Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старая психология имело дело только с внутренними процессами - сдвижением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией идвижением их субститутов - слов. Эти процессы, как и непознавательныевнутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изученияпсихологии. Интериоризацией называют, переход, в результате котороговнешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметамипреобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания;при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются,вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшемуразвитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инструментальная") структурадеятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другимилюдьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов учеловека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не толькос миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельностьвпитывает в себя опыт человечества. Высшие специфические человеческие психологические процессымогут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. какинтерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидомсамостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходнуювнешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальнымсубстратом. В процессе материального производства люди производят такжеязык, который служит носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений.Сознание - предмет конкретно-научного психологического исследования. Таким образом, процесс интериоризации это процесс, в котором внутренний план формируется. Главное различение, лежавшее в основе классическойкартезианско-локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнегомира, протяжения, к которому относится и внешняя, телеснаядеятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, -должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - предметнойреальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen), сдругой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так ивнутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности на двечасти или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным сферам,устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследованияконкретного соотношения и связи между различными формами деятельностичеловека. В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей,умственная деятельность не обособляется от практической деятельности. Ихмышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом вцелостной жизни индивидов. Внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение. Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешнейпрактической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, асохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.

ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Деятельности без мотива не бывает. Основными "составляющими" отдельных человеческих деятельностей являютсяосуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненныйсознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятиемдеятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Помимо своего интенционального аспекта (чтодолжно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как,каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой посебе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Способы осуществления действия называются операциями.Операции всегда подчинены объективно-предметным, т.е. экстрацеребральным отношениям. Действия соотносительны целям, операции - условиям. Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критериюпобуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиесясознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависятот условий достижения конкретной цели. Выделение в деятельности образующих ее "единиц" имеет первостепенноезначение для решения ряда капитальных проблем. Расчленение деятельности переводит исследование деятельности на особый уровень - на уровень изучения переходов от единиц деятельности (действий, операций) к единицам мозговыхпроцессов, которые их реализуют. Включение в исследование деятельности уровня мозговых(психофизиологических) функций позволяет охватить очень важные реальности, сизучения которых, собственно, и началось развитие экспериментальнойпсихологии. Была выдвинута идея "микроструктурного" анализа деятельности, задача которого состоит в том, чтобы объединить генетический (психологический) и количественный (информационный) подходы кдеятельности. Деятельность человека исторически не меняет своего общего строения,своей "макроструктуры". На всех этапах исторического развития онаосуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целейв объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. Что радикальноменяется, так это характер отношений, связывающих между собой цели и мотивыдеятельности. Предметная деятельность, как и психические образы, не производится мозгом, а является его функцией, которая заключается в их осуществлении посредством органов телесного субъекта.

ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется ирегулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном миревыступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должнобыть им так или иначе воспринято, представлено, понято. Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - этосубъективный мир сознания. Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е. предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.порождение сознания рисуется Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчикомпсихического образа, который объективизируется в ее продукте. В продуктезапечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание,которое она объективно несет в себе.Сознательный образ выступает в функции идеальной меры, котораяовеществляется в деятельности. Психический образ с самого начала уже "отнесен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и он не проецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него. Говоря о «вычерпывании», имеется в виду процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного отражения. Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая формасубъективного отражения объективной реальности может быть понято только какпродукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходестановления и развития общества. Вне системы этих отношений (и внеобщественного сознания) существование индивидуальной психики в формесознательного отражения, сознательных образов невозможно.

ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ

Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологическоймногомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань.Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности,актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему илидаже только воображаемой. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мирвыступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания -как объективное "поле" и объект его деятельности. Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямосвоей функции, субъективно она выражается лишь косвенно - в безотчетномпереживании "чувства реальности". Однако она тотчас обнаруживает себя, кактолько возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Чувственная ткань образа может быть представлена в сознаниидвояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (иэто составляет обычное, "нормальное" явление), либо сама по себе. В отличиеот нормальных случаев, когда чувственная ткань и предметное содержание слитымежду собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специальнонаправленной интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях. Возможность дифференцирования предметных "значимых" образов, по-видимому, составляет особенность только человеческогосознания, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственныхвпечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в ихпредметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности,практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ниусложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственныеобразы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность. Интересный, но не обязательный пример для этой главы:Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реальногомира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий ураненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеихрук. Так как у них была произведена восстановительная хирургическаяоперация, связанная с массивным смещением мягких тканей предплечий, то ониутрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками(явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроляэта функция у них не восстанавливалась, соответственно у них невосстанавливались и предметные ручные движения. В результате через несколькомесяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря наничем не затрудненное речевое общение с окружающими и при полной сохранностиумственных процессов, внешний предметный мир постепенно становился для них"исчезающим". Хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них своилогические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметнуюотнесенность. Возникала поистине трагическая картина разрушения у больныхчувства реальности. "Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня вседальше" - так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Онжалуется, что когда с ним здороваются, "то как будто и человека нет".

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...