Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальная идея и национальное сознание немцев.

Немецкая национальная идея (ННИ) *

Можно сказать, что фактически германская нация объединяется примерно в 18-19 веке.

Из-за проблем:

· Неопределенные границы (иностранные короли имели земли внутри империи, а германские – за ее пределами)

· Неясность в отношении центра империи

· Конфессиональный раскол

· Вестфальский мир по сути установил полную самостоятельность отдельных территорий (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году).

· Монету как символ суверенитета старался чеканить каждый уважающий себя отдельный князь

· Как следствие, у людей преобладала привязанность к малой родине, а не к империи в целом

 

Но многие основы ННИ (!превосходство нем яз, древнегерманские и имперские мифы, антироманский настрой) были заложены еще в эпоху барокко и гуманизма. Например гуманисты 15-16 века в связи с церковным и культурным преобладанием итальянцев в империи стремились доказать равноправие, если не превосходство немцев (в моральных качествах, в истории). В это время была найдена «Германия» Тацита. ! в эпоху гуманизма в употребление входит само название «Германия». Это зародыш ННИ и ее отправная точка. Отныне на долгие века с немцами стали связывать набор таких качеств как верность, простота, мужественность, свободолюбие и противопоставлять их испорченным и безнравственным римлянам, а точнее их наследникам итальянцам и позже французам. Так зарождался самый популярный миф немецкого национализма – миф о чистой, неиспорченной нации.

«Первый немецкий националист»Ульрих фон Гуттен. Он обосновывал необходимость походов в Италию и против турков не религиозными, а национальными мотивами.

Еще 1 составляющая ННИ – представление о превосходстве немецкого языка появилось в эпоху после Реформации. Участники так называемых «языковых обществ» разрабатывали иерархию европейских языков и утверждали, что немецкий древнейший и самый богатый. Это движение было связано с так называемой «порчей языка» - явного влияния на немецкий французского и латыни.

Деятельность «немецких обществ». (рубеж 17-18в) Гл цель – культивирование нем яз и воспитание патриотизма.

Во 2й половине 18 в – политический (Семилетняя война) и экономический кризис заставили немцев задуматься об их месте в Европе (появляется ряд журналов в которых фигурирует слово «немецкий», национальный театр в Гамбурге).

Под влиянием Просвещения патриотизм политизировался и появился вопрос о том, каким должно быть государство, чтобы заслужить патриотизм граждан. Т.е. патриотизм мог не связываться с общностью происхождения, языка, культуры.

Понимание нации.По традиции средневековья нация могла трактоваться как правящая элита или как общая по происхождению группа людей. Причем 1е понимание было более типичным.

И.Г.Гердер (кон 18в) определил нацию как естественную составную часть человечества, имеющую языковую и культурную общность. Он видел нации как отдельные идеи Бога, каждой из которых предначертано выполнить ту или иную задачу в истории. Г наделяет немцев венком добродетелей (см выше Тацита) и миссией распространения культуры и защиты свободы, но в то же время он подчеркивал равноправие и равноценность наций. Г остановился на пороге национализма: не будучи сам националистом он дал им множество идей. Г кстати впервые употребил слово «национализм» в его современном смысле.

Следует отметить, что история национальной идеи развивалась не равномерно, а скорее толчками под влиянием тех или иных кризисных ситуаций.

Эпоха Наполеона положила начало первому этапу национализма. Эксплуатация немецких государств вызвала широкий протест. Несмотря на либеральные реформы чужое превосходство вызывало местный патриотизм. И в эту эпоху усилия пропагандистов ННИ сыграли значительную роль. Особенно яркие фигуры: Фихте, Арндт.

Иоганн Готлиб Фихте (18-19в) «Речи к немецкой нации». Его идеи связаны с его концепцией истории и нравственного воспитания. Ф хочет указать путь к более совершенной эпохе. Для этого необходимо новое нравственное и национальное воспитание. На одной из лекций Ф говорит об особых качествах немцев, которые помогут им выполнит всемирно-историческую миссию нравственного совершенствования. Романский дух у Ф был приземлен, а немецкий возвышен. Ф много говорит об уникальности и значимости нем яз, перспективах единого государства. Националистический потенциал особой миссии немцев, возвышающей их над всеми другими народами, пока смягчался общечеловеческой направленностью этой миссии.

Эрнст Мориц Арндт (1769-1860) – профессор истории, депутат национального собрания. Трудно найти более страстного и убежденного националиста. Он отталкивается от мыслей Гердера, но сам более политичен. Например, его интересуют границы будущего объединенного государства и тогда замечания Г о желательности совпадения языковых и гос-х границ превращались в политический принцип с потенциально экспансионистскими чертами. После вторжения Наполеона А написал стихотворение «Отечество немца». Можно сказать, что оно сделало для распространения национальной идеи больше, чем философские трактаты и многочисленные кружки. Положенные на музыку они стали по сути 1м гимном немцев. От былой терпимости по отношению к французам не осталось и следа. Ненависть А к ним стала основой его национальной теории, его ненависть поражала своей одержимостью. Он утверждал, что любовь к своему немыслима без ненависти к чужому. Ненависть должна быть во имя Бога: Наполеон – Сатана, Париж- Вавилон.

Фридрих Людвиг Ян (современник Арндта) по его мнению только греки и немцы – святые народы человечества. Для него народ – не только духовная и языковая общность, под «чистотой немцев» он уже подразумевает чистоту крови. Он перешел в практическим действиям: основал «Германский союз», что привело в конце 19 века к мощному националистическому движению.

Несомненно, кризисная ситуация увеличила восприимчивость к национальной идее. Национальная идея аппелировала не к разуму, а к эмоциям, вызывалась враждой по отношению к французам,и как следствие привлекала низы общства. И после исчезновения наполеоновской угрозы, нац идея ослабла. В 1817 например национальный праздник – Лейпцигская битва уже особо не праздновалась.

 

Новая фаза национального сознания: 1815-1849 (с Венского конгресса до окончания революции).

В 1819, в связи с событиями во Фр, Германский союз принимает решение о запрете национальной деятельности, Арндт и Ян были арестованы, происходит, как уже сказано выше, упадок ННИ.

Но в 1849 происходит распространение ННИ, она превратилась практически в массовый феномен, просачивалась в науку, искусство, культуру.

В лит-ре и искусстве особый интерес ко всему национальному проявился в эпоху романтизма. Сюжетно безоговорочно лидировали 2 темы: древние германцы (г.г. - Герман) и империя (г.г. – Фридрих Барбаросса).

В архитектуре предпочтение отдавалось готике как немецкому стилю.

Создаются национальные театры, музеи.

В целом к сер 19в культурная жизнь немцев начинает определяться национальным идеями.

 

1840 – Рейнский кризис. Франция выдвинула требование границы по Рейну. Немецкую общественность разрывало от возмущения. Никому не известный чиновник Беккер опубликовал стихотворение «Немецкий Рейн», имевшее фантастический успех.

 

Революция 1848-1849 была прежде всего национальной. Она были частью буржуазно-демократических и национальных восстаний в больших частях центральной Европы. Ее главной внутренней пружиной стал вопрос об объединении Германии, открывающее путь дальнейшему развитию капиталистических отношений.

 

Все последующее развитие ННИ проходило под знаком неудавшейся революции. Существенным препятствием на пути к единому государству оставался партикуляризм вплоть до франко-германской войны (1870—1871 — военный конфликт между Францией и добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Закончился поражением и крахом Французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю.) По сути война велась не для устранения Фр, препятствующей объединению, не только для того, чтобы ускорить объединение, сплотив различные племена.

С основанием в 1871 году Германской империи закончилась целая эпоха развития национальной идеи и национального самосознания немцев.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...