Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила произношения неударных согласных

1. Неударный звук [О] в начале слова и в предударном слоге произносится как [Λ]:

отнимать — [Λ]тнимать, топор — т[Λ]пор.

2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся сразу же после удар­ного, звучит как редуцированный звук, средний между [А] и [Ы].

Он обозначается знаком Ъ: подворотня — п[Ъ]дв[Λ]ротня; изморозь — изм[Ъ]р[Ъ]зь; волос — вол[Ъ]с).

3. Неударный звук [А] в начале слова и в безударном сло­ге, стоящем сразу же перед ударным, произносится как ко­роткий «А»:

артист — [А]ртист, сады — с[А]ды.

4. Неударный звук [А] после Ж, Ш произносится как «А»: жара — ж[А]ра, шаги — ш[А]ги, шары — ш[А]ры.

5. Безударные гласные звуки [У], [Ы] в произношении не заменяются другими звуками, но произносятся короче.

6. Гласный звук [И] в начале слова переходит в [Ы], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом — с[Ы]нтересом так и знай — так[Ы]знай.

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [И] не меняется: я слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между [И] и [Э], который обозначается зна­ком [И]:

рябина — р[И]бина, весна — в[И]сна.

8. Звук [Е] под ударением может слышаться по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твер­дыми согласными [Е] звучит широко, открыто, перед мягкими — закрыто, узко:

Е-широкое: м[Е]л, п[Е]л, св[Е]т;

Е-закрытое: п[Е]ли, св[Е]тит).

9. Сочетания АО, ОА, АА, 00 произносятся одинаково как [АА]:

на окне — н[АА]кне по-армейски — л[АА]рмейски на арке — н[АА]рке однообразный — одн[АА]бразный.

10. А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [А], но никогда не переходят в звук [У]:

наугад — н[Ъ]угад по углам — п[Ъ]углам.

11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных мно­жественного числа выговариваются как ЫИ, ИИ:

старые — стар[ЫИ], белые — бел[ЫИ] летние — летн[ИИ], синие — син[ИИ].

12. Окончания прилагательных -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произно­сятся как -Г[Ъ]Й, -К[Ъ]Й, -Х[Ъ]Й:

долгий — долг[Ъ]й, широкий — широк[Ъ]й

13. Произношение отчеств отличается от написания: Андреевна — Андревна, Николаевна — Николавна; Ивановна — Иванна, Александровна — Алексанна; Лукинична — Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отче­ствами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна — Марь Иванна Павел Павлович — Пал Палыч.

Произношение согласных

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими со­гласными произносятся как глухие:

морковь — моркофь, морковка — моркофка; воз — вое, глазки — гласки, ход — хот; кадка — катка, друг — друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор — збор, сделка — зделка, отдых — оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления

глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удво­енное ШШ:

расшумелся — раШШумелся, из шубы — иШШубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже — поЖЬЖе, приезжий — приеЖЬЖий дрожжи — дроЖЬЖи, визжать — виЖЬЖать брюзжать — брюЖЬЖать.

5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

Жир — жыр, ширь — шырь, цинк — цынк.

6. Сочетание СЧ и 34 произносятся как удвоенное Щ: счет — ЩЩет, счастье — Щщастье

возчик — воЩЩик, без чаю — биЩЩаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:

наладчик — налаЧЧик, отчаяние — оЧЧаянье.

8. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц: тридцать — триЦЦать. отца — оЦЦа.

9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко: щука — щюка, чай — чяй.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской — гороЦкой, советский — совеЦкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно — скуШНо, нарочно — нароШНо булочная — булоШНая, пустячный — пустяШНый яичница — яиШНица.

Гласные звуки

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Глас­ных звуков 6:

[И]. [Э]. [А], [О], [У], [Ы].

Для тренировки произношения гласных возьмите себе за основу следующую таблицу:

 

И-Е И-Э И-Э
Э-А Э-А Э-А
А-О А-О А-О
У-Ы У-Ы У-Ы
О-У О-У О-У

Эти гласные можно сочетать по-разному, модифицируя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания необходимо добиваться различ­ных акцентов:

И-Э-А-О-У-Ы.

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И-Э-А-О-У-Ы.

Под ударением второй звук и т. д.

Эти звуки формируются из соединения двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+0, Ю=Й+У.

Для тренировки чередуйте гласные звуки с йотированными.

Например:

И-ЙИ, Э-Е, A-Я, О-Е, У-Ю.

Согласные звуки

Согласные звуки более сложны для произношения. Они сообщают речи отчетливость, выразительность, помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков необходимо напряже­ние какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков нужно обратить внима­ние на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Согласные звуки подразделяются на звонкие, глухие, со­норные и аффрикаты:

 

Звонкие Глухие Сонорные Аффрикаты
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж],[3] [П],[Ф],[К], [Т], [Ш], [Щ], [НИЦ] [М]ДН],[Л],[Р] [Ц]ДЧ],[Щ]

В образовании звонких согласных участвует только голос, в то время как при произношении глухих согласных голос не участвует. У сонорных согласных нет парных глухих, а аффрикаты — это сложные звуки , которые артикулируются из нескольких.

Например:

звук [Ч] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;

звук [Щ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ».

Звуки [С] и [3] — свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] — шипящие.

Примеры упражнений на согласные звуки

Звук [П] — глухой, звук [Б] — звонкий.

1. Чередовать: П, Б (несколько раз).

2. ПИ - ПЭ - ПА - ПО - ПУ - ПЫ.

3. БИ — БЭ — БА — БО — БУ — БЫ.

4. ПЕ - ПЯ - ПЕ - ПО.

5. БЕ - БЯ - БЕ — БО.

6. ПИББ — ПЭББ — ПАББ — ПОББ — ПУББ — ПЫББ.

7. БИПП — БЭПП - БАПП — БОПП — БУПП — БЫПП.

8. ПИББИ — ПЭББЭ — ПАББА — ПОББО — ПУББУ — ПЫББЫ.

9. БИППИ — БЭППЭ - БАЛЛА — БОППО — БУППУ - БЫППЫ.

Можно составлять многообразные вариации упражнений, чередуя глухой и звонкий звуки со всеми гласными.

Отшлифовывая произношение отдельных звуков, необхо­димо контролировать точность положения частей речевого . аппарата.

Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Упражнять эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЕ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЕ, ДЮ, ДИ.

Строение артикуляционного упражнения может быть таким:

1. ТИДДИ - ТЕДДЕ - ТЯДДЯ - ТЕДДЕ - ТЮДДЮ - ТИДДИ.

2. ТИ — ДИ — ДИ — ТТИ,

ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,

ТЯ - ДЯ - ДЯ — ТТЯ.

3. ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,

ТЮ - ДЮ - ДЮ - ТТЮ.

Чтобы зафиксировать произношение каждого звука, сочи­ните слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, можно воспользоваться пословицами и поговорками. Например:

►И — Знали, кого били, потому и победили.

►Е — Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

►О — Красно поле пшеном, а речь умом.

►У—Ю — Чужим умом умен не будешь,

Сам себя губит, кто людей не любит.

►А—Я — Голова без ума, что фонарь без огня, Ошибайся, да сознавайся.

►И—П — Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат, шел через пруд — уцепился за прут, упал Ипат — пропали пять лопат.

►Ы — Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи нужно отчетливо и разборчиво говорить с одинаковой скоростью. Этому содей­ствует работа над скороговорками.

Не нужно стараться одним махом произносить скороговор­ки. На первых порах проговаривайте ее медленно, четко произ­нося каждый отдельный звук, делая паузу после каждого слова.

При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская их нечеткого и смазан­ного произношения.

Стремитесь при произнесении скороговорки определять всевозможные задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При произнесении этого текста я хочу подсмеяться, хочу поплакаться, хочу позлословить, хочу похвалиться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3. Расскажите про покупки!

4. Про какие про покупки?

5. Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...