Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 7. Применение теоремы об изменении кинетической энергии к исследованию движения механической системы

Каток для раскатывания асфальта (рис. 1) состо­ит из кузова массой т1 = 3∙103 кг и двух одинаковых барабанов. Масса барабана m2=103 кг, радиус его r=0,5м, а радиус инерции ρ=0,4м. Коэффициент трения каче­ния барабанов fк=9 см. Определить скорость кузова катка после того, как он проехал расстояние S=2 м, начальная скорость катка была равна 0,2 м/с. К ведущему барабану приложен постоянный момент M=4,6 кНм.

Рис. 1 Рис. 2

 

Решение. Так как в задаче идет речь о конечном перемещении системы, то следует применить теорему об изменении кинетической энергии в интегральной (конечной) форме:

 

.

 

 

Кинетическая энергия системы (поступательно движу­щийся кузов и совершающие плоское движение бараба­ны) имеет вид

 

,

 

где v — скорость кузова, vС — скорость центра масс бара­бана, ω — его угловая скорость, JzC = m2ρ2 = 160 кгм2 — момент инерции барабана относительно его оси (проходя­щей через центр масс).

Кинематические связи определяются тем, что каждый барабан поворачивается вокруг своего мгновенного центра скоростей (точки Р), а именно: vC = ωr; кроме того, v = vC, т. е. ω = v/r. Тогда кинетическая энергия приводится к виду

,

 

 

где тпр= 6280 кг — приведенная к кузову масса системы. Начальная кинетическая энергия системы

Дж.

 

Вычислим теперь величину работы действующих сил (рис. 2).

Внешние силы. Силы тяжести барабанов G2 и кузова G1 работы не совершают, поскольку они перпендикуляр­ны скоростям (и, соответственно, перемещениям) точек их приложения. Также не работают нормальные реакции Rn и R’n и силы трения Frp и , так как всегда равны нулю скорости их точек приложения — мгновенных центров скоростей, и, соответственно, постоянно равны нулю их мощности.

Работу будут совершать моменты сопротивления каче­нию:

 

и ,

а именно:

,

где

.

 

Здесь φ — угол поворота барабанов, для которого, ин­тегрируя уравнение кинематической связи ω = v/r с уче­том нулевых начальных условий для перемещений s и φ, легко получаем φ = s/r. Тогда

 

 

Внутренние силы. Запишем, учитывая, что кузов не вращается, суммарную работу внутренних сил (моментов) М и М’:

 

.

 

Тогда сумма работ всех сил запишется в виде

 

.

 

Множитель, стоящий в этой формуле перед перемеще­нием s, — это приведенная сила системы

Итак

Дж.

 

Собирая правую и левую части теоремы, получаем

 

или Т – 125,6 = 760, откуда

 

и

 

Ответ: v = 0,53 м/с.

 

Применение общего уравнения динамики к исследованию движения механической системы

Задача 8. Для заданной механической системы определить ускорение груза 1 и натяжение в ветви нити 1, к которой прикреплен груз. Массами нитей пренебречь. Система движется из состояния покоя. Считать, что , , , , см, , f= 0,1 (рис. 1).

 


Рис 1

Решение.

1. Составление расчетной схемы. На механическую систему действуют активные силы , , . Применяя принцип освобождаемости от связей к внешним связям, покажем , , N. Силу трения изобразим в сторону, противоположную предполагаемую направлению движения.

 


Рис. 2

 

Так как система пришла в движение из состояния покоя, то ускорения точек системы 1 направлены в сторону движения.

Приложим силы инерции. Тела 1 и 3 движутся поступательно, силы инерции этих тел выражаются векторами

 

 

и показываются на расчетной схеме противоположно ускорениям.

Силы инерции блока 2, вращающегося вокруг неподвижной оси Oz с угловым ускорением , приводятся к паре, момент которой равен

 

 

и изображается на схеме в сторону противоположную .

Выбор теоремы.

Применим общее уравнение динамики

 

.

 

Произведение силы, перемещения точки приложения силы и косинуса угла, который образуют сила и направление движения, представляет собой работу силы на данном перемещении.

Работа силы на заданном перемещении равна нулю, если точка приложения силы неподвижна или сила перпендикулярна направлению движения.

Составление уравнения.

 

, (1)

 

где - возможное перемещение тела 1, - угол поворота блока 2, -возможное перемещение центра масс тела 3 по направлению скорости, -высота, на которую поднимется центр масс тела 3 при перемещении на .

Уравнения связей. В общее уравнение динамики входят неизвестные перемещения. Выразим скорости центров масс и угловую скорость тел системы через скорость тела 1. Зависимости между возможными перемещениями такие же, как и между соответствующими скоростями.

Скорость любой точки обода блока малого радиуса равна скорости тела 1, а также произведению угловой скорости тела 2 и радиуса вращения .

 

,

отсюда

. (2)

 

Вращательная скорость любой точки обода блока большого радиуса с одной стороны, равна произведению угловой скорости блока и радиуса вращения R, а с другой - скорости тела 3.

 

.

 

Подставляя значение угловой скорости, получим

 

. (3)

 

Проинтегрируем при нулевых начальных условиях равенство (2) и (3) и получим соотношения возможных перемещений точек системы

 

.

 

Подставим полученные возможные перемещения в (1) и произведем замену

 

.

 

Поделив обе части равенства на запишем

 

 

Модули силы инерции: тела 1 ; тела 2 .

Момент пары сил инерции

 

.

 

Связь между ускорениями точек системы получим, продифференцировав по времени уравнения (2) и (3)

 

.

 

Тогда силы инерции точек системы запишутся

 

; .

 

Момент инерции блока

 

.

Тогда

.

 

Сила трения скольжения

.

 

В выражение (4) подставим значения сил инерции, силы трения и учитывая, что , запишем

 

.

 

4. Определение неизвестных.

 

.

Откуда

 

.

Окончательно

 

 

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования   «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»
ИНСТИТУТ СЕРВИСА АВТОТРАНСПОРТА, КОММУНАЛЬНОЙ И БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

 

Кафедра «Техническая механика»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

 

Работу выполнил:

студент группы (специальности)

190100, 2 курса, Шигин Александр Николаевич

 

Работу проверил:

 

Доцент кафедры Шабаев Владимир Николаевич

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...