Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет истории медицины и сестринского дела. Первобытное общество и начало врачевания. Цивилизационные признаки.

Тема 1. Предмет истории медицины и сестринского дела. Первобытное общество и начало врачевания. Цивилизационные признаки.

 

История медицины, сестринского дела являются отраслью научного знания. В связи с этим необходимо вернуться к содержанию категорий философии – «наука», «закон», формы общественного сознания. Тогда станет очевидным вывод о том, что предметом истории медицины, сестринского дела являются законы, закономерности становления и эволюции этой науки в прошлом и настоящем. В процессе изучения темы необходимо раскрыть содержание понятий «культура», «врачевание», «медицина», «сестринское дело».

Продолжить работу необходимо с подготовки ответов на следующие вопросы:

Предмет и метод истории медицины и сестринского дела.

Общая характеристика исторических источников.

3. Антропологический и философский подходы к сущности определения – «человек». Хронология процесса.

Врачевание и зарождение культов и верований: эмпирическое и идеалистическое врачевание и уход.

При ответе на первый вопрос обратите внимание на следующие моменты:

1.1. что является предметом науки, её отраслей? Факторы формирования отраслей научного знания;

1.2.что составляет сущность предмета – история медицины и сестринского дела?

Второй вопрос предусматривает знание источников исторического процесса, полученного в школе, колледже. При этом необходимо дать краткую характеристику:

2.1.значение останков материальной культуры и самого человека (палеоантропологический материал);

2.2.письменных источников, их виды и типы; в т.ч. пиктографии;

2.3.этнологии (этнографии), значение филателии, филумении, филокартии, нумизматики, бонистики, фалеристики.

В следующем, третьем вопросе рассматриваются современные представления о хронологии этапов эволюции человека

Необходимо раскрыть содержание:

3.1.биологического своеобразия человека (гоминидная триада);

3.2.стадий формирования человеческого общества: архантропы, моротопитеки, палеоантропы, неоантропы;

3.3.возникновения общинно-родового строя, видов трудовой деятельности;

3.4.матрилинейной организации рода;

3.5.эмпирического опыта и форм идеалистического отражения окружающего мира.

Ответ на четвертый вопрос о врачевании и зарождении культов и верований предусматривает изучение закономерности этого процесса:

4.1.стихийно-материалистическое и мистическое направления в становлении врачевания и ухода;

4.2.народное врачевание-выражение эмпирического опыта от возникновения человека до нашего времени, рациональное мировоззрение, традиционная медицина – ее сущность;

4.3.причины и факторы возникновения идеалистического (иррационального) представления об окружающем мире. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Магия. Вещуны, знахари, чародеи.

В заключение темы необходимо уяснить сущность и отличия народного врачевания (медицины), традиционной научной медицины.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Содержание понятий « врачевание» и «медицина».

2. Современные представления о происхождении человека.

3. Зарождение культур и религиозно – мистических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия)

 

Литературные источники:

1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

2. Жирнов В.Д. Проблемы предмета медицины. Методический анализ. – М.; Медицина, 1978.

3. Заблудовский П.Е., Крючоек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981.

4. Левит М.М. Основные аспекты изучения истории медицины. Введение в курс истории медицины. – М.: 2-й Моск. Мед. Ин-т, 1973. – 35 с.

5. Мультановский М.П. История медицины. Учебник - М.: Медгиз 1961.

6. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество, Древний мир /Учебное пособие. Изд-е 2-е. – М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1987.

7. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1992.

8. Сорокина Т.С. История медицины / Учебник . 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Изд. центр «Академия», 2004. Часть I , гл. 1.

9. Хрестоматия по истории медицины /Под ред. П.Е. Заблудовского. _ М.: Медицина, 1968.

Дополнительные:

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки./ Учеб. пособ. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

2. В дебрях анторопогенеза /Сост. А. Сазонов. – Истории мир: прошлое, далекое и близкое, 2001, № 6, с. 37-41.

3. Гримак Л.П. Терапевтические функции культуры. – Человек, 2004, № 4, с. 75-86.

4. Очерки по истории мировой культуры. / Учебное пособие /под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Языки русской культуры, 1997.

5.Заблудовский П.Е. Возникновение медицины в человеческом обществе. – М.: Медгиз, 1955.

6. Философия медицины /под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: Изд. Дом ГЭОТАР – мед, 2004.

7.Хроника человечества /сост. Бодо Харенберг. _ М.: Большая энциклопедия, 1996.

8.Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник – М.: ГЭОТАР, 2005.

Тема 2. Врачевание и уход в цивилизациях Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай). Общие признаки развития медицины и исторические особенности (приоритеты).

Начало цивилизации. Общие признаки формирования и факторы.

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия).

Древнеегипетское врачевание и медицина.

Древняя Индия – исторические приоритеты медицины.

Вопросы для самопроверки знаний.

1. Общие черты развития врачевания, медицины в процессе формирования цивилизаций

2. Исторические особенности врачевания в Древней Месопотамии.

3. Медицина Древнего Египта - ее приоритеты и достижения.

4. Индская цивилизация – мировоззрение основы врачевания и отличия.

5. Философские основы и направления традиционной китайской медицины.

 

Литературные источники

 

1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

2. Заблудовский П.Е., Крючоек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981.

3. Мультановский М.П. История медицины. Учебник - М.: Медгиз, 1961.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1992.

5. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник . 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Изд. центр «Академия», 2004.

6. Хрестоматия по истории медицины /под ред. П.Е. Заблудовского. - М.: Медицина, 1968.

Дополнительные

1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «Лань», 2003.

2. Корсун Т.В. Протез фараона. – Твое здоровье, 2005, № 1, с. 68-70.

3. Мирский М.Б. Хирургия древних цивилизаций Азии. – Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова, 1999, № 8, с. 68-71.

4. Петров Д. Врата вечности – Древний Египет. – Человек без границ, 2006, № 10,

с. 4-12.

5. Скирич Е. Великая тайна египтян. – там же, с. 13-21.

6. Сорокина Т.С., Белова Ю.М. Медицина Древнего Египта в отечественной историко-медицинской литературе XVIII – XIX веков. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005, № 5, с. 62-64.

7. Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М.: Медицина, 1985.

8. Франц Александр, Шелтон Салесник. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. – М.: Прогресс-Культура; Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995.

9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: История философии /Учебник. – М.: Высшая школа, 2003.

10. Чжу Янь. Достижения древнекитайской медицины /под ред. Т.Е. Болдырева. - М.: Медгиз, 1958

 

 

Вопросы для самопроверки знаний

1. Философские основы древнегреческой медицины. Философско-врачебные школы.

2. Историческое значение деятельности Гиппократа. «Гиппократов сборник ».

3. Законодательство в Древнем Риме о санитарных нормах, правилах и требованиях.

4. Медицинское дело, образование в разные периоды истории. Древнего Рима

5. Философские основы медицины Древнего Рима. Философские воззрения Галена и дуализм его учения.

6. Христианство и развитие больничного дела. Начало системного ухода за больными, помощь немощным и обездоленным.

 

Литературные источники

1. Словарь античности /Перевод с нем. – М.: Эллис Лак; Прогресс, 1973.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть II, глава 3.

3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир /Учеб. пособие. Изд-е 2-е. – М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1987.

4. Хрестоматия по истории медицины /под ред. П.Е. Заблудовского. – М.: Медгиз, 1968.

Дополнительные

1. Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела. Перевод с древнегреч. /Под ред. В.Н. Тарновского. – М.: Медицина, 1971.

2. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греч. – М.: ТОО «Сварог», 1994.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

4. Медицина в памятниках латинской и греческой литературы /Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: 2-й Моск.гос.мед. ин-т, 1966.

5. Медицина в поэзии греков и римлян Сб. тестов. /Сост. и примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1987.

6. Мирский М.Б. Хирургия Древнего Рима. – Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова, 2000, № 11, с. 57-59.

 

Тема Медицина раннего и развитого средневековья:

Медицина на Руси (IX – XV вв.).

Восточная часть Римской империи – Византия сохраняла и развивала на протяжении 10 веков достижения античной культуры, в т.ч. и сфере научной медицины.

В первом вопросе обратите внимание на следующие проблемы:

1.1 факторы (экономические, социальные, духовные) возвышения Восточной Римской империи (империя Ромеев, Романия, Византия);

1.2. развитие идей и практики общественной и личной гигиены, совершенствование санитарно-технических сооружений;

1.3. исторические особенности науки и религии. Объединение достижений народов на единой территории. Прагматический характер научных обобщений. Христианство и медицина;

1.4. энциклопедический характер знания медицины. Лекарственные средства, компилятивные труды Орибасия, Аэция, Александра из Тралл, Павла с о. Эгина;

1.5. больничное дело. Христианские больницы, начало монастырской медицины;

1.6. система образования и медицинское знание. Светский характер обучения. Сохранение и систематизирование античного наследия. Формирование научных центров.

Изучение второго вопроса истории медицины средневекового Востока предусматривает знание следующих процессов:

2.1. развитие медицины арабских Халифатов (VII – X вв.)

2.2. представления о природе болезней, лечение внутренних болезней, хирургия, офтальмология, профилактическое дело. Видные ученые – медики: Джурджус ибн Бахтишу, Абу Бакр Мухаммадибн Закарийа ал – Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал – Захрави.

2.3. больничное дело. Медицинское образование.

При изучении второго вопроса о медицине народов Средней Азии и

Закавказья обратите внимание на:

2.1 . региональные особенности развития государственности Саманидов. Христианская философия Армении и Сирии;

2.2. историческая миссия Абу Али ибн Сины (980 – 1037 гг.) Его научные труды по медицине. «Канон медицины»;

2.3. медицина и ее отличительные моменты в Армении и Грузии. Мхитар Гераци, Амирдовлат Амасиаци, Иоан Петрицонели, Ходжа Копили. Заза Панаскеретели – Цицишвили, Давид Батонишвили.

История медицины Юго-Восточной Азии (IV – XVII вв.): Китая, Тибета, Индии изучается самостоятельно.

В эволюции славянской культуры Восточной Европы выделяют два этапа: протославянский (XI – VI вв до н.э) и праславянский (VI в до н.э. - IX в н.э.). Историю врачевания и медицины на Руси принято делить на следующие этапы:

врачевание праславянского времени;

врачевание и медицина в Древней Руси (конец IX – середина XIII в);

медицина периода нашествия Золотой орды и последующего возрождения государственности (середина XIII – конец XV вв.).

В третьем вопросе темы важно отразить и знать следующие процессы прошлого:

3.1. государство Киевская Русь, принятие христианства, создание славянской азбуки. Связи с Византией и государствами Европы;

3.2.развитие врачевания: народная медицина, как единственное средство излечения широких слоев населения (до середины XIX в.) Древнерусские лечебники и травники;

3.3.монастырские лечебницы и лечцы. Антоний, Алимпий, Агапит. Первые переводы греческих и латинских текстов: «Шестоднев», «Изборник Святослава»;

3.4.гигиена и санитарное дело в благоустройстве городов. Русская паровая баня в лечении и профилактике болезней. Эпидемии «повальных болезней», меры борьбы и пресечения моровых поветрий. Роль монастырей в период эпидемий;

3.5.народная и монастырская медицина в период монголо-татарского господства. Кирилло – Белозерский монастырь – центр русской медицины того времени;

3.6.распространение медицинских знаний античности, Византии. Переводы на славянский язык. Перевод – комментарий монаха Кирилла Белозерского трудов Галена –

« Галиново на Иппократа»

 

Вопросы для самопроверки знаний

1. Развитие энциклопедического знания и медицина в Византии. Образование.

2. Особенности развития медицины в арабских Халифатах: алхимия, болницы, аптеки, медицинские школы.

3. Переводческая и компилятивная деятельность арабов в Средние века. Библиотеки, «Дома мудрости».

4. Развитие отраслей медицины в средневековой арабской цивилизации. Персоналии.

5. Историческая миссия и значение деятельности Абу Али ибн Сины (Авиценны).

6. Народное врачевание на Руси до и после принятия христианства. Монастырские лечебницы. Киево – Печерская лавра в истории медицины на Руси.

 

Литературные источники:

1. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава 1. Допетровская Русь.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд. , перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, глава 4.

3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Средние века (476 – 1640). - М.: Изд. УДН, 1987.

Дополнительные

1. Абуали Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. В 5-и кн. Перевод с арабского У.И. Каримова. – Ташкент: Фан, 1980 – 1981.

2. Амирдовлат Амасиаци. Ненужное для неучей Пер. с арм. - М.: Наука, 1990.

3. Будко А.А. и др. История военной медицины России. В 2-х т. /Под ред. И.М. Чижа. – СПб.: Изд-во В- мед- А, 2002. Том 1. (VIII – XVII вв).

4. Востоков В. Секреты целителей Востока. – Ташкент: Узбекистан, 1994.

5. Мирский М.Б. Медицина российского средневековья. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2000, № 2, с. 59-62.

6. Михайлова И. Борьба со злыднями. Как и чем лечили в Древней Руси. – Родина, 2003, № 3 , с. 109-112.

7. Нуралиев Ю., Нодиров С. Лечебная система Ибн Сины. Современный взгляд на старинные рецепты. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

8. Трохачев С.Ю. Орибасий из Пергама и его «Медицинские своды». – Международные медицинские обзоры, 1993, № 2, с. 133-135.

9. Яхро В. Как учили и учились в Древней Руси. – Наука и жизнь, 2002, № 7, с. 54-59.

Литературные источники

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, главы 4-5.

2. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Средние века (476-1640). – М.: Изд-во УДН, 1983.

 

Дополнительные

1. Аннин А. По следам Парацельса. – Смена, 2003, № 2, с. 195-222.

2. Бергер Е.Е., Пронин А.В. Амбруаз Паре – выдающийся акушер XVI века. – Акушерство и гинекология, 2005, № 3, с. 58-62.

3. Грибанов Э.Д. История развития медицинского образования. Учеб.пособ. – М.: ЦОЛИУВ, 1974.

4. Книга античности и Возрождения о временах года и здоровье /Перевод и составитель Н.Ф. Шульц и др. – М.: Книга, 1971.

5. Леонардо. Жизнь и творчество /Перевод с итальянского – М.: Белый город, 2001.

6. Лоренц Броклис. Университет в ранний период современной европейской истории: Учебные планы (Реферат). – Alma mater: Вестник высшей школы, 2002, № 7, с. 45-51 (медицинский факультет).

7. Метлицкая З.Ю. Орм Николас. Дети в средневековье. – Лондон, 2002. /Обзор. – РЖ ИНИОН, серия 5, история, 2005, № 2, с. 17-22.

8. Одо из Мена. О свойствах трав. Поэма. Мацер Флоридус. Исследование /Под общ.ред. В.Н. Тарновского. М-.: Медицина, 1976.

9. Парацельс Теофраст. Магический архидокс. Сборник. – М.: Сфера, 2002.

10. «Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы». Перев. с лат., примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1970.

 

Литературные источники

1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

2. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998.

3. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава I. Допетровская Русь.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, глава 5.

 

Дополнительные

1. Бужилова А. Французская болезнь Французская болезнь по-русски. – Родина, 2005, № 3, с. 79-81.

2. Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Моск. рабочий, 1991.

3. Мирский М.Б. и др. Приказная медицина – важный этап в истории Отечественного здравоохранения. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005, № 5, с. 53-56.

4. Миронов С.П. и др. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). – М.: Известия, 1997.

5. Мирский М.Б. Немецкие медики в средневековой Руси (XV – XVII века). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 3, с. 51-53.

6. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. – СПБ.: «Журнал «Нева», 2002.

7. Федорова Г.В., Ахтулова Л.А., Щербаков Д.В. История гигиены. Учеб. пособ. /Под ред. Г.В. Федоровой. – Омск: Изд-во Ом ГМА, 2007.

8. Яровинский М.Я. Века Москвы медицинской /под ред. А.М. Сточика. – М.: Медицина, 1997.

Литературные источники

1. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. Учебник. – М.: Медицина, 1981.

2. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учеб.пособ. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. Глава 1.

3. Мультановский М.П. История медицины. Учебник. – М.: Медгиз, 1961.

4. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998.

5. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава II. Реформы Петра I.

6. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. Часть IV, глава 6.

 

Дополнительные

1. Будко А.А., Журавлев Д.А. Основные этапы истории военной медицины в России. – Вопросы истории, 2007, № 7, с. 113-120.

2. Буслаева Г.Н. Милосердие московских меценатов. – Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Спераского, 2001, № 5, с. 93-94.

3. Громбах С.М. Пушкин и медицина его времени. – М.: Медицина 1998.

4. Кассиль Г.Н. Наука о боли. – М.: Наука, 1969.

5. Малая Л.Т. и др. История медицины. Очерки – Киев: «Либiдь», 2003.

6. Мирский М.Б. Российские больницы XVIII века. – Здравоохранение Российской Федерации, 2004, №1, с. 47-48.

7. Мирский М.Б., Егорышева И.В. Государственная медицина в России (XVIII – XIX веков). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 1, с. 42-45

8. Мирский М.Б Хирургия от древности до современности. – М.: Наука, 2001.

9. Пастернак А.В. Очерки из истории общин сестер милосердия. Первые в России организации по уходу за больными. – Медицинская сестра. 1999, № 9, с. 72-73

10. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII – начало X X вв.). – Отечественная история, 2005, № 6, с. 17-32.

11. Гончарова С.Г. Роль медицинской коллегии в организации гражданского здравоохранения. – Здравоохранение Российской Федерации, 2005, № 4, с. 55-57.

 

 

Научные медицинские общества.

 

Вторая половина XIX века – время утверждения в России буржуазных отношений. На европейском континенте обостряются межклассовые отношения, формируются политические партии, идет борьба идеологий социально - экономическом обустройстве мира в будущем.

Клиническая медицина укрепляет свои позиции, а научно – практический опыт Европы воспринимается на иных континентах Земли. Аппарат Рива- Роччи для измерения артериального давления и аскультивный метод сфигмоманометрии Н.С. Короткова

При изучении первого вопроса обратите внимание на процессы в клинической медицине в соответствии с хронологией событий:

1.1. формирование функционального и клинико - эксперементальных направлений. Становление кардиологии, классификаций сахарного диабета; злокачественных новообразований, желчнокаменной болезни и других;

1.2. повышение уровня диагностических возможностей в связи с открытием электромагнитных лучей (В.Рентген, И.П. Пюль), радиобиологических методов (А. Беккерель, П.Кюри, М.О. Склодовская – Кюри, Э.Резерфорд), основных законов популяционной генетики, электрофизиологических методов, создание антибактериальных средств; открытие групп крови ; аппарат Рива-Роччи для измерения артериального давления и аускультивный метод сфигмоманометрии Н.С. Короткова;

1.3.развитие терапии в России : М.Я. Мудров – основоположник Отечественной клинической медицины. Учение о единстве и целостности организма (И.Е.Дядьковский, Г.А. Захарьин и др.). Терапевтическая школа С.П. Боткина, утверждение клинико – эксперементального метода;

1.4. научные медицинские школы России, их приоритетные места в мировой медицине: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, офтальмологическая, оториноларингологическая, стоматологическая, акушерско – гинекологическая, педиатрическая, психиатрическая и неврологическая, бактериологическая и другие. Персоналии;

1.5.достижения российской теоретической медицины: общая и экспериментальная патология, гистология, анатомия, физиология, экспериментальная фармакология, гигиена. Создание профильных кафедр, научно-исследовательские институты. Персоналии.

1.6.XII Международный съезд врачей (Москва, август 1897г.). Признание достижений российской медицины и науки. Нобелевские лауреаты И.П. Павлов, И.И. Мечников.

1.7. высшее и среднее медицинское образование в Сибири во второй половине XIX в. – октябрь 1917г.

 

Вторая половина XIX в. стала временем широкомасштабных преобразований в организации медицинского дела и образования.

Общее руководство здравоохранением в России осуществляло с 1802г. Министерство внутренних дел (МВД). В его структуре – Медицинский департамент и Медицинский совет.

Управление медицинским образованием было передано во введение Министерства просвещения.

Изучение содержания второго вопроса рекомендуем выделить следующие стороны процесса:

2.1. общая структура управлением медицинским делом в России в XIX: веке; общегосударственное, ведомственное, земское, городское, фабрично – заводское, частно – благотворительное здравоохранение. Их функции и особенности;

2.2. медицинское образование в России: медицинские факультеты университетов и высшие женские медицинские курсы, медицинские училища, зубоврачебные фельдшерские школы. Становление системы усовершенствования врачей (Санкт-Петербург, Москва, Харьков).

К 60 – м годам XIX в. Россия по числу врачей (13.475) уступала только Англии (22.105), Германии и Франции (14.380), но в расчете на миллион жителей занимала последнее место в Европе. Отсюда реформа земского самоуправления является историческим явлением в организации врачебно – санитарного дела. Она была направлена на обслуживание, прежде всего, сельского населения России. В стране начало складываться еще одно направление в здравоохранении – общественная медицина (земская).

В третьем вопросе темы обратить внимание студентов на наиболее важные аспекты:

3.1. общая характеристика земской реформы; основные функции земских учреждений;

3.2. объективная необходимость земской администрации заботиться о «народном здравии». Создание новой системы оказания помощи: участковые врачебные пункты, разъездной характер деятельности. Переход к созданию участковых стационаров, амбулаторного приема, уездных и губернских больниц. Рост числа врачей, земских врачебных участков. Звенья земской медицины конца XIX в.;

3.3. видные деятели земской медицины: В.П. Образцов, Е.М. Бакунина, Н.И. Пирогов, Е.А. Осипов, Ф.Ф. Эрисман, С.П. Боткин и другие. Их вклад в развитие земского врачевания;

3.4. губернские съезды земских врачей, секции земской (общественной) медицины на съездах общества русских врачей в память Н.И. Пирогова (Пироговские съезды с 1887г.);

3.5. развитие санитарного направления в земской медицине: Московская медико – санитарная организация, санитарно – статистические исследования здоровья людей. Терминологическое понятие «О б щ е с т в е н н а я м е д и ц и н а» ( А.В. Петров, 70-е гг. XIX в., г. Казань).

Четвертый вопрос посвящен не менее значимым преобразованиям в российском здравоохранении. Благодаря работе врачей медицинское обеспечение крестьян в земских губерниях стало лучше, чем простых горожан. Городовые положения 1870 и 1892 годов возложили на городские Думы заботу о медобслуживании горожан и санитарном благоустройстве городов. Однако решение объективных потребностей в охране здоровья городов и декларации властей осуществлялись в довольно сложных противоречиях: рекомендуем студентам сделать самостоятельные выводы:

4.1. верховенство экономических интересов зажиточной части горожан (лавочники, домовладельцы, купцы, промышленники) над нравственными, в том числе и в сфере оказания медпомощи неимущим гражданам;

4.2. Пироговские съезды о неудовлетворительном состоянии городской медицины. Фиктивный характер санитарного надзора и его последствия;

4.3. развитие в стране фабрично-заводского производства и состояние медицинской помощи рабочим;

4.4. проблемы и причины неудовлетворительного исполнения решения Комитета министров о врачебной помощи рабочим на фабриках и заводах (26 августа 1866г.). Блокирование фабрикантами деятельности комиссии при Медицинском совете «для выработки нормальных правил о врачебной помощи рабочим и санитарных норм для фабрик и заводов». Деятельность государственной фабричной инспекции. Эрисман Ф.Ф. об объединении фабричной и земской медицины. Отсутствие до 1917 г. в России санитарных требований и норм для фабрик и заводов. Социально-политический взрыв 1905-1907 и 1917 годов;

4.5. приоритетное внимание к военной медицине в России. Воинский устав – высший уровень организации охраны здоровья в армии и на флоте. Главное – военно – медицинское управление. Военно – морская медицина (К.О.Розенбергер) и ее успехи в организации помощи личному составу флота. Общества морских врачей в военно – морских базах страны. Медицинское дело в русско – турецкой войне 1877 – 1878гг., русско – японской войне 1904 – 1905 гг., Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.).

К замечательным явлениям эпохи реформ во второй половине XIX века относится высшееженское образование. Борьба за него была частью борьбы за социальное равноправие женщин. Видными сторонниками решения проблемы были профессора В.А. Грубер, И.М. Сеченов, С.П. Боткин. Однако Университетский устав (1863г.) запрещал женщинам поступать в университеты. Одним из выходов было получение высшего медицинского образования за границей (Н.П. Суслова в 1867г. защитила диплом и диссертацию в г. Цюрих). В.А. Кашеварова – Руднева добилась оставления в медико - хирургической академии на полный срок обучения.

Борьба общественности привела к тому, что Комитет министров делает первые шаги к высшему образованию женщин.

Далее рекомендуем студентам изучить самостоятельно содержание пятого вопроса:

5.1. значение открытия в 1872г. при ИМХА в Санкт – Петербурге «Особо женского курса для образования ученых акушерок» (с 1876г. – высшие женские врачебные курсы – первое в Европе подобное учебное заведение.

5.2.обучение женщин на 9 медицинских факультетах университетов к началу XX в.; Высшие женские курсы в Москве, Киеве, Одессе. Петербургский и Харьковский женские медицинские институты;

5.3 курсы усовершенствования повивальных бабок; училища для акушерок при крупных больницах; фельдшерско – акушерские школы при общинах сестер милосердия.

В рамках шестоговопроса изучается история создания и функционирования научных медицинских обществ. Обратить внимание студентов на следующее:

6.1.объективная необходимость объединения медиков в общества (рост числа врачей, развитие медицинской науки и т.д.);

6.2. назовите названия обществ из указанных литературных источников, их географию и назначение;

6.3.медицинские газеты и журналы;

6.4.медицина в произведениях литературы и искусства.

 

Литературные источники

1. Самойлов В.О. История российской медицины. – М,: Эпидавр, 1997. главы III – IV.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. В 2-х т. Том 2. – М.: Изд.- во РУДН , 1992.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Главы 7-8

 

Дополнительные

1. Антология и история русской хирургии/под ред. Б.В. Петровского и др. Том II. – М.: Изд - во «Весть», 2002.

2. Бураго Ю.И., Баринов Е.Х. Исторические аспекты судебной гематологии в России до 1917 года. - М., 2007 .

3. Воронин С.А. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова. – Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-е, 1984.

4. Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель – врач. – М.: Госполитиздат, 1957.

5. Егорышева И.В. Становление земской и городской медицины: сходство и различия. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины, 2007, № 1 , с. 56-58.

6. Егорышева И.В., Данилишина Е.И. Губернские и уездные правительственные органы охранения народного здравия в России (XIX - начало XX века). – Здравоохранение Российской Федерации, 2001, № 1, с. 53-54

7. Зимин И.В. Медицинская интеллигенция в сословной структуре Российской империи XIX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 6, с. 49-51.

8. Змеев В. Медико – хирургические академии. – Высшее образование в России, 1999, № 1, с. 137-141.

9. Козлов Ю.А. Медицинские родовые фамилии России. – Томск: Сиб.гос.мед. ун-т, 2001.

10. Левит М.М. Становление общественной медицины в России. – М.: Медицина, 1974.

11. Мирский М.Б. и др. Развитие городской медицины в России. – Здравоохранение Российской Федерации, 2007, № 4, с. 40-43.

12. Ноздрачев А.Д. и др. Нобелевские премии по физиологии или медицине за 100 лет. – СПб.: Изд-во «Гуманистика», 2002.

13. Основные этапы развития здравоохранения в России. – В кн.: Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. /Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова.- М.: МЕД пресс информ, 2002, с. 9-29.

14. Попов С. Лекарь Николай Коротков. – СПб.: Лениздат, 1996.

15. Федоров Г.В. Ахтулова Л.А., Щербаков Д.В. История гигиены. Учеб.пособ. /Под ред. Г.В. Федоровой. – Омск: Ом ГМА, 2007.

16. Шубин Б.М. Доктор А.П. Чехов. Изд. 2-е, исп. И доп. – М.: Знание, 1979.

Подготовка кадров медицинских сестер, фельдшеров и акушерок.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Значение Международного комитета Красного Креста для интернационализации сестринского ухода и широкого вовлечения в него женщин.

2. Сестры милосердия, их общины в войнах конца XIX - в начале XX в.

3. Шаг к системному подходу в подготовке кадров средней медицинской квалификации.

4. Основные этапы организации сестринского дела и образования в СССР.

5. Современные проблемы и пути их преодоления в сестринском звене здравоохранения Российской Федерации.

 

Литературные источники

1. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. Глава 1.

2. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава II, III, IV.

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

4. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СпбГМА,1998.

 

Дополнительные

1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Изменения в сестринском образовании в Европейском союзе. – Медицинская сестра, 2007, № 3, с. 34-38.

2. Блохина Н.Н. Российское общество Красного Креста и государственное здравоохранение дореволюционной России – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 200, № 3, с. 60-62.

3. Дружинина Т.В., Скоморина О.В., Чупрова Т.А. Состояние сестринского дела в Кузбассе. – Сестринское дело, 2004, № 2, с. 19-21.

4. Иванова С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России. - Медицинская помощь, 1998, № 2, с. 4-5.

5. Лаптева Е.С., Подопригора Г.М. Высшее сестринское образование и современный сестринский процесс. – Медицинская сестра, 2007, № 5, с. 37-41.

6. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебное пособие. В 2-х . Часть 1. – М.: Минздрав, 1996. Главы 1-2.

7. Найтингейл Ф. Записки об уходе. – М.: Изд. Дом «Русский врач», 2002.

8. Островская И.В. Анализ составляющих сестринской деятельности в России в 1919 – 1994гг. – Медицинская сестра, 2006, № 8, с. 38-42.

9. Перфильева Г.М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теории. – Медицинская помощь, 1996, № 4, с. 3-6.

10. Развитие сестринского дела в условиях реформирования отрасли. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 3-4.

11. Стойчева М. Современные тенденции в сестринском образовании. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 38-39.

12. Слепущенко И.О. Сестринское дело: проблемы и пути решения. – Сестринское дело, 2005, № 1, с.4-5.

13. Хетагурова А.К. Славные имена женщин России в истории сестринского дела. – М.: Медицинский проект, 2004.

 

 

Медицина в годы Великой Отечественной войны. Создание Академии медицинских наук.

4. Успехи и проблемы Отечественной медицины. Реформа медицинского образования в 60-70-е годы.

5. 80-е, 90-е годы и современный этап развития медицины, науки и образования.

Заключение

Достижения и современная история биологии и генетики биохимии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии, патологической анатомии и патофизиологии, клиники внутренних болезней (терапия), эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, психиатрии и неврологии, хирургии, акушерства и гинекологии, стоматологии и оториноларингологии, экспериментальной гигиены и общественной медицины, педиатрии, фармации, сестринского дела и другие предметы изучаются на соответствующих профильных кафедрах и имеют хорошее учебно–методическое, материально–техническое обеспечение и в полном объеме отражены в учебниках, монографиях, периодических изданиях медицинского профиля.

Современная медицина представляет собой многоотраслевую сферу и многоуровневую систему организации, интернациональный характер деятельности. Борьба за здоровье, профилактика заболеваний осознанно или стихийно, с применением адекватных на определенном историческом эта

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...