Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА МИДа РОССИИ

A.B. Яковенко

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации, ее общества и граждан. Россия – активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий «холодной войны», продвижение реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства. В этих условиях, как следует из новой Концепции внешней политики, особое значение приобретает информационное обеспечение внешнеполитической деятельности.

Важным ее направлением является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях России по основным международным проблемам, ее внешнеполитических инициативах и действиях, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране политических и экономических процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом.

Информационная революция в сочетании с активно идущими в мире процессами глобализации продолжают оказывать мощное влияние на мировую политику.

В ведущих промышленно развитых странах такая поддержка обеспечивается как на государственном уровне, так и за счет информационного поля, создаваемого негосударственными средствами массовой информации. Независимые средства массовой информации все чаще берут на себя роль проводников внешней политики,активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитического курса страны. Чем сильнее и активнее национальные СМИ, тем больше возможностей они открывают для своего государства в мировой политике.

С появлением новых средств связи, в частности Интернета, возможности информационного обеспечения внешней политики государств стремительно возросли. Однако переход от открывающихся возможностей к их практической реализации оказался достаточно сложен. Действительно, сегодня на пути продвижения информации нет прежних барьеров. Но не все страны оказались готовыми к информационной революции. Сказываются различия в их экономическом и технологическом потенциале.

В нынешних условиях на первое место выдвинулась задача аргументации внешнеполитического курса, разъяснения всех нюансов как намерений, так и практических шагов государства. Это относится к области не только внешней, но и внутренней политики, так как многие их составляющие в современном мире тесно переплетены и взаимосвязаны.

В России демократические преобразования также открыли широкие возможности для становления и развития средств массовой информации. Закон о СМИ, принятый в 1991 г., по оценке многих, в том числе международных специалистов, является самым либеральным в мировой практике. Причем не только для российских, но и аккредитованных в России иностранных журналистов. Закон открывает широкие возможности для распространения и обмена информацией, создает для этого должное правовое поле.

В подходах к формированию информационной политики и внутри страны, и в рамках мирового сообщества в целом Россия исходит из понимания того, что реальной альтернативы многополярной системе международных отношений, отражающей многоликость современного мира, не существует. Многополярный мир – это, естественно, и наличие широкого спектра информационных полюсов.

Вместе с тем информационное поле продолжает оставаться сферой, потенциально несущей в себе угрозы поддержанию мира и безопасности. Имели место примеры использования сфабрикованной информации для создания предпосылок к принятию военно-политических решений, за которыми следуют военные акции, а также «гуманитарные интервенции».

Нередко используются информационные «вбросы» для подрыва имиджа отдельных государств, в том числе в целях недобросовестной экономической конкуренции.

Россия располагает немалыми ресурсами для укрепления своего информационного влияния в мире. Для этого необходимо понимание актуальности стоящей задачи и воля в ее практическом решении.

Особенности и специфика деятельности пресс-службы МИДа. Структурное построение, направления, формы работы. Основополагающие направления новой Концепции внешней политики в сочетании с изложенными соображениями определяют функции и задачи пресс-службы МИДа России, которые возложены на Департамент информации и печати (ДИП).

Департамент информации и печати является структурным функциональным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел России.

В число основных задач, возложенных на ДИП, входит:

w участие в разработке и осуществлении мероприятий по информационному обеспечению внешней политики Российской Федерации, широкому информированию о ней отечественной и зарубежной общественности, формированию правильного понимания сути и целей инициатив и конкретных акций на международной арене;

w проработка международных информационных проблем и обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях и форумах по информационной тематике;

w участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере;

w аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в России и оказание им содействия в профессиональной деятельности.

Для выполнения этих задач ДИП распространяет официальную информацию по вопросам, касающимся внешней политики России, проводит пресс-конференции и брифинги, содействует организации выступлений высоких российских представителей в Пресс-центре МИДа, участвует в информационном обеспечении государственных визитов в Россию, а также визитов за границу на высшем и высоком уровне государственных должностных лиц и делегаций Российской Федерации, проводит консультации на двусторонней и многосторонней основе с зарубежными партнерами, участвует в подготовке международных договоров и соглашений по вопросам, касающимся информационной сферы, выпускает «Информационный бюллетень» МИДа России, журнал «Дипломатический вестник», обеспечивает информационное наполнение Web-сайта Министерства в Интернете.

Структура Департамента информации и печати МИДа России соответствует стоящим перед ним задачам.

В качестве одного из основных звеньев деятельности Департамента стоит выделить Отдел оперативной информации. В его функцию входит своевременное доведение до российской и зарубежной общественности, политических кругов, отечественных и зарубежных СМИ официальной позиции России по текущим международным проблемам. Это осуществляется как путем рассылки сообщений для печати в соответствующие СМИ (так называемый заочный метод), так и в ходе непосредственного общения с представителями СМИ по телефону или во время брифингов официального представителя МИДа, которым является директор Департамента, или уполномоченного им лица.

В течение года ДИП передает в средства массовой информации порядка двух тысяч инициативных информационных материалов. С помощью электронной связи удалось существенно ускорить прохождение официальных материалов до СМИ. Важную роль в обеспечении доступности информации МИДа играет оперативное выставление официальных материалов на Web-сайте МИДа России в Интернете.

Отдел средств массовой информации обеспечивает прямую и обратную связь Министерства со средствами массовой информации. В отличие от Отдела оперативной информации упор сделан здесь не на моментальном реагировании и не на распределении официальной информации, а на мерах планового, долгосрочного характера. Речь идет, главным образом, об организации интервью руководства Министерства российским и зарубежным СМИ, пресс-освещении проводимых МИДом мероприятий.

Координацией всех вопросов международного сотрудничества в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы занимается Отдел международных информационных проблем. Отдел обеспечивает участие России в международных организациях и форумах по информпроблемам, в том числе в выработке международных стандартов в области СМИ и информационных свобод: содействует внедрению этих стандартов в российское законодательство, включая:

– проведение экспертных оценок проектов нормативных актов;

– получение внешнего содействия в развитии отечественного телевидения, радио, кинематографа;

– обеспечение более широкого «включения» российских специалистов и технологий в международные информационные и коммуникационные проекты;

– обобщение и анализ информации о международных информационных процессах, подходах различных государств к проблемам информации, свободе слова и ответственности СМИ и журналистов. В этой деятельности ДИП МИДа тесно сотрудничает с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством культуры, Министерством связи, Роспатентом, Союзом журналистов России, рядом других ведомств и профессиональных организаций журналистов.

Значительная часть работы по информационному обеспечению внешнеполитического курса России внутри страны и на международной арене проводится на базе Пресс-центра. Его деятельность осуществляется по следующим направлениям: информационное обеспечение визитов в Россию на высшем и высоком уровне, организация и техническое обеспечение регулярных брифингов и пресс-конференций для российских и зарубежных СМИ по актуальным вопросам внешней политики России.

Важной составной частью деятельности Пресс-центра является поддержание тесных контактов с зарубежными корреспондентами, аккредитованными в России. Работа с иностранными корреспондентами включает в себя оказание визовой поддержки иностранным журналистам, их аккредитацию при МИДе России (необходима для осуществления инкорами профессиональной деятельности на российской территории), содействие в решении практических вопросов пребывания, помощь в доступе к источникам информации.

При Пресс-центре МИДа России аккредитовано более полутора тысяч иностранных корреспондентов и техсотрудников, представляющих 707 средств массовой информации из 84 стран.

Деятельность ДИПа на направлении информационного сотрудничества со странами СНГ оформилась как самостоятельный участок работы не так давно. Основное внимание сосредоточено на проблемах развития двусторонних связей в этой сфере, формирования информационного пространства СНГ в соответствии с решением Советов глав государств и глав правительств СНГ.

Печатные и электронные издания.

1. Web-сайт МИДа России. С появлением Интернета возможности информационного обеспечения внешней политики государств существенно возрастают.

Задача реорганизации в 2000 году Web-сайта МИДа состояла в том, чтобы сделать его привлекательным, полезным и удобным для всех категорий пользователей, включая российских и зарубежных организаций, общественных, политических и деловых кругов, политологов, журналистов, студентов и других. Сайт ориентирован также и на граждан, интересующихся внешнеполитическими делами, проблемами двусторонних отношений либо стремящихся получить информацию по другим вопросам.

Содержательную основу сайта составляют, прежде всего, выступления Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Министра иностранных дел и других официальных лиц Российской Федерации, заявления и сообщения МИДа России, нормативные акты федеральных органов исполнительной и законодательной власти по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам. Сайт содержит тексты основополагающих документов по внутренней и внешней политике России, программные выступления российских делегаций на международных форумах, тексты межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, справочно-информационные материалы о деятельности России в международных и региональных организациях на двустороннем уровне, информацию по консульским вопросам, другие материалы.

На нынешнем этапе на сайт выставляется информация на русском языке с постепенным наращиванием объема материалов на английском, французском, испанском языках.

Всю работу по наполнению сайта осуществляет созданная в этих целях редакция.

В разделах сайта, раскрывающих положение дел в развитии двусторонних отношений с зарубежными государствами помещена информация об основных вехах истории этих отношений, а также о специфических особенностях конкретных стран. Здесь же – материалы о наиболее знаковых встречах, носивших исторический характер, и их итогах, действующей договорно-правовой базе, а также о внедренных и успешно работающих совместных проектах, о наших подходах и предложениях по углублению сотрудничества в различных сферах, об опыте регионального взаимодействия и т.д.

Содержание двусторонних отношений раскрывают материалы о консульских отношениях с отдельными государствами, о гуманитарных аспектах сотрудничества, о положении соотечественников в соответствующих странах, о соглашениях и договоренностях в этой области, существующих проблемах и подходах России к их решению.

В числе важнейших блоков сайта – экспресс-информация МИДа России, включающая ежедневный «Информационный бюллетень», анонсы наиболее значимых новостных материалов, заявления, выступления, статьи и интервью Министра иностранных дел и его заместителей, заявления МИДа и его официального представителя, сообщения МИДа, ответы на вопросы пользователей Интернета и журналистов.

Крупный блок информации на сайте посвящен подходам и участию России в решении международных и региональных проблем, в развитии культурного сотрудничества, в разрешении конфликтов и борьбе с трансграничной преступностью.

В разделе «Консульская служба» представлена практически исчерпывающая информация о консульских функциях дипломатических представительств нашей страны за рубежом и соответствующих учреждений в России, о порядке обслуживания физических и юридических лиц. Здесь помещены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность консульской службы, и информация для выезжающих за границу.

В разделе «Дипломатическая служба» – информация о структуре МИДа, о новых назначениях, о дипломатических и консульских представительствах России за рубежом, а также зарубежных в России, о представительствах МИДа России в субъектах Федерации, о деятельности по обслуживанию дипломатического корпуса, об учебных заведениях Министерства. Здесь же выставлены историческо-документальные материалы, а также содержания печатных изданий МИДа.

В разделе «Экономическая дипломатия» размещена информация о внутреннем законодательстве России и ее субъектов в экономической сфере. Здесь же находятся материалы о торгово-экономической, валютно-финансовой и инвестиционной политике нашего государства и его регионов, а также материалы Правительства, федеральных министерств и ведомств, в частности таких, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и другие. В разделе даны ответы на вопрос о том, что делает российская дипломатия для обеспечения благоприятных условий для российских производителей, российского бизнеса, крупных и мелких предпринимателей, в том числе в вопросах выхода на зарубежных партнеров, налаживания взаимодействия и сотрудничества, защиты интересов российских бизнесменов.

Полное представление о Web-сайте МИДа России и его составляющих можно получить непосредственно на его страницах по адресу: www.mid.ru.

Доступ на сайт не содержит ограничений и открыт для всех пользователей.

2. «Дипломатический вестник» МИДа России – официальный орган российского внешнеполитического ведомства. Под нынешним названием журнал ежемесячно издается с января 1992 года. До этого он выходил под названием «Вестник Министерства иностранных дел СССР». Тираж – 2000 экземпляров.

«Дипломатический вестник» является, по существу, одним из наиболее полных российских источников официальной дипломатической и международной информации. На его страницах освещаются практически все аспекты внешнеполитической деятельности государства.

В рубрике «Официальные материалы» регулярно публикуются указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, выступления Президента по вопросам внешней политики. Максимально полно представлены материалы о визитах на высшем и высоком уровне, участии российских руководителей в крупных международных акциях, а также визитах в Россию лидеров зарубежных стран и международных организаций, хроника международной деятельности Федерального Собрания РФ. Важнейшее место отводится информации о деятельности Министра иностранных дел, других руководителей Министерства.

Одной из программных, определяющих направление журнала все отчетливее становится рубрика, освещающая события в рамках СНГ, в которой публикуются многосторонние и двусторонние документы, отчеты о визитах на различных уровнях.

На страницах журнала довольно полно отражается участие России в работе международных организаций и в первую очередь ООН.

Вопросы текущей оперативной работы МИДа (заявления МИДа, хроника, назначения, награждения и т.п.) сгруппированы в рубрике «Дипломатическая служба».

В разделе «Пресс-центр» публикуются стенограммы пресс-конференций главы государства, руководителей МИДа.

В журнале регулярно помещаются проблемные статьи, выступления российских послов, разнообразная информация, в том числе связанные с памятными датами, документами из архивов МИДа, воспоминания видных дипломатов.

Отдельная рубрика посвящена ветеранам дипломатического ведомства.

«Дипломатический вестник» направляется в Администрацию Президента и Аппарат Правительства, руководству и во все комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, ассоциации и фонды, редакции газет и журналов, институты РАН, общественные организации, а также руководству и во все подразделения МИДа, его загранучреждения, представительства МИДа в регионах Российской Федерации.

Большая часть тиража распространяется по подписке в России и за рубежом.

«Дипломатический вестник» выставляется также на Web-сайте МИДа России (www.mid.ru).

3. «Информационный бюллетень» МИДа России. Бюллетень выпускается в 16.00 по рабочим дням. Его электронная версия выставляется на Web-сайте Министерства, распространяется среди российских и зарубежных СМИ, дипкорпуса в Москве, передается в российские загранучреждения.

Содержание Бюллетеня составляют выступления Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Министра иностранных дел, других официальных лиц, заявления МИДа России, сообщения для печати, материалы пресс-конференций и брифингов. Издание включает также программные выступления российских делегаций на международных форумах, тексты межправительственных соглашений, справки к визитам, информацию консульской службы, а также другие информационные материалы.

Бюллетень выходит на русском языке, а также переводится на английский язык для направления в электронной версии в российские загранучреждения.

Задачи и практика деятельности пресс-служб российских представительств за рубежом.

Информационно-разъяснительная работа российских представительств за рубежом становится одним из основных направлений в деятельности загранаппарата российской дипслужбы.

Практическая работа пресс-служб российских представительств за рубежом организуется пресс-атташе или советником по информации. На эту должность назначается дипломатический сотрудник загранучреждения МИДа.

Советник по информации (пресс-атташе) оказывает содействие представителям российских средств массовой информации в стране пребывания, отвечает на вопросы журналистов, готовит и распространяет сообщения для печати и пресс-релизы, пишет статьи и письма редактору для публикации в местных СМИ, обеспечивает информационное освещение визитов российских делегаций, проводит брифинги и пресс-конференции, дает интервью иностранным и российским журналистам, выступает с лекциями в различных аудиториях в стране пребывания, ведет переписку с соответствующими организациями по вопросам, входящим в его компетенцию, поддерживает рабочие контакты с представителями средств массовой информации страны пребывания, включая вопросы их аккредитации в России, отслеживает рассмотрение запросов об аккредитации российских журналистов в стране пребывания, изучает местное законодательство, регламентирующее деятельность органов массовой информации страны пребывания и деятельность аккредитованных иностранных журналистов.

В начало

ИНФОРМАЦИЯ И ДИПЛОМАТИЯ

H.H. Извеков

В сфере информации дипломатия, точнее говоря дипломатическая служба, выступает в двух главных ипостасях. В первом случае одной из ее основных задач является сбор и обработка (анализ) информации в интересах проведения государством внешнеполитического курса, обеспечения своей стране достойного места на международной арене.

Другое необходимое направление информационной деятельности дипломатической службы – это обеспечение информационной поддержки внешней политики своего государства, причем как внутри страны, так и, по возможности, за рубежом. В данном контексте дипслужба сама представляет собой важный источник информации. Следует подчеркнуть, что эта исходящая информация носит «направленный» характер, который определяется задачами, стоящими перед дипломатической службой в тот или иной конкретный момент.

Переживаемый нами период, как уже говорилось, принято называть «информационной революцией» либо становлением «информационного общества» и т.д. Разумеется, для таких характеристик существуют многие основания. В их числе можно назвать колоссальное возрастание объемов информации, увеличение ее многообразия по содержанию, равно как и массовое внедрение новых технологий, позволяющих мгновенно передавать информацию на большие расстояния.

Естественно, эти новые обстоятельства создают новые проблемы для дипломатической службы. В первую очередь – необходимость быстро осваивать эти технологии (например, работа в Интернете или «кибер-информационном пространстве»). Нельзя забывать и о тех каналах передачи и получения информации, которые принято ныне считать «традиционными». Речь идет о следующих средствах массовой информации: как электронных (телевидение, радиовещание), так и печатных (газеты, журналы, книги). С позиций дипломатической службы даже в условиях современного «информационного скачка» сохраняет свою большую значимость такой исторически сложившийся канал получения информации, как непосредственное человеческое общение (коллективное и индивидуальное).

Каждый из упомянутых каналов распространения информации имеет свою специфику с точки зрения ее содержания. Глобальная сеть Интернет – это возможность быстро получать разнообразную информацию справочно-фактологического характера. Телевидение и радиовещание представляют собой, главным образом, оперативный источник сообщений событийной направленности. Периодическая печать, в свою очередь, распространяет информацию, в большей мере содержащую элементы аналитики, оценки происходящих событий. Особенно это относится к журналам. Непериодическая печать – книги (монографии, исследования) способны дать представление об истории тех или иных важных международных проблем. В свою очередь, прямое общение с людьми – носителями информации обеспечивает обретение таких сведений и таких деталей, которые практически невозможно получить по названным выше каналам.

Следует еще подчеркнуть, что необходимость работать с оптимально возможным количеством различных источников вытекает из существа и характера задач, стоящих перед информационно-аналитической работой дипломатической службы, поскольку она обязана обеспечивать государственное и политическое руководство страны «качественной» информацией. В первую очередь это касается аналитических материалов. Качество последних определяется такими характеристиками, как «достоверность», «полнота», «актуальность».

Практическая ценность аналитических материалов дипслужбы особо возрастает в тех случаях, когда в них содержатся элементы «упреждающей» информации, т.е. такой, которая дает возможность правильно предвидеть или спрогнозировать дальнейшее развитие политических событий в той или иной стране или даже целом регионе мира.

Практически трудно себе представить, чтобы действительно серьезный аналитический материал мог бы быть подготовлен дипломатической службой на основе лишь двух источников информации, пусть даже весьма солидных и оперативных.

Опыт показывает, что для понимания новых явлений в различных странах мира, имеющих социальную, религиозную или национально-этническую окраску, важно в необходимых случаях вступать в непосредственный контакт с представителями соответствующих движений. Именно прямое общение способно не только дать реальную картину того, каковы планы и цели таких групп, но и получить их достоверный социально-политический и психологический портрет. Последний трудно «нарисовать», используя, скажем, лишь средства массовой информации.

Небольшой пример на этот счет из числа совсем недавних событий. СМИ многих стран много писали о выступлениях «антиглобалистов». Однако из всех этих сообщений практически невозможно понять, почему в рядах этого движения, которое приобрело внушительный размах, вдруг объединились люди, принадлежащие к самому широкому политическому спектру – от крайне правых до крайне левых.

Разумеется, необходимость эффективно работать с оптимально широким набором источников информации в современных условиях делает крайне актуальным повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников дипломатической службы.

Речь, очевидно, должна идти как о сравнительно общих дисциплинах, в частности проблемах современной мировой экономики и международных отношений в области безопасности, так и о более специализированных предметах, в числе которых можно назвать навыки работы в Интернете, а также психологию в ее социальном и индивидуальном ракурсах. Поэтому можно только приветствовать то, что сегодня в нашем обсуждении тема роли психологии в работе с информацией присутствует достаточно весомо.

К сказанному следует, безусловно, добавить, что знание психологии очень важно и применительно к другому направлению деятельности, которой должна заниматься дипломатическая служба. Это «направленная информация», или внешнеполитическая пропаганда.

Для обеспечения эффективности «направленной информации», адресованной зарубежной аудитории в какой-либо стране необходимо принимать во внимание несколько существенных обстоятельств. В их числе можно назвать, прежде всего, реалии социально-экономической ситуации в данной стране, а также сложившийся менталитет основной массы ее населения, равно как и учитывать колебания в политических настроениях в данной среде. Нужно при этом провести различие между понятиями «менталитет» и «общественное настроение». Оно заключается в том, что менталитет формируется под влиянием ряда постоянных или долгосрочных факторов – природно-географической среды, исторически обусловленных особенностей социального и экономического развития страны, и поэтому обладает значительной устойчивостью или инерционностью. Напротив, общественные настроения в любой стране подвержены заметным колебаниям в зависимости от тех или иных событий в национальной и международной жизни и, конечно, в значительной мере находятся под воздействием со стороны средств массовой информации.

Если упомянутые обстоятельства применительно к какой-то стране в расчет не принимаются либо учитываются недостаточно, то пропаганда извне, направленная на эту страну, может оказаться контрпродуктивной даже при условии самого интенсивного ее ведения. Можно сослаться на конкретный пример из реальной жизни, относящийся, кстати, к России. Известно, что с начала 90-х годов американское «присутствие» в информационном поле нашей страны было более чем существенным.

Однако в известном докладе Конгресса США, опубликованном в сентябре 2000 г. и посвященном российско-американским отношениям, отмечался резкий рост антиамериканских настроений в России в течение именно 90-х годов, чего не было даже в самые напряженные годы «холодной войны». Подобный феномен можно объяснить лишь нежеланием или неумением считаться с российскими реалиями, в том числе и в сфере социальной психологии и «русского менталитета» со стороны тех, кто занимался в США вопросами «направленной информации» на Россию.

В заключение хотелось бы в постановочном плане кратко затронуть два вопроса.

Первый. Динамичное развитие глобального информационного поля и широкое внедрение информационных технологий делает актуальным разработку и принятие, например в ООН, основных принципов международного информационного права. Отдельные элементы такого права уже содержатся в некоторых международно-правовых документах: Всеобщей Декларации прав человека (статья 19), Международном Пакте о гражданских и политических правах (статьи 19, 20), Европейской Конвенции о защите прав человека (статья 10), в ряде документов ЮНЕСКО по вопросам распространения информации. Ныне речь может идти о том, чтобы закрепить и развить уже имеющиеся элементы в специальной международной конвенции и, возможно, в других правовых документах мирового сообщества.

Второй. Усиливающаяся потребность в обеспечении информационной безопасности на национально-государственном уровне делает актуальным законодательное оформление понятия «информационный суверенитет». Надо сказать, что многие конкретные моменты, связанные с данным понятием, отражены в «Доктрине информационной безопасности России», утвержденной в 2000 г. президентом Путиным, хотя в самом документе термин «информационный суверенитет» не упоминается. Логично предположить, что многие положения «Доктрины» могли бы быть активно использованы при подготовке ряда российских законопроектов по регулированию вопросов в сфере распространения информации.

В начало

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...