Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНФОРМАЦИЯ И ДИПЛОМАТИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В СВЕТЕ ДОКТРИНЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ. Хачатуров К.А.

СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА МИДа РОССИИ. Яковенко A.B.

ИНФОРМАЦИЯ И ДИПЛОМАТИЯ. Извеков H.H.

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Кашлев Ю.Б.

ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ДИПЛОМАТИИ К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Сеидов В.Г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ. Ранних A.A.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Смирнов А.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ СОЗДАНИИ БАЗОВОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ДИПЛОМАТ». Галкин В.Е., Кретов B.C., Пинчук И.C.

ЧЕМ ПЛОХА МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ? Федоров A.B.

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ КРИЗИСОВ И КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Абаев Л.Ч.

РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАСОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Анисимов О.С.

ВОЗМОЖНО ЛИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ? Степанов A.M.

В начало

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В СВЕТЕ ДОКТРИНЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

К.А. Хачатуров

После ощутимых потерь на фронтах информационных войн уже в канун распада СССР российское руководство в последнее время осознало необходимость адекватной защиты информационных ресурсов государства на уровне его национальных интересов. Обратимся к основополагающим документам.

Впервые в рамках Концепции национальной безопасности РФ(утверждена и.о. Президента В.В. Путиным 10.01.2000 г.) наряду с национальными интересами России в социальной, духовной, международной, военной, пограничной, экологической сферах были прописаны (по очередности – на третьем месте) интересы в информационной сфере,которые «заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа».

В упомянутом документе отмечается: «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним». (Российская газета, 18.01.2000 г.)

Развивать Концепцию национальной безопасности в информационной сфере призвана Доктрина информационной безопасности (ДИБ) РФ.В конце июня 2000 г. Совет Безопасности рассмотрел документ, который должен укрепить национальное информационное пространство России, поставить заслон от внешнего противника и сделать Россию конкурентоспособной на мировом информационном рынке. Президент РФ определил 4 группы задач ДИБ: соблюдение конституционных прав и свобод граждан; развитие отечественной индустрии средств массовой информации, коммуникации и связи, обеспечение выхода российской продукции на мировой рынок; создание гарантий безопасности информационных и телекоммуникационных систем; информационное обеспечение деятельности государства. «Очевидно, что завтрашний день в мировой политике и экономике будут определять информационные ресурсы, – заявил Президент РФ. – От решения проблем в этой сфере зависит и будущее нашей страны. Важно определить национальные интересы, рассмотреть возможные угрозы и методы защиты от них». (Российская газета, 27.06.2000 г.)

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов России в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. (Российская газета, 28.09.2000 г.)

Внешнеполитическая составляющая ДИБ включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни. Для достижения этого необходимо укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан. Попутно отмечается недостаточная государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Из внешних угрозинформационной безопасности в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики России, распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российского государства.

В перечне видов угрозинформационной безопасности – вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

В перечне источников угрозинформационной безопасности – деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; разработка рядом государств концепции информационных войн.

Почти одновременно с ДИБ впервые за последнее десятилетие был принят такой базовый документ как Концепция внешней политики РФ,в которой подчеркивается: «На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности». В пункте «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности» раздела «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» записано: «Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом». (Российская газета, 11.07.2000 г.)

Итак, на уровне государственной политики поставлена приоритетная задача формирования за рубежом позитивного восприятия России.В соответствии с этой задачей, выступая при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию, В.В. Путин говорил, что «...важным направлением внешнеполитической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране – это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безопасности». (Российская газета, 11.07.2000 г.)

Нередки утверждения о невозможности проведения информационных кампаний за рубежом, поскольку у россиян еще не вызрела национальная идея. Судьбоносность вопроса – за рамками этой статьи, потому ограничимся констатацией многомерности этого понятия. Ярчайший выразитель национальной, точнее, государственной идеи Российской империи – «самодержавие, православие, народность» – Константин Победоносцев был обер-прокурором Синода (1880–1905) в канун трагических событий, положивших начало рождению нового государства. Его народы по-настоящему восприняли государственную идею как общенациональную лишь в Великую Отечественную войну. В остальные семь десятилетий идеологический аппарат культивировал, и не без успеха, синдром «осажденной крепости» (не считать же национальной идеей партийный девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), а в последующем – кодекс поведения одной из двух супердержав.

Однако национальная идея – не фрукт, у которого есть естественный период созревания, и никому неведомо, когда народы России выстрадают искомую идею в качестве объединяющего фактора. Не ждать же этого дня. Достаточно, что руководство государства сформулировало приоритеты в областях внутренней и внешней политики. Их популяризация за рубежом, в более широком диапазоне – создание пристойного образа России, и есть наипервейшая задача внешнеполитической пропаганды. Не оговорился в упоминании этого понятия. Пропаганда – осязаемая реальность, и сей нуждающийся в реабилитации термин бытовал еще в эпоху Римской империи. Здравствует поныне. «Педагог учит – как думать, а пропагандист – что думать» – эта крылатая фраза принадлежит известному американскому специалисту в области теории и практики СМИ, в годы войны начальнику отдела планирования «операций в сфере морали» Управления стратегических служб – предшественника ЦРУ – М. Чукасу.

И все же в целях единообразия сохраним пока термин «внешнеполитическая информация» при всей его неточности. Во-первых, внешнеполитическая информация дословно предполагает разъяснение лишь внешней политики, которая хотя и важный, но только один вектор предлагаемой зарубежной аудитории тематики. Во-вторых, пропагандистский комплекс – понятие более широкое, нежели информационный (первый, например, также включает культурно-информационные центры, дома науки и культуры, курсы русского языка и т.д.). И уж совсем неудачен термин «зарубежная информация», поскольку предполагает распространение информации о России за рубежом, а реальный смысл прямо противоположен.

Двоедушен западный эквивалент термина «внешнеполитическая пропаганда» – «публичная дипломатия», подразумевающая, что ее источник – официальные лица, притом высокого уровня (в США, например, президент, его окружение, руководители государственного департамента, послы), апеллирующие к зарубежному общественному мнению в целях его поддержки политических установок, предлагаемых коммуникатором. Между тем ткань информационной войны – поставленная на конвейер «черная пропаганда», которая столь же отлична от публичной дипломатии, как монахиня от публичной женщины.

Рассмотрим цели ДИБ в области внешнеполитической информации в контексте усиливающихся угроз ведущих государств – доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего информационного рынка. Что касается разработки концепции информационных войн, нарушения нормального функционирования информационных ресурсов, несанкционированного к ним доступа, то первая угроза ДИБ и способы ее преодоления – тема самостоятельная (хотя информационные войны – проблема «сквозная»), а вторая угроза – в плоскости научно-технической и функциональной – в компетенции в основном ФАПСИ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...