Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные проблемы и пути их решения.Сестринское дело, как профессия, зародилось внутри традиционной модели ухода за больными. В России институт сестер милосердия складывается с 40-х годов XIX в. в качестве общин сестер милосердия. В 1859 г. Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» дает определение сестринского дела. Особое внимание уделялось санитарно-гигиеническим знаниям. Профессиональная подготовка медсестер стала отождествляться с научной подготовкой. Опыт русских и английских медсестер в Крымской войне стал побуждающим фактором создания под эгидой Анри Дюнана в 1863г. Международного комитета Красного Креста (МККК) и в 1864г. – Женевской конвенции – международного соглашения об улучшении участи раненых и больных в период войн. Провозглашалась обязательность оказания помощи всем раненым, неприкосновенность госпиталей, лазаретов и санитарного персонала. К концу XIX века мировая общественность, медицина и здравоохранение получили целостную теорию и практику, концептуальную модель сестринского дела. В процессе изложения содержания знаний важно выделить наиболее главное. В первом вопросе обратите внимание студентов на следующее: 1.1. введение лицензирования сестринской практики (1907, США); 1.2. отличительные особенности сестринского дела в мирное и военное время; направления сестринского участия; 1.3. организация деятельности общин сестер милосердия в России в ведении РОКК; 1.4. сестринское дело и подготовка земских фельдшеров; 1.5. участие российских сестер милосердия в русской – японской и первой мировой войнах. Роль женщин дома Романовых. Подвиги Р.М. Ивановой и Г.В. Сорокиной. Второйвопрос направлен на изучение системыподготовки сестринских кадров: 2.1. «Курсы ученых акушерок» (1872г.) в Санкт – Петербурге. Особенность обучения – ориентир на программы медфакультетов университетов; Женские медицинские курсы при военном Министерстве; 2.2. 1882г. – начало работы курсов для населения по оказанию первой помощи при несчастных случаях; 1897г. – институт братьев милосердия; 2.3. 1899г. создание «Комитета по подаче первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и общественных бедствий» - первый опыт станции скорой помощи; 2.4. специальное фельдшерские школы при земских больницах, трех – четырех летний срок обучения и учебные программы; 2.5. оформление в 1910г. законодательством прав и обязанностей фельдшеров; 2.6. сеть фельдшерских школ в России накануне 1917г.: земские, школы Военного и Морского ведомств в неземских губерниях, частные при медицинских обществах (первая в г. Киеве, 1906г.; всего их – 65 гражданских, 10 военных). Третий вопрос охватывает достаточно большой отрезок времени. Большая часть членов нашего общества являются свидетелями и участниками развития медицины в советское время. Из огромного числа решаемых проблем и вызовов времени считаем необходимым выделить следующие: 3.1. реорганизация системы школ медицинских сестер: структурное подчинение Наркомздраву и РОКК, 3-х летний срок обучения, учебные программы; 3.2. определение профессионального и социального среднего медицинского работника (1927г.), создание медицинских техникумов (1930г.) 3.3. положение о палатной медицинской, сестре (1959г.) – подчинение врачу и старшей медсестре. Определение составляющих ухода (в т.ч. перечень манипуляций); 3.4. 60 –е годы XX в. расширение перечня видов деятельности; 3.5. теоретическое обоснование сестринского дела. Комплексный подход в деятельности медсестер: лечебный, профилактический, гигиенический, санитарно-эпидемиологический, просветительский; 3.6. определение понятия «сестринское дело» (1998г.) как самостоятельной дисциплины; 3.7. - разработка статуса сестринского дела и критериев ухода за больными по методике Флекснера (1945г.) и Вирджинии Хендерсон (60 е годы). «Кодекс медсестер»(1950, 1976, 1985 гг.) Американской ассоциации медицинских сестер (ААМ). «Стандарты ухода за больными» (1973 и 1991 гг.) 3.8. - опыт сравнения сестринского дела в России и за рубежом. Становление многоуровневого сестринского образования в мире и в России. Научное обоснование деятельности и научные звания доктора наук. Институциональный характер сестринского дела в развитых странах. На рубеже 80-90 – х годов XX в. в стране началась реформа сестринского дела. Активизировались контакты специалистов, руководителей, ассоциаций медсестер с зарубежными коллегами. Реформа, в первую очередь, затронула систему сестринского образования. Студентам рекомендуется в четвертом вопросе: дать характеристику внедренных в 1997-1998 учебном году уровнейсреднего медицинского образования: базового – основного (сроки и специальности), повышенного– углубленного профессионального образования (особенности и цели подготовки), высшее сестринское образование (необходимость, учебные программы, профессиональные ориентиры и приложение знаний); 4.2. исходя из личного опыта, изучения литературных источников и материалов периодической печати, нормативных документов составить перечень основных проблем в современном сестринском деле. Обращаем внимание на некоторые из них: 4.2.1. рост потребности в оказании сестринской помощи в условиях ухудшения состояния здоровья населения, его старения, хронизации патологии, появления ранее неизвестных заболеваний; 4.2.2. - расширение функций медицинской сестры в условиях внедрения новых форм стационарной и внебольничной помощи, рыночных отношений в здравоохранении; 4.2.3. освоение новых знаний и видов деятельности: профилактика заболеваний, реабилитация, быть управленцем (на любом уровне), знать теорию и практику менеджмента, педагогики, психологии; 4.2.4. недооценка значимости научных принципов и подходов к организации и управлению сестринской деятельностью; 4.2.5 активнее изучать зарубежный опыт; 4.2.6ситуация с медицинской помощью в стране в значительной мере обусловлена тем, что в центре внимания является не человек с его потребностями и проблемами, а конкретная болезнь; у врачей и медицинских сестер, фельдшеров сформированы установки на лечение болезни без учета социально-психологической особенности человека; 4.2.7. обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.
Вопросы для самопроверки знаний 1. Значение Международного комитета Красного Креста для интернационализации сестринского ухода и широкого вовлечения в него женщин. 2. Сестры милосердия, их общины в войнах конца XIX - в начале XX в. 3. Шаг к системному подходу в подготовке кадров средней медицинской квалификации. 4. Основные этапы организации сестринского дела и образования в СССР. 5. Современные проблемы и пути их преодоления в сестринском звене здравоохранения Российской Федерации.
Литературные источники 1. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. Глава 1. 2. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава II, III, IV. 3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 4. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СпбГМА,1998.
Дополнительные 1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Изменения в сестринском образовании в Европейском союзе. – Медицинская сестра, 2007, № 3, с. 34-38. 2. Блохина Н.Н. Российское общество Красного Креста и государственное здравоохранение дореволюционной России – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 200, № 3, с. 60-62. 3. Дружинина Т.В., Скоморина О.В., Чупрова Т.А. Состояние сестринского дела в Кузбассе. – Сестринское дело, 2004, № 2, с. 19-21. 4. Иванова С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России. - Медицинская помощь, 1998, № 2, с. 4-5. 5. Лаптева Е.С., Подопригора Г.М. Высшее сестринское образование и современный сестринский процесс. – Медицинская сестра, 2007, № 5, с. 37-41. 6. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебное пособие. В 2-х . Часть 1. – М.: Минздрав, 1996. Главы 1-2. 7. Найтингейл Ф. Записки об уходе. – М.: Изд. Дом «Русский врач», 2002. 8. Островская И.В. Анализ составляющих сестринской деятельности в России в 1919 – 1994гг. – Медицинская сестра, 2006, № 8, с. 38-42. 9. Перфильева Г.М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теории. – Медицинская помощь, 1996, № 4, с. 3-6. 10. Развитие сестринского дела в условиях реформирования отрасли. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 3-4. 11. Стойчева М. Современные тенденции в сестринском образовании. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 38-39. 12. Слепущенко И.О. Сестринское дело: проблемы и пути решения. – Сестринское дело, 2005, № 1, с.4-5. 13. Хетагурова А.К. Славные имена женщин России в истории сестринского дела. – М.: Медицинский проект, 2004.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |