Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж

Самсебе

— СЕРИЯ


Илья Шеголев


Типов личности

Типов почерка


Из записной книжки графолога

Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев - Харьков - Минск


Илья Щеголев 16 типов личности —16 типов почерка

Серия «Сам себе психолог»

Е. Строганова С. Шевякова В. Малышкцна С. Федорова К. Радзевич С. Федорова, Р. Ахметова И. Проворов

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художник обложки Корректоры Верстка

ББК 88.372.6

УДК 159.925.6

ЩфголмИ.

Щ&4 10 ТИПО1личности —10 типов почерка. — СПб.: Питер, 2005. — 144 с: VW,(С#рия«Сам себепсихолог»).

IHN 6-460-00047-8

Илья Щеголев — специалист в областиграфологии и психологии менеджмен­та, получил образование на факультетепсихологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместесо своей командой ведет работу по популяризации и распространениюприкладных методов графологии в России и странах СНГ,

Людям свойственно предвзятое отношение — к себе и окружающим. Нам трудно быть объективными — не пройдет и трех минут после знакомства с челове­ком, как уже готов ярлык: симпатяга, бабник, простофиля... А далее эта экспресс-характеристика становится фундаментом взаимоотношений. Неудивительно, что такая поспешность подчас приводит к непониманию, конфликтам, разочарованиям.

Как же избежать всего этого? Самый простой совет: не торопиться с вывода­ми, собрать побольше информации о человеке, проанализировать ее и только после этого формировать мнение.

Проблему определения типа личности успешно решают психологи, в числе прочих методов используя анализ почерка. Автор книги утверждает: этот метод доступен абсолютно каждому. Попробуйте себя в графологии, уточните представ­ление о себе и окружающих. Благодаря этому вы научитесь ладить с людьми и до­биваться от них всего, чего захотите.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00047*8

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.2001. Подписано к печати 28.10.2004. Формат 84х108732- Усл. п. л. 7,56. Тираж 5000 экз.

Заказ № 1007.

ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, д. 29а.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ИПК «Лениздат»
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ,

Ч : Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.* » 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.


Оглавление

Глава 1.Введение в типологию.......... ....... .... ,............... 5

Краткая история типологии............................. ....... 7

Восемь предпочтений................................................... 9

Экстраверт или интроверт................................... 9

Сенсорный или интуитивный тип........................... 10

Мыслительный или чувствующий тип..................... И

Решающий или воспринимающий тип..................... 12

К какому типу вы относитесь................................... 13

Глава 2.Руководство по графологии............................... 23

Особенности почерка и черты характера......................... 30

Признаки формы и характер.............................. 30

Признаки размера.................................................... 34

Признаки положения букв................................. 35

Угол наклона почерка......................................... 38

Промежутки между словами и буквами.................... 39

Дополнительные признаки почерка.................. 41

Глава 3.Шестнадцать историй из жизни.......................... 44

История первая. Спланированная жизнь............. 44

История вторая. Все для других............................ 55

История третья. Варварское чувство............................ 63

История четвертая. Мрачные предчувствия................. 70

История пятая. Стоит ли изменять мужа............. 78

История шестая. Интеллектуальная мономания. 87

История седьмая. Странный вкус......................... 93


История восьмая. Скверные МЫСЛИ.........................99

История девятая. Как выбрать заместителя.......... 105

Истории десятая и одиннадцатая.

Красноречивая буква «М»..................................... НО

История двенадцатая. Обращение к Богу............. 118

История тринадцатая. Вечный ученик.................. 122

История четырнадцатая. Убеждать других.......... 127

История пятнадцатая. Теоретик............................ 131

История шестнадцатая. Бегство от конфликтов... 135

Заключение.................................................................. 140


§

Жизнь показывает, что каждому из нас присущи свой стиль, свои предпочтения, свой способ следования судьбе. Спокойствие кого-то из нас кажется вполне естественным состоянием, а вот пассивность некоторых удивляет. Кто-то любит рассуждать вслух, а кого-то это раздражает. Одни из нас покорно плывут по течению, другие пытаются бо­роться.

Подобная разница в отношении к жизни, к себе и окру­жающим может вызывать непонимание, обиды, скандалы, противостояние. В результате страдаем мы, страдают ок­ружающие, жизнь омрачается тягостными переживания­ми. Если мы пытаемся не обращать на это внимания или, еще того хуже, заглушить переживания алкоголем и нар­котиками, нарушается семейная жизнь, ухудшается рабо­тоспособность, пропадает интерес к жизни.

А речь идет всего лишь о том, что каждый из нас должен учитывать свои индивидуальные особенности и относить­ся с пониманием и уважением к особенностям других лю­дей. Мы говорим о том, что каждому из нас необходимо хотя бы немного разбираться в типологии индивидуальных че­ловеческих особенностей и строить свою жизнь с учетом этих знаний.

Хотим мы того или не хотим, мы все равно пытаемся классифицировать людей, окружающих нас. Мы исполь­зуем для этого оценочное поле, выхватываем из него яр-


Гло/§о/1. 'BStgmt* I


 


 


лыки и приклеиваем к людям. Одного мы считаем дура­ком, другого лжецом, третьего умницей и т. д. Ярлыки за­крепляются за человеком и определяют отношение к нему. Хорошо, если нам каким-то образом удалось угадать суть человека. А если нет? Что тогда?

Уж если в нас заложен механизм приклеивания ярлы­ков, то не лучше ли это делать по возможности объектив­но, конструктивно, задействуя удивительные способнос­ти, полученные от Бога каждым. Именно для этого и служит типоведение, включающее в себя упорядочивание различных людей по их предпочтениям в жизни.

Типоведением люди весьма эффективно пользуются уже более пятидесяти лет, применяя его для повышения эффективности на производстве, для коррекции отноше­ний на службе, дома. Очень эффективно оно срабатывает при комплектовании коллективов, спортивных команд, экипажей. Типоведение позволило существенно изменить традиционное обучение, придав ему характер индивиду­альный и хорошо сфокусированный на возможностях че­ловека. Люди, не имеющие специального образования, су­мели вникнуть в суть типоведения, внести положительные изменения в свою жизнь и жизнь окружающих. Для этого потребовалось только желание и время.


Краткая история типологии

Человеческий опыт или отдельное переживание, осуществ­ляемое специфическим, отличным от других образом, дав­но уже стали предпосылкой для самых различных систем типологии. С очень ранних времен делались попытки вы­делить в человеческих установках и образцах поведения нечто типичное, позволяющее их различать между собой.

Одна из первых попыток была предпринята восточны­ми астрологами, С этой типологией соседствует разделе­ние людей на типы в греческой медицине (флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики). Типология осно­вывалась на определенных секрециях тела (флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь). Эта типология до сих пор еще находится в нащем языковом обиходе. .

Следующим мощным всплеском в типологии была юн-говская модель. Можно сказать, что типоведение берет начало именно в работах К. Г. Юнга, швейцарского психи­атра, умершего в 1961 году, ц двух его учениц — К. Бриггс и ее дочери И. Бриггс-Майерс. Результатом их трудов стал хорошо известный в настоящее время индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), научно обоснованный опросник, широко применяющийся в различных странах. Основная цель опросника — дать возможность каждому человеку лучше понять себя в бизнесе, учебе, общественных связях, в личностных отношениях.

По мнению создателей теории типов, каждый человек рождается с определенными личностными предпочтения­ми. Авторы полагают, что судить о тех или иных предпоч­тениях можно в рамках четырех шкал или альтернатив:

1. Экстраверт (Е) или интроверт (I).

2. Сенсорный (S) или интуитивный (N).

3. Мыслительный (Т) или чувствующий(Р).

4. Решающий (Y) или воспринимающий (Р).


Тло/liQ/1.

Достаточно сделать выбор по каждой из четырех шкал, и получатся четыре личностные характеристики. Анализ большого практического материала показал, что существу­ет всего шестнадцать различных сочетаний предпочтений, т. е. можно говорить о шестнадцати типах личности.

Нельзя забывать, что речь идет всего лишь о предпоч­тениях. Одна из характеристик обычно человеку ближе, и он выбирает ее. Когда мы перейдем к обсуждению и изучению предпочтений, то некоторые из вас, уважае­мые читатели, обнаружат, что частично отождествляют себя, например, с мыслительным типом, а частично с чув­ствующим. Это не должно вас удивлять, но один из по­люсов окажется вам все-таки ближе, что и позволит сде­лать выбор.

Наши предпочтения формируются всамые ранние годы и остаются с нами навсегда. Они закрепляются в нас, мы начинаем их осознавать и с большей уверенностью пола­гаемся на них. Это вовсе не означает, что нам совсем не свойственны проявления, отвечающие другому полюсу. Будучи экстравертом, в отдельных ситуациях, иногда не­ожиданно для самих себя, мы проявляем себя как интро­верты. С возрастом такие явления могут происходить все чаще и чаще, но ярче все же будут проявляться наши ха­рактерные черты. Длительное наблюдение за людьми по­казывает, что с течением времени сама личность мало из­меняется, зато большие изменения претерпевает наше поведение.

Теперь перейдем^срассматреиию восьми предпочтений иойеудим их ос©6е*1ншййя^


Восемь предпочтений

Из всех восьми предпочтений деление на экстравертов и ин­тровертов представляется самым важным. Оно характери­зует способ получения энергии человеком и основные на­правления фокусирования его внимания по жизни.

Ниже приведены вопросы. Ответив на них, вы сможете определить свой тип.

Экстраверт или интроверт

А. Не приводите ли вы большую часть своего времени, сфокусировавшись на внешнем мире и общении с други­ми людьми? Не замечали ли вы за собой склонность начи­нать говорить, не успев еще все продумать? Не придает ли вам силы общество других людей и оживленная беседа с ними? Если вам пришлось долгое время работать в одино­честве, находиться в покое или пребывать в долгих раз­мышлениях, не начинаете ли вы чувствовать себя утом­ленным? Не хочется ли вам поделиться своими мыслями с другими людьми? Нет ли у вас склонности в компаниях больше говорить, чем слушать? Не приходится ли вам жа­леть о своей болтливости? Не замечали ли вы, что какие-то события внешнего мира дают вам толчок в решении важ­ных вопросов? Не замечали ли вы, что предпочитаете вечером пригласить к себе друзей, чем размышлять о.чем-то в одиночестве? Если вы утвердительно ответили на большую часть вопросов, то, вероятнее всего, вас стоит отнести к экстравертам. Вам больше по сердцу вести ак­тивную жизнь с многочисленными контактами, чем наблю­дать события со сторонм и вести замкнутый образ жизни. Б. Предпочитаете ли вы держать при себе свои сооб­ражения и наблюдения? Любите ли вы больше слушать, чем говорить? Вас устраивает лишь иногда делиться сво­ими мыслями? Вам придают силы размышления? Вы.ус-таете от оживленных дискуссий? Вам приходится иног-


да сожалеть о том, что вы могли сказать, но не сказали? Если все это так, то вы, видимо, интроверт, которому нуж­но иногда оставаться наедине со своими мыслями, что позволяет восполнить внутреннюю энергию, растрачен­ную в компании. В современном обществе интроверты уступают экстра­вертам в численности; соотношение примерно 1:3. Понят­но, что, отличаясь от экстравертов, интровертам приходит­ся учиться адаптироваться в обществе с ранних лет. Почти с самого рождения интроверты испытывают на себе опре­деленное давление со стороны общества. Экстраверты по численности, по своему характеру спо­собны заполнить все имеющееся в мире пространство, ком­ментируя происходящие события, размышляя вслух» и весь­ма громко. Молчаливые интроверты сидят в своих «норах», от них иногда даже сложно получить краткий ответ. Экст­раверты нуждаются в поощрении, это добавляет им энер­гии. Интроверты очень настороженно относятся к похвале, она заставляет их задуматься. Очень важно понять, что оба типа абсолютно нормаль­ны и естественны. Просто в аналогичных ситуациях они ведут себя по-разному. Экстравертов вдохновляет взаимо­действие с внешним миром, интроверты заряжаются, по­гружаясь в себя и размышляя. Сенсорный иди интуитивный тип Различие определяется едособом сбора информации. А. Вам нравится, когда вся информация представлена точно и ясно? Вы полагаетесь на свои органы нувств? Вы доверяете тому, что можно видеть, слышать^ тротать, про­ бовать, нюхать? Вам проще сосредоточиваться на фактах и деталях, чем на их осмыслении? Вам нравится жить те­ кущим моментом? У вас есть потребность проверять ин­ формацию опытным путем?? Если все это так-то вас мож­ но отнести к сенсорнрму типу. о с> ;и

. *&§&§№(*& 6

10


Б. Предпочитаете ли вы не столько собирать информа­цию, сколько преобразовывать и интерпретировать ее? Вам удобно мыслить образами? Вам легко устанавливать свя­зи между отдельными явлениями или фактами? Вам нра­вятся масштабные схемы, большие картины, вы любите рассматривать перспективу? Вам удается увязывать от­дельные события и факты в одну теорию? Если все это так, то вы интуитивист.

Различие между этими типами существенно. Внимание сенсорных людей сфокусировано на деталях, они живут в настоящем времени; где бы они ни находились, их органы чувств четко фиксируют множество различных деталей. Интуитивные люди живут в мире образов, они легко пре­образуют время, мысленно переносясь в будущее или про­шлое. Они часто пропускают детали, а заметив их, тут же придадут этому смысл и увяжут с другими явлениями. Внутреннее представление сенсорных людей четкое и яс­ное, у интуитивных людей внутренние картины размыты, в них есть намек и многозначность расшифровки.

К какому типу вы относитесь

В настоящей книге предлагается удобный и доступный для каждого способ определить ваши предпочтения, а значит, описать ваше поведение в терминах типов личности. Со­считав в каждом разделе утверждения, с которыми вы в целом согласны, вы сможете определиться в ваших пред­почтениях и тем самым выявить свой тип.

Если вы экстраверт, то:

1. Часто успеваете сначала сказать, а затем уже поду­мать, часто не знаете, что хотите сказать, вам приходится иногда упрекать себя за поспешность своих высказываний.


 




1.


VWL


 

2. У вас широкий круг знакомых, многих из них вы от­
носите к своим близким друзьям, вам нравится принимать
участие в совместных делах и развлечениях.

3. Вас не надо долго упрашивать принять участие в со­
вместных делах, даже если не все люди вам знакомы.

4. Вы любите разговаривать; если друзей рядом нет, вы
охотно поделитесь с ними новостями по телефону.

5. Вы с радостью ходите в гости, вам нравятся большие
компании, вам легко общаться с незнакомыми людьми.

6. Вы предпочитаете разрабатывать новые идеи и пла­
ны совместно с близкими людьми или друзьями, вы уста­
ете, если долго размышляете о чем-нибудь в одиночестве.

 

7. В компании вам проще говорить, чем слушать, вам
нравится, когда на вас обращают внимание.

8. Если вам приходится что-либо искать, вы начинае­
те комментировать это вслух, вам недостаточно искать
только глазами.

9. Вам просто необходимо видеть себя со стороны, это
касается ваших дел, внешнего облика, ваших способно­
стей и результатов.

Если вы интроверт, то:

1.Сначала обдумываете, что хотите сказать, а затем
уже говорите. На вопрос собеседника вы часто отвечаете:
«Я подумаю над этим».

2. Любите находиться в одиночестве и размышлять.

3. Умеете слушать, но ваши собеседники часто злоупо­
требляют этим.

4. Выглядите задумчивым и несколько замкнутым че­
ловеком.

5. Любите проводить свое время с одним или несколь­
кими своими друзьями.

6. Не любите, когда вы высказываете свои мысли или
говорите о чувствах, а вас прерывают.


 

7. Вам необходимо побыть в одиночестве после того,
как вы провели врШя на собрании или в компании.

8. Часто остаетесь дома, хотя друзья приглашали вас
11 ровести вместе время в большой компании.

9. Вы не любите пустой болтовни и с недоверием от­
носитесь к людям, которые слишком щедры на компли­
менты.

Хочу еще раз подчеркнуть, что нет правильного или неправильного выбора. Если вы согласитесь с большин­ством положений, относящихся к экстравертам, то вы, по всей видимости, экстраверт. Если вам ближе поло­жения, относящиеся к интроверту, то, возможно, вы ин­троверт. Если же вам подошло одинаковое количество Положений, относящихся к экстравертам и интровертам, то еще раз просмотрите положения и все-таки сделайте выбор.

Ключевые слова, мыслительный и

Мыслительный Чувствующий
Объективный Субъективный
Интересы дела Мягкосердечный
Законы Обстоятельства
Логика Чувства
Справедливость Гуманность
Четкость Чуткость
Беспристрастность Войти в чужое положение
Конфликт в интересах дела Сглаживание противоречий

Если вы относитесь к решающему типу, то:1. Договорившись о встрече, чаще ожидаете других людей, чем они вас.

2. Стараетесь для каждой вещи определить ее место.

3. Считаете, что люди должны выполнять работу в поставленные сроки.

4. Обычно с вечера планируете день и следуете плану.

5. Не любите неожиданных изменений в ваших планах.

6. Привыкли записывать в ежедневник дела на следующий день и отмечаете их выполнение.

7. Привыкли держать документы в порядке и внимательно следите за этим.

8. Любите доводить работу до конца.

9. Привыкли к определенности в своих планах и ожидаете подобного от других людей.

Если вы относитесь к воспринимающему типу, то:

1. Несколько рассеянны, можете куда-то пойти и забыть зачем.

2. Любите узнавать что-то новое, даже если это всего лишь новый путь из дома на работу.

3. Ждете, когда все станет ясно, и тогда беретесь за работу.

4. Привыкли выполнять задание в самый последний момент.

5. Предпочитаете творческий подход к делу, не любите все заранее детально планировать. 6. Хорошо приспосабливаетесь к изменению внешних

условий.

7. Не любите, когда вас чем-то обязывают.

8. Легко отвлекаетесь на происходящее вокруг.

9. С трудом фокусируетесь на одном деле.

Ключевые слова, характеризующие решающий и воспринимающий типы

Решающий Воспринимающий
Успевать Оттягивать
Управлять Подстраиваться
Закрытость Открытость
Определенность Ориентированы
Равномерность Импульсивность
Обстоятельность Ленивость
Дискретность Непрерывность

С помощью опросника Майерс-Бриггс каждый человек может определить свой тип, что позволит лучше понять себя в бизнесе, учебе, любви, общественных отношениях.

Опросник научно обоснован, широко апробирован, удобен в пользовании. Согласно теории создателей индикатора типов, всех людей можно с тем или иным приближением отнести к одному из шестнадцати типов. Перечислим все эти типы.

Экстраверт — мыслительный — сенсорный — решающий

Экстраверт —мыслительный — сенсорный — воспринимающий

Экстраверт —мыслительный —интуитивный —решающий

Экстраверт — мыслительный — интуитивный — воспринимающий

Экстраверт — чувствующий — интуитивный — решающий

• Экстраверт —чувствующий —интуитивный —воспринимающий

• Экстраверт —чувствующий —сенсорный —решающий

Экстраверт — чувствующий — сенсорный — воспринимающий

• Интраверт —мыслительный —сенсорный —решающий

• Интраверт —мыслительный —сенсорный —воспринимающий

• Интраверт —мыслительный —интуитивный —решающий

Интраверт — мыслительный — интуитивный. — вос-приншшющий

Интраверт — чувствующий — сенсорный — решающий

Интраверт — чувствующий сенсорный воспринимающий

Интраверт —чувствующий —интуитивный —решающий

Интраверт — чувствующий — интуитивный — воспринимающий

В названии каждого типа первые два предпочтения определяют основную функцию, характеризующую осознаваемую часть характера. У каждой основной функции есть подчиненная функция, которая описывает связь с бессознательным. Например, в приведенном выше списке у первого типа основная функция: экстраверт — мыслительный, подчиненная функция: интраверт — чувствующий', у шестнадцатого типа основная функция: интравертчувствующий, а подчиненная: экстраверт —мыслительный.

У каждой типологии есть свои ограничения. С помощью индикатора типов Майерс-Бриггс очень сложно отследить те моменты, когда в действиях человека начинает сказываться подчиненная функция, поэтому стоит обращаться и к другим способам выявления предпочтений

человека. Очень интересной в этом плане представляется попытка установить тип человека через анализ его почерка, т. е. использовать психографологические методы. В некоторых странах, например в Великобритании и особенно во Франции, очень эффективно применяется психологический анализ почерка при приеме на работу или при продвижении по службе.

Почерк представляет собой проекцию нашего сознания в форме определенных и общепринятых фиксированных движений. Почерк каждого человека характеризуется комплексом признаков, позволяющих отличить его от почерка других людей. Манера писать у каждого человека абсолютно индивидуальна и никогда не повторяется. Почерк очень тонко реагирует на зарождающиеся в нашей голове мысли и на переживаемые чувства. По почерку можно лучше понять своих друзей, членов семьи, коллег по работе, наконец, понять самого себя. Для того чтобы научиться разбирать почерк, необходимы определенные усилия, практический опыт и хорошая справочная литература.

По сути, нет ни одной стороны пашей жизни, где бы графологию нельзя было применить с большой пользой. Ее можно использовать для коррекции отношений начальника и подчиненного, учителя и ученика. Очень плодотворно она используется при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т. д.

У каждого профессионального графолога есть свои излюбленные методы анализа. Кто-то начинает с анализа отдельных букв. Другие графологи предпочитают начинать анализ с общего вида письма. Однако при тщательном анализе все должны приходить к похожим в целом результа-

там. Мы в своей практике придерживаемся методов анализа, разработанных известным итальянским графологом С. Оттоленги. Нас привлекает их объективность, логичность, последовательность и, конечно же, доступность.

В каждом элементе почерка для установления его принадлежности определенному человеку необходимо описать все черты, которые могут быть более или менее разнообразными и составляющими графологические личные признаки.

Подлежащие рассмотрению признаки подразделяются на общие, выдающиеся и особенные, встречающиеся в каждом элементе письма. К общим признакам обычно относят форму почерка, тонкость или толщину нажима, симметрию написания, однообразие размеров, расположение строк, виды штрихов, размеры петель и т. п.

Общие признаки больше, чем особенные, подвержены влиянию качества пера, чернил, бумаги и других побочных факторов.

В каждом почерке есть признаки, представляющие черты столь отличные по форме, размеру, направлениям или другим свойствам, что их исключительность имеет особое значение для анализа. Чем резче они выступают, тем более определенную характеристику можно дать автору письма. Очень немногочисленные, они все же присутствуют в почерках обычного вида, зато они встречаются часто и проявляются очень резко в оригинальном типе почерка.

Практика показывает, что чаще всего приходится встречаться со следующими видами выдающихся признаков: особые формы букв или частей букв, преувеличенные промежутки, особые формы петель, штрихов, особенно по толщине, направлениям и форме, заметная разница относительно положения, ширины, высоты букв в многосложных словах и т. д.

Выявление выдающихся признаков позволяет проводить графологический анализ с большей объективностью,

хотя иногда бывает трудно сопоставить их с определенными свойствами характера человека.

Иногда при анализе почерка приходится рассматривать одновременно несколько образцов письма одного человека. Часто создается впечатление, что это образцы почерка разных людей. Тщательный анализ выдающихся признаков позволяет сделать вывод о принадлежности их одному человеку.

Отдельную группу составляют особые графологические признаки. Здесь речь идет не об исключительных признаках, имеющихся у всех людей, а о специальных особенностях почерка, встречающихся лишь у части из них. Речь идет о патологических чертах: дрожании во всех проявлениях, однообразном (.старческом) и неоднообразном, которые можно заметить в волосках-штрихах у алкоголиков, паралитиков; судорожных колебаниях, присущих лицам, которым приходится много писать; прерывании написания слов и пропусках букв или слов.

Чаще всего эти изменения почерка обусловлены проявлением расстройства нервной системы, особенно периферической.

Поговорим об общих признаках почерка детально. Признаки формы. Различают формы почерка вообще (имеется в виду форма анализируемого письма в целом) и форму букв, а также формы их составных частей.

Относительно общей формы нужно учитывать следующие черты: каллиграфический тип, криволинейность, стройность, соразмерность, однообразие, плотность.

Различают два каллиграфических типа почерка: изысканный и примитивный.

Что касается криволинейности, то почерк бывает чаще округлый, более или менее остроугольный и иногда смешанный.

Говоря о стройности почерка, имеют в виду различия в форме завитков.

Правильность и соразмерность определяются пропорциями письма в общем и отдельных слов и букв.

Плотность почерка зависит от промежутков между буквами, словами, строками.

Признаки размера. Если письмо рассматривать в целом, то оно может быть написано крупными буквами, средними и мелкими. Надо различать их написания еще и по нажиму. Размеры каждой буквы определяются ее высотой и шириной. Нормальным написание букв считается такое, когда высота и ширина совпадают (речь идет о буквах без петель).

Важным показателем является не только абсолютный размер букв, но и относительный. В пределах одного слова или чаще строки у некоторых людей в почерке меняются размеры одной и той же буквы.

Необходимо учитывать не только изменение размеров букв, например, в многосложных словах, но и положение самих букв по отношению к началу и концу слова.

Признаки положения букв. Письмо выглядит по-разному в зависимости от положения строк, слов, букв и их элементов.

Важным показателем положения букв является сжатость письма, зависящая от большего или меньшего сближения между собой строк, слов и букв. Не менее важен и порядок расположения элементов письма.

Обязательно анализируется и расстояние между строками, и его изменение при переходе от одной строки к другой. Положение букв необходимо рассматривать по оси горизонтальной и по оси вертикальной. По горизонтали определяется боковое расстояние букв между собой, изучается единообразие этих расстояний.

В словах многосложных обычно учитывается положение максимального и минимального расстояния относительно начала слова, исследуется порядок, в котором представлены подобные боковые расстояния.

Положение по вертикальной оси часто бывает различно в отдельных буквах, да и в отдельных словах. Изучается оно относительно основной черты, т. е. линии, соединяющей все нижние концы отдельных элементов разных букв. У основной линии необходимо учитывать направление и форму.

Если рассматривать написанное на линованной бумаге, то, казалось бы, линия, соединяющая нижние концы букв, должна соответствовать линиям на бумаге и быть горизонтальной прямой. Но на практике этого никогда не бывает. Если же писать без линии, то основная черта имеет всегда направление более или менее косое и форму кривой или ломаной линии. Кстати, удивительной горизонтальной выдержанностью отличается почерк русского писателя М. Горького.

Графологи еще различают положение отдельных букв или их элементов относительно линии, соединяющей нижнюю конечность первой и последней буквы. Это позволяет учесть повторяемость букв, нижние концы которых лежат выше и ниже такой линии. Несомненный интерес для графолога представляет и направление самой линии.

Угол наклона почерка или признак направления. Направление — очень ценный, характерный и часто сугубо индивидуальный признак. Различают направление строк, букв и их элементов.

Направление может быть вертикальным, с наклоном влево и наклоном вправо. В каждом наклонном элементе принимается во внимание его интенсивность, например, повторяемость в слове или строке. Необходимо учитывать единообразие направления, т. е. степень параллельности в прямых штрихах.

В соответствии с необходимостью используется своеобразная техника сравнения. Продлевают оси элементов и оси букв. Если у букв или элементов одинаковый наклон,

то оси будут параллельны, если же оси пересекаются, то это свидетельствует о чередующемся наклоне.

Промежутки между словами, буквами, элементами или напряжение почерка. В этом признаке учитывается повторяемость, однообразие и положение.

Промежутки между буквами и их элементами представляют собой признак, часто исключительно индивидуальный. Появление относительно больших промежутков в словах чаще всего связано с разрывом или отсутствием соединительных штрихов.

Повторяемость выдающихся признаков. Для полноценного анализа почерка важно придавать проявлениям признаков количественное исчисление. Например, на каждой строке рукописи или другого примера письма нужно сосчитать количество минимальных и максимальных размеров букв по высоте. То же можно сделать и с другими признаками, например сосчитать количество букв с сильным наклоном вправо или влево.

Нет никакой необходимости делать такие вычисления во всем изучаемом материале. Достаточно это сделать в пяти или шести первых строках и в нескольких последних.

Подобные простые вычисления позволяют увидеть разнообразие различных выдающихся признаков и интенсивность их проявления, что ведет к выявлению индивидуальных особенностей почерка.

К сказанному выше можно добавить следующее. Опытные графологи учитывают, конечно, больший объем признаков, чем указанный выше. Они, например, учитывают кривизну полей. Она определяется расстоянием бокового пространства в начале и конце каждой строки. Вычисляется кривизна строк, для чего проводится линия от основания первой буквы к основанию последней в каждой строке, затем определяют угол между этой линией, горизонтальной линией и основной чертой. Для количественной оценки букв используют такую процедуру. Продлевают оси букв, нахо-

дят точки их пересечения. Дальше подсчитывается среднее расстояние от основной черты до точки пересечения. Для изучения частоты перерывов между буквами многие графологи применяют графологическую кривую, у которой абсцисса — длина слова, а ордината — число перерывов, и т. д.

Когда в книгах по психографологии приходится читать, что наклон почерка вправо отвечает дружелюбной натуре, то не стоит забывать, что речь идет о преобладающей тенденции. Она может отвечать совершенно разным людям и с весьма непохожими характерами. Поэтому для более полного и точного установления связи особенностей почерка и черт характера надо принимать во внимание, во-первых, не один признак, а целый комплекс, во-вторых, что важнее, учитывать интенсивность проявления признака и особенности повтора. Отклонение от тенденции часто позволяет опытному психологу выявить не только основную функцию человека, но и подчиненную, т. е. получить информацию о бессознательных реакциях, часто абсолютно не понимаемых самим человеком. Понимание этого вопроса чрезвычайно важно для прогнозирования эффективности действий человека в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, по почерку теннисистов можно с достаточной уверенностью предсказывать их действия при розыгрыше ключевых мячей. Не менее впечатляющие результаты получаются при прогнозировании действий супругов в конфликтной ситуации (например, выяснение отношений после измены одной из сторон).

Признаки формы и характер

Говоря о форме почерка, прежде всего имеют в виду его степень гармоничности, геометрической выдержанности и каллиграфичности.

Степень гармоничности письма определяется особенностями сочетания отдельных элементов письма. В написании букв могут встречаться неправильности, непривычные изломы, дуги, промежутки и т. д. Однако если всмотреться, то письмо представляет собой одно целое. Есть даже специальный прием, позволяющий человеку увидеть и ощутить целостность письма и его гармонию. Надо отодвинуть от себя образец почерка на расстояние вытянутой руки, затем задержать дыхание и всмотреться. Необходимо следить за тем, чтобы в это время никакие мысли не отвлекали. После нескольких таких попыток удается ощутить целостную гармонию письма и не зафиксировать свое сознание на отдельных деталях. Гармоничность письма очень тесно связана с общей одаренностью личности, с развитием умственных способностей, с присутствием вкуса. Сразу же вспоминается удивительная гармония линий почерка А. С. Пушкина или гармония простых и ясных букв Л. Н. Толстого, в которых каждый элемент старательно исполнен.

Геометрическая выдержанность письма определяется ровностью полей со всех сторон, ровностью строк, одинаковостью пром

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...