Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная ответственность за нарушение аграрного законодательства.

 

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушение аграрного законодательства Российской Федерации и, безусловно, имеет свою специфику.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, составляющей частью которого является и законодательство об административных правонарушениях, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В качестве нормативного основания административной ответственности выступают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)1 и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях (как правило, имеющих региональных характер). Кроме того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях, применяются правила международного договора.

Фактическим основанием является состав административного правонарушения, то есть «совокупность элементов, характеризующих общественную опасность проступка, к ним относятся: содержание деликта (объективная сторона), психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона и субъект состава), а также объект противоправного посягательства; отсутствие любого из них исключает наличие состава в целом, и, соответственно, применение государственных санкций»2. Никакие другие фактические обстоятельства, за исключением состава административного правонарушения, не могут быть рассмотрены в качестве оснований административной ответственности. Определительными признаками административного правонарушения КоАП РФ признает противоправность и виновность физического и юридического лица, совершивших правонарушение.

По смыслу нормативных положений КоАП РФ субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, подлежащие административным наказаниям по перечню ст. 3.2 Кодекса в связи с совершенными административными правонарушениями, рассматриваемыми в качестве таковых Особенной частью Кодекса и соответствующими законами субъектов РФ. При этом административные наказания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями), а сама процедура применения мер административной ответственности более оперативна, нежели, например, в уголовном процессе.

Таким образом, по нашему мнению, административная ответственность – это особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей с одной стороны уполномоченных субъектов, с другой стороны физических и юридических лиц в связи с совершением последними административных правонарушений.

Особенная часть федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ряд административных правонарушений, посягающих на общественные отношения, регулируемые нормами аграрного законодательства. Условно их можно разделить на 4 группы:

1) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);

2) Административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ);

3) Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);

4) Административные правонарушения в иных сферах аграрных отношений.

Глава 10 КоАП РФ специально посвящена правонарушениям в аграрной сфере, в ней предусматривается ответственность за:

· нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.1 – 10.3);

· непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.4 и 10.5);

· нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст. 10.6 – 10.8, 10.11);

· проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем (ст. 10.9 и 10.10);

· нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений; нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12 – 10.14).

В качестве субъектов данных правонарушений выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица. Основным видом наказания является административный штраф – денежное взыскание (ст. 3.5), а также административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и т.п. (ст. 3.12).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а при необходимости назначения такой меры наказания, как административное приостановление деятельности, - районные судьи (ч. 2 и 3 ст. 23.1), кроме того, по ст.10.8 - должностные лица органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.49), по ст.10.9, 10.10 – должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ст.23.20). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.4, 10.5, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3) и органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ст. 23.63).

Так, по официальным данным Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям в области семенного контроля за 2009 год выявлено 174 нарушения, составлено 85 протоколов об административных правонарушениях (из них 77 - по ст. 10.12 КоАП РФ), взыскано административных штрафов – 193, 1 тыс. руб. В сельскохозяйственных предприятиях основными нарушениями в области семеноводства являются: высев семян, сельскохозяйственных культур без документов, подтверждающих их сортовые и посевные качества; высев семян, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52325-2005; высев семян без проведения анализа, подтверждающего их посевные и сортовые качества.

Глава 7 закрепляет имеющие первостепенное значение для аграрного производства составы административных правонарушений, посягающих на право собственности:

· самовольное занятие земельного участка (ст.7.1);

· уничтожение специальных знаков (ст.7.2);

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; самовольное занятие лесных участков; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.6, 7.8, 7.9, 7.10);

· повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (ст.7.7);

· уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17);

· нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна (ст. 7.18);

· самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.19, 7.20);

· нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24);

· мелкое хищение (ст. 7.27);

· несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков; нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.32);

· нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (статья 7.34).

Субъектный состав по этим правонарушениям совпадает с указанным выше, основными видами наказаний являются предупреждение, административный штраф, административный арест (по ст.7.27).

А перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о таких правонарушениях, значительно расширен:

ü мировые судьи, судьи арбитражных судов (ч.2,3 ст.23.1);

ü Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст.23.13);

ü Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ст.23.18);

ü Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ст. 23.21);

ü Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ст.23.22, 23.23);

ü Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ст.23.28);

ü Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ст.23.30, 23.31);

ü Федеральное агентство геодезии и картографии (ст.23.58);

ü Федеральная антимонопольная служба (ст.23.66) и другие.

Глава 8 КоАП РФ содержит юридические составы административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, имеющих немаловажное значение для аграрной сферы:

· несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.1, 8.2);

· нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

· нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.4, 8.5);

· порча земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.6 – 8.8);

Так, Территориальным управлением Россельхознадзора по Калининградской области по итогам земельного контроля за первое полугодие 2010 года выявлено зарастание и деградирование более 15 тысяч гектаров сельхозземель. По всем случаям выявления нарушений составлены протоколы, выданы предписания по устранению недостатков, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности, общая сумма наложенных штрафов составила 288,5 тысячи рублей.

По результатам проверок Счетной палаты РФ в 2005-2007 годах неблагополучно складывалась ситуация с использованием земель сельскохозяйственного назначения, а в их составе – сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни, в Московской, Тверской, Калужской и Свердловской областях, в результате этого осуществлялись переводы таких земель в другие категории3.

В 2010 году за неиспользование земельных участков категории сельскохозяйственного назначения более трех лет и самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельных участках собственники привлекались к административной ответственности в Ульяновской области, Пермском крае, Нижегородской области.

· нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.12 - 8.15);

· нарушение правил охраны атмосферного воздуха; выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21 - 8.23);

· нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования; нарушение правил использования лесов; самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов; нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства; незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; уничтожение мест обитания животных; уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; нарушение Правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.24 - 8.32);

· нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных; нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений; нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов; нарушение правил пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.33 - 8.39);

· невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41).

Основным видом наказания за совершение этих правонарушений является административный штраф, но также предусмотрены в качестве санкций предупреждение, административное приостановление деятельности, конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения.

Субъектами административной юрисдикции по рассматриваемой главе выступают:

ü мировые судьи, судьи федеральных судов (ч. 2, 3 ст.23.1);

ü Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст.23.13);

ü Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ст.23.16, 23.17, 23.26, 23.27);

ü Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ст. 23.21);

ü Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ст.23.22, 23.23);

ü Федеральная служба безопасности (ст.23.10);

ü Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ст. 23.28);

ü Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ст.23.31);

ü Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ст.23.36);

ü Органы внутренних дел (ст.23.3) и другие.

Комплексный характер аграрного законодательства обусловливает многочисленность и разнообразие аграрных отношений, которые являются объектами противоправных посягательств, закрепленных в КоАП РФ. Поэтому помимо рассмотренных глав, Кодекс предусматривает ответственность за совершение административных правонарушений, посягающих на иные сферы агарных отношений, и содержащихся в разных главах.

Так, в главе 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» содержатся нормы, устанавливающие административную ответственность за: нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст.6.5); к организации питания населения (ст.6.6).

Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» закрепляет следующие составы правонарушений: нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст.9.2); нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст.9.3); нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (ст.9.4); нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст.9.5).

В главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» предусмотрены наказания за нарушения правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (ст.11.12); перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст.11.14); нарушения землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст.11.22).

Глава 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» регламентирует административную ответственность за нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки (ст.12.21); нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (ст.12.21¹); перевозки людей (ст.12.23); повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст.12.33) и.т.п.

Глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» нормы об административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11); Разглашение информации с ограниченным доступом (ст.13.14); Нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст.13.17).

Сферу аграрных отношений затрагивают нормы главы 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»: незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2); нарушение законодательства о рекламе (ст.14.3); продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (си.14.4) либо при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5); нарушение порядка ценообразования (ст.14.6); обман потребителей (ст.14.7) и нарушение иных их прав (ст.14.8) и другие нормы.

В главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» перечислены, например, такие правонарушения, как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1); нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5); непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6); грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11) и т.п.

При осуществлении правового регулирования по вопросам административной ответственности в субъектах РФ необходимо учитывать положения ст. 1.3.1 КоАП РФ, вступившие в силу c 31 марта 2010 года4 и определяющие исчерпывающим образом полномочия субъектов РФ. Следует отметить, что эти полномочия значительно расширены и сводятся к установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определению подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 КоАП РФ; созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; созданию административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулированию законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Указанными нормами закреплена возможность передачи полномочий субъекта РФ по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, органам местного самоуправления, что значительно облегчит практическую реализацию региональных законов, особенно в сельской местности, где нет мировых судей, уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти.

Но несмотря на существенное расширение юрисдикционных полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления, нерешенной остается проблема ограниченного перечня административных наказаний в регионах. КоАП РФ позволяет субъекту РФ устанавливать своим законом лишь два вида административных наказаний – предупреждение и административный штраф. Представляется, что данное обстоятельство в ряде случаев (степень общественной вредности (опасности) региональных правонарушений не всегда меньше) не позволяет достичь целей административного наказания и снижает его эффективность.

Анализ действующего законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях позволяет констатировать, что количество составов об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере существенно различается и опосредуется местом и значением отрасли сельского хозяйства и в целом АПК в экономике соответствующего региона. Законодательная техника закрепления административно-правовых запретов в сфере АПК на региональном уровне может быть рассмотрена с двух основных позиций:

1) выделение отношений в области сельского хозяйства в качестве самостоятельного непосредственного объекта административных правонарушений, что находит свое отражение в названии соответствующей главы закона (например, глава III-III «Административные правонарушения в сельском хозяйстве» Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12 июля 2002 года № 25-З);

2) определение отношений в области сельского хозяйства в качестве дополнительного объекта административного правонарушения при посягательстве на основной (например, ст. 2.3 «Нарушение правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы» содержится в главе 2 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» от 10 апреля 2008 года № 20-кз; ст. 7.5 «Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения» и ст. 7.6 «Нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения» содержатся в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 23 июля 2003 года № 608-КЗ; ст. 8.17 «Нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных» содержится в главе 8 «Административные правонарушения в сфере благоустройства» Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» от 11 июня 2008 года № 1693-ОД; ст. 2.3.1 «Нарушение законодательства Архангельской области в области пчеловодства» содержится в главе 2 «Административные правонарушения, посягающие на личность, общественный порядок и общественную безопасность» Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ).

Преобладание второй позиции свидетельствует о неоднозначности рассматриваемого объекта посягательства, поэтому серьезная работа в регионах страны по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях должна быть продолжена.

В частности, в текущем году депутаты Волгоградской областной Думы приняли поправки в «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности»: увеличены административные штрафы за нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы, а также выпаса сельскохозяйственных животных. Это связано с увеличением количества выявленных административных правонарушений (возбуждено более 2200 административных дел в 2010 году). Некоторые селяне под видом частных подворий привозят для выпаса на общественные пастбища сельских районов скот. По словам областных депутатов, зафиксированы факты, когда на «КамАЗах» подвозили до 400 голов баранов и овец. Такие скотовладельцы-чужаки не оплачивают налоги, не платят за аренду сенокосов и пастбищ. Владельцы отар не затрудняют себя заготовкой кормов, выпас животных идет почти круглый год, после которого остается «голая» земля, это приводит к конфликтам между местными жителями и заезжими владельцами скота. Кроме ужесточения наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.17, введена административная ответственность за повторное совершение названных правонарушений. Так, штрафы для граждан за повторное нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных будут установлены от 1500 до 5000 рублей, для должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц – от 10000 до 15000 рублей.

Таким образом, многочисленность и разнообразие аграрных отношений, которые являются объектами противоправных посягательств, закрепленных в КоАП РФ и законах субъектов РФ, и нуждающихся в защите административно-правовыми средствами, обусловливает наличие позитивных и негативных факторов, влияющих на эффективность реализации института административной ответственности. Среди позитивных факторов следует назвать стремление законодателя охватить максимум отношений в агарной сфере и защитить их административно-правовыми средствами; усиление ответственности за совершение правонарушений в сфере АПК; закрепление новых составов административных правонарушений так на федеральном (например, ч.1¹ ст. 8.8 КоАП РФ: неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом5), так и на региональном уровне; относительная оперативность производства по делам об административных правонарушениях. Однако разбросанность субъектов административной юрисдикции, отсутствие должного взаимодействия между ними снижают эффективность правоприменительной деятельности.

 

Дисциплинарная ответственность в аграрной сфере.

Согласованная работа лиц, занятых предпринимательской деятельностью в агропромышленном комплексе, немыслима без подчинения каждого работающего внутреннему трудовому распорядку, принятому на конкретном сельскохозяйственном предприятии (в организации). Подчинение внутреннему распорядку, точное соблюдение и добросовестное выполнение трудовых обязанностей каждым участником сельскохозяйственного производства, поддержание трудовой и производственной дисциплины - это те факторы, которые характеризуют уровень организованной и результативной работы в интересах всех участников производства.

Дисциплинарная ответственность работников как вид юридической ответственности является категорией трудового права и представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового законодательства, за виновное, противоправное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

Применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, занятым сельскохозяйственным трудом, имеет свои особенности.

Нормативная основа дисциплинарной ответственности состоит из огромного количества нормативных правовых актов различного уровня, среди которых основополагающим является, безусловно, Трудовой кодекс Российской Федерации1 (далее – ТК РФ).

До принятия Кодекса российское законодательство не предусматривало единого унифицированного регулирования трудовых отношений работников всех отраслей хозяйства и форм собственности на средства производства. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве осуществлялось тремя способами:

отношения работника и предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулировались законодательством РФ о труде;

отношения работника и предприятия, возникающие на основе членства в хозяйственном товариществе, сельскохозяйственном производственном кооперативе, регулировались аграрным законодательством РФ и учредительными документами товарищества, кооператива;

трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определялись и регулировались Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г.

Приоритет трудового законодательства в регулировании трудовых отношений в аграрной сфере подтверждается положениями Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ2: «Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» (ст.40).

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей может наступить при условии, если будут установлены противоправность его действий или бездействия и его вина.

Противоправность действий или бездействия работника означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе правилам внутреннего трудового распорядка, положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям и др., а также условиям трудового договора. Противоправными являются, например, прогулы без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, опоздания на работу и др.

Любые действия работника, соответствующие законам и иным нормативным правовым актам, являются правомерными и не могут квалифицироваться как дисциплинарный проступок. Например, отказ работника от перевода на другую работу в случаях, когда такой перевод допускается только с согласия работника, или отказ работника от выполнения распоряжения о выходе на работу до окончания отпуска, так как законом не предусмотрено право работодателя досрочно отзывать работников из отпуска без их согласия.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

Дисциплинарная ответственность возможна при любой форме вины. Вместе с тем не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, из-за недостаточной квалификации работника, в связи с его болезнью и т.п.).

Дисциплинарным проступком согласно ст. 192 ТК РФ является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. № 23, это может быть нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. (п. 35).

К таким нарушениям, в частности, относятся:

а) отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте. При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном правовом акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ;

в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Как неисполнение трудовых обязанностей следует рассматривать и отказ от заключения письменного договора о полной материальной ответст<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...