Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая сущность глобальных информационных сетей

Информационная революция, проявляющаяся в формировании глобальных информационных сетей несет в себе огромный потенциал перемен в организации мирового сообщества, социальный эффект которых, однако, зависит от реалий, которые могут формироваться.

На этапе глобализации, эволюционная сущность которой была рассмотрена выше, эти реалии могут формироваться как результат противоборства двух основных мировых тенденций формирования глобального униформизма на основе рационалистической философии капитала и противодействия этой тенденции на основе традиционалистической философии морали. Предстоит переход в мотивации мирового общественного развития от денег к вере. Предпосылкой, делающей этот переход исторически неизбежным, является объективный императив восстановления гармоничности взаимоотношений цивилизации и природы, являющейся условием выживания человечества на уровне биовида homo sapiens. Этот переход реально возможен только в условиях смены монетаризма, построившего глобальную инфраструктуру сообщества и тем самым фактически выполнившего свою историческую миссию, на другой тип цивилизационной модели. Начало этого перехода проявляется уже сегодня речь идет о формировании в недрах монетаризма виртуальных миров межчеловеческого общения, киберпространств, других форм социально одноэтажной ноосферы, основанной на принципах общественного взаимодействия, свободного от социальной многоэтажности индустриального мира, порожденной неравным распределением материальной собственности. Эти виртуальные миры можно рассматривать как исторически первую глобальную традиционалистическую альтернативу рационалистическому миру денег.

Политическая сущность всех явлений мировой общественной жизни, как неизбежно составных компонентов всеобщего процесса глобализации, может быть понята исключительно в контексте борьбы двух тенденций – к дальнейшему разрушению гармонии общества с природой и к восстановлению этой гармонии.

Политическая сущность глобальных сетей отражена в культурологических источниках управления этими сетями, которые также ориентированы на соответствующие вышеназванным двум тенденциям общественно-политические цели – атлантический униформизм и полифонию общечеловеческих культурных ценностей.

Мировая политика в области информации и коммуникации традиционно вырабатывалась на правительственных форумах – конференции ЮНЕСКО, заседаниях Всемирной организации интеллектуальной собственности, Международного союза электросвязи. Эти структуры в доглобализационную эпоху вырабатывали платформу, позволяющую выражать интересы не только развитых, но и других стран.

В реалиях современного американоцентричного мира произошла политическая переориентация международного механизма управления в информационной сфере – на первый план вышла Всемирная торговая организация (ВТО), поддерживающая интересы крупных промышленно развитых стран. Это, в том числе, связано с ростом экономического значения телекоммуникационных сетей и информационных услуг.

По данным за 1977 г., приведенным во Всемирном докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации за 1999–2000 гг., мировой информационный и коммуникационный рынок принес свыше 2,2 трлн. долларов дохода. Крупные ИТ-корпорации включают в себя коммерческие и управленческие структуры, становясь частью глобального рыночного механизма, сводящего на нет роль государственного управления и обеспечивая максимальную свободу для рыночных сил, контролируемых глобальным капиталом, в сфере управления информацией и коммуникацией.

Из 50 крупнейших мировых компаний, перечисленных в журнале Fortune 3 августа 1998 г., десять работают в сфере информации и телекоммуникации. Они дают 17,5% суммарного дохода названных пятидесяти компаний и 23% валовой прибыли, в них работают 26% от общего числа служащих этих компаний. По показателю рыночной стоимости четыре ИТ-компании – General Electric, Microsoft, NTT, Intel – попали в десятку крупнейших мировых компаний. В 1998 г. три компании названного направления деятельности – General Electric, Intel, IBM – оказались среди десяти, приносящих наибольшие прибыли (Business Week, 13.07.1999).

Во всех отраслях промышленности развитых стран наблюдается резкое увеличение объемов инвестиций на развитие ИТ. В большинстве развитых стран значительно выросли затраты на ИТ как одна из статей расходов на производственное оборудование в целом. Так, в США эти расходы увеличились с 5% в 1960 г. до 45% в 1996 г. Теперь эта цифра превышает 50%.

Экономические блага, которые могут возникнуть благодаря развитию и внедрению ИТ, распределяются в мире неравномерно.

Если мировым сообществом не будут предприняты соответствующие консолидированные меры на уровне крупных международных представительских организаций, то разрыв в уровне развития ИТ в промышленно развитых и остальных странах увеличивается, и будет являться основным препятствием для объединения всех стран в так называемое глобальное информационное сообщество.

Серьезность разрыва в уровне развития ИТ, как отмечалось в выше упомянутом докладе ЮНЕСКО, наглядно демонстрируют данные о распределении средств телефонии.

В 1996 г. в мире насчитывалось 743,66 млн. основных телефонных линий. В Европе (274,2 млн.), США (170,5 млн.) и Японии (61,5 млн.) находилось 68% от их общего числа, в то время как в Африке – 1,8%.

Распределение ИТ-оборудования также носит крайне неравномерный характер. В 1996 г. общее количество персональных компьютеров в мире составляло 234,2 млн. штук. На долю Европы (72,8 млн. шт.), США (96,6 млн. шт.) и Японии (16,1 млн. шт.) приходилось 79%, а на долю Африки лишь 1,3%, то есть 0,64 компьютера на 100 человек.

Сущность глобальной политики в области информации связана с ответом на вопрос – какие управленческие структуры могут добиться соответствия внедрения ИТ потребностям развития человечества, а не интересам отдельных цивилизаций. Разумеется, это могут сделать только глобальные институты международного представительства, неподконтрольные влиянию глобального капитала. Прежде всего, речь идет о международных организациях и структурах системы ООН.

Их задача состоит в защите полицентристской системы организации мировой культуры, принятии мер по недопущению отставания мирового сообщества в области внедрения передовых информационных технологий от развитых стран.

Несмотря на то, что во многих странах возникло опасение, что информационные технологии могут породить серьезные социальные угрозы – возможность культурного колониализма и диктата со стороны цивилизации – лидера. Тем не менее, к этому следует стремиться, поскольку это создает технические условия для формирования парамиров глобальной общественности, что облегчает присоединение к горизонтальному информационному обмену, который уже продемонстрировал способность противостоять цензуре и дезинформации, исходящим из индустриального мира, контролируемого глобальным капиталом. С 80-х годов в мировом сообществе начали реализовываться специальные программы и осуществляться политика вхождения на рынок международной спутниковой связи и сетей международного обмена потоками данных, без чего в современных реалиях страна и общество не могут надеяться стать равноправным членом глобального сообщества.

Общественный прогресс ставит задачу обеспечения равного доступа субъектов мирового сообщества к пользованию знаниями и информацией, как достояниями общемировой культуры. Эта задача формирует одну из главных целей современного мирового политического процесса.

Сложившаяся международная практика передачи ИТ, отражающая фактический контроль атлантизма над глобальными информационными сетями, серьезно затрудняет процесс сокращения технологического разрыва между Севером и Югом, богатыми и бедными, ведет к сохранению неравного доступа к интеллектуальным благам, принадлежащим всему человечеству.

Различная степень доступности отдельных людей, стран и цивилизаций к высокоавтоматизированной информационной среде порождает так называемую проблему информационного или цифрового неравенства, вытекающего из неравных возможностей использования новейших ИТ, что усиливает и без того острую проблему социальной дифференциации индустриального мира. Международное сообщество и правительства стран должны осознавать, что эти проблемы возникают не только из-за недостатка средств, но и из-за нехватки политической воли или противодействия со стороны атлантизма.

Можно ли при существующих в мире порядках сократить разрыв в уровне ИТ? Отставшие страны должны модернизироваться, но было бы нереально рассчитывать на то, что более развитые страны стали бы ждать их. Ситуация с отставшими странами может измениться к лучшему, но отставание не исчезнет.

Решение задачи равного доступа к ИТ требует консолидированных усилий со стороны мирового сообщества. Обеспокоенность различием в уровне развития ИТ заставила многие общественные и частные организации, предоставляющие помощь, предлагать планы предотвращения информационного неравенства. Например, Всемирный банк разработал Программу обеспечения информацией в целях развития (Information for Development Program), чтобы помочь развивающимся странам войти в мировую информационную экономику. В том же году ITU запустил грандиозный проект World Tel по привлечению частных инвестиций для устранения разрыва в области телекоммуникаций путем разработки базовых инфраструктур. К 2005 г. World Tel предусматривает создание в развивающихся странах 40 млн. телефонных линий, что потребует как минимум 1 млрд. долларов инвестиций.

Проблема отставания в области внедрения современных информационных технологий является острой и для России. Для ее решения в феврале 2002 г. была принята федеральная программа «Электронная Россия», реализация которой рассчитана на период с 2002 по 2010 гг. На ее выполнение из федерального бюджета выделена беспрецедентная для такого рода целей сумма в 383 млн. руб.

В реалиях глобализации планирование внедрения и распространения цифровых технологий уже не может вестись обособленно. Международные переговоры, такие как прошедший недавно в рамках ГАТТ уругвайский раунд многосторонних переговоров в коммуникационно-информационной области, существенно влияют на национальные программы научно-технического развития, а процессы глобализации определяют поле деятельности для отдельных субъектов международной жизни.

В результате национальное и региональное планирование должно проводиться с учетом влияния глобальных сил. Для этого требуется консолидация международного взаимодействия, чтобы противостоять монополизму развитых стран в глобальном управлении, в том числе и в информационной сфере.

Существенным фактором развития человеческого общества являются знания, которые расширяют возможности людей в их борьбе за выживание. ИТ способствуют формированию информационных обществ, которые знаменуют собой поворот в глобальном развитии от упора на использование природных материальных ресурсов к использованию знаний, данных и информации. Информационные общества – очередная, наряду с киберпространствами, форма альтернативы индустриальному миру денег. Однако это развитие сопровождается серьезной тенденцией к приватизации и коммерциализации источников знаний и одновременным усилением правовой защиты интеллектуальной собственности. Формирующийся всемирный правовой режим, контролируемый глобальным капиталом, акцентирует больше внимания на экономических аспектах защиты прав ИТ, а не на общественных интересах.

Использование ИТ в традиционных социальных и институциональных рамках, оказавшихся под контролем международных институтов, ориентированных на политические интересы атлантизма, может не только препятствовать получению потенциальных благ для большинства членов мирового сообщества, но и усугубить возможные социальные риски.

Одновременно развиваются тенденции к поддержанию широкого международного контроля за знаниями и их распространением в интересах обществ, ориентированных не только на атлантические ценности.

Таким образом, политическая сущность функционирования глобальных сетей, в том числе и информационных, зависит от того, какая из двух глобальных тенденций будет оказывать определяющее влияние на мировое развитие – формирование культурологического униформизма или защита цивилизационно-культурологической множественности современного мира. Несмотря на то, что на данном этапе определяющее влияние на управление глобальным развитием оказывает философия глобального капитала, реализуемая через политику атлантизма, эволюционный императив формирует объективные предпосылки для сохранения биологического и культурологического разнообразия окружающего мира, формирования соответствующей современным потребностям модели мирового общественного развития.

В начало

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...