы не утомлять Владыку». Так оно и вышло. В пятницу Владыка «спал», хотя время для сна было неподходящее. Я все же набралась дерзости и спрашиваю Веру Афанасьевну, можно ли прийти в субботу вечером, что Владыка позволил. — Ну ладно, приходи к пяти часам, да никому не говори только! В субботу, 31 января, я поехала к Владыке задолго до начала Всенощной, которую должны служить в его доме. Никто об этом не знал, даже очень близкие люди. Я потихоньку поплелась от трамвайной остановки к дому Владыки. Какая-то прихожанка собора, встретившаяся мне по дороге, расцеловала меня и с удивлением посмотрела, что я иду не к трамваю, чтобы ехать в церковь, а в обратном направлении. Встретилась Стеша (домработница отца Исаакия) с ведрами: — Вы к нам? — Нет, — говорю. — К Владыке, значит? — Да, зайду на минутку, узнать о здоровье. — А здоровы ли вы сами — что так тихо идете? Я промолчала, а про себя думаю: как же мне быстро идти, если полчаса времени девать некуда? Двигаюсь по-черепашьи дальше. Нагоняет меня квартирная хозяйка отца Исаакия. — Вы не к Владыке? Пойдемте вместе! Вижу, что скрывать уже нельзя, иду с ней. Подошли к калитке, а от остановки навстречу нам торопятся певчие, три Марии (наверное, нарочно так Владыка выбрал их из любви своей к троичному числу). Вошли все вместе. Сели в столовой. Слышим, Владыка командует: «Дай мне мантию и скуфеечку!» Значит, встал с постели. Через несколько минут вышел в столовую. Все приняли благословение, поклонившись ему в ноги. — А вы у нас басом будете сегодня петь — у нас баса не хватает! — шутит Владыка, обращаясь ко мне. Вошли в его келью. Вера Афанасьевна зажгла свечи у большой иконы Святителя Николая, принесла кадило. И Владыка, прилагая усилия, начал сам служить Всенощную. Голос его вначале был очень тихим, но чем дальше, тем все больше креп, и к концу службы стал звучным и уверенным. Во время шестопсалмия и в некоторые другие моменты службы Владыка садился на стул. Пели и «Покаяния отверзи ми двери», и «На реках Вавилонских», и «Объятия Отча». Временами я переносилась мыслью в Никольский собор с его прекрасным хором, с тысячной толпой богомольцев, с проникновенным служением архимандрита Исаакия, и как бы сравнивала между собой эти две Всенощные. Было что-то умилительное в этом тихом служении нашего больного Святителя у себя в келье, в слезах его (может быть, струившихся оттого, что не мог он быть в храме вместе со своей паствой и слушать любимые им великопостные песнопения в исполнении соборного хора, а вынужден довольствоваться скромным пением трех второсортных певчих). Я радовалась, что пришлось и мне разделить с любимым Владыкой эту скорбь его. С каким-то особенным выражением произносил Владыка некоторые возгласы, читал Евангелие, и легко, от всей души неслась наша молитва к Богу о даровании ему сил и здоровья. Все мы приложились к перламутровой Иерусалимской иконе Воскресения, лежавшей на большом Евангелии, и приняли благословение. По окончании Всенощной Вера Афанасьевна распорядилась, чтобы в столовой накрывали к чаю.
Последний год
...Наконец в субботу, 11 июня, в канун дня Ангела архимандрита Исаакия, я попала к Владыке. Когда я пришла, он еще читал утренние молитвы, сидя в саду. Владыка посадил меня рядом с собой и велел вслух дочитывать ему молитвы, а затем еще почитать акафист Пресвятой Богородице. Он прерывал чтение, спрашивая, как я понимаю то или другое выражение акафиста. Если Владыка был величествен и могуч в храме, то дома он был обаятельно прост, миролюбив, смирен. И тут и там, произнося свои слова обдуманно и мудро, он производил впечатление тонко воспитанного и деликатного человека. Потом, сидя на терраске, Владыка с огорчением рассказывал об иподиаконе Георгии, который настойчиво требует рукоположения во диакона. Между тем апостол Павел пишет: «Скоро руки не возлагай ни на кого». И венчался Георгий с нашей певчей Тамарой, не спросив на то благословения Владыки. Говорил об этом Владыка со слезами на глазах. Много и других огорчений оказалось в то время у Владыки, о чем он откровенно поведал мне. Мне показалось, что значительная часть их не имела реальной причины, а возникли они в результате сплетен и клеветы, которые, к сожалению, имели доступ в его домик через Веру Афанасьевну. Слышать это было очень грустно и тяжело, особенно при сознании собственного бессилия. Потом речь зашла о том, что после именин архимандрита Исаакия Владыка будет отдыхать у себя дома, а на субботу и воскресенье уезжать в Каскелен, чтобы переменить обстановку и послужить там в сельском храме. В этом будет заключаться его «отпуск», а в августе он даст отпуск и архимандриту Исаакию. Позвонили по телефону из епархии, приглашая Владыку к завтраку. Отправились пешком, так как расстояние от квартиры Владыки до Епархиального управления не более двух кварталов. Сначала отслужили краткий молебен, а затем последовал весьма основательный завтрак. Архимандрит Исаакий, как обычно, рассказал что-то очень интересное; присутствовал весь состав сотрудников Епархии до сторожа включительно. Было уютно и задушевно. Следующая встреча с Владыкой была в субботу, 2 июля. Я приехала в Каскелен, чтобы помолиться с отдыхавшим там Владыкой, надеясь переночевать в доме диакона. Но оказалось, что в этом доме разместился сам Владыка. Вера Афанасьевна велела мне войти взять благословение у Владыки, отдыхавшего в спальне на большой деревенской кровати. В углу висели иконы, в комнате стоял некрашеный стол и две табуретки. Владыка благословил меня, не вставая, и велел сесть рядом на табуретку. Разговор зашел о крестнице его Лидочке, недавно зарегистрировавшейся в Питере с одним молодым человеком, за которого так не хотел выдавать ее Владыка. Вера Афанасьевна вмешалась в разговор и заявила, что венчаться они не будут. Но Владыка был другого мнения. «Теперь пост, все равно не венчают, а зарегистрироваться надо заранее. Повенчаются...» — выгораживал Владыка свою любимицу-хохотушку. Он оказался прав — вскоре они повенчались. Затем говорили об отпуске архимандрита Исаакия. — Он хочет поехать в Киев, где никогда еще не бывал, а может быть, и в Казань — поклониться могилке друга своего, владыки Сергия. Мне тогда придется потрудиться побольше — я буду его замещать по собору, бывать на всех наших акафистах... — Да уж вы не утомляйтесь, Владыка, были бы вы здоровы, а с нами помолиться и раз в неделю хорошо! — говорю я ему. — Если отец Исаакий поедет в Киев, это доставит ему много радости. Дорога, правда, длинная, но если ехать в международном вагоне, можно даже отдохнуть, а не утомиться. — Ну, вот и поезжайте, поезжайте с ним! — неожиданно высказал Владыка мое заветное желание. Вскоре пришел диакон, и всех нас пригласили к обеду. После обеда все пошли ко Всенощной. Владыка довольно бодро шел пешком, опираясь на свой посох, по песчаной лесной дорожке. За Всенощной говорил слово. Вернулись в дом диакона, где уже был приготовлен чай на свежем воздухе. Тем временем подъехали из города новые богомолки — его лечащий врач Нина Алексеевна и мать с двумя молодыми дочерьми, которые должны были исповедаться у Владыки и завтра причаститься, по каким-то соображениям остерегаясь сделать это в соборе в Алма-Ате. За чаем мать спросила Владыку, как ей бороться с посторонними мыслями в храме? Иной раз привяжется какая-то неотступная, ненужная и даже глупая мысль, которая, как назойливая муха, мешает сосредоточиться на молитве. Владыка рассмеялся и сказал, что это — «от вражонка». Бороться с этим можно, стараясь не глядеть по сторонам, а выбрать себе какую-нибудь точку — свечку или лампадку около иконы и только на нее смотреть, когда молишься. А в молитве подняться выше всех житейских забот, как бы оставив землю далеко внизу. — Можно закрыть глаза, но тогда соседки подумают, что вы спите, начнут толкать в бока и развлекут еще больше, — не без юмора закончил Владыка. После чая все вместе читали правило ко Причащению и вечерние молитвы. Потом Владыка сам исповедовал своих близких и приезжих гостей. На другой день утром была общая молитва до Литургии. Во время Литургии Владыка два раза говорил слово и сам всех причащал. Так проводил он свой «отдых», уже тяжело больной, за месяц до того, как слег окончательно. После Литургии снова обедали у диакона, а затем Владыка еще отслужил в храме вечерню и произнес очень длинную проповедь, прощаясь с каскеленскими прихожанами до их престольного праздника Архистратига Михаила. Однако до него не суждено было дожить Владыке... Эта была последняя проповедь, которую мне удалось записать. Вскоре выяснилось, что мой духовный отец архимандрит Исаакий, к великой моей радости, решил взять меня с собою в путешествие по святым местам. Готово было исполниться благословение Владыки: «Поезжайте, поезжайте с ним!» — оброненное в Каскелене. Я была совершенно уверена в согласии Владыки на это, а так как он недомогал, то не стала беспокоить его своим посещением, предполагая сообщить ему эту новость перед самым отъездом, назначенным на Ольгин день, 24 июля. Утром 19 июля, после Литургии, Владыка освящал в храме киот для новой иконы — Святителя Иоанна Тобольского с частицей его мощей, присланных в дар нашему собору из Тобольска, а затем читал акафист ему. Подходя к Владыке для елеопомазания, я поразилась его недовольным видом. — Едешь? — спросил он меня, впервые обратись на «ты». — Да, Владыка! — Бери благословение у Святителя! — показал он глазами на икону митрополита Иоанна, к которой я только что приложилась. — Уже взяла, ответила я, не совсем еще понимая, что Владыка обижен до такой степени, что даже не хочет сам благословить меня на дорогу, а отправляет к митрополиту Иоанну. — А почему мне не сказала об этом?! — Простите, Владыка, как раз хотела сейчас спросить вас, когда можно прийти проститься? — Раньше надо было сказать! Я поняла, что Владыка чем-то очень расстроен. Придя домой, написала ему письмо с просьбой простить меня Христа ради, напомнила нашу беседу в Каскелене и его слова: «Поезжайте, поезжайте с ним!» — которые он, очевидно, забыл. Письмо бросила в почтовый ящик у ворот Владыки, не заходя во двор. Через два дня решилась поехать к нему после Литургии. Он завтракал с Верой Афанасьевной в маленькой кухоньке-прихожей. Оба были приветливы. Усадили сейчас же и меня завтракать. Я спросила Владыку, получил ли он мое письмо. — Спаси вас Господи! — с умилением отвечал Владыка. — Да я, собственно, не на вас обиделся, а на то, что вообще ничего не знаю. Все «секреты» какие-то, а это только дает повод к неверным слухам. Такие вы все «секретари»! — уже добродушно проворчал Владыка. Тут вмешалась Вера Афанасьевна: — Говорят, что вы только для виду поедете с отцом Исаакием до Москвы, а там заменит вас другое лицо, помоложе. Владыка оборвал ее, сказав, что это сплетня. — Ну, ну, все же расскажите, как же это произошло, что вы едете? — с большим интересом и живостью стал расспрашивать Владыка, видимо, очень довольный этим обстоятельством. Вкратце я ему все рассказала. — А все же вы — храбрый человек, не испугались такого далекого пути. Пойдемте, помолимся теперь! — и отслужил мне дорогой Владыка полный напутственный молебен в своей келье перед большой иконой Святителя Николая, окропил святой водой и благословил большой просфорой, сказав при этом: — Вы ее не кушайте, а берегите в пути туда и обратно, это — мое вам благословение! Долго берегла я эту последнюю просфору, подаренную Владыкой... В воскресенье, 24 июля, после Литургии в соборе отслужили напутственный молебен для архимандрита Исаакия. За молебном и Владыка, и отец Исаакий сильно плакали. После вечерни мы отправились на вокзал и выехали из Алма-Аты в Москву и далее на Киев и Почаев. В Почаевской лавре, куда мы благополучно прибыли, предполагался отдых отца архимандрита Исаакия, но эти планы были внезапно нарушены полученным в день Преображения известием о тяжелой болезни нашего Владыки. 20 августа, помазывая меня елеем во время субботней Всенощной, отец Исаакий сказал: — Дело плохо! Надо возвращаться. В понедельник, 29 августа, мы вернулись в Алма-Ату и на присланной на вокзал соборной машине, как были с дороги со всеми вещами, поехали прямо к Владыке. Встретивший нас отец Михаил из Покровской церкви рассказал, что Владыка очень ждал приезда архимандрита Исаакия, даже бредил этим, его поддерживали уколами и другими сильными средствами. Подъехали к домику. Во двор пропустили всех троих, а к Владыке позвали только отца Исаакия. Владыка сидел на постели и плакал от радости: «Сын мой, сын мой вернулся, и навсегда!» А отец Исаакий опустился на колени около кровати и от слез ничего не мог говорить. Через некоторое время разрешили и мне войти к Владыке. К постели придвинули обеденный стол, и Владыка пожелал напоить путешественников чаем, даже пытался нас угощать. Отец Исаакий сидел близ него и потихоньку рассказывал о нашем паломничестве. Я сидела напротив и молчала. — Как много было у вас интересных переживаний, — обратился ко мне Владыка еле слышным голосом и, пододвинув блюдечко с маслинами, добавил: — Вы, кажется, их не особенно любите... Но привыкайте к монашескому кушанью! Через день, 31 августа, я снова попала к Владыке, на этот раз почти насильно. Я узнала в храме, что над ним будет совершено Таинство соборования, но без присутствия посторонних, так как только духовенства должно быть 7 человек, да певчие, да домашние, а потолки в доме низкие, и погода еще жаркая, так что больному очень трудно дышать. И все же я постучала в ворота и попросила пропустить меня в нижний полуподвальный этаж, где хорошо слышно пение из кельи Владыки, чтобы там помолиться при совершении Таинства. Когда началась служба, кто-то из домашних позвал меня на террасу, где я и молилась не только во время елеосвящения, но и всю Всенощную, которую затем служил архимандрит Исаакий. Во время Всенощной после чтения Евангелия все присутствующие подходили под благословение к Владыке и поздравляли его с совершившимся над ним Таинством. Он сидел умиленный на кровати, свесив ноги. Я сказала ему, что чувствовала, — что здоровье его теперь будет лучше, и он взглядом и улыбкой поблагодарил меня. Действительно, в ближайшие дни он чувствовал себя гораздо бодрее. Однако 7 сентября Александра Андреевна пришла к нам очень расстроенная и рассказала, что ночью у Владыки был тяжелый сердечный приступ. Причину этого она видит в том, что накануне Владыка вставал с постели и принимал у себя епископа Ташкентского Ермогена. Деловая беседа затянулась у них на три часа, чего по состоянию здоровья Владыки делать было нельзя. С этого дня его состояние пошло на ухудшение. Тоска моя по Владыке и желание его видеть достигли предела, когда, наконец, во вторник, 20 сентября, архимандрит Исаакий неожиданно после акафиста святой Великомученице Варваре увез меня к нему. Оказывается, Вере Афанасьевне пришло в голову пригласить меня, чтобы написать письма сестрам Владыки по его желанию. Владыка сильно ослаб за те три недели, что я его не видела, но был еще в полной памяти. Говорил он неразборчиво, и мне без привычки было трудно понять его. Отец Исаакий скоро уехал, а я осталась и пробыла около Владыки шесть с половиной часов. Писание писем сестрам отложили из-за слабости его состояния, и я могла быть полезна только тем, что отгоняла мух по поручению Веры Афанасьевны. Нечего говорить, что и это было мне в радость. Но когда Владыка попытался поговорить со мной и задал вопрос: «Что поведаете мне доброго о своем житии?» — то Вера Афанасьевна внушительным тычком в спину дала мне понять, что беседа сегодня отменяется. Это был праздник Рождества Богородицы. Я приехала к Владыке еще до 9 часов и узнала, что ночью у него был очень тяжелый приступ и сейчас он находится в тяжелом забытьи. Меня попросили поскорее сообщить об этом отцу Исаакию, пока он не уехал в храм служить Литургию. Он поручил мне передать, чтобы Владыку не будили и ничем не кормили, пока он не приедет после Литургии со Святыми Дарами. Когда мы вернулись после Литургии, Владыка еще спал. «Не просыпался еще!» — развела руками Вера Афанасьевна. Мы сели около постели, и отец Исаакий сказал: — Я никуда не тороплюсь и могу ждать сколько угодно, пока Владыка сам не проснется. Не тревожьте его! Но непослушная Вера Афанасьевна сейчас же стала окликать и даже тормошить Владыку: — Владыка, а Владыка! К вам отец Исаакий приехал со Святыми Дарами. Причаститься надо! Просыпайтесь! Но это мало помогало и, видимо, только тяготило полупроснувшегося Владыку. Отец Исаакий уже не вмешивался, чтобы не вышло крупной неприятности. Наконец Владыка как будто проснулся, узнал отца Исаакия, улыбнулся ему и хотел даже пошутить. Спустили с постели его ноги, за спину положили подушку, спереди поставили небольшой столик, о который он мог бы упираться руками. Отец Исаакий уже приготовился причастить его... но Владыка вдруг опустил свою белоснежную голову на руки, опиравшиеся на столик, и снова крепко заснул... Вера Афанасьевна опять начала резко будить его и давать советы отцу Исаакию, как причастить Владыку. Отец Исаакий вышел из терпения и попросил всех удалиться из комнаты и оставить его одного с Владыкой. В помощь себе попросил остаться врача Александру Андреевну. Но Вера Афанасьевна выпроводила ее за дверь и осталась сама. Через несколько минут дверь открылась, и отец Исаакий сообщил, что Владыку причастил и теперь надо напоить его чаем. Мы вошли поздравить Владыку, затем наскоро пообедали на терраске и почти все разошлись. В пятницу, 7 октября, я собралась с |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |