Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная информация в российских СМИ

Со времени окончания «холодной войны» удельный вес международной информации в зарубежных СМИ сократился: страх за будущее на фоне конфронтации двух сверхдержав подстегивал интерес к положению в мире даже там, где аудитория, особенно в глубинке, традиционно проявляла слабый интерес к событиям за пределами своего края.

Другое дело – Советский Союз, где средствами пропаганды формировалось политизированное мышление. Стимулировалось недоверие к Западу, газеты пестрели постоянными рубриками типа «Два мира – две системы», «Два мира – два образа жизни» и т.д. По этому поводу в журналистской кулисе Москвы шутили: «Два мира – два Шапиро» – проживавший долгие годы в Москве известный американский журналист Шапиро регулярно подвергался пропагандистским нападкам со стороны своего советского однофамильца – международного обозревателя ТАСС.

Советские газеты были унифицированы по содержанию, отводили значительную часть, как правило четыре полосы, под официальные материалы и различались лишь ведомственной принадлежностью. Международная информация являлась форточкой в неведомый, критиковавшийся партийной пропагандой, но привлекательный для «не выездных», а их было большинство населения, мир (фольклор того времени: «Запад, конечно, загнивает, но какой аромат!»). Зарубежные материалы, особенно корреспонденции в центральных газетах, штудировали «от корки до корки», читатели пытались между строк найти ответы на обуревавшие вопросы, обсуждавшиеся на кухне. На единственном телеканале несколько международных обозревателей становились идолами, выглядели небожителями. Любой международник, даже малопрофессиональный, в глазах общества входил в номенклатурную элиту, считался носителем наиболее престижной и доходной профессии журналистского цеха.

В эпоху гласностисамой привлекательной тематикой стала внутренняя с перекосом в поношение прошлого, международная информация оказалась на третьих ролях.С распадом СССР тенденция усилилась. При этом жизнь подтвердила иллюзорность надежд свободомыслящих и предприимчивых журналистов стать частью самопровозглашенной в 1990–1992 гг. «четвертой власти». Диктат кондового Агитпропа сменился информационно-финансовым тоталитаризмом.

Резко сократились источники международной информации российских СМИ. Закрылись многие корпункты информагентств ИТАР-ТАСС и РИА «Новости», телеканалов, практически всех газет. Одновременно многократно возрос объем международной информации из западных источников.

Ставшие товаром телевидение, радиовещание и пресса определили международной тематике место на обочине информационного поля.

Российские средства массовой информации формируют искаженный, однобокий образ внешнего мира. Аудитория не информирована о процессах даже в ведущих странах.В 70-х гг. автор опубликовал исследование о том, как отразились на протяжении двух недель на страницах самых многотиражных газет латиноамериканских стран внутренние и международные события. Родилась формула пяти «с»: сенсации, скандалы, секс, сентиментальность, спорт. Именно эта тематика, помимо рекламы, в основном отразилась в многостраничной «большой прессе».

Нечто подобное происходит в российских СМИ. В нашем и без того перегретом фобиями обществе нагнетается «катастрофизация» массового сознания и психологии. О всем многообразии событий и процессов в зарубежных странах СМИ вспоминают только в случае стихийных бедствий, катастроф, скандалов, особенно если в них обнаружен «российский след». Исключение – «Независимая газета», в которой ежедневно две полосы отводятся под аналитические материалы о СНГ и дальнем зарубежье, регулярно выходит тематическое приложение.

Лишь после терактов против США повсеместно и многократно возрос интерес к событиям в мире.Мэтры пропаганды могут торжествовать – с невиданным результатом сбывается их наипервейшая заповедь: «Настоящая информация – только со знаком минус». И потому всемирный информационный поток обильно окрашивается пятном «катастрофизации».

В СМИ при определении объема международной информации репрезентативным считается сопоставление двух одинаковых по продолжительности периодов – будничного и сенсационного. Автор сравнил объем международной информации основных московских газет в «кризисную» неделю с 14 по 20 августа 2000 г. (катастрофа АПЛ «Курск», съезд Демократической партии США и выдвижение А. Гора кандидатом в президенты) и в последующую неделю. Сокращение объема международной информации в пользу вышеназванных тем в российских газетах соответствует в целом стандартам мировой прессы.

С советского времени СМИ в целом сохранили жанры материалов международной тематики: информация, комментарий, статья, репортаж (в аудиовизуальных СМИ), корреспонденция, интервью. Исчезли очерк и публицистика, международный фельетон, памфлет, карикатура (кроме изданий радикального толка).

Другое дело – содержательная сторона. Спрос рождает предложение, однако, правда и то, что, выполняя заказ своих патронов, ведущие перья и голоса СМИ манипулируют аудиторией. Не зря их служителей в обиходе называют представителями «второй древнейшей профессии». Ведущие аналитических телеобозрений часто используют в своих авторских программах зарубежные сюжеты не для информирования аудитории, а ради «черного пиара» (германская хирургическая клиника и американская глубинка в программах Доренко с нападками на Примакова и Лужкова, последнего – в обвинении к причастности к убийству управляющего московским отелем «Рэдиссон-Славянская» Тейтума; швейцарская вилла и банковский сейф Нью-Йорка в антиельцинской программе Киселева), либо подчеркивания политических симпатий и антипатий (например, в отношении Югославии). Объект одного и того же пиара становится поводом для долговременной массированной кампании в межолигархической борьбе.

Сколотившие баснословные состояния в условиях дикой приватизации медиамагнаты постоянно изображают защиту своих алчных интересов как заботу о свободе мысли.Хуже всего, что подневольные очевидцы этих спектаклей – десятки миллионов россиян, поскольку переключение кнопки телевизора с первой на четвертую или шестую меняет только действующих лиц и декорации. Известный телеобозреватель Юрий Богомолов в статье «Вертикаль четвертой власти» (Известия, 02.08.2000 г.) саркастически писал: «В то время как президент напрягает все свои духовные силы и административные ресурсы в борьбе за создание вертикальной власти, худо-бедно образовалась вертикаль свободы слова. Ее вершину представляет НТВ как некая абсолютная демократическая ценность, как оплот независимой журналистики. Более того, как ее символ. В программе «Итоги» Евгений Киселев без ложной скромности объявил, что НТВ – это тест на демократическое поведение власти. По факту существования НТВ во главе с Киселевым и Гусинским мир может судить о том, насколько тверды демократические принципы в России».

Доктрина информационной безопасности, гарантируя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, одновременно предостерегает против распространения дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом. Здесь же отмечена недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности России. (Российская газета, 28.09.2000 г.)

Аудиторию, особенно телевизионную, приучают к уголовно-милитаристскому слэнгу типа «информационный рэкет», «информационное убийство». Простому человеку трудно отличить «киллера» от «дилера». Тем более, что над нами довлеют стереотипы прошлого с их лозунговой военизированной фразеологией: «битва за урожай» (уборочная страда), «фронт строительных работ» (показатели ввода в строй жилья), «армия учителей» (к началу нового учебного года), «правофланговый педиатров» (юбилей детского врача).

Словарный запас журналиста-международника изобилует перекосами. Так, в противопоставлении «коммунизм – империализм» первая составляющая как виртуальная реальность испарилась, вторая – реально существует, о чем постоянно напоминают западные политологи и СМИ либерального толка. Но попробуйте услышать из передач радио и телевидения, найти на газетных полосах слово «империализм».

Манипуляторы эксплуатируют наше мифологизированное сознание, доверие к печатному слову. «Волгоградская правда» решила подшутить над своими читателями и начала сбор пожертвований для «спасения живого трехглавого дракона, который вылупился из окаменевшего яйца, откопанного в Тракторозаводском районе города пенсионером на своем огороде». (Мир за неделю, 22–29.01.2000 г.) Представьте, сердобольные граждане понесли свои денежки.

Другой «перл». Пресса бойко откликнулась на организованную московским шоуменом Маратом Гельманом экспозицию «Компромат», которую составили фальшивые пустые бланки распоряжений Бориса Ельцина, а также якобы «смета на метеорологическое обеспечение» выборов президента 16 июня 1996 г.; копии расписок в получении денег, выданных В. Соловьевой (Властилиной) ста ведущим политикам России (по списку «НГ»); благодарность Президента Ельцина за участие в выборах на имя В. Анпилова; статья в «Нью-Йорк таймс» «Подменили ли Ельцина?». В руки журналистов американской газеты попали копии бланков с анализами крови Ельцина до и после операции. На бланках – разные группы крови. Также анализируются фотографии Ельцина до и после операции. Журналисты приходят к выводу, что в течение суток, когда Черномырдин исполнял обязанности президента, Ельцина подменили; монолог мальчика, которого пытался изнасиловать мэр Санкт-Петербурга Собчак; фотография тайного венчания Анатолия Чубайса и Татьяны Дьяченко; запись интервью с одноклассником Лифшица, рассказывающего о том, что тогдашний министр финансов в школе таскал деньги из пальто соучеников в гардеробе. Позабавилась и «Комсомольская правда» (04.08.1997 г.), опубликовавшая такое сообщение: «Как стало известно из достоверных источников в канцелярии Его Святейшества, Борис Березовский и Владимир Гусинский ведут тайные консультации с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II относительно восстановления монархии в России. Кажется, Глава Русской православной церкви пообещал благословить этот проект в обмен на лоббирование бизнесменами закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в той редакции, которая устраивает РПЦ... Восстановление монархии необходимо Березовскому и Гусинскому для того, чтобы закрепить статус-кво крупнейших монополистов в области СМИ».

СМИ не ограничиваются «безобидными» розыгрышами, они организуют мистификации, предлагая обществу рецепты «спасения России». Так, в течение почти десятилетия политики, политологи и СМИ праволиберального направления рекламировали чилийского диктатора Пиночета в качестве образца для подражания с целью «экономического возрождения», одновременно именуя его жертвы «сбродом». Все эти годы на Западе на персону Пиночета было наложено табу, его упоминание считалось признаком дурного тона. Генерала продержали 1,5 года под арестом и не где-нибудь, а в Англии, потом депортировали в Чили, где лишили иммунитета и угрожают тюремными нарами. Ну, а наши почитатели преступника-«харизматика» извинились перед читателями? Нет, конечно. Как ни в чем не бывало вычеркнули имя узурпатора из своего политического репертуара и переключились на другие «знаковые фигуры». И одновременно наши СМИ демонизируют образы далеко не безгрешных Милошевича, Саддама Хусейна.

Контент-анализ международной информации наших СМИ обнаруживает непрофессионализм, несуразности, не выдерживающие критику критерии отбора первоочередных объектов внимания.

Из личной «копилки курьезов» извлеку один. Газета «Московский комсомолец» в информации «Клинтон привез деньги для борьбы с партизанами» (31.08.2000 г.) сообщила: «Президент США в рамках своего международного турне посетил Колумбию и объявил о выделении 7,5 млрд. долларов на поддержку ориентированного на Вашингтон правительства этой центральноамериканской страны». Только в одной фразе газета сподобилась сделать три ошибки: США выделили Колумбии не 7,5 млрд., а 1,3 млрд. долларов; правительство Колумбии ориентировано на Вашингтон не более других государств региона; Колумбия – не центральноамериканская, а южноамериканская страна. Словом, почти как в ответе армянского радио на вопрос: правда ли, что гражданин Карапетян в денежно-вещевую лотерею выиграл автомашину «Волга»? – последовал ответ: во-первых, не в лотерею, а в подкидного дурака, во-вторых, не «Волгу», а ишака, в-третьих, не выиграл, а проиграл.

Освещающие исключительно международную тематику периодические издания, выходящие в Москве, это – журнал МИДа РФ «Дипломатический вестник», журналы «Международная жизнь», «Иностранная литература», «Новое время», «Дипломат», «Эхо планеты», «Зарубежное военное обозрение», «Вокруг света», газета «За рубежом». Другая категория изданий – журналы профильных институтов РАН «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и Новейшая история», «США – Канада: экономика, политика, культура», «Азия и Африка сегодня», «Проблемы Дальнего Востока», «Латинская Америка». Общий разовый тираж всех упомянутых изданий – около 100 тыс. экз. (Пресса для всех, М., 2001 г.)

В кривом зеркале

Парадокс: в зарубежных СМИ и общественном мнении образ нашей страны, ее народа даже в критические ситуации «холодной войны» был менее негативным, нежели ныне,когда Россия признала главные ценности Запада – рыночную экономику и политический плюрализм.

Демонизация советской системы сочеталась с сочувствием к народу-богоносцу, мученику, наследнику великого культурного прошлого. Сегодня многоканальные СМИ отлучают от цивилизованного мира уже не систему, но российское общество. Испарились благородные персонажи Тургенева, Достоевского, Толстого.

Ручаюсь, что густой замес русофобии много опаснее улетучившегося антисоветизма.Тот провоцировался политикой наших верхов, «рукой Кремля», а советские люди вызывали на Западе пусть часто и показное, но сострадание и симпатию. А вот русофобия инспирируется на более фундаментальной основе. С позиции биологического детерминизма русских, коими считают всех представителей бывшего СССР, наделяют такими, якобы присущими нам чертами, как тяга к разрушению, склонность к жестокости, насилию, мазохизму. Словом, симбиоз византийского коварства и скифского варварства, необузданная, с хватательными рефлексами генетически ущербная популяция. Так культивируемая мозговыми центрами Запада русофобия сменила примитивный антисоветизм времен «железного занавеса».

Кстати, у большинства посетивших Россию иностранцев сложилось более положительное впечатление о стране в сравнении с сюжетами собственных СМИ. В США, наоборот, штатные пропагандисты считали более предпочтительной «информацию из вторых рук» (буклеты, теле-, видео- и кинофильмы) в сравнении с «информацией из первых рук», имея в виду, что иностранец, особенно из развивающихся стран, сталкивается в Америке с фактами социального неравенства, расовой нетерпимости, ксенофобии.

США и другие страны НАТО, их многоликие союзники, а также исповедующие радикальные идеи ислама государства превратили круглосуточный и массовый антироссийский «черный пиар» в целенаправленные акции информационных войн. Планировщики и организаторы этих войн используют два основных преимущества – однополярность мира и глобализацию информационного пространства.

В формирующих общественное мнение зарубежных СМИ современная Россия отражена как криминальное государство и общество в трех ипостасях: Чечня и вольница анархии на всем российском пространстве, беспредел бандитских разборок, погрязшая в коррупции власть по всей ее вертикали. Все это – правда, но только часть правды.

После гибели атомной подлодки «Курск» антироссийская тематика дополнилась предсказаниями техногенных катастроф, подрывающих жизненные устои нации. Германская газета «Вельт» договорилась до утверждения, что «Курск» сыграет сегодня такую же роль, как в 1917 г. «Аврора», назвав Россию «потемкинской деревней величиной в империю, которая владеет лишь одной способностью – лгать». (Независимая газета, 24.08.2000 г.)

Не следует, поэтому удивляться, что стоимость ежегодного экспорта Мексики достигает 160 млрд. долларов, Китай по объему прямых иностранных капиталовложений занимает второе место в мире, и даже «банановая» Латинская Америка получает в 10 раз больше зарубежных инвестиций, чем Россия. В этом было бы поверхностно усматривать лишь козни враждебной пропаганды, притом, что она – важный компонент мощного механизма дестабилизации России для ее превращения во второразрядную державу.

В разжигании антироссийских настроений, как некогда – антисоветских, тон задают влиятельные силы Запада.Уже в 2000 г. госдепартамент США предостерег американских предпринимателей об опасности ведения бизнеса в России. Они, по уверениям госдепа, могут столкнуться с угрозой ареста. Соответствующее уведомление было включено в список документов, распространяемых консульской службой внешнеполитического ведомства США. Этот демарш напрямую связан с делом гражданина США Поупа, обвиненного российскими властями в шпионаже. Как утверждает госдепартамент, особый риск для бизнесменов из США представляет сотрудничество с компаниями военно-промышленного комплекса России. «Любое недопонимание или спор в таких делах может привлечь к себе внимание служб безопасности и в итоге обернуться расследованием или обвинением в шпионаже», – говорится в уведомлении госдепартамента. (ИТАР-ТАСС, Вашингтон, 5.10.2000 г.)

Конечно, «новые русские» за рубежом – не лучшая визитная карточка России, и трудно не согласиться с автором статьи «За что нас не любят. Особенности национальной охоты и рыбалки как фактор во внешней политике России» Виктором Кременюком (Независимая газета, 19.05.2000 г.), писавшего: «Новые русские с показным шиком покупали квартиры и особняки, яхты и автомобили, всячески демонстрировали свое богатство и благополучие. Социальных контрастов хватает и на Западе, но столь оголтелого цинизма, бравады, демонстративного пренебрежения элементарными нормами этики и морали там давно не видели. Причем все это шло из той самой страны, которая ежегодно просила в долг у МВФ очередные кредиты под любые проценты и с неохотой откликалась на приглашение хотя бы в общих чертах отчитаться в использовании полученных денег». Портрет написан с натуры. Но на Западе отлично знают, что образ жизни части населения, причем части незначительной, и всей нации – вещи разные. Однако повадки «мещан во дворянстве» и уголовников метят этнопсихологическим знаком всю нацию с ее не только настоящим, но прошлым и будущим. «Такая подтасовка преследует цель поселить в нас чувство национальной униженности и вины за свое прошлое», – отмечал по иному случаю кемеровский губернатор Аман Тулеев в статье «Нельзя жить на коленях. Комплекс вины, ставший визитной карточкой России, умело используют наши соседи по мировому сообществу». (Независимая газета, 6.10.2000 г.)

Даже качественная пресса скатывается к иррациональной русофобии. Образчик – статья, опубликованная на редакционной полосе влиятельной канадской газетой «Оттава Ситизен» под кощунственным заголовком «Россия при Путине будет таким же барахлом, как всегда». Вот ее фрагмент: «С вступлением Владимира Путина в должность все принялись гадать: не окажется ли он тем чудотворцем, который, наконец, сделает Россию нормальным государством. «Нормальное» в случае России означает грязное, коррумпированное, угрожающее и бессмысленное. Ничего хорошего здесь никогда не происходило и не произойдет. Россия – это кусок навоза, завернутый в капустный лист и спрятанный в сортире». Остается добавить, что пасквиль опубликован в 2000 г. аккурат в тот день, когда Россия со всем православным миром праздновала день Рождества Христова.

Понадобились трагические события 11 сентября 2001 г., чтобы высветить в западных СМИ подлинный образ нашей страны.Оказалось, что российские реалии – это не только война в Чечне, уголовный беспредел и коррупция. Сейчас Западу приходится признавать роль России в борьбе с международным терроризмом.

И хотя постсоветский миропорядок погребен под развалинами небоскребов Нью-Йорка, информационная война против России продолжается.Ее застрельщик в США – самая влиятельная в стране газета «Вашингтон пост» (газете принадлежит также еженедельник «Ньюсуик», кстати, издававший в Москве совместно с Гусинским журнал «Итоги»). Через четыре месяца после теракта в США газета в редакционной статье «Продолжение войны в Чечне» призвала президента Буша обусловить партнерство с Россией «ее поведением в собственной стране» – войной в Чечне и покушением на свободу СМИ. (Washington Post, 9.01.2002 г.) Тогда же газета «Монд» приурочила к визиту В.В. Путина в Париж репортаж из Чечни о «злодеяниях, совершаемых под лживым предлогом антитеррористической борьбы».

Принято считать, что спорт – вне политики. Но «холодная война» задела ледяное поле Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити: за присуждением «золота» в фигурном катании российской паре последовала целенаправленная кампания информационной войны.

Наиболее убедительный аргумент для организаторов антироссийской пропаганды – наши собственные СМИ.Не исторический журнал, а самое массовое издание воспроизвело отрывок из письма великого князя Георгия Михайловича жене, греческой принцессе, посланного вслед за убийством царской семьи: «Я совершенно раздавлен всем, что здесь произошло. Как ты знаешь, России больше не существует. Она была продана Германии евреями с помощью русских предателей. Русские ничего не имеют в своих мозгах, кроме водки. Они пили ее в течение столетий и потому поглощены ею. Если американцы в один прекрасный день придут сюда, я не удивлюсь, что они продадут всех жителей, как когда-то продали негров. Зулусы более цивилизованны, нежели русские». (Совершенно секретно, № 1, 2000 г.) Голос отчаяния и скорби достоин тихой обители, но не цирковой арены.

Самое острое поле информационной войны – события вокруг Чечни. Наиболее широко используются высказывания тех российских политиков и журналистов, которые руководствуются принципом «чем хуже, тем лучше».

Прилюдное смакование комплекса вины сочетается с неприличной идеализацией Запада, прощением, точнее – забвением, всех преступлений США за рубежом – от интервенций в латиноамериканские страны до войны во Вьетнаме и агрессии против Югославии.

Факт, что на протяжении последнего полувека наибольший размах в организации психологических, а затем информационных войн демонстрируют именно США. При проведении США военных акций степень их открытости определялась не неизменными принципами, а конъюнктурой. Когда в 1983 г. была совершена ничем не оправданная агрессия против Гренады, население которой в 100 раз меньше числа жителей Нью-Йорка, информационную блокаду установили в соответствии с заветом командующего армией северян времен Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана: «Невозможно вести войну в условиях свободы печати». (The Christian Science Monitor, 17.01.1996 г.) А менее чем через 10 лет операция «Буря в пустыне» стала первой в истории войной в прямой телетрансляции.

В ходе войны в Персидском заливе утвердилась «дипломатия Си-эн-эн» – эффективная демонстрация в прямом телеэфире победной мощи «на земле, в небесах и на море» впервые заявившей о себе единственной супердержавы. Если под руинами нью-йоркских небоскребов оказался погребен самопровозглашенный миропорядок, то начало афганского похода эксклюзивно воспроизвела пунктиром на ночном небосклоне телекомпания «Аль-Джазира» маленького Катара. И это не могло не поставить под сомнение американскую монополию на формирование глобального общественного мнения.

Первая фаза войны в Афганистане была окутана завесой небывалой секретности. Информация для СМИ подверглась фактической цензуре. Генпрокурор и министр юстиции Джон Эшкрофт поручил федеральным ведомствам «скрывать информацию от общественности, если это только возможно». В частности, были запрещены к публикации фото агентства Рейтер убитых в результате американских бомбардировок афганских детей. В этой связи лондонский еженедельник «Нью стейтсмен» отмечал, что «в несогласие с бомбардировками Афганистана был автоматически встроен постыдный антипатриотизм». Попутно ФБР объявило о намерении установить контроль за сетями ведущих американских провайдеров Интернета (Российская газета, 21.11, Независимая газета, 22.11.2001 г.). Никогда столь пристрастно СМИ и власти США не придерживались политики двойного стандарта, как в оценке собственных антитеррористических действий и по существу аналогичных акций вокруг Чечни.

После 11 сентября воздействие руководства США на мировое общественное мнение стало более целенаправленным.Еще в 1999 г. президент Билл Клинтон подписал директиву за номером 68, цель которой – «влиять на зарубежную аудиторию таким образом, чтобы это благотворно сказывалось на достижении целей, поставленных перед американской внешней политикой». Разработчики программы под названием «Международная публичная дипломатия» – госдепартамент, министерство обороны, ЦРУ, некоторые другие госструктуры. Программа ориентирована не только на зарубежную, но и на внутреннюю аудиторию, и этот факт часть общественности США расценила как «промывание мозгов». Например, Сет Акерман из ассоциации газетных изданий «За честную и правдивую информацию» считает, что, «когда внешняя политика Клинтона не принимается на ура за рубежом, президент тут же начинает прибегать к пропаганде».

В США через несколько месяцев после теракта были оглашены планы создания при администрации президента специального ведомства внешнеполитической пропаганды, которое по сведениям «Нью-Йорк таймс», почерпнутым из официальных источников, будет «координировать публичные заявления госдепартамента, Министерства обороны и других федеральных органов, включая «Голос Америки». Цель – улучшить репутацию Америки в зарубежных странах, не склонных соглашаться с ролью США как гегемона и всемирного шерифа. «Нас не слышат в мире, нас не понимают», – жаловалась новый директор по имиджу и «публичной дипломатии» госдепа Бирс. (Независимая газета, 22.02.2002 г.) «Значительная часть человечества не любит Америку», – в свою очередь заявил представитель президентской администрации газете «Нью-Йорк таймс». По сведениям газеты, новое ведомство будет контролировать «огромную коммуникационную сеть американских посольств, их отделов по связям со СМИ, а также вещательную сеть, находящуюся ныне в подчинении госдепартамента». (Известия, 21.02.2002 г.)

Наиболее амбициозные планы вынашивает Пентагон. В его структуре создано спецподразделение – Отдел стратегического влияния, задача которого – обеспечение «позитивного восприятия» во всем мире внешней политики, военных планов и действий США, включая распространение дезинформации. С этой целью используются, в частности, возможности PR-агентства «Рэндон груп», которое по заказу ЦРУ в ходе операции «Буря в пустыне» состряпало фальшивку об убийствах младенцев в родильных домах иракскими солдатами, вторгшимися в Кувейт. (Независимая газета, 21.02.2002 г.) Из-за разразившегося скандала деятельность новорожденного Отдела стратегического влияния была приостановлена. Надо полагать – временно. Сравнимое только с послевоенным периодом начала «холодной войны» усиление аппарата психологического, информационного противоборства мотивируется, разумеется, нуждами борьбы с международным терроризмом.

Правила игры должны быть одинаковы для всех. У России ничуть не меньше оснований и прав заботиться о своем реноме, своей репутации, чем у любого другого государства, включая США.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...