Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германо-скандинавская мифология.

Сведения отрывочны и их мало, т.к. земли, где эта мифология имела распространение, были быстро христианизированы. Скандинавия – чуть позже. Исландия – лишь в 1000 году, и в ней до 13 века сохранялись дохристианские традиции.

Источники: 1) Археологические памятники 2) Записи римских историков 3) Описания христианских миссионеров 4) Поэтические сборники скандинавских скальдов (Снорри Стурлусон, автор «Младшей Эдды»)

Религия германцев едина для них всех: на это указывают, например, названия дней недели. Общее у германцев и скандинавов:

1) Трёхчастное деление богов

2) Существование двух верховных богов (противопоставленных и взаимосвязанных одновременно)

3) Эсхатологические мифы (связанные с представлением о конце света)

 

Миф о конце света заложен в самой космогонии древних германцев. В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота в подмышках Имира родились первые мужчина и женщина, а одна нога с другой – родили сына. Это были первые великаны. Аудумла кормила Имира своим молоком, а потом родила сына Бури. Он женился на дочери одного великана, и та родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Они решили убить отца => поток крови смыл всех великанов (кроме одного с женой). Из тела отца они сотворили наш мир. Вера в сотворение мира через жертву была не оригинальна и во многом служила оправданием для жертвоприношений.

Имир – двуполое существо, двуполость считалась признаком полноты и целостности. Ещё одним признаком “полноты мира” в понимании древних германцев являлось наличие двух вечно противоборствующих сторон – богов и великанов.

Океан окружал дискообразную землю. В глубине материка был построен Мидгард (“Срединный город”) – обитель людей, защищённая высокой стеной из ресниц Имира. С помощью братьев, Один создал первых людей из найденных на морском берегу двух деревьев: ясеня (-> мужчина) и ольхи (-> женщина). Его звали Аск. Её звали Эмбла.

 

В другом мифе люди вышли из мирового древа Иггдрасиль. Во время великой стужи (после наступления конца света) эти первые люди найдут прибежище в мировом древе и будут питаться его росой. Они выживут – и возродят человечество.

Древо Иггдрасиль – центр вселенной и сама вселенная. Его вершина упирается в небо, а корни охватывают землю. Это ясень. Один корень уходит в обитель мёртвых (Хель), другой – в мир великанов, третий – в мир людей.

Когда люди были созданы, Иггдрасиль уже находился под угрозой: 4 оленя объедали на нём кору и ствол начинал гнить, а дракон Нидхёгг ещё и, гад такой, гложет корни этого древа. И вот в один чудесный, прекрасный, ясный солнечный день дерево рухнет – и мир.. закончится. Судьба мира сокрыта в подземных источниках у корней Иггдрасиля. С другой стороны, в германо-скандинавской мифологии существует и богиня судьбы, которая определяет судьбу всего.

Всякая форма бытия – преходящая и обречена на гибель, но способна к возрождению с наступлением нового космического цикла.

Поселив людей в Мидгарде, боги строят жилище себе – Асгард. Жилище богов тоже в центре мира, но только наверху древа.

 

Пантеон богов делится на две группы:

1) Асы: Тюр, Один, Тор – самые известные. Асы — главные боги, воплощение добра.

2) Ваны: Фрейр, Фрейя, Ньёрд и др. Ваны — боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами, но проиграли и были вынуждены подчиниться: асы стали заниматься только судом, магией и военным искусством.

Тюр и Один – два верховных божества. Тор – враг великанов.

 

Один (Вотан) - отец и повелитель всех богов. Владеет магией: парализовывает противника. Ему не чужды кровавые жертвы (=> кровавый бог). В “Речи Высокого”, песни из ”Старшей Эдды”, Один рассказывает, как он добывал руны: символ мудрости и власти над магией. В связи с этим, его образ претерпел существенные изменения: он висел на Иггдрасиле 9 ночей без питья и пищи, поражённый копьём Одина… Как так? – спросите вы. А очень просто: он сам себя и пригвоздил, принёс, так сказать, в жертву => на его зов открылись руны, а также он получил дар поэзии.

Этот миф говорит нам о своеобразном обряде инициации (которая близка к шаманской практике). Объясню. “Иггдрасиль” означает “конь Игга”, а Игг – одно из имён Одина. К тому же, виселицу было в то время принято называть “конём повешенного”, а вешали – на деревьях => делайте выводы, друзья мои. Один переживал ритуальную смерть (что, там-тарарам, и есть инициация).

С обликом Одина-шамана связаны и его восьминогий конь Слейпнир, и его ворон, который приносит хозяину вести со всего мира. Один может принимать разные обличья и отсылать свой дух от себя в образе животного. В “Песне Высокого” Один утверждает, что ему известны такие чары, что повешенный может спуститься и поговорить с ним. Он силён в оккультной технике (существование скрытых сил в человеке и космосе).

Некий великан Мимир славился своими оккультными познаниями => боги обезглавили его, а голову доставили Одину: тот сохранил её и советовался в трудных ситуациях. Так-то: одна голова, как говорится, хорошо, а две – больше.

Мудрость также хранилась в источниках, что под корнями Мирового Древа. Чтобы напиться оттуда, Одину пришлось пожертвовать глазом.

Есть весёленький миф о тайном напитке поэзии и карликах. На заключении мира асов и ванов все боги плюнули в чашу => образовался самый мудрый человек. Его убивают карлики и смешивают его кровь с мёдом => получается, ням-ням, чудный напиток. Кто вкусит – того посещает мудрость и поэзия, но есть одна маленькая заковырочка: напиток спрятан в другом мире. Но Один достал – и поделился со всеми богами. Скальды называли вдохновение “чашей Игга”, “напиток карликов” и т.д.

Вот так стал Один самым-самым мудрым-мудрым богом на свете.

Один также и бог войны. Война – наиболее важная часть жизни германцев. Война – ритуал, жертвоприношение: приносятся в жертву как проигравшие, так и победившие, но погибшие. Умереть на поле боя – неповторимый религиозный опыт (и не поспоришь, а?).

Один и бог мёртвых. С помощью магии он защищал великих героев, а потом предавал и убивал их. Падшие в сражениях воинов девы-валькирии забирали в Валгаллу.

Один не был популярен у осевших народов-земледельцев, а вот у воинов, у знати

 

Тюр – менее выразительный бог. Изначально он был верховным божеством. Имел воинственный облик, был судьёй. Он тесно связан с тингом (народным собранием). Люди приходили туда с оружием – им же выражали одобрение.

Миф. Боги знали, что волк Фенрир, рождённый великаншей от бога Локи, представляет опасность => убедив волка, что хотят поиграть, связали его незримыми путами: но он согласился на это лишь при условии, что какой-нибудь бог положит ему в пасть руку – взаимное доверие. Ну, в итоге, волка заточили, а Тюр остался без руки.

 

Тор (двн. Donar – в немецкой традиции) – один из самых популярных богов: “Тор” = гром. Молот Мьёльнир – его “молния”. У него рыжая борода и неуёмный аппетит. Защищает асов. С помощью молота побеждал великанов. Главным врагом Тора является змей Ёрмунганд, который способен уничтожить весь мир.

 

У Одина и Фригги был сын Бальдер, который был лучше всех и все его прославляли. Его судьба волнующа. Начиная с какого-то времени его начали посещать видения о близкой смерти => мать сделала его неуязвимым, взяв клятву со всех вещей не причинять ему вреда. Потом на каком-то священном поле собрались боги и стали бить Бальдера чем попало ради забавы. Бог Локки наблюдал за всем этим, и ему захотелось вдруг убить Бальдера. С помощью хитрости он узнал, что Фригга не стала брать клятву с омелы, т.к. та была такой нежной, маленькой и безобидной. У Бальдера был слепой брат, Хёд. Локки изготовил стрелу из омелы и, опять же, хитростью заставил выстрелить Хёда в брата. Так Бальдер умер. А так как не на поле битвы, то – в Хёль. Но наказать Локки было нельзя: поле-то священное. В Хёль Один отправил послов с просьбой отдать Бальдера: отдадим, говорят, но только если весь мир согласится оплакивать его. Все соглашаются - Локки нет. Тор поймал Локки и приковал к большому камню, а сверху на него капает яд-кислота. Жена Локки стоит под камнем и чашею ловит капли яда – но когда та переполняется, ей приходится опорожнять чашу, и яд всё равно обжигает лицо Локки – его боль переходит в землетрясения. Но в конце концов, ему удаётся освободиться.

 

Локки – не имел собственных культов и храмов, этимология имени неизвестна. Он ас, но всё время мешает светлым богам, даже сражался против асов. Правда помогает в борьбе с великанами: заставляет карликов делать магическое оружие для асов. Есть множество мифов о любовных похождениях Локки: он умудрился наградить сыном жену Тора. Однажды проник в зал богов и начал над ними глумиться – лишь Тор сумел его успокоить.

 

Способность германцев придумывать мифы не угасает и в христианскую эпоху: знать хоть и приняла христианство, но народ ещё сохранял прежние верования. В 8-ом веке появляется “Беовульф”. В это время творчество развивалось либо в симбиозе с христианством, либо в противодействие ему.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...