Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнейшие сведения о германцах.

Древнейшие сведения о германцах.

Древнейшие сведения о германцах встречаются в сочинениях греческих и римских писателей в ту эпоху, когда они впервые сталкиваются на северных и восточных границах с варварскими германскими племенами + данные археологов. Даже дошли 1е памятники языка др. герм. (племенные/географические названия + личные имена).

Самое раннее упоминание – купец Пифей. Его описанием пользовался Тит Ливий (набеги на эллинистические гос-ва + юг Галлии и север Италии). Страбон: германцы кочуют в лесах, строят хижины; скотоводство. Плутарх: дикие кочевники, их призвание – войны; наемники в войсках македонского царя (2 в. до н.э.). Цезарь «Записки о галльской войне» (его походы + общественный быт германцев). Тацит (1 в. н.э.) «Germania» (этнография, расселение, быт, верования, поэтическое творчество).

В 6 – 5 вв. до н. э. германские племена занимали северную часть низменности между Эльбой и Одером (территория нынешней Шлезвиг-Гольштинии), п-ов Ютландию и южную Швецию. Нынешняя западная, средняя, южная Германия – кельты + Галлия, Британия, сев. Италия, Испания до Балкан и Малой Азии.

~ германские племена сначала в подчинении у кельтов à кельтские заимствования (термины власти, права, названия металлов, оружия). Распространение германцев на запад (до Рейна) – 4 – 1 вв. до н.э. Появившись на верхнем Дунае (1 в. до н.э.) => соприкосновение с римлянами. Переселение полукочевых племен => войны с переменным успехом => римляне начинают нападать сами (58 г. до н.э. – Цезарь победил Ариовиста, вождя свевов; 56 г. – поход Цезаря в правобережную Германию; Август – походы к востоку от Рейна) => восстание херусков под предводительством Германа, окружение и разгром римлян в Тевтобургском лесу => римляне переходят к оборонительной политике (на Рейне и верхнем Дунае – цепь укреплений, вал, военная дорога). В ю-з Германии появляются римские колонисты, по Рейну – торговые и военные колонии => германцы на вост. от Рейна подвергаются сильнейшей романизации (с 1 до 3 вв. н.э – интенсивное хозяйственное и культурное общение территорий à влияние на общественное и культурное развитие германцев).

Латинские лексические заимствования (названия предметов быта, орудий труда, культурных растений, термины виноделия, строительного дела) => хозяйство и культура римлян и германцев били тесно взаимосвязаны.

 

Тацит (о быте древних германцев, 98 г.н.э.):

- короли у германцев были из высшего сословия, т.к. главным для них было, чтобы король являлся примером; власть их была не безгранична и произвольна, а ограничена позволением жрецов

- вожди должны были отличаться доблестью; они гордились своими ранами

- женщины для них очень важны; нельзя было показаться трусами в их глазах, а надо было их защищать

- главный бог – Один (Меркурий); ему приносились даже человеческие жертвы

- важны предзнаменования и гадания (напр., по чутью лошадей – неск. белых коней только для этого, запрягались в колесницу и по их ржанию и вздрагиванию предсказывали)

- важную роль играл тинг; маловажные вопросы решались старейшинами; важные – всеми; собирались в определенные дни, могли там разбираться жалобы и угол. дела, но всегда туда являлись с оружием в руках

- самое главное – не столько происхождение, сколько великие заслуги; в посл. случае передавалось по наследству; но не стыдно быть и простым дружинником

- в дружине – соперничество; НО: позорно быть хуже князя, вернуться с боя, когда князь погиб

- всегда с кем-то воевали; так же легче, т.к. покой ничего не приносит

- в невоенное время – праздность, пиры (любят выпить), охота

- не любят городов – где хотят, там и селятся

- одежда – короткий плащ; богатые – плащ в обтяжку; женщины – то же самое, но нет рукавов и чаще сделано из полотняной ткани

- браки строги; можно иметь только одну жену; приданое дает муж жене, а жена мужу – вооружение; жена должна быть подругой во всем

- дети воспитываются вместе с рабскими; юноши и девушки поздно познают любовь;

- дети наследуют вражду и дружбу отца

- гостеприимны

- питаются дикими плодами, молодой дичью, кислым молоком

- рабы не имеют определенных занятий

- нет пышных похорон; сжигают; мужчины не могут плакать;

 

+

- не смешиваются с другими народами, принимают только своих

- есть 3: ингевоны (самые близкие к океану, у побережья Сев. Моря –» фризско-саксонские племена), гермионы (посередине – внутри страны, нижн. и ср. Эльба –» лангобарды, швабы, баварцы) и иствеоны (остальные, между Везером и Рейном –» франки)

- в бою устрашают врага криками, многочисленные, наиб. сильное - пехота

- не очень развиты денежные отношения

 

Вандалы.

406 г. - вторгаются в Галлию.

409 г. - в Испании.

429 г. - Северная Африка.


Королевство вандалов формируется в Северной Африке. В 442 году римское правительство вынуждено даже признать полную независимость их королевства, которое существует до 534 года, вплоть до разрушения войсками императора Юстиниана.

 

Гунны, утвердившиеся в н.V в. на Среднем Дунае (в Паннонии), попытались при Аттиле (правил в 434-453) овладеть Галлией и Италией, но были разбиты на Каталаунских полях (451) римским полководцем Аэцием и вестготами под предводительством Теодориха I, их союз распался со смертью легендарного вождя.

 

Англы, саксы, юты — занимают Британию в 449 году.

 

Франки - северную Галлию, 476 год. Основатель государства — Хлодвиг из рода Меровингов. Объединяет франков.

Побеждает алеманнов на верхнем Рейне, объединяет большинство племён под Меровингами. Ищет поддержки в Римской Церкви (принимает христианство даже)

 

Бургунды.

Изначально их центр на среднем Рейне, город Ворнс. Побеждены Аэцием уже в 437 году.

Король Гундикамий (упоминается в Нибелунгах как Гюнтер) погибает.

Часть бургундов переселяется в Юго-Восточнгую Галлию. Бургундское королевство существует до 534 года, до порабощения франками.

 

Остготы.

Нашествие остготов под предводительством Теодориха Великого (в мифологии под именем Дитриха Бернского). 481-526.. Побеждают Одоакра (ухудшившего отношения с Византией) – союз и предательство.

Значительный расцвет королевства. Религиозная терпимость.Со смертью Теодориха — упадок. Позднее период подъёма с 541 года. Война с византийцами => в её ходе захватывают почти всю Италию.

Лангобарды

586 г. - захват северной и западной Италии. Последние события ВПН.

Королевство Ломбардия существует до 774 года до присоединения к империи Карла Великого

 

Важнейшая дата: 476 год. Германский военачальник Одоакр свергает последнего западноримского императора Ромула Августула.

 

Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространилось крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

 

Западногерманская подгруппа

1. Английский (ок. 400 миллионов человек)

ü Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия – национальный язык (язык подавляющего большинства населения)

ü Канада – один из двух государственных языков наряду с французским

ü ЮАР – один из двух национальных языков наряду с африкаанс (бурским)

Насильственно внедрялся в бывших колониях Англии, где наряду с ним существовали местные языки основного населения этих стран. С освобождением их из-под власти Великобритании, английский вытесняется местными языками.

2. Немецкий (ок. 100 миллионов человек)

Германия, Австрия, северная и центральная Швейцария, Люксембург; Эльзас и Лотарингия (Франция) + некоторые другие территории Европы и США

3. Нидерландский (голландский) (ок. 19 миллионов человек)

Нидерланды и Фландрия (объединяет северные провинции Бельгии); имеет некоторое распространение в США, в Вест-Индии

4. Африкаанс (бурский) (ок. 3,5 миллионов человек)

Язык потомков нидерландских колонистов, один из двух государственных языков ЮАР (наряду с английским).

5. Идиш (совр. еврейский). Распространен в различных странах среди еврейского населения.

6. Фризский (ок. 400 тысяч человек). Не является самостоятельным национальным языком – на нем говорит население Фризских островов, северного побережья Нидерландов и небольшого округа на северо-западе Германии.

Древневерхненемецкий период.

1. Общая характеристика периода (продолжительность периода и основные черты).

Выделение в истории письменного немецкого языка древневерхненемецкого периода – достижение Якоба Гримма. Согласно его ‘’Немецкой грамматике’’ это время с VIII до конца XI века.

Это период формирования немецкой народности и её языка сначала в рамках Франкского государства (до середины 9 века), и, главным образом, после его распада в 843 году. Тогда в составе бывшей империи Карла Великого выделились восточные, зарейнские территории; эти территории и были будущей Германией.

 

Общая характеристика эпохи.

В Европе (12в) завершается процесс формирования феодальных государств.

В Германии (12-14вв) эпоха развитого феодализма. Феодальная Германия к этому времени представляет собою конгломерат поместий-государств, иерархически подчиненных одно другому и в значительной степени независимых от центральной власти императора Священной Римской империи.

Господствующий класс - феодальная знать - образует особое привилегированное сословие. Из конной свиты феодала формируется рыцарство.=> Новое сословие породило новую идеологию и культуру (литература, нравы, обычаи), которая пришла в Германию из соседней Франции (передовая страна западноевропейского феодализма).

Рыцарская любовная лирика.

Большинство представителей поэтического искусства миннезанга - рыцари.

 

 

Направления

Архаическое Рыцарское

(древнее, народное) (любовные переживания, лирические излияния)

Коронация Карла.

В 800 г. произошло событие, придавшее деятельности Карла новые масштабы: франкский король был увенчан папой в Риме императорской короной. Папа Лев III в 799 г. узрел тройную выгоду для себя во вручении Карлу императорской короны. Будучи преследуемым и даже плененным своими врагами в Риме, он нуждался в восстановлении своего авторитета как на практике, так и в теории, и это мог сделать лишь тот, чья власть бесспорна для всех, — император. Далее, как глава светского государства, патримония св. Петра, он желал, чтобы признание его суверенитетабыло подкреплено силой государя, который в действительности и по своему титулу был бы выше всех прочих. И наконец, он мечтал вместе с частью римского духовенства сделать Карла императором всего христианского мира, включая сюда и Византию, дабы искоренить иконоборческую ересь и установить супрематию римского понтифика над всей церковью.

 

Внутренняя политика Карла.

Своими успешными войнами Карл раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Столь же неутомимо, входя во все мелочи, заботился он об улучшении государственного устройства, о материальном и духовном развитии своего государства. Военное могущество его он значительно возвысил посредством упорядочения сбора ополчения, а границы укрепил военной организацией марок (территориально-административные единицы), управляемых маркграфами. Он уничтожил казавшуюся ему опасной для короля власть народных герцогов. Отдельными округами управляли графы, сосредоточившие в своих руках функции административные, финансовые, военные и отчасти судебные.

 

Закат империи.

Грандиозное здание каролингской монархии в течение IX в. стало быстро разваливаться под совместными ударами внешних врагов — новых завоевателей — и внутренних сил дезинтеграции. С севера шли скандинавы, с юга нападали мусульмане, возникла новая угроза нашествия из Азии - угроза венгров.

Несмотря на попытки административной централизации государства и упрочения материальной и идеологической базы императорской власти, основанная франками варварская империя при ближайших преемниках Карла распадается на части и в дальнейшем окончательно устанавливается политическая раздробленность, господствующая в эпоху феодализма.

Империя Карла Великого была разделена между его внуками по Верденскому договору (843 г.), согласно которому западная часть (будущая Франция) отошла к Карлу Лысому, восточная (будущая Германия) – к Людовику Немецкому, а южная часть (Италия) вместе с императорской короной сохранилась за старшим братом Лотарем; за ним осталась также вся средняя полоса (долина Рейна и Роны, прирейнская часть которой, впоследствии получившая название Лотарингии, в дальнейшем не раз была предметом борьбы между французами и немцами).

 

Возрождение империи.

После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией.

Источником возрождения имперской идеи в середине X века стала Германия. В правление Генриха I Птицелова (919—936) и особенно Оттона I (936—973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия, были отражены набеги венгров, началась активная экспансия в сторону славянских земель. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х годов Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.

В 961 году папа римский обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над италийским королём и сам был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 года Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Мечты о восстановении Римской империи казались почти осуществлёнными… Но уже при Оттное III, внуке Оттона I, римский народ восстал. В январе 1002 г. Оттон III умер. Генрих II предпочел вернуться к «королевству франков», то есть к империи в границах франкского королевства, как продолжала называться Германия.

 

ЕВРОПА В 1000 ГОДУ

Аграрная революция X–XIII вв., переход варваров к оседлости, рост площадей обрабатываемых земель привели к демографическому росту, население западной Европы удвоилось между X и XIV вв.

В X веке наступает время относительного умиротворения, когда прекратились нашествия.

Начинается завоевание новых аграрных земель за счет осушения болот. На новых освоенных территориях строились новые деревни. Происходило внутренняя экспансия христианского мира.

 

Параллельно с внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. Происходит расширение границ христианского мира в Европе и далекие крестовые походы в мусульманские страны. Распространение христианства по Европе, с силой возобновившееся в VIII в. и продолжавшееся в IX и X вв., перешло почти полностью в руки немцев, населявших окраинные христианские земли, которые граничили с языческими на севере и востоке. В результате смешались религиозные, демографические, экономические и национальные мотивы. Возникает противоборство немцев и славян, при котором религиозные мотивы отступили на второй план, поскольку немцы без колебаний вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство.

 

Христианизация осуществлялась медленно, с отступлениями. Например, в X в. чехи вернулись к язычеству и погрязли в многоженстве, в ХI - вспыхнуло мощное восстание польского народа, которое сопровождалось возвратом к язычеству; шведский король будучи христианином, отказался разрушить древнее языческое капище.

Но все же к тысячному году возникает ряд новых христианских государств, которые расширили христианский мир на севере и востоке: Польша, Венгрия, Дания, Норвегия и Швеция.

В то же самое время киевский князь Владимир принял крещение от Византии (988), как это сделали веком раньше сербы и болгарский царь Борис.

Пруссы приняли христианство лишь в XIII в

Литовцы же стали христианами только после 1385 г.

Французская экспансия была не менее мощной. Особенно важна французская эмиграция в Испанию. Христианские короли с помощью наемников и рыцарей отвоевывают почти всю Испанию у мусульман.

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Развитие городов.

Церковь и папство благодаря крестовым походам хотели получить средство господства.

Церковь стала развивать идею крестового похода в Иерусалим.

В походах принимали участие люди из разных социальных слоев. Параллельно рыцарской армии возникла армия бедноты. В Первый крестовый поход (1095 г.) армия бедноты, как наиболее воодушевленная, тронулась первой, и, перебив по пути множество евреев, она постепенно распалась и прекратила существование под ударами голода, болезней и турок, так и не достигнув цели — Святой земли.

В 1099 г. Иерусалим был взят, и в Святой земле возникло латинское государство, быстро оказавшееся под угрозой. Власть в Иерусалиме начинает переходить то в к христианам, то к мусульманам.

В это время идет развитие городов на самом Западе.

Будучи религией преимущественно городской, христианство поддерживало на Западе городскую жизнь.

Развиваются большие средневековые города на месте маленьких античных или раннесредневековых городков. Венеция, Флоренция, Генуя, Милан, а также Париж, Лондон, не говоря уже о Гамбурге и Любеке.

Наиболее урбанизированными районами Запада стали те, где завершались крупные торговые пути. Это Северная Италия, Северная Германия и Фландрия, северо-восточная Франция. Миграция из сельской местности в города между была одним из важнейших фактов развития христианского мира.

В городах происходит четкое разделение труда, ремесленник перестал быть одновременно и крестьянином, а бюргер — землевладельцем.

 

Но города играли также и роль торговых узлов, расширялась торговля, распространяя христианство. На севере ганзейские купцы утвердились в христианских землях — в Брюгге, Лондоне, Стокгольме, а также в православном мире (Новгород) и языческом (Рига).

В городах при обмене и потреблении все более используют монеты для регулирования торговых операций. В XIII в. наиболее развитые города и державы стали чеканить сначала серебряные монеты высокого достоинства, гроши, а затем золотые. XIII в. стал «веком возврата к золоту».

Растет преобладание денежного хозяйства над натуральным. Деньги вошли в повседневную жизнь западных людей.

 

В городах развивается духовная, художественную жизнь. В XI и XII вв. монастыри создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Романское искусство расцвело в монастырях. Развивается образование и архитектура.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры, вышедшие из епископальных школ стали самостоятельными. В городах зарождается схоластика. Она воцарилась в новых учебных заведениях — в университетах. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания. Книга стала предметом массового производства и торговли.

Романское искусство стало ярким проявлением взлета христианского мира. На протяжении XII в. романское искусство стало преображаться. Новый лик искусства — готический — появился в городе, а строительство городских соборов стало его высшим достижением.

 

В процессе развития христианства возникают ордена (Доминиканский, Францискский). Это явление зарождается в XI в. в усилиях вернуться к евангельской простоте. Расцвет движения пришелся на конец XI — начало XII в. Оно вызвало к жизни новые монашеские ордена, которые утверждали необходимость удаления от мира ради обретения в одиночестве истинных ценностей. Но успешное развитие городов отодвинуло на второй план монашеское и отшельническое движение, связанное с сельским, феодальным обществом. Церковь приспосабливалась и производили новые ордена — нищенствующие. Их своеобразие заключалось в том, что они решительно повернулись к городской среде. Они перенесли обители в людные города. С конца XII в. новые ордена стали терять свое влияние.

 

Около тысячного года лидерство церкви стало оспариваться, и прежде всего ересями. Ученые еретики вносили смуту в население. Они вынесли ересь из школ на улицы Рима и подняли народ против папы. Церковь реагировала быстро и решительно. И в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры с еретиками.

Впрочем, их это не остановило: ересей появляется всё больше и больше. Церковь в конце XIII в. взяла верх над этими движениями, прибегнув к силе. Был организован крестовый поход, завершившийся победой церкви. Затем последовали репрессии, организованные новым учреждением церкви — инквизицией.

 

Легенда о Парцифале.

Парцифаль. Содержание.

Когда королева Херцелойда после смерти мужа вынуждена была оставить родину, она поселилась в маленьком домике в далекой стране и целиком посвятила себя воспитанию сына. Она никогда не рассказывала ему о рыцарских подвигах, поскольку боялась, что, когда он вырастет, то покинет ее, отправится на поиски приключений и погибнет на каком-нибудь турнире или поединке. Несмотря на это, молодой Парцифаль вырос отважным и сильным юношей, не боящимся никаких опасностей.
Однажды, когда возвращался домой с охоты, он встретил рыцарей, скакавших через лес в боевом порядке и полном вооружении. Один из них задал ему какой-то вопрос, на который он что-то ответил. Затем, подойдя поближе к рыцарю, он поинтересовался, что за странная одежда на нем и его спутниках и почему у них золотые шпоры. Рыцарь был весьма удивлен и ответил на вопрос юноши очень любезно, добавив:
— Если ты хочешь узнать о рыцарях и рыцарстве что-то еще, отправляйся ко двору короля Артура, и тебя самого могут посвятить в рыцари, если ты, конечно, докажешь, что достоин этой чести.
Слова рыцаря долго не шли у Парцифаля из головы. Он потерял интерес к охоте и днями напролет мечтал о мечах, битвах и рыцарстве. Херцелойда спросила сына, что его печалит, и, когда узнала о причинах его грусти, ее сердце сжалось от страха при мысли, что ее сын унаследовал героический дух своего отца. В конце концов она уступила его желаниям и отпустила его, но это разбило ей сердце.
Парцифалю было нелегко оставить мать, но молодость и мечты оказались сильнее привязанности, а надежда на скорую встречу пересилила горечь расставания.
Раздумывая об этом, он незаметно для себя вышел на луг, где было разбито множество шатров. В одном из них он увидел прекрасную молодую женщину, спавшую на широком ложе. На ней были богатые одежды: сияющий самоцветными камнями пояс, драгоценные перстни, ожерелья и браслеты. Срывая цветок, Парцифаль решился украсть поцелуй с розовых губ спящей красавицы, но, когда он это сделал, дама проснулась и очень рассердилась.
— Не гневайтесь, сударыня, — сказал он, кидаясь к ее ногам. — Я часто целовал свою мать, когда заставал ее спящей, а вы еще красивей, чем она.
Дама смотрела на него в изумлении и слушала его мальчишеские россказни про то, как он отправится ко двору короля Артура, где его посвятят в рыцари, и как он потом совершит множество подвигов. Внезапно вдалеке раздался звук рога.
— Это мой муж! — воскликнула дама. — Скорее беги, иначе мы оба погибли!
— Я его не боюсь, — отвечал юноша. — Взгляните, мой колчан полон стрел, я вполне могу защитить себя и вас. Позвольте мне взять один из ваших браслетов как знак того, что вы на меня не сердитесь.
Говоря так, он снял браслет с ее руки, вышел из шатра, сел на коня и ускакал. Вскоре после этого подъехал муж дамы — сэр Орил — и с ним множество рыцарей. Когда он узнал от нее, что случилось, он впал в ярость и поклялся, что поймает и повесит «наглого мальчишку». Он тут же пустился в погоню, но никого не нашел.
А Парцифаль тем временем продолжал свое путешествие. Он переночевал в лесу и на следующее утро не спеша отправился своей дорогой. Когда Парцифаль проезжал мимо скалы, он заметил девушку, сидевшую над родником, бившим прямо из камня. Она безутешно рыдала, склонившись над мертвым воином, голова которого лежала у нее на коленях. Парцифаль попробовал ее утешить, сказав, что отомстит за убитого, поскольку его, вне всяких сомнений, убили. Девушка оказалась его кузиной — Сигуной, а мертвый рыцарь был другом ее детских лет Шионатуландером, который погиб, исполняя ее глупую просьбу — разыскать пропавшую собаку Сигуны. Она пожалела об этом сразу же, как только слова слетели с ее губ.
— Он был настоящий герой, — продолжала она, — и один из рыцарей Круглого стола короля Артура. Твоя мать доверила ему управлять своими пустующими владениями. Он победил разбойников и убил их главаря, свирепого Ла-хелина, а также сбил его союзника, сэра Орила из Камберленда, с лошади, так что тот спасся лишь благодаря своим пехотинцам, вынесшим его с поля боя. Когда я попросила его вернуть мне мою собаку, он вызвал Орила на поединок перед лицом короля Артура и его рыцарей. Наградой победителю должен был стать сеттер, которого сэр Орил поймал, когда тот убежал от меня. Вызов был принят, но поединок отложен, поскольку сэр Орил еще не оправился от полученной раны. Джешута, его жена, опасаясь за жизнь супруга, вернула мне мою собаку. Мы с Шионатуландером посчитали, что дело улажено, и отправились в храм Святого Грааля, где должны были обвенчаться. Но судьба распорядилась иначе: мы случайно встретились с сэром Орилом и его женой, и, несмотря на все уговоры Джешуты и мои, рыцари поссорились и сразились. Орил оправился от сокрушительного падения, но мой возлюбленный… Ах, лучше бы я умерла вместо него! Это я во всем виновата, только я одна!
— Не горюйте, кузина, — сказал Парцифаль. — Когда я увижу короля Артура, я расскажу ему вашу историю и попрошу его позаботиться о вас, а меня посвятить в рыцари. Тогда я отыщу Орила и отомщу за ваши несчастья.
Потом он простился с Сигуной и отправился в путь. Добравшись до широкой реки, он спросил паромщика, где найти двор короля Артура. Тот ответил, что сначала надо перебраться через реку, а потом ехать в далекий город Нант. Тогда Парцифаль попросил перевезти его на другой берег и в уплату отдал ему драгоценный браслет, снятый им с руки прекрасной дамы.
Когда он приехал в Нант, то первым встреченным им человеком оказался рыжеволосый рыцарь в красных доспехах на рыжем жеребце. Парцифаль вежливо заговорил с ним и попросил одолжить ему лошадь и доспехи, чтобы он мог должным образом предстать перед королем и быть посвященным в рыцари. Но незнакомец рассмеялся и сказал:
— Деревенский дурачок — вот подходящий посланник, чтобы отправить с ним мой вызов. Видишь, — продолжил он, — этот шутовской колпак? Отвези его королю Артуру в знак того, что я вызываю его и всех его рыцарей на смертельный бой. Сам понимаешь, я не могу одолжить тебе моего коня и доспехи, поскольку они нужны мне самому, но после поединка ты сможешь забрать себе имущество какого-нибудь убитого рыцаря.
Оскорбленный отказом Парцифаль ехал дальше в молчании. Когда он проезжал по главной улице, весь народ потешался над его видом, а мальчишки показывали на него пальцем. По правде сказать, выглядел он действительно нелепо: ленты его полосатого колпака развевались на ветру, его куртка из лоскутов и кожаные штаны изрядно обносились, а его жалкая кляча хромала от усталости. В конце концов оруженосец по имени Иванет вступился за него, разогнал мальчишек и отчитал их за непочтительность к путешественнику. Парцифаль поблагодарил доброго человека и попросил, чтобы тот отвел его к королю Артуру, к которому у него есть послание. Иванет исполнил его желание и проводил юношу ко двору. Войдя в просторный зал, где сидел король со своими рыцарями за знаменитым Круглым столом, Парцифаль в изумлении обернулся к своему спутнику и произнес:
— Сколько же Артуров существует на самом деле? Моя мать говорила мне только об одном.
Иванет улыбнулся и ответил, что Артур и в самом деле только один. Это рыцарь, в чьей бороде проглядывает седина, а на голове надета корона.
И тогда Парцифаль прошел в зал и, поклонившись королю, передал ему послание красного рыцаря, добавив, что хотел бы получить его доспехи и коня, потому что они ему очень приглянулись.
— Юноша, ты просишь у меня шкуру неубитого медведя, — сказал Артур, смеясь. — Но я отдам тебе все эти вещи, если ты сумеешь их взять, — добавил он.
— Спасибо, государь, — ответил Парцифаль. — Они мне пригодятся, если я стану рыцарем.
С этими словами он отвесил поклон и удалился.
Возвратившись к красному рыцарю, он рассказал ему о случившемся и потребовал коня и доспехи, что король обещал ему отдать. В ответ рыцарь ударил его древком копья по голове, да так сильно, что Парцифаль свалился со своей клячи. Но, придя в себя, он бросился на рыцаря и убил его на месте. Парцифаль попытался снять с убитого доспехи, но у него ничего не получилось. К счастью, Иванет как раз проходил мимо и, видя его затруднения, согласился помочь. Вскоре Парцифаль был закован в броню, которую он надел поверх одежды, сшитой ему матушкой. Поблагодарив оруженосца за помощь, он сел на рыжего жеребца и поскакал сам не зная куда.
Он ехал долго и наконец оказался в замке старого рыцаря Гурнеманца. Он пригласил юношу разделить с ним стол и кров, и Парцифаль с радостью согласился. Приветливость и доброта хозяина настолько покорили его, что юноша до самого утра рассказывал ему о своей матери и всех приключениях, что пришлось ему пережить с тех пор, как он ее покинул. Гурнеманц предложил юноше пожить некоторое время у него в замке, обещая научить его всему, что должен знать настоящий рыцарь и герой. Парцифаль с радостью согласился.
— Не стоит постоянно говорить о своей матери, — сказал он. — Это звучит по-детски. Сохрани ее наставления в своем сердце и верно им следуй. Это порадовало бы ее больше, чем постоянные упоминания. Настоящий рыцарь скромен, верен одной-единственной даме сердца. Он вступается за обиженных и во всем поступает по справедливости. К поверженным врагам он проявляет милосердие, а потерпев поражение, не просит о пощаде. Смело смотреть в глаза смерти — высшая доблесть рыцаря, и лучше погибнуть со славой, чем жить в бесчестье.
Гурнеманц не жалел мудрых наставлений, чтобы превратить неотесанного юношу в настоящего рыцаря. Он одел Парцифаля в приличную для его возраста и положения одежду, объяснив, что нет ничего непочтительного в том, чтобы сменить наконец тот странный наряд, что дала ему матушка. Парцифаль оказался способным учеником, и Гурнеманц гордился им, как родным сыном.
Наконец он сказал юноше, что пришла пора покинуть замок и отправиться в большой мир, чтобы своим мечом защищать справедливость и карать зло. И как раз в это время предводитель язычников Кламид вместе со своим сенешалем Кинграмом осадил город Белрипар, столицу королевы Кондвирамур. Парцифаль охотно согласился и тут же отправился на выручку королеве.
Прибыв в Белрипар, стоявший на берегу моря в устье широкой реки, он переправился на лодке через поток, а его добрый конь плыл с ним рядом. Замок был защищен широким рвом и высокими стенами, но его впустили, потому что он назвал пароль, который сказал ему Гурнеманц. Юношу провели прямо к королеве. Она приняла его любезно, и он сразу же предложил ей свою помощь. Королева стала его уговаривать не губить свою жизнь понапрасну, поскольку ситуация казалась ей безнадежной. Но Парцифаль отказался ее покинуть. И он как будто привел за собой удачу: вскоре двум кораблям, нагруженным провизией, удалось пробиться в осажденную крепость, а почти сразу после этого Парцифаль устроил вылазку и захватил в плен сенешаля Кинграма. Он отпустил его при условии, что тот отправится к своему королю и расскажет ему о поражении, которое нанес ему красный рыцарь. А затем подобная участь постигла самого Кламида.
Мир был восстановлен. Юный герой, освободивший город от Кламида, стал любимцем народа, и весть о том, что Парцифаль и королева Кондвирамур намерены пожениться, вызвала всеобщее ликование.
Свадьбу отпраздновали очень пышно и торжественно. На вершине счастья Парцифаль жалел лишь о том, его матушка не может разделить с ним эту радость. Он сказал о своих чувствах Кондвирамур, и она согласилась, что он должен отправиться за своей матушкой и привезти ее в Белрипар. Тогда Парцифаль сел на своего доброго коня и отправился в путь.

 

Автор – Вольфрам фон Эшенбах. Композиция – 16 песен. Новшество: создал стиль, в корне противоположный стилю латинских школ и идеалам монастырского воспитания. Он хочет завоевать любовь по-рыцарски, то есть вкладывая свою личность. «Парцифаль», наряду с «Божественной комедией» Данте, объемлет содержание всей эпохи. Ступенчатая композиция, глубокий мистический смысл – как Данте. Отличие – в Парцифале движение, динамика развития, а Данте – спокойствие, статика. Данте – предвидит смерть уже при жизни, так как все предписано, Вольфрам – не нужно говорить о ней заранее, ведь жизнь человека – приключение.

 

Внимание: в легенде о Парцифале две части – первая, о наивном деревенском мальчике, желающем стать рыцарем, несколько сатирическая, а вторая – уже о поисках им Грааля, более возвышенная.

 

Рыцарские ордена.

1. Госпитальеры, они же иоанниты (в честь Иоанна Крестителя), они же со временем образовали Мальтийский орден

В 1095 году был объявлен Первый крестовый поход. Сразу после него было образовано два рыцарских ордена: один из них – орден госпитальеров. Точнее, он существовал в Иерусалиме и раньше, но являлся не религиозно-военной, а христианско-гражданской организацией, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. Собственно, само название “госпитальеры” – жаргон, на самом деле он называется Гостеприимным орденом. Но вскоре под натиском врага госпитальеры были вынуждены покинуть Иерусалим.

В 1309 году на острове Родос была основана новая резиденция ордена => Родосские рыцари.

В 1530 резиденция ордена была перемещена на Мальту, т.к. чуть раньше огромна

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...