Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ю.Б. Кашлев

По мере того как обмен информацией приобретал массовый характер, эта тема становилась предметом обсуждения в международных организациях. Первой из них стал Всемирный почтовый союз, созданный в середине XIX века. Значительно позже появился Международный союз электросвязи, который действует и по сей день, занимаясь в основном распределением радиочастот мирового эфира между государствами.

Когда радиовещание стало использоваться для пропаганды, в том числе подрывной, против других государств, началось обсуждение идеи о запрещении враждебной радиопропаганды. В предшественнице ООН – Лиге Наций – уже в 1938 г. была принята конвенция об использовании радиовещания в интересах укрепления мира.

Сегодня проблематика международного обмена информацией обсуждается в большинстве всемирных организаций.

В ООН это происходит в основном по трем направлениям. Во-первых. Наиболее важные аспекты данной проблематики поднимаются на сессиях Генеральной Ассамблеи, где принимаются соответствующие резолюции. Так, в декабре 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН по инициативе России приняла резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». Во-вторых, в структуре ООН имеется специальное подразделение – департамент общественной информации, который занимается в основном пропагандой деятельности Организации. В-третьих, существует Комитет ООН по информации, в котором представлены все члены Организации и который рассматривает отношения между государствами в этой области; ситуация в этом Комитете характеризуется острым противостоянием между западными и развивающимися странами.

Вторая по значению всемирная организация – ЮНЕСКО – вплотную занимается проблемами коммуникации и массовой информации, проводит региональные и всемирные конгрессы на эту тему, готовит самые известные исследования, реализует Международную программу развития коммуникации (помощь в этой сфере развивающимся странам).

Вопросы информации и коммуникации присутствуют в деятельности Совета Европы (главным образом, через призму нарушений прав человека в области информации), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, таких специализированных организациях, как Аудиовизуальная Эврика, Европейская аудиовизуальная Обсерватория и др.

Информационные подразделения имеются практически во всех международных организациях, включая НАТО, Движение неприсоединившихся государств и т.д. Кстати, и в СНГ есть органы, занимающиеся проблематикой информации, но, честно говоря, работа их незаметна.

В последние годы во многих международных организациях рассматриваются проблемы, связанные с Интернетом. Так, европейский Союз, точнее Европейская Комиссия, еще в 1994 г. приняла решение о переходе Европы к информационному обществу. В Азиатско-Тихоокеанском регионе активно занимается и информационными делами АТЭС, где имеется специальная группа по электронной коммерции. В арабском мире действует Региональная арабская сеть информационной технологии, объединяющая центры 20 стран. Все больше внимания уделяют проблемам Интернета, электронной коммерции Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и, само собой разумеется, ЮНЕСКО. Не исключено, что в будущем может возникнуть идея объединения усилий и подразделений в этой области в новую единую всемирную организацию системы ООН по электронной информации.

В начало

ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ДИПЛОМАТИИ К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

В.Г. Сеидов

Для России наступило время выработки и применения комплексной, всеобъемлющей и долгосрочной геостратегии новых политических реалий в международных отношениях. Эта потребность вызвана из взаимодействия двух фундаментальных реальностей: США продолжают считать себя единственной сверхдержавой, а Европа остается основной ареной международных интересов Америки. Именно изменение соотношения сил на Европейском континенте, в конечном итоге, будет определять решающее значение, кто и как будет главенствовать в мире.

Влияние Америки и СССР на Европу было беспрецедентно по своему воздействию, но сегодня США «выступает в роли арбитра для Европы, причем нет ни одной крупной европейской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки».

Исследование того, как и каким же образом Вашингтону удалось взять под контроль целый континент, имеет жизненно важное значение для выработки приоритетов внешней политики России на ближайшее будущее. Известные западные политологи прогнозируют, что в ближайшие 30 лет вряд ли кто-либо будет оспаривать статус Америки в четырех главных аспектах силы (военном, экономическом, техническом и культурном).

Разумеется, названные четыре компонента силы в совокупности и определили решающее политическое влияние США в мире. И все же, на наш взгляд, основной удар по советскому строю был нанесен в ходе идеологической борьбы. «Холодная война» была проиграна Москвой по всем показателям, и, прежде всего, потому что внешнеполитическая, как и внутренняя, пропаганда подвергалась жесточайшей цензуре, что лишало советскую информацию оперативности и актуальности.

Известный французский политолог Ф. Бенетон, говоря об идеологии, пишет: «В общеупотребимом языке это понятие не имеет четких очертаний, поскольку стремится объять слишком многое: политические доктрины, религию, философию... Доведенное до предела, всякое утверждение, не являющееся чисто фактическим, становится «идеологическим». Именно идеологизация информации лишала ее привлекательности, а чрезмерная секретность – эффективности. Белый дом между тем весьма умело совершенствовал методы и средства идеологической работы, доведя ее до совершенства, эту сферу деятельности было решено назвать «публичной дипломатией».

«Публичная дипломатия» присутствовала в международных отношениях во все времена, «мы только дали этому явлению новое имя из-за недостатка лучшего описания», – отмечал на слушаниях в американском Конгрессе в 1986 г. председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Д. Фоссэл.

«Публичная дипломатия» США носила многосторонний характер, она была в действии, когда «в начале своей карьеры Анвар Садат, Валери Жискар д'Эстен и Гельмут Шмидт в числе многих других лидеров мира посетили США» по линии правительственных программ. Когда «латиноамериканцы смотрели по своим местным телестанциям фильм «Путешествие», описывающий опасность, присущую всем обществам, в том числе и их собственному – опасность незаконной перевозки наркотиков, или же когда американские астронавты приземлились впервые на Луне, именно работники публичной дипломатии через «Голос Америки» – радиослужба ЮСИА – донесли слова Нейла Армстронга до миллионов людей на Земле».

«Публичная дипломатия» – это информирование международной общественности, поддержание контактов с другими народами в сфере образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного образа своей страны. По признанию самих американцев, публичной дипломатией они занимаются с конца 1940-х годов, но любое изменение расстановки сил на международной арене в последние три десятилетия после войны требовало от Белого дома корректировку задач публичной дипломатии. В 70-е годы:

1) изменившиеся отношения между Востоком и Западом модифицировали цели и риторику «холодной войны»;

2) конфронтация между Севером и Югом активизировала чувство экономической взаимозависимости государств;

3) аспекты выживания в условиях усилившейся взаимозависимости сделали международные отношения сферой интересов не только избранной элиты, но и больших сегментов общественности;

4) «взрыв грамотности» и коммуникационных технологий предоставили этой общественности больший доступ к насущной информации и, соответственно, большее влияние на национальную политику;

5) возросшая значимость вопроса о правах человека обострила продолжающийся идеологический конфликт;

6) гонка вооружений сделала использование военного фактора в международных делах неразумным и более сомнительным, Вашингтон стал искать другие формы ведения внешнеполитической деятельности;

7) рост числа независимых государств сделал сферой публичной дипломатии, по существу, весь мир.

Президент Дж. Картер, следуя предвыборным обещаниям реформировать систему правительственных органов, в 1978 г. перестроил структуру внешнеполитической пропаганды.

С одобрения Конгресса бюро по делам культуры и образования Госдепартамента было соединено с ЮСИА, образовав новое ведомство ЮСИКА (Агентство международных коммуникаций США).

Перед ЮСИКА были поставлены две задачи:

1. Рассказывать миру о США и ее политике – в частности, о ее приверженности культурному разнообразию и индивидуальной свободе.

2. Рассказывать американской общественности о мире для того, чтобы обогатить ее культуру, а также дать американцам «понимание, как эффективно решать проблемы, возникающие среди государств».

Однако реформы и идея активизации культурных контактов за счет корректировки государственной пропаганды вошли в противоречие с внешне- и внутриполитической конъюнктурой 1980-х годов. Поправение общественных настроений в стране и приход к власти консерваторов наряду с глобализацией и усилением международной напряженности вновь сместили акценты с культурно-образовательных обменов на массированную пропаганду. В 1982 г. рейгановская администрация, сохраняя прежнюю структуру внешнепропагандистского ведомства, но, дополняя ее новыми программами, вновь переименовала его в ЮСИА.

Возможности международных коммуникационных органов оказались под целенаправленным вниманием президентов и Конгресса США. В 1988-й финансовый год выделили 392 млн. долларов, включая 169,6 млн. долларов, – на «Голос Америки», 172,5 млн. долларов – на радио «Свобода» и «Свободная Европа», 37 млн. – на телесеть «Уорлднет» и 12,8 млн. долларов – на «Радио Марти».

Особую роль ЮСИА отводило радиослужбе «Голос Америки», она была полуофициальным органом правительства США. Однако ее цели формулировались весьма осторожно и взвешенно:

1. «Голос Америки» должен последовательно выполнять роль надежного и авторитетного источника информации.

2. «Голос Америки» должен представлять Америку, а не какой-то один сегмент американского общества, и таким образом он будет давать сбалансированную и всеобъемлющую проекцию американской мысли и институтов.

3. «Голос Америки» будет рассказывать о политике Соединенных Штатов ясно и эффективно и будет также давать ответственную дискуссию и мнения об этой политике.

Более скромная роль отводилась радиостанциям «Свобода» и «Свободная Европа», хотя, по утверждению их президента Дж. Бакли, «они являются наиболее надежным источником новостей и анализа для своих слушателей, людей – более двадцати национальностей в Восточной Европе и СССР»... и передаваемая ими информация «концентрируется на книгах запрещенных авторов, религиозной тематике и историко-культурном анализе, опровергающем постулаты марксизма. Не случайно французский философ Арон назвал это время «идеологией в поисках политики».

Э. Тоффлер в те же годы отмечал, что «все наши политические институты должны будут в ближайшем будущем переориентироваться, т.к. мы вступаем в социально-экономическую структуру нового типа. Мир изменился; того мира, символом которого были дымовые трубы и конвейерное производство, уже нет».

Одной из последних и чрезвычайно эффективных программ ЮСИА стала всемирная телевизионная сеть «Уорлднет», по которой на 203-й прямой телевизионной пресс-конференции с участием журналистов пяти европейских стран Э. Тоффлер отмечал, что подсистемы, элементы и составные части общества становятся более сложными и многообразными, когда же социальная структура становится еще более разнородной, общественным институтам необходимо обмениваться информацией в гораздо большем объеме, чем ранее, чтобы она могла вообще функционировать и находиться в равновесии, что компьютеры и телекоммуникационные системы также способствуют усложнению структуры общества и накоплению информации в еще большем объеме; вступает в действие обратная связь, создающая в свою очередь дополнительную информацию... Следствием этого процесса будет перемещение в последующие 20–30 лет вопросов информации и коммуникаций в центр политической жизни общества. В центре внимания окажутся не только проблемы частной жизни, шпионской деятельности, промышленного шпионажа, но и проблемы международных отношений.

В мире уже возникают конфликтные ситуации при передаче информации за границу с теми странами, над которыми подвешиваются спутники связи. Развитие технологии не требует возникновения какого-то определенного социального строя, это следствие тех решений, которые принимают сверхдержавы. Неверное решение может поляризовать общество на людей, обладающих компьютерной грамотой, подключенных к кабельному телевидению, принимающих передачи по системе спутниковой связи и на массы трудящихся, которые лишены доступа к информации.

СМИ по существу распространяют одно и то же представление одновременно среди миллионов людей. «Осыпая нас шрапнелью образов и представлений, информационная бомба взрывается в самой гуще людей, существенным образом меняя личностное восприятие и воздействуя на наш внутренний мир», – писал Тоффлер в книге «Третья волна».

После первой пресс-конференции «Уорлднет» в 1983 г. прошли тысячи диалогов, в которых принимали участие президенты многих стран мира, госсекретари США, министры обороны, ведущие экономисты США и Латинской Америки о роли рыночных сил в развивающихся странах, серия передач о выборах президента США, программы об опасности озоновому слою, интервью с руководителями ряда государств и т.п.

Международная телевизионная сеть «Уорлднет» связывает Вашингтон с более чем 100 городами в 80 странах. В Западной Европе ее специализированная служба «Евронет» охватывает 96 местных кабельных систем, 8 телевизионных станций и 121 гостиницу, принимающих телепередачи из Вашингтона. Кроме того, прием передач «Евронет» осуществляют около 40 постов ЮСИА в Западной Европе, где передачи записываются и рассылаются учреждениям, библиотекам и т.д. Вещание ведется на английском языке два часа в сутки, ее аудитория составляет примерно 4 млн. человек.

Еще один действенный канал, применяемый ЮСИА для передачи информации за рубеж, – «беспроволочное досье», предназначенное для хранения и распространения текстов официальных речей и материалов брифингов по политическим, социальным, научным и культурным проблемам непосредственно из Вашингтона.

Меньший удельный вес, но все же довольно важное место в структуре ЮСИА занимали различные культурно-образовательные обмены. Самая известная из программ – фулбрайтовская, в рамках которой, например, в разгар «публичной дипломатии» в 1984 г. свыше 4300 американских и зарубежных профессоров, исследователей приняли самое активное участие. Еще одна программа имени X. Хэмфри была нацелена на находящихся в зените своей карьеры ученых из стран третьего мира, которые хотели бы повысить свою квалификацию в университетах США.

Ученые, которых ЮСИА приглашало выступить с лекциями в зарубежных странах, традиционно были лояльно настроены к американскому правительству и американскому образу жизни. Но в условиях усиливающейся идеологической конфронтации в мире и проведения администрацией США жесткого внешнеполитического курса, новые лица в ЮСИА и те, кто стояли выше – люди из ближайшего окружения Рейгана, видимо, считали, что привлекаемые к сотрудничеству, также должны занимать жесткую, бескомпромиссно проамериканскую позицию.

Правда, не обходилось и без недоразумений. Академическая община при всей своей лояльности к американскому строю не привыкла, чтобы ею помыкали. В начале 1982 г. разразился скандал, когда известный специалист в области международных отношений профессор Ф.У. Нил обвинил ЮСИА на страницах «Нью-Йорк таймс» в том, что оно отказалось финансировать его участие в научной конференции в Белграде по идеологическим и политическим причинам. С признаниями о попытках шантажа и угроз со стороны чиновников ЮСИА в Австралии выступил специалист по истории США XIX века профессор Р. Карри, человек, в силу своих профессиональных интересов далекий от текущей политики, но которого ЮСИА стремилось заангажировать в поддержку курса Рейгана.

Гораздо более скромное место в системе ЮСИА занимали печатные издания. Хотя агентство и публиковало 8 журналов и несколько коммерческих бюллетеней на 18 языках, тиражи их были невелики. Приоритетное значение традиционно отдавалось выходящему на русском языке ежемесячнику тиражом более 50 тыс. экз. «Америка» и двухмесячнику на английском и испанском языках – «Проблемы коммунизма». Первое издание было призвано с позиций социологии пропаганды размывать у читателей негативный образ Америки, задачи второго – предупредить все страны мира об «угрозе коммунизма» и выработать единую стратегию и тактику действий.

Однако интересы публичной дипломатии были направлены не только против СССР, его действительных или потенциальных союзников: ЮСИА издавало и иные печатные органы, рассчитанные на другие регионы. На страны района Сахары нацелен англо- и франкоязычный двухмесячник «Топик», на Ближний Восток и Северную Африку – арабо-язычный «Аль Маджал». Кроме того, ЮСИА публиковало на английском, французском и испанском (а иногда и на других языках) ежеквартальник американской культуры и общественной мысли «Диалог». Не была забыта и экономическая проблематика – в лице англо- и испаноязычного ежеквартальника «Экономик импект».

И все же при всей важности, по своим масштабам и финансовому обеспечению они значительно уступают внешнеполитическому радио- и телевещанию. О приоритетном значении радиотелевизионного комплекса свидетельствует богатый международный опыт, в том числе опыт активного использования радиостанций во внештатных международных ситуациях.

Функционирование публичной дипломатии, как можно предположить, тесно связано с состоянием международных отношений, с международным климатом. Доказано, что в периоды международных кризисов или обострения обстановки главные участвующие в конфликте стороны резко активизируют свои пропагандистские усилия. Во время волнений в Польше в 1970 г. «Голос Америки» временно увеличил объем вещания на Польшу и соседние с ней Венгрию и Чехословакию. То же самое сделали СССР и Китай. В 1981 г., когда кризис в Польше приобрел более резкие очертания, и повысились политические ставки – особенно после введения чрезвычайного положения, – СССР также увеличил объем вещания и довел до 70 часов в неделю. Чехословакия, которая прекратила передачи на Польшу в сентябре 1950 г., возобновила их в начале 1981 г. и довела до 28 часов в неделю. ГДР, введя польскую службу в октябре 1981 г., к концу года довела объем вещания до 25,75 часов в неделю.

«Голос Америки» также неоднократно увеличивал свой радиорацион для Польши до 49 часов в неделю. У Би-би-си объем вещания стал 26,5 часа. Даже Франция, отличавшаяся политической корректностью и выдержанностью, нежеланием глубоко вовлекаться в идеологические конфликты, учредила ежедневное вещание в рамках своей службы на Восточную и Центральную Европу. Еще более далекая от европейских дел Канада, как союзник по НАТО, также внесла свою лепту в радиопропаганду на Польшу (в 1982 г. она составляла 5,25 часа в неделю).

Иногда, однако, увеличение вещания на какую-то страну или регион не сопровождало появление критического узла, а предшествовало ему, давая знать, таким образом, о приближающихся военно-дипломатических действиях. Прелюдией к вторжению советских войск в Афганистан в 1979 г., например, явилось возрастание объемов радиопередач на местном языке (дари). В дальнейшем, когда война в этой стране пылала со всей силой, советское вещание на языках дари, пушту, урду составляло соответственно 42, 21 и 28 часов в неделю.

«Голос Америки» в свою очередь начал вещание на дари с сентября 1980 г., на пушту – в июле 1982 г., и в 1983 г. объем этих передач составлял по 10,5 часов в неделю на каждом из языков. Кроме того, в свете советско-афганской войны были активизированы программы на южные республики СССР: в 1982 г. возникла азербайджанская служба (3,5 часа в неделю), а узбекская служба в 1981 г. выросла до 14 часов в неделю. С 1981 г. передачи на пушту стала вести Би-би-си и «Немецкая волна».

Бюджет ЮСИА в 1981 г. и 1989 г.

по отдельным статьям (в %)

  1981 г. 1989 г.
Зарубежные центры 32,9 27,8
«Голос Америки» 21,9 21,7
Обмены, культурные мероприятия 21,0 23,7
Административная поддержка 7,2 7,0
Руководство Агентства 7,5 7,4
Программы 6,7 5,3
Телевидение 2,0 4,9
Исследования 0,9 0,6
Программа «Радио Марти» – 1,7  
ВСЕГО (в млн. долларов) 439,4 604,6

Объективно структура ЮСИА достаточно гибка, она включает в себя подразделения как штатные, так и на общественных началах, с привлечением частного бизнеса и экспертов. Союз частной инициативы и государственного аппарата – это в основном американское явление, хотя и в других странах Запада оно также имеет место. Подобное сочетание чрезвычайно эффективно, оно многократно усиливает все властные структуры в обществе.

Раньше ответственность за пропаганду в основном перекладывалась на «частные» организации, за спиной которых кроме Белого дома стояли влиятельные силы Государственного департамента и Пентагона. На средства последнего действовали 35 радиостанций и телецентров в 30 странах.

По словам К. Эдельмана, директора американского Агентства по контролю над вооружениями и разоружению, «публичная дипломатия – это та часть международной жизни, у которой есть все, чтобы стать основной вехой во внешней политике администрации Рейгана... Прошло время американской стыдливости во внешней политике. Сейчас новое время, настала пора восхвалять Америку.

Главная особенность публичной дипломатии в том, что она впервые стала конкретной: акцент с абстрактного «антикоммунизма был смещен на советский экспансионизм с целью дестабилизации СССР. Публичная дипломатия стала приоритетным направлением и главным инструментом внешней политики США».

Публичная дипломатия – это распространение американских идей по всему миру, она стала самой быстро растущей индустрией Вашингтона. К. Эдельман отмечал, что традиционная дипломатия ведется скрыто и спокойно, тогда как «публичная дипломатия является открытой и может быть шумно-крикливой. Традиционная дипломатия стремится избегать споров, чтобы смягчить расхождения, а публичная дипломатия стремится выявить и стимулировать споры».

Таблица ЮСИА

Источник: US Advisory Commission Public Diplomacy. 1989 Report.

Некоторые специалисты по проблемам международных отношений, к примеру Г. Никольсон, уже давно предрекали, что дипломаты старого типа обречены на исчезновение и на их место появятся представители новой дипломатии: дипломатии встреч на высшем уровне и многосторонней дипломатии с использованием конференций. Любопытно то, что одновременно с Г. Никольсоном представители западной прессы выразили мнение, что в будущем международные отношения будут регулироваться неким союзом журналистов и государственных деятелей. «Пресса возьмет на себя получение и обработку информации, а государственные деятели, проводя время от времени встречи на высшем уровне, будут вести переговоры и заключать соглашения».

В качестве примеров действенного использования встреч на высшем уровне для решения важных международных проблем можно привести дипломатическую практику Г. Киссинджера на посту госсекретаря США, получившую название «челночной дипломатии», или пример Маргарет Тэтчер, в течение трех месяцев после прихода к власти принявшей участие в трех встречах на высшем уровне.

Развитие в послевоенный период связей между западноевропейскими государствами и создание ЕЭС породило еще одну разновидность дипломатии – евродипломатии, где впервые дипломаты столкнулись с двойственным положением. Необходимость отстаивать интересы своей страны от возможного ущемления их со стороны других членов ЕЭС зачастую вступала в противоречие с необходимостью защищать интересы всего сообщества.

С появлением новейших информационных технологий и возможностей журналистов совершать поездки на место действия в значительной степени утратила свое значение традиционная дипломатия – представление информации своему правительству о стране пребывания.

Белый дом уделяет особое значение умению дипломата работать с информацией и пропагандировать идеи администрации в стране пребывания. Не случайно четыре из пяти назначенных Белым домом (в период Рейгана) послов – представители СМИ, педагоги и люди, умеющие хорошо работать с общественностью. Послом США в Малагасийскую демократическую республику была назначена П. Линч, продюсер и ведущая утренних субботних и вечерних программ «Голоса Америки». Заместитель координатора отдела публичной дипломатии для стран Латинской Америки и Карибского бассейна Дж. Блейкон получил пост посла в Республике Гвинея-Бисау. М. Новак, обозреватель и педагог, был назначен главой делегации США на совещании экспертов в Берне по контактам между людьми, учреждениями и организациями. И, наконец, бывший обозреватель «Нью-Йорк таймс» по проблемам контроля над вооружениями Р. Берт стал послом в ФРГ.

В правящей элите и «академическом сообществе» особо акцентировали растущее значение СМИ на международной арене. Р. Рейган в своей речи в британском парламенте 8 июня 1981 г. заметил, что «исход борьбы, развернувшейся в мире, будет зависеть не от числа бомб и ракет, а от победы или поражения стремлений и идей».

У. Кинтер, бывший президент Института по исследованию внешней политики в Филадельфии, отмечал: «Глобальная революция в области массовых коммуникаций должна помочь нам воздействовать на умы людей во всем мире. Мы должны помочь насаждать сомнения в справедливости марксистско-ленинской программы».

Для Белого дома новая фаза публичной дипломатии явилась инструментом тотальной политики, призванной для оправдания своей деятельности в глазах мировой общественности. Она умело использовалась администрацией наряду с традиционной дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами за рубежом.

Через «Уорлднет» в посольствах США при помощи сложной спутниковой связи иностранным журналистам давали возможность провести интервью с представителями американской администрации. Красноречиво в этом отношении признание бывшего директора ЮСИА Ч. Уика, процитированное американским журналом «ТВ гайд»: «Уорлднет» – это такое шоу, от которого русские сойдут с ума».

Действительно, популярность телепрограмм «Уорлднет» впоследствии резко выросла. Бесплатные информационные и развлекательные программы «Уорлднет», предлагаемые Информационным агентством США российским каналам, по словам Дж. Кристиансена, пресс-атташе по вещательным СМИ при посольстве США в Москве, стали реальностью на российском телевидении. Все больше и больше станций их запрашивают, количество трансляций, рассчитанных на шестимесячный период, возросло от 40–60 до нескольких тысяч. Фактически, за шесть месяцев до марта 1995 г., различными станциями на территории России было показано около 5000 программ, поставляемых через спутниковый канал «Уорлднет».

«Уорлднет» – это гораздо больше, чем просто программы на видеокассетах. «Проект «Уорлднет» включает несколько категорий. Это программы, которые распространяются бесплатно, но это и спутниковые телемосты, а также вещание». Среди программ, предлагаемых спутниковым каналом, – ежедневная программа новостей и, по крайней мере, один документальный или художественный фильм, уже переведенный на русский язык. Наибольшей популярностью пользуются видеопрограммы. Большинство таких программ – сериалы, состоящие из шести или десяти частей, были созданы в ЮСИА, другие закуплены в иных источниках. Например, сериал «Работающая женщина» выпущен службой общественного вещания.

Около 50 сериалов охватывают все аспекты американской культуры: музыку, политику, экономику, бизнес и историю, есть школьные программы, например учебные материалы по английскому языку, практически все программы (кроме музыкальных) дублированы на русский язык. Музыкальные программы представляют исполнителей в стилях джаза, рока и кантри, таких как Нейл Янг, Рэнди Трэвис и многих других.

По словам Дж. Кристиансена, примерно 90 станций уже транслируют программы «Уорлднет»: «Останкино» (ОРТ), Российское телевидение, ТВ-6, «М – 1» и др. Но наибольшей популярностью программы пользуются за пределами Москвы, где как независимые, так и государственные студии горят желанием показывать качественную западную продукцию. Спрос настолько велик, что однажды представитель небольшой студии, которая не получила программу, угрожал одному из российских сотрудников штаб-квартиры ЮСИА.

Несмотря на то, что некоторые программы, финансируемые правительством США, возможно, закроются, проект «Уорлднет», скорее всего, будет продолжен: во-первых, поскольку программы, которые уже переведены на русский язык, можно будет по-прежнему получать в посольстве, а во-вторых, благодаря тому, что некоторые влиятельные лица Конгресса США заявили, что они по-прежнему будут поддерживать теле- и радиовещание.

Возможности глобальных спутниковых систем США достаточно велики, а в будущем, как предполагают ученые, увеличатся в сотни раз. Учитывая все возрастающее значение мирового общественного мнения как нового фактора международных отношений, США хотят монополизировать средства влияния на его формирование, как и весь информационный рынок Запада. Еще в 1980 г. этот рынок оценивался в 40 млрд. долл., к 1994 г., по подсчетам экспертов ООН, его стоимость должна была превысить 130 млрд. долл.

И все же США, осознав, что, благодаря публичной дипломатии, они «холодную войну» выиграли, сегодня отправным пунктом новой политики считают осознание трех беспрецедентных условий, которые в последние годы будут определять геополитическое состояние дел:

1. Впервые в истории одно государство является действительно мировой державой.

2. Государством, превосходящим все другие в мировом масштабе, является неевропейское государство.

3. Центральная арена мира – Европа находится под превалирующим влиянием неевропейской державы.

Эти изменения, действительно, исторические и являются катастрофическими для России, у которой сегодня нет союзников, способных вместе с ней остановить дальнейшее продвижение НАТО на Восток. Москва будет вынуждена формировать адекватную внешнюю политику, но возможности пока ограничены.

США, осознавая нынешнее положение, в соответствии с Законом 1998 г. о реформировании и структурной перестройке организаций перевели ЮСИА в состав Государственного департамента, где заместитель Госсекретаря по вопросам общественной дипломатии в соответствии с новыми изменениями курирует деятельность Бюро по вопросам образования и культуры, Управления координатора по вопросам международной информации и Бюро по общественным связям, куда вошла телевизионная служба «Уорлднет». Отделения ЮСИА, организованные по географическому принципу, вошли в состав соответствующих региональных бюро. Управление ЮСИА по исследованиям и изучению реакции СМИ продолжает работать в составе Бюро сбора данных и исследований.

В соответствии с этим же законом предусмотрено создание самостоятельной организации, куда войдут Бюро международного вещания и некоммерческие корпорации – «Свободная Европа», «Радио Свобода» (РСЕ/РС) и Радио «Свободная Азия» (РСА). Совет директоров, назначаемый Президентом и утверждаемый Сенатом, будет осуществлять оперативный контроль нового подразделения.

По сообщениям радиостанции Би-би-си от 10 января 2000 г. создана глобальная частная американская информационная империя, куда войдут ведущий мировой Интернет-провайдер «Америка Онлайн» и крупнейшая в мире компания в области СМИ «Тайм Уорнер», которая оценивается более 350 миллиардов долларов.

Конец XX века ознаменовался огромным прогрессом в развитии телекоммуникационных технологий. Сегодня, тридцать лет спустя после создания первых компьютерных сетей и восемь лет спустя после того, как Интернет приобрел современные очертания, говорить о глобальном информационном пространстве стало жизненно необходимо. Пятьдесят лет тому назад если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, то вам потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи. Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы примерно час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов. Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это потребуется не более 3 секунд, и стоимость составит около 3 центов. Стоимость упала в тысячу раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион раз – это основы будущего развития всех сфер жизни общества.

Благодаря системе глобального телерадиовещания прямое обращение лидера одного государства напрямую к населению другой страны без согласия ее руководства уже давно стало реальностью.

С конца 1994 г. компания «Хьюз» эксплуатирует два спутника, каждый из которых способен одновременно транслировать 150 телеканалов. Аренда канала на один год стоит около 2 млн. долларов. Стремительно растущие трансграничные информационные потоки все менее подвластны и подконтрольны государствам. Глобальная сеть Интернет становится основным каналом распространения информации, знаний, идей. Сознание людей все более выходит из-под влияния национальных политических и государственных институтов.

Налицо почти повсеместное ослабление традиционных национальных политических партий. Одновременно в результате информационной революции мозг становится прямой производительной силой. Среди показателей развитости стран на первое место выходят уровень и качество образования населения, способность государств обеспечить его постоянное повышение. Одновременно происходит определенное смещение влияния к неправительственным организациям, в том числе международным, которые уже по многим вопросам способны не только «уводить» власть у государства, но и навязывать им свою волю.

Возрастает роль общественного мнения. Настроения уже и элитных кругов в значительной, даже решающей степени формируются СМИ. Внешняя политика оказывается под все большим общественным давлением. Влияние страны, общества, их информационные возможности по формированию внешней среды для развития в растущей степени определяют их привлекательность или непривлекательность для широкого международного общественного мнения.

Конфликты, равно как и союзнические отношения, все больше перемещаются из сферы межгосударственной в сферу отношений между транснациональными союзами корпораций, общественными силами. Борьба все чаще ведется не между странами, а вокруг выбора путей решения национальных и глобальных проблем. Страны и их экономические и политические субъекты могут одновременно сотрудничать в одних областях и жестко конкурировать в других. Традиционные союзы размываются, несмотря на все попытки их сохранения и укрепления. Но одновременно у лидерской группы нового мира – Западной Европы, США, Яп

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...