Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие виды вещей могут являться объектами торгового оборота?

Какие виды товарораспорядительных документов вы знаете?

Что понимается под наименованием места происхождения товара?

Какие средства индивидуализации товаров вы знаете?

Какие санкции предусмотрены за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара?

Нормативные акты

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237.

2. Конвенция ООН “О договорах международной купли-продажи товаров”. Вена. 1980 г. // Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

3. Гражданский кодекс РФ (Часть 4) 2006 г. М. Юридическая литература. 2008 г.

4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).

5. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2007 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 12. Ст. 1232.

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).

7. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г.)

8. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории РФ» // СЗ РФ. 1999. № 25. Ст. 3126.

9. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 № 200 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли» // СЗ РФ. 2000. № 11. Ст. 1186.

10. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 от № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1471.

Литература

1. Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Вып. 2. Под ред. Пугинского Б.И. Изд-во «Зерцало-М». 2005.

2. Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // «Журнал российского права». № 1. 2004.

3. Гусева Т.А., Васинев С.А. Товары и продукция без маркировки: административная и уголовная ответственность // «Право и экономика». № 5. 2003.

4. Зверева Е.А. Законодательная охрана товарных знаков // «Право и экономика». № 1. 2005.

5. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007.

6. Петров И. Нарушение прав на товарный знак // «Законность». № 7. 2000.

7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005.

8. Успенская Н.В. Международные соглашения в области охраны товарных знаков // «Международное публичное и частное право». № 5. 2005.

 

 

Лекция № 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ ТОРГОВОГО ПРАВА

 

Договоры торгового права

 

Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но - что еще более значимо - договорами, заключаемыми хозяйствующими субъектами.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Понимание договора как соглашения сторон, порождающего обязательство между ними, является в настоящее время принятым в большинстве национальных правопорядков.

К договору применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ. Однако этот юридико-технический прием, используемый для экономичности изложения законодательного материала, не порождает тождества сделки и договора. Договор получил в ГК РФ широкое самостоятельное регулирование. Общие положения о договоре, его заключении, определении условий, порядке исполнения, изменении и расторжении, закрепленные в подразделе 2 части первой ГК РФ, применимы лишь к договорным соглашениям и уже никак не относятся к сделкам. В силу этого термины «договор» и «сделка» не могут рассматриваться как синонимы.

В настоящее время законом закреплено общее правило, согласно которому условия договора определяются соглашением сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего договорного условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Таким образом, определение содержания договора происходит не на основе избрания сторонами приемлемых норм права, а в результате самостоятельной выработки конкретных правил взаимосвязанной деятельности и придания им значения взаимных прав и обязанностей.

Необходимыми признаками договора, нашедшими закрепление в законе, служат наличие согласованной сторонами общей цели их взаимосвязанной деятельности и достижение соглашения по всем существенным условиям договора. Цель договорных контрагентов не только получает определение в договоре, но и становится юридически закрепленной в результате его заключения. Согласованная цель упорядочивает приложение усилий сторон, достижению цели подчиняются все условия договора.

Заключение договора ставит субъектов в юридическую зависимость друг от друга. В правовой литературе всегда отмечалось значение договора как средства (инструмента) налаживания огромного множества конкретных правовых связей самого разнообразного содержания, непосредственное осуществление которых опирается на механизм государственного принуждения. Функция установления договором юридической связи между его участниками в виде обязательства позволяет контрагентам реализовать на данной основе свои интересы и потребности, сочетая их между собой, закреплять их и в случае надобности защищать.

Другой функцией договора является определение в нем самими сторонами подлежащих совершению действий, выполнение которых направлено на достижение цели договора. Эти действия составляют предметное содержание договорного обязательства, о котором в предельно общем виде говорится в п. 1 ст. 307 ГК РФ: «передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия». Субъекты сами конкретно устанавливают то, что должно быть сделано ими в силу договора.

Заключаемый договор обеспечивает правовую регламентацию действий, подлежащих выполнению участниками обязательства, придает им значение субъективных прав и обязанностей. Сформулированные в таком виде условия договора приобретают характер правового алгоритма, юридически выраженной и обязательной программы взаимосвязанных действий лиц. В силу правовой природы договор заключает в себе возможность государственного принуждения к его соблюдению путем применения мер воздействия, предусмотренных законом и самим договором.

ГК РФ закрепил принцип свободы договора, проявления которого достаточно разнообразны. Возможность свободного заключения договоров, самостоятельного определения их содержания является одним из аспектов прав собственности и личной свободы. Они представляют собой основу проявления личной инициативы в сфере коммерции и иного предпринимательства.

Для выделения коммерческого права в самостоятельную отрасль возникает необходимость разграничения торговых и гражданско-правовых договоров.

В качестве наиболее общих критериев для выделения договоров коммерческого права можно назвать:

1) связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям;

2) наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве предпринимателя (коммерческой организации);

3) возмездный характер, наличие экономического интереса у каждой из сторон.

Необходимость разделения коммерческих и гражданско-правовых договоров диктуется потребностями торгового оборота, общественными интересами.

В коммерческом обороте договор (торговая сделка) по своей юридической природе является особой разновидностью гражданско-правового договора (общегражданской сделки). Поэтому его понятие основывается на том определении договора, которое закреплено в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Договор в сфере предпринимательства (торговая сделка) – это гражданско-правовой договор, сторонами которого (или одной из сторон) являются предприниматели, заключаемый в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Как гражданско-правовой договор, договор в сфере предпринимательства подчиняется общим принципам гражданско-правового регулирования.

При определении понятия торговой сделки используются два различных критерия – объективный и субъективный.

1. Объективно-торговой является сделка, которой закон придает торговый характер независимо от того, кем она совершается.

2. Субъективно-торговой является сделка, осуществляемая предпринимателем (коммерсантом) или с его с участием в коммерческих целях.

Лицо должно иметь правовой статус предпринимателя, который дает ему право заключать торговые сделки.

Это правило имеет особое значение в тех странах, законодательство которых не содержит перечня торговых сделок, в частности, к ним относится Россия.

Современное российское коммерческое законодательство признает (определяет), что торговыми являются сделки, совершаемые предпринимателем или с их участием в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Признаки торговой сделки.

1-ый признак. Особый субъектный состав.

Сторонами или одной из сторон в такой сделке являются зарегистрированные в установленном порядке;

- индивидуальные предприниматели;

- коммерческие юридические лица различных организационно-правовых форм;

- не коммерческие юридические лица в пределах осуществления ими предпринимательской деятельности.

2-ой признак. Цель - которой служит торговая сделка.

Сделка становится торговой когда она совершается для торговли (т.е. в коммерческих целях) - это продажа, аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг), коммерческая концессия.

3-ой признак. Коммерческий характер.

Коммерческий характер торговой сделки предполагает их возмездность (п.3 ст.423 ГК).

Одна и та же сделка может быть:

А. Торговой (когда обе стороны договора являются предпринимателями);

Б. Неторговой (когда обе стороны договора не предприниматели);

В. Торговой (для одного лица предпринимателя);

Г. Неторговой (бытовой) (для другого лица не предпринимателя).

В отношении предпринимателя, преследующего коммерческие цели, применяются правила коммерческого законодательства, а в отношении обычного частного лица – общегражданского законодательства.

Понятие: Торговыми сделками прежде всего признаются сделки, совершаемые между предпринимателями или с их участием с целью осуществления ими предпринимательской деятельности.

Из сказанного мы поняли, что отличительными признаками договора в сфере предпринимательства являются:

1.Особый субъектный состав.

2.Расчет на прибыль.

3.Возмездный характер.

Все эти признаки должны рассматриваться в целостности и во взаимодействии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...