Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Начинающего художника, который при поступлении в учебное заведение уже проявил себя как талантливый жан­рист или колорист, заставляют взять карандаш и точно пе­ренести на бумагу объемную геометрическую фигуру. Му­зыканта, играющего по слуху виртуозные пьесы, сажают за гаммы, требуя абсолютной ритмичности и ровности звуча­ния простейшего звукового ряда; танцора, способного на вдохновенные хореографические импровизации, заставля­ют ежедневно упражняться у станка, чтобы вытянуть ему

Стр. 137

носки и выправить фигуру; певца, прежде чем позволить ему распевать арии и романсы, тренируют на простейших вокализах, экзерсисах и т. п.

И драматический актер в этом отношении не составляет исключения. Он также должен учиться профессиональной точ­ности и завершенности при решении самых элементарных твор­ческих и технических задач. Этого нельзя добиться путем вне­запного озарения таланта или вспышками артистического тем­перамента; этому не в силах помочь ни яркая эмоциональность, ни утонченная интуиция будущего художника, ни взлеты его творческой фантазии. Тот, кто намерен стать мастером своего дела, должен на более или менее длительный срок воору­житься огромным терпением, выдержкой и волей для выпол­нения подготовительной, черновой и, быть может, не всегда увлекательной работы.

В театральной педагогике выработаны свои «экзерсисы» и «вокализы» для тренировки актера. К ним в первую очередь относятся так называемые беспредметные действия, или, точ­нее, действия с воображаемыми предметами.

Эти действия легко поддаются контролю сознания и чрез­вычайно удобны для тренировки всего комплекса элементов органического творчества. Беспредметные действия требуют огромной сосредоточенности, воображения, острой наблюда­тельности, памяти на ранее испытанные ощущения, логики и последовательности и т. п. Ввиду возможности точного конт­роля они могут быть доведены до абсолютной правды, а ста­ло быть, и веры в подлинность совершаемого, т. е. до того рубежа, когда в процесс творчества вступает сама органичес­кая природа артиста с ее подсознанием. Они доступны учени­кам, которые встречаются здесь с хорошо знакомыми им по жизни бытовыми действиями, не обремененными сложным психологическим содержанием. В силу своей доступности эти упражнения могут быть выполнены со всей точностью и тех­ническим совершенством.

Беспредметные действия — это классический пример про­стейших физических действий, которые, как мы убедимся впо-

Стр. 138

следствии, являются первичным звеном творческого процесса актера.

Существуют разные точки зрения на упражнения с вообра­жаемыми предметами. Некоторые считают их устаревшими, не оправдавшими себя на практике. Говорят, что упражнения с воображаемыми предметами засушивают молодых актеров, сковывают их творческие порывы, мешают проявлению эмо­циональности, темперамента. Они лишены активного действен­ного начала, фиксируют внимание на будничных бытовых дей­ствиях, не несущих больших мыслей и чувств и часто засоряющих игру актера ненужными натуралистическими под­робностями.

Аргументом против такого рода упражнений служит также мнение, что действия с воображаемым предметом не понадо­бятся актеру в момент творчества. На этом основании их иног­да исключают из программы.

Но даже там, где упражнения с воображаемыми предмета­ми входят в актерскую тренировку, они нередко выполняются формально, без понимания их глубокой связи с творчеством. Их превращают в самоцель, в демонстрацию ловкости и изоб­ретательности актера, в умение манипулировать с «пустышкой».

При таком подходе упражнения не достигают цели, не затрагивают природы артиста. Они не вызывают в нем ощу­щения правды совершаемых действий и вместо пользы при­носят вред, утверждая учеников в ложном актерском само­чувствии.

Упражнения на беспредметные действия помогают созна­тельно восстанавливать логику и последовательность простей­ших физических действий, которые в жизни от частого повто­рения автоматизировались и выполняются механически, рефлекторно.

При «беспредметном действии» создаются другие условия. При них волей-неволей приходится приковывать внимание к каждой самой маленькой составной части большого действия. Без этого не вспомнишь и не выполнишь всех подсобных час-

Стр. 139

тей целого, а без подсобных частей целого не ощутишь всего большого действия...

К упражнениям на «беспредметные действия» целесооб­разнее всего подойти от выполнения реального жизненного действия. Например, вы зажигаете спички, чтобы закурить па­пиросу или найти в темноте потерянный предмет. После того как вы выполните это действие, ставшее для вас в жизни по­луавтоматическим и выполняемым при минимальной затрате внимания, повторите процесс зажигания одними пальцами без спичек и коробка или постепенно отнимая сперва спички, а затем и коробок.

Чтобы в точности восстановить привычные движения паль­цев, поначалу придется затратить немало усилий и внимания, то и дело возвращаясь для проверки к реальным спичкам. Нельзя сразу охватить весь процесс действия целиком, при­дется сперва расчленить его на мелкие составные части:

1) Нащупать коробок в кармане.

2) Захватить и вытащить его.

3. Повернуть коробок этикеткой вверх, чтобы при откры­вании спички не вывалились.

4) Вытолкнуть пальцем коробок из футляра, придержи­вая футляр двумя другими пальцами.

5) Отделить пальцами другой руки одну спичку.

6) Захватить ее двумя пальцами и вытащить из коробка.

7) Повернуть ее головкой вниз.

8) Взяться за конец спички, чтобы не обжечься при за­жигании.

9) Подставить под спичку боковую плоскость коробка, покрытую серой.

10) Чиркнуть спичкой.

11) Повернуть ее так, чтобы пламя разгорелось.

12) Если дело происходит на улице или на сквозняке, то загородить пламя рукой или всем корпусом.

13) Поднести спичку к папиросе или темному углу.

14) Прикурить или рассмотреть то, что надо.

Стр. 140

15) Задуть спичку или погасить ее резким движением руки.

16) Сообразить, куда деть обгорелую спичку.

17) Бросить ее, или сунуть в пепельницу, или обратно в коробок.

Вы должны последовательно пройти по всем этим логичес­ким ступеням до тех пор, пока ваше действие не станет до конца продуктивным и целесообразным, пока вы не поверите, что проделанный вами ряд движений действительно приведет к зажиганию спички. Это легко проверить, сопоставляя бес­предметное действие с реальным.

При изучении действия полезно ставить перед собой пре­пятствия, которые сделают его наиболее типичным и отчетли­вым. Конечно, в жизни коробок может сразу открыться без всяких усилий, спичка может сразу повернуться нужной сто­роной и воспламениться от легкого соприкосновения с короб­ком, но для выявления процесса действия более выгодны воз­никающие препятствия и затруднения, которые могут быть усилены новыми привходящими обстоятельствами. Например: первая спичка сломалась или отказала, а коробок отсырел; в момент зажигания подул ветер и т. п.

Приступая к упражнению, не обязательно сразу окру­жать себя предлагаемыми обстоятельствами. Они создают­ся по мере надобности, когда в них возникает потребность. Со временем подобное упражнение может перерасти в це­лый этюд; например, зажигание спички в инсценировку од­ного из моментов подвига Зои Космодемьянской, которая пыталась поджечь вражеский штаб. Но если такую задачу поставить перед ученицей в самом начале работы, ее вни­мание будет направлено по ложному пути: не на точность совершаемого действия и доведение его до последней сте­пени правды, а на изображение героического образа и дра­матической ситуации.

Прежде всего следует освоить технику самого действия, в данном случае — зажигания спички, отдавая этому все вни­мание.

Стр. 141

Надо следить за тем, чтобы упражнение не превращалось в показ, в демонстрацию действия. Вы ни при каких обстоя­тельствах не должны изображать действие, но всегда ис­кать, заново исследовать его при всяком повторении упраж­нения.

Вначале обычно затрачивается значительно больше внима­ния и напряжения, чем зто требуется для выполнения такого же действия в жизни. Например, вы будете пытаться взять воображаемый стакан с водой всей пятерней, тогда как в жиз­ни мы берем его двумя-тремя пальцами. Там, где должны ра­ботать лишь кончики пальцев, возникнут мышечные напряже­ния всей руки и т. д. Доискиваясь правды физических дей­ствий, необходимо помнить, что ложь обычно скрывается в излишках. Поэтому упражнения на беспредметные действия, особенно в их первоначальной стадии, могут успешно выпол­няться лишь при строжайшем контроле своих движений.

При овладении беспредметными действиями целесообраз­но комбинировать воображаемые предметы с реальными. На­пример, из реального стакана можно пить воображаемый чай, помешивая настоящей ложечкой воображаемый сахар, и лишь впоследствии отнять стакан и ложечку.

Можно воображаемой кистью писать на реальной плоско­сти холста или фанеры, воображаемую лопату или лом заме­нить реальной палкой, бутафорское бревно перепиливать во­ображаемой пилой, подрубать настоящий платок воображае­мой иголкой с ниткой, легкий мяч принять за воображаемый тяжелый арбуз и т. п.

Польза от упражнений на беспредметные действия скажет­ся лишь при условии предельной тщательности и точности их выполнения, доведения до возможной степени мастерства. Необходимо помнить, что мастерство начинается не по окон­чании театрального учебного заведения, а уже на первом кур­се. С годами изменяется мера сложности творческой задачи, но степень совершенства ее выполнения должна оставаться неизменно высокой.

Стр. 142

Разобрав беспредметное действие по частям, нельзя на этом остановиться. Путем многократного повторения необходимо довести его до полной автоматичности, чтобы обращаться с «пустышкой» точно так же, как с реальным предметом, с та­кой же легкостью и непринужденностью, при минимальной затрате внимания. Необходимо бескомпромиссно проделать путь от сознательного овладения логикой действия до под­сознательного его выполнения. Только при этом условии нач­нется процесс творчества. Знакомая логика и привычные мы­шечные ощущения будут рефлекторно извлекать из архива нашей памяти все новые характерные подробности исполняе­мого действия и толкать на экспромты.

Следующий этап работы над беспредметными действия­ми заключается в том, чтобы ответить на вопросы: для чего и почему я выполняю зто действие? Технически отработан­ное действие (например, выпить стакан воды) должно по­степенно обрасти теми или иными «если бы», предлагаемы­ми обстоятельствами. В идеале они должны рождаться сами собой по ассоциации с испытанным, или подсмотренным в жизни, или прочитанным в книгах. Можно выпить воду по­тому, что мучает жажда, или пересохло в горле во время доклада, или чтобы запить лекарство и т. п. Вода может превратиться то в лекарство, то в вино, то в горячий чай, то в отраву.

Отработанное действие надо уметь выполнять в различных обстоятельствах, меняющих характер и окраску действия, но оставляющих его логику и последовательность почти без из­менений.

Если на первом этапе освоения действия не только не сле­дует бояться излишней его детализации, а наоборот, по выра­жению Станиславского, добираться до «ультра натурализма», то при дальнейшей отработке упражнения необходимо выде­лить все типичные, характерные детали и отсеять случайное, лишнее, мешающее. Этот процесс отбора происходит попутно с уточнением предлагаемых обстоятельств, вносящих допол­нительную конкретизацию действия.

Стр.143

Например, тарелку на стол можно поставить так, что пред­мет делается неопределенным и теряет свои свойства, или, наоборот, обращение с предметом выявляет его форму и осо­бенности.

Если стол накрывает официантка в ресторане, желающая поскорее отделаться от посетителей, — возникнут одни ха­рактерные детали, если хозяйка готовится к встрече дорогого гостя — другие. Между уточнением предлагаемых обстоя­тельств и отбором типичных действий обнаруживается прямая связь.

Работа над упражнениями с воображаемыми предметами и доведение их до этюда проходит через следующие этапы:

1. Овладение техникой самого беспредметного действия, например

писание письма, т. е. обращение с бумагой, ручкой, чернилами и т. д.

Тщательное изучение логики и последовательности каждой мельчайшей

составной частицы действия и всего процесса действия в целом.

2. Доведение техники обращения с воображаемыми предметами до

совершенства. Постепенный переход от сознательных усилий воли к

автоматичности действия.

3. Постановка вопросов: кому и почему пишется письмо. При этом

интереснее взять любовное признание, чем, например, снятие копии с

деловой бумаги. Первое при­водит к более интересной логике и создает

препятствия, которые не возникают во втором случае.

Если пишется любовное письмо, то логика действия ос­ложняется мучительными поисками нужных слов, бесконеч­ными переделками, уничтожением написанного и писанием заново. И в этом случае не бумага, перо, чернильница, а лицо, которому адресуется письмо, становится главным объектом. Немой разговор с воображаемым партнером составляет те­перь основу логики действия, техника же писания письма по­степенно отходит на второй план.

4. Отбор типических, наиболее выразительных деталей в самой технике

писания письма и нахождение новых

Стр. 144

подробностей, подсказанных предлагаемыми обстоятель­ствами. Например, писание письма при помощи обычно­го пера и чернильницы дает большие возможности в смысле действия, чем автоматическая ручка.

Этот вопрос решается обстоятельствами времени и места, т. е. где и когда пишется письмо. Если действие происходит в начале XIX века, то нужно освоить технику писания гусиным пером, научиться пользоваться не промокательной бумагой, а песочницей и т. д.

5. Углубляя обстоятельства, можно прийти к этюду писа­ния любовного

письма Татьяны Онегину и построить логику действия, воплощающую

всю противоречивость чувств и поступков героини: ее смятение,

мучительные поиски выхода, моменты душевного подъема и упадка.

Однако завершение такого рода этюда, как уже было сказано, должно

быть отнесено ко второму году обуче­ния, после того как будут освоены

все основные эле­менты органического действия.

Если предлагаемые обстоятельства не складываются сами собой, можно проделывать упражнения на беспредметные действия под музыку, которая определяет ритм совершаемого действия и придает ему ту или иную эмоциональную окраску, организует действия, питает воображение, направляя его по пути все новых и новых вымыслов.

По своему характеру упражнения на действия с вообража­емыми предметами могут быть разбиты на два вида. К перво­му относятся действия, требующие усилий всего тела или груп­пы мышц. Это всякого рода физическая работа, связанная с ощущением тяжести, со сгибанием и разгибанием туловища, с движениями рук и ног, с перемещением всего тела в простран­стве и т. д. Например, уборка комнаты, мытье полов, стирка, топка печей, перемещение воображаемых предметов различ­ного веса и формы, копка земли, посадка дерева, игра в кег­ли, в городки, открывание театрального занавеса, различные трудовые, производственные процессы.

Стр. 145

В этом виде упражнений приходится учиться произвольно напрягать и освобождать ту или иную группу мышц, чтобы ощутить правду физических действий. Для контроля целесо­образно привлечь Педагога по сценическому движению, ко­торый может подсказать ученикам верные приемы обраще­ния с предметами разного веса и формы. Потом на занятиях по движению он может помочь эти упражнения усовершен­ствовать.

В упражнениях второго вида действуют преимущественно пальцы и кисти рук. К ним, например, относятся бытовые дей­ствия — умывание, еда, питье, одевание и раздевание, шитье, глаженье, чтение, писание, рисование, закуривание, обраще­ние с замками, ключами, деньгами, проводка электричества, настольные игры, украшение елки, уборка комнаты, игра на музыкальных инструментах и т. п.

Много примеров на всякого рода беспредметные дей­ствия дает жизнь школы, учреждения, завода, фабрики, больницы, театра, лаборатории, колхоза, а также отдых на природе: прогулки в лесу, сбор ягод, грибов, цветов, рыб­ная ловля, охота и т. п. Упражнения на беспредметные дей­ствия включают в себя все ранее пройденные элементы и допускают комбинации с другими типами упражнений. По мере усвоения техники самого действия и разгрузки внима­ния можно в упражнениях на беспредметные действия уста­новить процесс взаимодействия между двумя исполнителя­ми или группой исполнителей. Люди, занятые на конвейере, ни на секунду не прекращая работы, обмениваются между собой отдельными репликами, вступают в общение. То же самое возможно в любом трудовом процессе, где логика действия постепенно автоматизируется и выполняется по­чти подсознательно.

Поскольку техника овладения беспредметными действия­ми помогает изучить природу простейших физических действий и восстанавливать их логику и последовательность, можно утверждать, что эти упражнения на развитие артистической

Стр. 146

техники являются вместе с тем важным звеном в овладении методом будущей работы над ролью. Они служат средством воспитания в актере определенных навыков, которые перено­сятся с элементарных физических действий на действия более сложные, насыщенные психологическим содержанием. Они укрепляют актера в правильном сценическом самочувствии, связанном с нормальной работой всех элементов его физи­ческой и духовной природы.

Упражнения эти помогают выработать более тонкие сред­ства выразительности актера. Они требуют от исполнителя большой точности и наблюдательности, пристального внима­ния, тончайшей работы мышц, прививают начинающему акте­ру вкус к профессиональной четкости и законченности сцени­ческого действия.

Из сказанного следует, что упражнения на беспредметные действия существуют не только для того, чтобы актер научил­ся обращаться на сцене с воображаемыми объектами, хотя и эти навыки имеют большой практический смысл.

Трудно найти роль, в которой актеру не пришлось бы есть воображаемые кушанья, пить воображаемое вино или чай, зажигать мнимый костер или лампу, читать несуществу­ющие тексты писем, условно писать и рисовать, не пользу­ясь ни чернилами, ни красками, чокаться пустыми бокала­ми, наполнять воображаемой водой ведра и кувшины, но­сить по сцене пустые чемоданы и другие предметы, лишенные веса, как тяжелые, орудовать бутафорскими мечами и кин­жалами, как стальными, воспринимать пустые кастрюли из папье-маше, как наполненные и горячие, нюхать бумажные цветы, ловить воображаемых бабочек, шить воображаемы­ми нитками и т. п.

Не многие актеры умеют придать бутафорским вещам свойства реальных предметов, оживить их своим искусством. В большинстве случаев письма на сцене пишутся с молниенос­ной быстротой, причем их обычно суют в конверт, не давая чернилам просохнуть, телефоны набираются неполным

Стр. 147

номером, тяжелые чемоданы поднимаются, как пустые, при тостах так размахивают бокалами, что неизбежно выплеснется все вино, в драке герои-любовники без опасения хватаются за лезвие шпаги, деньги за покупку отдаются без счета, записки прочитываются одним махом, горячие предметы берутся го­лыми руками и т. п.

Большие актеры, руководимые чувством правды, всегда дорожили логикой простейших физических действий.

Стр. 148

Глава 5 Актерское мастерство

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА

В то время как вы, делая упражнения, сосредоточенно сле­дите в вашей фантазии за жизнью создаваемого вами образа, вы замечаете, что тело ваше непроизвольно и еле заметно начинает двигаться, как бы принимая участие в процессе во­ображения. Такое же легкое движение вы ощущаете и в голо­совых связках, когда вслушиваетесь в слова, произносимые вашим образом. Чем ярче видите и слышите вы его в вашей фантазии, тем сильнее реагирует ваше тело и голосовые связ­ки. Это свидетельствует о вашем желании воплотить создание вашей творческой фантазии и указывает вам путь к простой, соответствующей актерской природе технике такого вопло­щения.

Предположим, работая над образом роли, вы достигли того, что ясно видите и слышите его в вашем воображении. Вне­шний и внутренний облик вашего героя стоит перед вами во всех деталях. Как следует вам приступить к его воплощению?

Было бы ошибкой, если бы вы захотели воплотить ваш образ сразу. Как бы тонко ни были развиты ваши чувства, тело и голос, они все же могут получить шок от слишком больших требований, внезапно предъявленных к ним. Они не будут в состоянии верно передать характер, созданный вашим воображением. Актеры слишком хорошо знакомы с такого рода шоком и часто ищут спасения от него в старых, избитых сценических привычках.

Если вы хотите идти верным и более легким путем — приступайте к воплощению вашего образа по частям. Вы видите его движения, слышите его речь, проникаете в его душевную жизнь. Из всего, что стоит перед вашим внутрен­ним взором, вы выбираете одну черту: движение рук, по­ходку, наклон головы, слово, фразу, взгляд, характерный

Стр. 149

жест, душевное состояние и т.п. и со вниманием изучаете эту черту в воображении. Затем вы воплощаете только ее одну, как бы имитируя созданное и проработанное вами в вашей фантазии. Теперь ваши тело, голос, чувства без из­лишнего напряжения или привычного клише (штампа) легко выполняют эту посильную для них задачу. После одной или нескольких попыток воплощения вы снова вглядываетесь в ваш образ, снова имитируете его и т.д. Вы повторяете этот процесс до тех пор, пока выбранная вами для воплощения деталь не станет близкой вам, пока вы не достигнете легко­сти в ее исполнении.

Переходя таким образом от одной черты к другой, про­рабатывая и воплощая шаг за шагом вашу роль, вы приходи­те, наконец, к моменту, когда чувствуете, что весь образ жи­вет в вас и вам уже нет больше надобности воплощать его по частям. Позднее вы всегда можете вернуться к описанному приему, если почувствуете, что в силу тех или иных причин отклонились от правильного пути.

При работе над воплощением роли вы можете пользоваться техникой вопросов и ответов, о которой я говорил выше. Вме­сто догадок или рассуждений о том, что следует сделать в данный момент изображаемому вами на сцене лицу, вы, задав ему вопрос, заставляете его тем самым сыграть перед вами сцену во многих вариациях и, сделав свой выбор, приступите к воплощению увиденного.

Характерность

Нет нехарактерных ролей, как иет двух внешне и внутрен­не одинаковых людей. То, что различает их друг от друга, есть, говоря актерским языком, их характерность, как бы сла­бо ни была она выражена. Тот, кто неизменно изображает на сцене только самого себя, едва ли знает, какую творческую радость дает актеру перевоплощение, т. е. принятие на себя характерных особенностей другого лица. Радость эта будет для вас тем больше и совершеннее, чем яснее и проще сред-

Стр. 150

ства, при помощи которых вы усваиваете себе характерные особенности вашей роли.

Работая над ролью, вы совершаете два процесса: с одиой стороны, вы приспосабливаете образ роли к себе, с другой — себя к образу роли. Так вы сближаетесь с ним. И хотя есть предел, за который вы не можете перейти (ваши внутренние и внешние актерские данные определяют этот предел), вы все же можете достичь многого, если будете применять правиль­ные средства.

Обычное разделение характерности на внутреннюю и вне­шнюю справедливо только отчасти. Вы не можете усвоить манеры внешнего поведения другого лица, не проникнув в его психологию, как не можете ие выразить внешне его внутрен­них особенностей. Всякая характерность есть всегда внешняя и внутренняя одновременно, лишь с большим уклоном в ту или другую сторону.

Воображаемое тело

Работая над усвоением характерных черт роли, вы снова должны обратиться к силе своего воображения, для того чтобы быть в состоянии правдиво и в кратчайший срок выз­вать необходимые превращения в самом себе. Представьте себе, что вам нужно изобразить на сцене человека, харак­терные черты которого вы определяете как лень, неповорот­ливость (душевную и телесную), медлительность и т.п. Тело его вы видите полным и неуклюжим, рост — низким, плечи и руки — опущенными и т.п. Вы создали этого человека в сво­ей фантазии. Что делаете вы для того, чтобы воплотить его со всеми его душевными и телесными особенностями? Вы воображаете на месте вашего тела другое тело, то, которое вы создали для вашей роли. Оно не совпадает с вашим; оно ниже, полнее вашего, руки его, может быть, длиннее ваших, оно неспособно двигаться с такой быстротой и ловкостью, как ваше, и т.д. В этом «новом теле» вы начинаете чувство­вать себя другим человеком. Оно постепенно становится при-

Стр. 151

вычным и знакомым для вас, как ваше собственное. Вы учи­тесь ходить, говорить в соответствии с его формами. Эта увлекательная и легкая работа шаг за шагом приводит вас к тому, что вы свободно и правдиво начинаете действовать и говорить уже не как вы, но как изображаемое вами лицо. Причем воображаемое тело — это как продукт вашей твор­ческой фантазии есть одновременно и душа и тело человека, которого вы готовитесь изобразить на сцене. В нем объеди­няется для вас и внутреннее начало и внешнее. Скоро вы по- новому переживете и ваше собственное, пронизанное новой психологией тело, и уже больше не будете нуждаться в во­ображаемом теле. Никогда рассудочный анализ не раскроет перед вами психологии роли с такой правдивостью, глуби­ной или юмором, как созданное вами воображаемое тело. Малейшее изменение, которое вы пожелаете сделать в нем, совершенствуя его, будет раскрывать перед вами новые ду­шевные нюансы роли.

Представляемый центр

Еще глубже и тоньше овладеете вы характерностью роли, если к созданному вами телу присоедините и представляе­мый центр. Этот центр, помещенный в груди, делает ваше тело гармоничным, приближая его к идеальному типу. Но как только вы хотя бы несколько переместите его из сере­дины груди и прислушаетесь к новому ощущению, вы тот­час же заметите, что вместо идеального тела вы обладаете телом характерным. Соответственно изменится и ваша пси­хология. Если вы, например, перенесете центр из груди в голову — мысль начнет играть характерную роль в вашем исполнении на сцене. Однако вы различным образом ощу­тите характерное участие мысли в вашей игре в зависимос­ти от того, какую роль вы играете. Для Фауста, например, центр, помещенный в голове, придаст вашей игре характер мудрости, в роли же Вагнера, наоборот, он поможет вам изобразить фанатизм и узость мысли. В зависимости от

Стр. 152

особенностей роли будет меняться и ваше представление о центре, если вы дадите волю вашей творческой фантазии. Центр в голове Фауста вы можете, например, вообразить большим, сияющим и излучающим, в то время как центр в голове Вагиера — небольшим, напряженным и даже жест­ким. Вы можете поместить небольшой, похожий на крис­талл центр в плечо или глаз для таких характеров, как Ква­зимодо или Тартюф. Мягкий, теплый, не слишком малень­кий, в области живота — для Фальстафа или сэра Тоби Бзлча. Хрупкий и прозрачный центр в коленях — для сэра Эндрю Эгьючика. Даже вне пределов тела можете вы вооб­разить центр. Для Гамлета, Просперо или Отелло, напри­мер, вы можете поместить его перед телом. Для Санчо Пан- сы — сзади, пониже спины, и т.п.

Найдя воображаемые тело и центр и вжившись в них, вы заметите, что они становятся подвижными и способными ме­няться в зависимости от сценического положения. Вы замети­те, что не только вы играете созданными вами телом и цент­ром, но и они играют вами, вызывая новые душевные и теле­сные нюансы в вашем исполнении.

Возьмите пример. Вы готовите роль Дон Кихота. Ваше воображение давно уже нарисовало вам его внешний и внут­ренний облик. Теперь вы ищете для него тело и центр. Види­те ли вы его влюбленным и тихим, или он является вам стро­гим, закованным в латы, верхом на тощем коне, в душной пустыне, или в бою, или за книгами в минуты страстных меч­таний о шлеме Мамбрена — вы знаете: тело его — прямое, худое, тонкое, нежное. Центр -г- сияющий, маленький, бес­покойный, горячий — вращается высоко-высоко над его го­ловой. Вы вошли в это тело и поместили центр над своей головой. «Ты стоишь на страже оружия», — говорите вы Рыцарю Печального образа (т. е. себе самому). «Шорох - враг приближается!..» Послушный вашему приказу, рыцарь в шлеме и в латах (вы сами) приходит в движение: его плечи упали, длинные руки повисли и пальцы по-детски

Стр. 153

раскрылись. Шея, худая и длинная, как у испуганной птицы, хочет поднять беспокойную голову к центру, но центр уходит все выше, вращаясь и искрясь. Чем упорнее тянется вверх худая фигура, тем больше гнутся в коленях старые слабые ноги. Сбитые в сторону латы носков на веревках звякают тихо... рыцарь крадется. «Теперь — нападай!» Все изменилось! В мгновение ока центр падает вниз и застывает в верхней час­ти груди, спирая дыхание! Плечи взлетают, рыцарь сутулит­ся, ноги становятся длинными, тонкими. Пика направлена во тьму, в пустоту... Прыжок на врага, и центр, теперь малень­кий, темный, как мяч на резинке, летает вправо и влево, впе­ред и назад. Вслед за ним мечется рыцарь, то пригибаясь всем телом к земле, ширясь в плечах, то на мгновение худея и устремляясь вверх на цыпочках...

Так, забавляясь, вы незаметно вживаетесь в роль, в ее характерные особенности, все время оставаясь в сфере твор­ческой фантазии. Ваша работа легка и артистична. Вы все больше и больше отходите от грубости и тяжести плоского натурализма с его требованиями «точности, как в жизни».

Представьте себе какое-нибудь воображаемое тело с цен­тром в том же пространстве, где находится ваше собствен­ное тело. Начните двигаться, говорить и выполнять простые действия, стараясь вжиться в характер, возникший от слу­чайно взятых вами тела и центра. Проработайте зтот харак­тер так, как будто бы вы готовили роль. Возвращайтесь к нему в течение нескольких дней, совершенствуя и детализи­руя его.

Создайте другой такой же случайный характер. Начните вносить легкие изменения в воображаемое тело.

Меняйте характер центра, представляя его себе, например, большим, маленьким, сжимающимся, расширяющимся, удаля­ющимся, приближающимся, излучающим, светлым, темным, тяжелым, легким, жестким, мягким, теплым, холодным и т.п. Следите, какие изменения возникают в характере от перемен, производимых вами в теле и центре.

Стр. 154

Выберите характер из пьесы или литературы и найдите для него воображаемые тело и центр. Упражняйтесь в разработке и усвоении их.

Когда вы почувствуете некоторую уверенность и легкость при выполнении предыдущих упражнений — поставьте себе задачу: в кратчайший срок (в несколько минут) создать и раз­работать в деталях характер, исходя из случайно взятых вами тела и центра. Постарайтесь в этот же короткий промежуток времени выработать также и манеру речи созданного вами лица. Затем, после упражнений, попробуйте представить себе его биографию и образ жизни.

Восприимчивость

Участники упражнения должны начать с того, чтобы ска­зать себе: «Мы представляем из себя группу, мы здесь, мы вместе». Затем каждый из членов группы должен постараться осознать индивидуальное присутствие каждого другого члена группы так же, как и свое присутствие среди них. Творческий коллектив состоит из индивидуальностей. Он не должен пре­вращаться в массу, поглощающую в себе отдельные личнос­ти. Поэтому каждый участвующий в упражнении должен быть в состоянии, преодолев общее представление: «мы», сказать себе: «ОН, и ОН, и ОН, и Я».

Без сентиментальности и излишней чувствительности каж­дый член группы делает внутреннее усилие открыться своим партнерам. Это значит: быть готовым воспринять впечатление, даже самое тонкое, от каждого присутствующего в каждый данный момент и быть в состоянии гармонично реагировать на него.

Когда таким образом установился некоторый контакт меж­ду участниками упражнения, они выбирают ряд определенных простых действий для последовательного их выполнения. Дей­ствия эти могут быть, например, такими:

1. спокойно ходить по комнате;

2. бегать;

Стр. 155

3. стоять неподвижно;

4. сидеть на стульях;

5. разойтись и встать вдоль стен;

6. сойтись в центре комнаты; и т.п.

Внутренне открывшись друг другу, каждый из участников старается угадать, какое из намеченных действий группа хо­чет выполнить в данный момент. Не условливаясь предвари­тельно о порядке их выполнения, группа переходит от одного действия к другому. Стремление угадать желание группы раз­вивает тонкость восприятия участников по отношению друг к другу. Желание угадать не исключает, разумеется, возможно­сти непосредственного наблюдения участниками друг друга. Смысл упражнения именно и заключается в том, чтобы повы­сить наблюдательность и восприимчивость актера по отноше­нию к партнерам на сцене.

Проделайте ряд этюдов-импровизаций. Например: конец многолюдного собрания. Председатель произносит несколь­ко фраз своей заключительной речи и объявляет собрание закрытым. То, как он делает это, дает тон всей последующей импровизации. Своим поведением и манерой речи он как бы диктует «музыкальную тональность», объединяя в ней всех участников упражнения. Вспыхнет ли горячий спор, погру­зятся ли члены собрания в задумчивость, выкажут ли они удовлетворение или раздражение, создастся ли тяжелая, на­пряженная или, наоборот, радостная, приподнятая атмосфе­ра, начнут ли члены собрания расходиться или захотят ос­таться и продолжать беседу и т.п., будет зависеть от того, что сумеют «услышать» участники упражнения в тоне, дан­ном им председателем. (Подобные же упражнения могут быть построены и для двух лиц.) Выберите тему для импровиза­ции и определите только в общих чертах, например: фабри­ка, семейный праздник, сборы в дорогу, скандал в рестора­не и т.п. Вначале импровизация, по всей вероятности, ока­жется несколько хаотичной. Но участники снова повторяют ее, не обсуждая, пока их усилия угадать и поддержать твор

Стр. 156

ческое намерение партнеров не превратят импровизацию в стройный зтюд с ясно выраженным содержанием и четкой последовательностью событий. Постепенно группа может перейти к более сложным темам, например: паника в театре, взрыв на химическом заводе, битва, карнавал, возбужден­ная толпа и т.п. Путем многократного повторения и такие импровизации должны быть доведены до степени хорошо срепетированных сцен.

Активность

Большую ошибку делают актеры, предполагая, что они могут появляться на сцене (или на репетиции) с той степенью актив­ности, которая знакома им в их повседневной жизни. Желая быть «натуральными», они переносят на сцену вместе с по­вседневностью и эту пониженную активность. Повседневная жизнь, перенесенная на сцену, производит то же впечатление, что и статуя в нормальный рост, поставленная на высокую колонну. Как статуя, поставленная на высокую колонну, теря­ет для наблюдателя свою натуральную величину, так и актер теряет для зрителя свою натуральную активность, перенося ее на сцену.

Инстинктивно чувствуя необходимость повышенной актив­ности, большинство актеров, играя, прибегают к так называе­мому нажиму. Но эта ложная активность не достигает цели. Она отталкивает публику и парализует творческие силы акте­ра. Она всегда локализируется в отдельных частях нашего тела (в руках, ногах, шее, голосовых связках и т.п.), сжима

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...