Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные медицинские организации и движения и участие в них Российской Федерации.

Переход власти в 1917г. к Советам рабочих, солдатских, матросских, крестьянских депутатов, создание Совета народных комиссаров (СНК) предопределили организационные и качественные преобразования в российском здравоохранении. Борьба с эпидемиями и болезнями, резкое падение рождаемости среди недоедающего населения требовали создания единой общегосударственной организации системы здравоохранения.

Среди первоочередных задач – ликвидация ведомственной разобщенности, создание сети государственных больниц, аптек, преодоление острой нехватки медицинских кадров.

При анализе исторического прошлого в 20-30-е годы в РСФСР и СССР обратите внимание на создание и название новых органов государственного управления, их основные функции:

1.1. Медико – санитарный отдел при Военно-революционном комитете Петроградского Совета, медико – санитарные отделы при местных советах; совет врачебных коллегий(1918г.) и его «Известия советской медицины». Всероссийский съезд медико – санитарных отделов советов(июнь 1918 г.);

1.2. ДекретСНК «Об учреждении народного комиссариата здравоохранения» (11 июля 1918г.). Первый нарком Н.А. Семашко.(смотрите таблицу № 23 « Министры и наркомы здравоохранения РСФСР, СССР и РФ» (в книге Сорокиной Т.С. с. 509). Основные мероприятия Наркомздрава РСФСР и Наркомздрава СССР (1936г.) в 20-е – 30-е годы.

Второйвопрос предусматривает знакомство с основными принципами организации медицинского дела в стране. Вам предлагается раскрыть их содержание:

2.1.государственный характер;

2.2.профилактическое направление;

2.3.привлечение и участие населения в мероприятиях по охране здоровья;

2.4.единство науки и практики здравоохранения. И.П. Павловв советское время. Изучите его «Письмо к молодежи» (1935 г.). Значение деятельности И.П. Павлова для утверждения советской медицинской науки, в т.ч. создание одной из величайших в мире научной школы физиологов. Его великие ученики и преемники;

2.5.Реформа высшего медицинского образования в 30-е годы.

Третийвопрос предусматривает изучение исторического опыта советской медицины в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). Из множества источников информации уясните самые главные тенденции:

3.1. трудности первого периода войны первоочередные мероприятия и организация медицинской помощи на фронте и в тылу. Главное военно-санитарное управление Красной армии;

3.2. основные мероприятия по обеспечению эпидемиологического благополучия и санитарно-гигиенических условий в действующей армии и тылу;

3.3. новые научные разработки в области хирургии и травматологии, неврологии, разработка антибиотиков. Создание в 1944г. Академии медицинских наук СССР (первый Президент – Н.Н. Бурденко) (Смотрите таблицу 24 «Президенты Академии медицинских наук СССР (РАМН)» в книге Сорокиной Т.С., с. 518);

3.4. основные итоги и достижения медицины и здравоохранения в годы войны.

 

50-е – 60-е годы в советской медицине отличаются широким диапазоном проблем и задач, которые ставило время, общество и государство. Важно понять и знать основные из них:

4.1. интенсивное развитие санитарно-гигиенической службы (увеличение количества СЭС в районах нового хозяйственного освоения, усиление работы по охране источников водоснабжения, почвы и атмосферы);

4.2. становление и развитие новых отраслей медицины: космическая, микрохирургия, трансплантология, протезирование органов и тканей. Выделение в терапии новых специальностей: кардиология и кардиохирургия, пульмонология, неврология, гастроэнтерология, ревматология;

4.3. внедрение в практическую медицину системы обязательной вакцинации. Специализированная помощь больным, внедрение новых лекарственных средств. Создание специализированных диспансеров, строительство в больших городах крупных больниц (до 600 и более коек), многопрофильных детских больниц, специализированная скорая помощь для детей и санатории для них, начало создания крупных диагностических центров.

4.4. реформа медицинского образования. Введение семилетней подготовки врачей, ее три этапа: общеврачебная подготовка; субординатура - специализация по базовым клиническим специальностям на лечебном, педиатрическом факультетах; интернатура – специализация в крупных лечебно - научных клиниках в административных центров страны.Создание системы обязательного повышения квалификации через каждые пять лет работы.

Открытие новых медицинских вузов, в т.ч. в 1955г. Кемеровскогогосударственного медицинского института. «Присяга врача» Советского Союза (1971г.);

4.5. среднее медицинское образование: проблемы финансирования медучилищ, отсутствие прироста кадров этого звена. Диспропорция между врачебным и средним медицинским составом в больничных и поликлинических учреждениях.

 

В истории страны 80-е – 90-е годы занимают особое значение, ибо это время решения проблем, задевающих интересы большинства населения в современных условиях. Рекомендуем в пятом вопросе выделить главных из них:

5.1. сохранение приоритетов прошлого в 1980-х гг. и выдающиеся достиженияв борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, лейкозами, болезнями матери и ребенка. Разработка и внедрение методик реконструктивной и пластической хирургии, аппаратов, выполняющих функции отдельных органов. Внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) в здравоохранении. Переход к диспансеризации всего населения страны;

5.2. 1990-е годы и начало нового века (тысячелетия) явились временем радикальных социально – экономических преобразований. Недостатки и кризисные явления 70-80-х привели к распаду СССР. В данном вопросе необходимо дать комментарий по следующим проблемным явлениям:

5.2.1.переход от чрезмерной централизации к либеральной федеральной системе;

5.2.2.сохранение «остаточного» принципа финансирования медицины: ухудшение технического оснащения здравоохранения. Сильное снижение уровня профилактической работы среди населения. Отсутствие государственной поддержки научно-медицинских исследований;

5.2.3. демографические последствия кризиса и возникновение явления депопуляции;

5.3. реформа системы охраны здоровья и выработка новых принциповфункционирования системы здравоохранения. Раскройте содержание главных из них:

5.3.1.обязательное и добровольное медицинское страхование (с 1991г.);

5.3.2.принятие концепции развития здравоохранения и медицинской науки (в т.ч. установление баланса в процессах централизации и децентрализации, государственного управления и самоуправления, установление рамочных пределов частной медицинской практики и др.);

5.3.3.усиление профилактического контроля над населением в т.ч. внедрение обязательных прививок от ряда инфекционных заболеваний;

5.3.4.выработка этики медицинской деятельности и государственно-законодательного регулирования. «Клятва врача России»;

5.4. единство медицинской науки и образования с достижениями естественных, технических и гуманитарных наук. Научныеконцепции в медицине:

5.4.1.концепция современного естествознания;

5.4.2. о внутренних защитных силах организма;

5.4.3.социально-этические проблемы генной инженерии;

5.4.4.общественное здоровье и организация здравоохранения. Осознание человечеством ценности здоровья. Единство ценности здоровья с уровнем социально-экономического развития, мировоззренческими основами деятельности государства, общественных объединений, трудовыми коллективами.

В шестом вопросе назовите международные объединения медицинских работников и ученых, цели и направления их деятельности. Называем их как ориентир для ответа на поставленный вопрос:

6.1. Международный комитет Красного Креста;

6.2.Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;

6.3.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

6.4.Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»

 

Заключение

Достижения и современная история биологии и генетики биохимии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии, патологической анатомии и патофизиологии, клиники внутренних болезней (терапия), эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, психиатрии и неврологии, хирургии, акушерства и гинекологии, стоматологии и оториноларингологии, экспериментальной гигиены и общественной медицины, педиатрии, фармации, сестринского дела и другие предметы изучаются на соответствующих профильных кафедрах и имеют хорошее учебно–методическое, материально–техническое обеспечение и в полном объеме отражены в учебниках, монографиях, периодических изданиях медицинского профиля.

Современная медицина представляет собой многоотраслевую сферу и многоуровневую систему организации, интернациональный характер деятельности. Борьба за здоровье, профилактика заболеваний осознанно или стихийно, с применением адекватных на определенном историческом этапе средств, решались на протяжении тысячелетий, начиная с древнейших времен. Знание основных исторических периодов развития медицины помогает молодым и зрелым специалистам правильнее оценивать и воспринимать современные каноны медицины. Медицина – это та отрасль знания, прогресскоторой основан на опыте и достижениях предыдущих поколений, на многовековом опыте врачевания, вмещающие в себя сомнения и ошибки открытия и новые познания.

 

Вопросы для самопроверки

1. Декларация профилактического направления советской здравоохранения. Медицинская наука в 20-30-е годы.

2. Медицина и ее организация в годы Великой Отечественной войны.

3. Отечественная медицина, наука второй половины XX века. Участие СССР и Российской Федерации в международных медицинских организациях и движениях.

4. Проблемы российского здравоохранения и реформенные преобразования в 90-х гг. XX в. – 2008г.

Литературные источники

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и зравоохранение. Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. Раздел 4.

2. Лисицин Ю.П. Десять выдающихся достижений медицины XX века. – Здравоохранение Российской Федерации, 2003, № 2, с. 23-27.

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть V.

Дополнительные

Журавлёва Т., Лисицин Ю. О преподавании истории медицины XX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2007, № 3, с. 47-48.

1. Здоровье России: Атлас. / Л.А. Бокерия и др.: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» - М.: НЦССХ, 2005.

2. Иванов Н.Г., Георгиевский А.С., Лобастов О.С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. – М.: Медицина, 1985.

3. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. : Сб. документов и материалов /Под ред. М.И. Барсукова, Д.Д. Кувшинского.- М.: Медицина, 1977.

4. Здравоохранение Кузбасса. 60 лет истории. – Томск – Кемерово, 2002.

5. Зеленин С.Ф. Деятельность ученых – медиков Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) – Томск, 2002.

6. Кемеровская областная клиническая больница. 60 лет истории. – Кемерово, 2003.

7. Лалаянц И.Э., Милованова Л.С. Нобелевские премии по медицине и физиологии. – М.: Знание, 1991.

8. Леонтьева Н.Т. Политика Советской власти в развитии здравоохранения Кузбасса в 20-30-е годы. – Кемерово: Пласт, 1996.

9. Лисицин Ю.П. Медицина XX века: Важнейшие события и достижения. – Медицинская помощь, 1999, № 6, с. 45-47.

10. Пальцев М.А., Денисов И.Н. Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. – М.: Изд.дом «Русский врач». Выпуск 1. – 2004; Выпуск 2, - 2005г.

11. Пискунов В.А. О смене парадигмы в медицине и здравоохранении. – Здравоохранение Российской Федерации, 1994, № 1, с. 33-37.

12. Предмет и метод экономики здравоохранения. Исторический аспект проблемы и современность. – В кн.: Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под общ. ред А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР, 2003.

13. Самсонов А.П. Об опыте Кемеровской области в решении вопросов долгосрочного планирования подготовки медицинских кадров и их закрепления в сельских учреждениях здравоохранения. – Глав Врач, 2007, № 10, с. 86-92.

14. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения : Учебного руководство/Под ред. Ю.П.Лисицина. – М., Казань: Медико- сервис, 1999. раздел 1: п. 1.1.2 История формирования дисциплины, с. 11-125; п. 1.3.1. Определение понятия «здравоохранение». Его исторические предпосылки, с. 88-96; п. 1.3.2. Вехи истории здравоохранения, с. 96-116.

15. История формирования дисциплины с. 11-125; п. 1.2.3. Определение понятия «здравоохранение». Его исторические предпосылки, с. 88-96, п. 1.2.3. Вехи истории здравоохранения, с. 96-116.

16. Стародубов В.И. О реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения в 2006г. – Глав Врач , 2007, № 1, с. 10-29.

17. Тульчинский Т.Г., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. – Иерусалим: Amutah for edication and Health, 1999. Глава1.

18. Чазов Е.И. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». – М.: Изд-во Новости, 1992.

19. Яровинский М.Я. Мудрость врачевания XXI века. – Медицинская помощь, 2006, № 1,с. 46-50.

 

Учебно – методическоеи материально – техническое обеспечение освоения дисциплины:

1. Фонды научно – медицинской библиотеки академии, областной научно – медицинской и областной научной библиотеки и библиотеки им. В. Федорова, библиотеки им. Н. Гоголя.

2. Аудитории для лекций и занятий.

3. Мультимедийное обеспечение и кинофильмы отдела технических средств обучения академии.

4. Музеи КемГМА и областной клинической больницы, Областной краеведческий музей.

 

Приложение 1.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

1. Объективные и субъективные факторы возникновения врачевания. Эмпирическая и иррациональная медицина первобытного общества.

2. Исторические особенности развития лекарственного врачевания в Месопотамии и Египте.

3. Древнеиндийская и древнекитайская медицина и фармация. Общее и особенное.

4. Историческое значение и место медицины Древней Греции. Врачебные школы, вклад Гиппократа, Аристотеля, Герофила, Эразистрата.

5. Древний Рим: исторические особенности эволюции медицины, фармации и здравоохранения.

6. Вклад Асклепиада, Лукреция Кара, Авла Корнелия Цельса, Галена в развитие теории и практики римской медицины.

7. Византия (395-1453 гг.): исторические особенности и миссия в развитии мировой фармации, медицины и здравоохранения.

8. Медицина и фармация народов средневекового Востока: арабо-язычная медицина (Х-ХШ вв.).

9. Западноевропейская медицина и фармация V-ХV вв.: схоластика, образование, практическая медицина и санитарное дело, фармация.

10.Здравоохранение и медицина Европы в ХV-ХVII вв.

Становление научных отраслей медицины и фармации.

11. Эволюция медицинской деятельности в Киевской Руси и её

историческое отличие.

12. Медицина, фармация, врачебное дело в Московском

государстве (Х1У-ХУ11 вв.).

13. XVIII - середина XIX веков: единство естествознания и медицинской

науки. Дифференциация медицинских научных знаний.

14. ХУ1И - середина XIX веков: эволюция медицинских и

фармацевтических научных школ Европы и России.

15. Исторические особенности развития медицинской науки, фармации и

практики России в XVIII веке.

16. Х1Х век в эволюции медицинской, фармацевтической науки и

практики России. 17.Историческая роль и значение земской медицины в

России.

17. Медицинское образование в России в ХУШ-Х1Х веках.

Врачебные съезды и научные общества.

18. Медицина и фармация, здравоохранение Европы в период

индустриальной цивилизации (80-е гг. XIX-1-я половина XX

вв.).

19. Медицина, фармация, здравоохранение, наука и медицинское

образование России в начале XX века - национальное и

интернациональное.

20. Исторические особенности организации и функционирования

советского здравоохранения: идеологические и социально-экономические

основы. 22.Современная медицина, фармация и здравоохранение в

Российской Федерации в 90-х годах. Страховая медицина:

опыт и возможности.

23. Отечественная медицина в годы Великой Отечественной

войны (1941-1945).

24. Историческая преемственность этических принципов в медицине.

25. Исторические основы медицинской деонтологии.

Темы профиля факультетов:

1.Лечебный факультет:

26. Исторические основы возникновения врачевания внутренних

органов (терапия). 27.Исторические особенности становления

травматологии и

хирургии. 28.Хирургия нового и новейшего времени: исторические

особенности этапа. 29.Из истории становления лечебного факультета

Кемеровской медицинской академии (1956-1986).

30. Лечебный факультет Кемеровской медицинской академии в

90-х гг. - 2008 годы.

II.Педиатрический факультет:

31 .Из истории педиатрии в России (до 1918 г.).

32. Исторические особенности становления и развития акушерства.

Перинатология.

33. История гигиены детей и подростков как научной и учебной

дисциплины.

34. Из истории педиатрического факультета Кемеровской

медицинской академии.

Ш.Стоматологический факультет:

35. Исторические корни возникновения и становления

стоматологии древних цивилизаций Востока.

36. Зубоврачевание и его особенности в средневековой Европе (V-

XV вв.).

37. Становление и развитие стоматологии в Российском

государстве (1Х-Х1Х вв.).

38. Отечественная стоматология в XX веке.

39. Из истории стоматологического факультета Кемеровской

медицинской академии.

ХV.Медико-профилактический факультет:

40. Коммунальная гигиена - исторические предпосылки

становления и развития.

41. Из истории становления и развития гигиены как части образа

жизни и медицинской науки.

42. Исторические предпосылки возникновения гигиены труда,

основные этапы развития.

43. Из истории профильных кафедр медико-профилактического

факультета Кемеровской медицинской академии.

ПЕРСОНАЛИИ:

Лечебный и педиатрический факультеты

1. Амасиади Амирдовлат

2. Анохин Пётр Кузьмич

3. Барсуков Михаил Иванович

1. Бехтерев Владимир Михайлович

2. Богомолец Александр Александрович

3. Боткин Сергей Петрович

4. Бурденко Николай Николаевич

5. Вишневский Александр Васильевич

6. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович

7. Гамалея Николай Фёдорович

8. 11 .Гераци Мхитар

9. 12.Дауге Павел Георгиевич

10.13.3аболотный Даниил Кириллович

11.14.Захарьин Григорий Александрович

12.15.Каминский Григорий Наумович

13.16.Кассирский Иосиф Абрамович

14.17.Курашов Сергей Владимирович

15.18.Ланг Георгий Фёдорович

16.Ломоносов Михаил Васильевич

17.20.Мечников Илья Ильич

18.21.Мудров Матвей Яковлевич

19.22.Мухин Ефрем Осипович

23.Обух Владимир Александрович

24.Павлов Иван Петрович

25.Пирогов Николай Иванович

26.Самойлович Данила Самойлович

27.Семашко Николай Александрович

28.Сеченов Иван Михайлович

29.Склифосовский Николай Васильевич

30.Спасокукотцкий Сергей Иванович

31.Сперанский Алексей Дмитриевич

32.Тарасевич Лев Александрович

33.Филатов Нил Фёдорович

34.Юдин Сергей Сергеевич

35.Максимович-Амбодин Нестор Максимович

З6.Зыбелин Семён Герасимович

37.Филатов Нил Фёдорович

38.Хотовицкий Степан Фомич

39.Буяльский Илья Васильевич

Стоматологический факультет

40.Дауге Павел Георгиевич

41.Лимберг Александр Александрович

42.Лукомский Илья Генрихович

43.Миргазизов Марсель Закеевич (Кемерово-Казань)

44.Рыбаков Анатолий Иванович

45.Чемоданов Михаил Михайлович

46.Хитров Фёдор Михайлович

47.Темерханов Флорид Тимофеевич (Кемерово)

Медико-профилактический факультет

48.Доброславин Алексей Петрович

49. Ломоносов Михаил Васильевич

50.Левицкий Вячеслав Александрович

51 .Летавет Август Андреевич

52.Лесгафт Пётр Францевич

5З.Никольский Дмитрий Петрович

54.Семашко Николай Александрович

55.Соловьёв Зиновий Петрович

56.Сысин Алексей Николаевич

57.Эрисман Фёдор Фёдорович

Приложение 2.

Примерная тематика контрольных работ по истории медицины и

Сестринского дела

для студентов заочного отделения по специальности

060109 - Сестринское дело.

1. Древнеиндийская и древнекитайская медицина. Общее и особенное.

2. Историческое значение и место медицины Древней Греции. Врачебные школы. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Герофила, Эразиетрата.

3. Византия (1395-1453гг.) исторические особенности и миссия в развитии ми­ровой медицины и здравоохранения;

4. Западноевропейская медицина V-ХVП вв.ххоластика, образование, практи­ческая медицина и санитарное дело. Становление научных отраслей меди­цины.

5. Эволюция врачевания в Киевской Руси и её историческое отличие.

6. Медицина и врачебное дело в Московском государстве (ХIV-ХVIIвв.)

7. ХVIII- середина XIX веков: единство естествознания и медицинской науки. Дифференциация медицинских научных знаний.

8. Исторические особенности и развитая медицинской науки и практики, сест­ринского дела в России в ХVIII веке.

9.ХVIII-середина XIX веков: единствоестествознания и медицинской науки. Дифференциация медицинских научных знаний

10. Сестринское дело в XIX веке.

11. Сестринское дело в XX веке.

12. Эволюция медицинской науки и практики России в XIX веке.

13. Историческая роль и значение Земской медицины в России.

14. Медицинское образование в России в ХVIII- XIX веках. Врачебные съезды и научные общества.

15. Исторические основы возникновения и эволюции хирургии.

16. Максимович - Амбодик Нестер Максимович - отец русского акушерства.

17. Буяльский Илья Васильевич - выдающийся русский анатом и хирург.

18. Пирогов Николай Иванович - его заслуги в развитии Отечественной и ми- . ровой медицины.

19. Боткин Сергей Петрович - ученый и практик. Его роль в развитии русской медицины.

20. Склифософский Николай Васильевич - выдающийся русский хирург и ор­ганизатор здравоохранения.

21. Лесгафт Петр Францевнч, его историческая роль в развитии физической культуры и образования.

22. Войно- Ясинецкий Ваяентан Феликсович - видный хирург и церковный дежель.

23. Бурденко Николай Николаевич - организатор советской военной медици­ны

24. Семашко Николай Александрович - организатор советского здравоохране­ния в 20 - 30-е годы XX века.

25. Мудров Матвей Яковлевич - видный ученый и организатор российского здравоохранения и медобразования.

26. Проблемы здоровья и народонаселенияв трудах Михаила Васильевича.

27. Великая Княгиня Елена Павловна.

28. Опель Христофор Федорович.

29. Щербатова (Ромицина) Софья Степановна.

30. Александрова Дарья Алексеевна (Даша Севастопольская).

31. Бакунина Елена Михайловна.

32. Карцова Елизавета Петровна.

33. Иванова Римма Михайловна.

34. Сорокина Генриетта Викторовна.

 

Приложение 3.

Общие методические рекомендации

К написанию контрольной работы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...