Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки финансовой диагностики предприятия

Среди методов оценки финансовой диагностики предприятия основное место занимает финансовый анализ. В этой связи рассмотрим в первую очередь методики оценки финансового анализа.

Методики финансового анализа часто подразделяются на четыре группы, которые приведены на рисунке 6.

 

 

Рисунок 6 – Методики финансового анализа [24,с.17]

 

Однако казахстанский автор Дюсембаев К.Ш. выделяет шесть основных методов анализа хозяйственной деятельности предприятия: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный, факторный, метод финансовых коэффициентов[10, с.29]. Поскольку в дальнейшем в дипломной работе в основном будут использованных методы анализа, в данном параграфе будет изложена сущность методов, предложенных Дюсембаевым.

Коротко отметим суть каждой из приведенных методик.

Трансформационные методики диагностики финансового состояния позволяют преобразовать отчетность в приемлемый для восприятия вид:

- за счет изменения состава балансовых статей;

- преобразуя структуру баланса в показатели структуры, динамики и структурной динамики;

- трансформации отечественной в зарубежные формы отчетности, адекватно МСФО и т.п.

Трансформационные методики не содержат аналитических функций и прямо не позволяют сделать определенные выводы и вынести конкретные рекомендации.

Используются приемы трансформации отчетности, такие как дефлирование отчетности, применяющие официальные индексы инфляции, курсы иностранных валют и оценок экспертов, необходимы прежде всего для обеспечения сопоставимости данных различных отчетных периодов.

Вместе с тем, адекватность подобных методик ограничивается следующими факторами:

- дефлирование производится на конкретные отчетные даты, в то время как средства в течение рассматриваемого периода постоянно меняются;

- дефлирование проводится единым усредненным индексом инфляции, что на практике существенно отличается от действительности;

- учетные оценки носят исторический характер, активы, отражаются в единицах покупательной способности, сложившимся в ранних отчетных периодах и, соответственно, дефлируются не точно;

- дефлирование не принимает во внимание изменение рыночной стоимости активов из-за меняющихся оценок рисков. То есть трансформационные методики несут в себе дескриптивный характер и не могут рассматриваться как набор способов оценки финансового состояния предприятия.

К качественным методикам оценки финансового состояния относятся методы вертикального, горизонтального анализа, оценка ликвидности баланса и прочие.

Горизонтальный метод основан на сопоставлении изменений различных финансовых показателей в абсолютном и относительном выражении в различные периоды времени для выявления тенденций развития и структурных изменений[25, с. 88].

Вертикальный метод анализа предназначен для выявления изменений происходящих в структуре активов и пассивов предприятия, а также для сравнения важности отдельных групп средств или источников для деятельности предприятия.

Анализ ликвидности предприятие, части его активов производится на основе данных баланса. Его смысл заключается в определении скорости трансформации активов в денежные средства. Анализ ликвидности предприятия являясь с одной стороны качественной методикой, в другой стороны рассчитывается с применением коэффициентов – ликвидности.

Коэффициенты ликвидности подразделяются на текущей ликвидности, абсолютной, быстрой и медленной ликвидности.

Применение в качестве финансового инструмента существующих качественных методик проведения финансового анализа имеет ограничения, связанные со сложностями реальной оценки финансового состояния предприятия. Эти методики не дают практические выводы и не позволяют вынести рекомендации для улучшения финансового состояния предприятия.

Трендовый анализ или иначе анализ тенденции получил свое название от английского слова trend – тенденция[26, с. 14]. Данный анализ дает возможность выявить направленность тенденции изменений показателей временного ряда. Происходящие изменения показателей во времени могут быть описаны различными уравнениями – линейными, логарифмическими, степенными и т.д. Наглядность трендового анализа связана с возможностью изображения изменяющихся показателей во времени путем перенесения и отражения их на желаемое графическое изображение. Известно, что тренды существуют, во всех областях – в экономике, медицине, моде, в поиске и т.д.

В основе трендового анализа лежит расчет относительных показателей отчетности рассматриваемого периода к базисному уровню. Данный анализ предполагает наличие учета разных факторов, таких как, рациональность применяемых методов планирования, качество анализируемой отчетности, степень диверсификации деятельности предприятия, динамика примененных коэффициентов и т.п. Трендовый анализ предполагает, что результаты прошлого могут быть пролонгированы при оценке будущего.

Данный метод анализа используется в основном при оценке спроса на товары и услуги, оценке потребности в запасах, прогнозировании структуры сбыта, имеющей сезонные колебания.

Сравнительный анализ заключается в следующем. При процедуре сравнения осуществляется сходство и различие между случившимися событиями. Сравнение дает возможность выявить причинно-след­ственные связи между событиями, провести подтверждение или опро­вержение наступления событий, классифицировать и систематизировать эти события.

Сравнение бывает качественным (например, это блюдо вкуснее того) и количе­ственным (2 больше, чем 1).

Процесса сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия состоит из нескольких этапов. Первое, выбора сравниваемых объектов, второе, выбора видов сравнения (фактическое по сравнению с плановыми значениями); выбора шкал сравнения и степени значимости различий; выбора количества признаков, принятых для сравнения; выбора вида признаков и определения критериев, степени их важности; выбора основы для сравнения.

Проведение сравнения предполагает соответствие определенным требованиям:

- необходима качественная сравнимость между собой событий. Для этого необходима однородность анализируемых объектов или событий;

- необходимо соблюдение тождественности сравниваемых показателей;

- объекты для сравнения должны соответствовать совокупностям событий, находящихся на сопоставимой ступени развития (например, цены на нефть 2009 года и нынешние);

- одинаковости едини­ц измерения;

- сопоставимости набо­ра единиц (например, количество сравниваемых торговых точек);

- сопоставимость по времени (например, нельзя сравнивать показатели одного полного года с показателями за месяц).

В ряде случаев сравниваемые показатели можно привести к сопоставлению. В этом случае прибегают к расчленению на сопоставимые количественные или качественные груп­пы, приведение к оди­наковым единицам измерения и т.д.. Например, вариантом сравнения может быть приведенное к единой временной базе показателей. В частности к такому методу прибегают при сравнении эффективности инвестиционных проектов с разными сроками реализации.

Проводят сравнение по одному или нескольким критериям. По одному критерию применяются такие методы сравнения:

- фактических данных с плановыми;

- по одному критерию в динамике;

- данного объекта с эталоном;

- ранжирования на основании относительных показателей (напри­мер, ранжирование по размеру прибыли);

- применения специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (например, оценка риска ценных бумаг осуществляется с помощью показателей вариации).

Однако при проведении оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию оказывается недостаточным. В ходе анализа осуществляется сравнение одновременно по нескольким критериям (например, по уровню прибыльности, объемам продаж, рыночной доле и т.п.). При этом не все показатели равнознач­ны - многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправ­ленно. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжи­рования. Наиболее часто применяются метод суммы мест и таксонометрический метод.

Все хозяйственные процессы складываются под воздействием разнообразных факторов, которые находятся в постоянной взаимосвязи [27, с. 11]. Учет этих факторов и умелое управление ими дают возможность управлять изменениями показателей эффективности дея­тельности предприятия. Таким образом факторный анализ позволяет определить степень влияния на хозяйственный процесс его составляющих.

Действенность факторного анализа зависит от идентификации и оценки факторов и последующего умелого управления этими факторами на процесс.

Факторы, определяющие эффективность финансово-хозяйственной деятельности, классифицируются по разным призна­кам, характеризующих их значимость. Они могут быть второстепенными, постоянными и временными, общими и специфическими, экстенсивными и интенсивными, поддающимися и неподдающимися количественной оценке и т.п. Очевидно, что среди них особую значимость имеют факторы экстенсивного и интенсивного развития. Данная классификация позволяет определить уровень интенсификации производства, активизации дей­ствия по использованию интенсивных факторов роста.

В практике финансового анализа достаточно широко используется метод коэффициентного анализа.

Основные виды финансовых коэффициентов:

- коэффициенты ликвидности, которые показывают, насколько доступны предприятию его денежные средства;

- коэффициенты рентабельности, которые показывают эффективность использования активов;

- коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости;

- коэффициенты деловой активности, доходности и др.[28, с. 145]

Коэффициенты определяют определенную зависимость между отдельными показателями отчетности.

Финансовое состояние предприятия определяются посредством разных коэффициентов, включая распределения и коэффициенты координации.

Коэффициент распределения играет важную роль при первичной оценке баланса предприятия. Он позволяет рассчитать, долю составляет определенный абсолютный показатель в общем итоге абсолютных показателей его группы. Например, доля денежных средств в текущих активах предприятия.

Коэффициент координации применяется для определения отношения разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл. [29, с. 251]

Сущность анализа финансовых коэффициентов заключается в отклонениях отчетных данных с базисными, в исследовании динамики за определенный период времени. Могут использоваться разные базисные величины. Это могут быть среднеотраслевые показатели, показатели конкурентов, соотношение показателей данного предприятия в благоприятные годы с настоящими и т.д.

Интегральные методики оценки финансового состояния предприятия предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции по следующим направлениям: регрессионные модели оценки вероятности банкротства, банковские кредитные рейтинги, отраслевое ранжирование, анализ нечетких множеств и сводные рейтинговые модели.

Таким образом, использование таких моделей требует больших предосторожностей, так как они не совсем подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях.

Помимо этого современная теория анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет в своем арсенале широкий набор методов и приемов. Российский ученый Ковалев В.В. рассматривает следующую структуру методов и приемов анализа (рисунок 7).

 

Рисунок 7 - Классификация методов и приемов анализа[23,с.89-150]

 

При этом автор указывает, что многие из приведенных им методов анализа «в принципе весьма импровизационных и уточняются в ходе анализа исходя из поставленных перед ним целей»[23, с.89]. Другие же наоборот достаточно разработаны и применяются в финансово-аналитической работе достаточно широко.

В современной практике анализа хозяйственной деятельности казахстанских предприятий данный круг методов применяется более широко по сравнению с методами анализа, приведенными у Ковалева В.В.

В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа[29,с.66]. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

S (Strengths) – сильные стороны деятельности предприятия,

W (Weaknesses) – слабые стороны деятельности предприятия,

O (Opportunities) – возможности предприятия, позволяющие ему улучшит свое положение,

T (Threats) – угрозы (опасности), с которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.

В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений – выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами предприятия. Например, «за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла», или «показатели маржинальной прибыли стабильны». Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две буквы S и W «отвечают» за текущее состояние предприятия, в то время как две другие O и T связаны с прогнозом состояния предприятия на ближайшую перспективу.

Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности предприятия. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент предприятия должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

Помимо использования методик финансового анализа для проведения полноценной финансовой диагностики используются другие методики исследования. Мы уже отмечали о внешних источниках информации, которые также нуждаются в исследования с целью установления точной картины финансового состояния предприятия.

В частности, можно привести пример PEST-анализа который предназначен для исследования политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological), сторон внешней среды, воздействующих на финансовое состояние предприятия[30,с.110].

Итоги проведенного PEST-анализа дают возможность оценить внешнюю экономическую ситуацию и ее воздействие на финансовое состояние диагностируемого предприятия.

В заключение параграфа необходимо отметить, что различные методы анализа переплетаются между собой, часто являясь дополнением одного другим, либо вообще составной часть другого метода. Так, например, сравнительный анализ порой нельзя провести без проведения коэффициентного анализа либо трендового и т.д.

К настоящему моменту в мировой практике сложились достаточно стабильные подходы к диагностике финансовой отчетности предприятий и формированию выводов и рекомендаций по результатам анализа, но при этом в меньшей степени диагностируются другие источники информации, оказывающее влияние на выработку более полной финансовой диагностики предприятия.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...