Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности.

Сущность прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Прокурорский надзор нацелен:

74) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

75) содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;

76) содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

• охрана и защита прав и свобод личности;

• обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;

• предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правовую основу прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют: Закон о прокуратуре; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением ФЗ„Об оперативно-розыскной деятельности“» и др.

 

36.Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением.

Действия и решения прокурора по уголовному делу Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 5 суток принимает по нему одно из следующих решений:

---об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд.

---Прокурор может составить новое обвинительное заключение;

---о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

---о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

---о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Прокурор вправе:

---при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;

---своим постановлением избрать, отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, если только это не связано с вторжением в судебную прерогативу. Прокурор не вправе самостоятельно избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, не может отменить или изменить меру пресечения, избранную судом (часть четвертая статьи ПО УПК);

---дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты.

Уголовное дело с обвинительным заключением направляется прокурором в суд безотлагательно. С этого момента данное дело выходит из юрисдикции органов, осуществляющих уголовное преследование. Всякие ходатайства и жалобы, возникшие у участников процесса, с данного момента могут быть обращены только к суду. Содержащийся под стражей обвиняемый перечисляется за судом.

Ответственность за сохранность вещественных доказательств возлагается на суд.

Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом указанным лицам разъясняется право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 УПК.

Аналогичные процессуальные действия прокурор совершает в связи с поступлением к нему материалов дознания. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт — итоговый документ по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, реквизиты и содержание которого аналогичны обвинительному заключению. Он утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору, играя и в дальнейшем роль аналога обвинительного заключения, то есть, прежде всего, определяя суть инкриминируемого деяния и рамки (пределы) судебного разбирательства.

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

---об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

---о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи УПК со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток;

---о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24—28 УПК;

---о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику.

Сопоставление текста статьи 226 УПК с текстом статьи 221 УПК показывает, что прокурорские действия и решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением следователя и с обвинительным актом органа дознания, различаются лишь сроками рассмотрения прокурором уголовного дела (материалы дознания рассматриваются в течение двух суток, а не пяти), а также тем, что уголовное дело, поступившее с обвинительным актом органа дознания, может быть направлено для производства предварительного следствия, что по смыслу данного прокурорского решения предпринимается в тех случаях, когда материалы дознания недостаточны, не могут служить основанием для рассмотрения дела в суде и что данное дело требует более квалифицированного расследования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...