Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






США: ПОЛИТИКО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и, как сказано в конституции, для "обеспечения внутреннего спокойствия". Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний, на основе покупки и с помощью других способов расширилась до 50 штатов. Сейчас США состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны – город Вашингтон. "Отцы-основатели" конституции решили, что местопребывание федеральных органов не должно находиться в пределах какого-либо штата, чтобы не зависеть от властей штата (разд. 8 ст. 1). Развитие американской федерации проходит в непрерывном противостоянии двух тенденций – централизации и децентрализации.
Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации:
население распределено по государственным образованиям – штатам, являющимися субъектами федерации;
полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция;
субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов;
легислатуры штатов принимают законы;
союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов;
субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой;
провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов).
Конституционно США гарантирует штатам республиканскую форму правления (разд. ст. IV).
Конституция США проводит жесткое разграничение предметов ведения Союза и штатов:
1)в разделе 8 статьи 1 определяются предметы ведения федерации, выражающиеся в полномочиях Конгресса. К этому следует дополнить право Конгресса США "принимать в Союз новые штаты" (разд. 3 ст. IV).
Далее конституция в разделе 9 статьи 1 устанавливает определенные ограничения власти Конгресса и правительства.
В разделе 10 статьи 1 конституция записала в конкретной форме предписания, ограничивающие предметы ведения штатов. Штатам запрещено:
заключать договоры с иностранными государствами и с другими штатами,
вести войну,
создавать вооруженные силы,
вступать в союзы,
чеканить монету,
выпускать Кредитные билеты,
облагать импорт и экспорт таможенными сборами или иными пошлинами,
принимать законы об опале и имеющие обратную силу,
жаловать дворянские титулы.
2)Все остальные предметы ведения согласно конституционной поправки X (1791 г.) принадлежит штатам. Следовательно, конституция США зарезервировала за штатами остаточную компетенцию.
3)Однако, "подразумеваемые полномочия" Конгресса, сформулированные разделом 8 статьи 1 (издавать законы, "каковые будут необходимы и уместны"), позволяют федеральным властям вмешиваться в сферу "остаточной компетенции" штатов.
Штаты, как субъекты федерации, не обладают государственным суверенитетом; они не имеют права выхода из союза. (В настоящее время активное вмешательство центрального правительства в дела штатов – обычная практика. Наиболее серьезная форма зависимости штатов от центра – финансовая, без дотаций из центра штаты существовать не могут).
Все штаты равноправны. "В каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата" (разд. 1 ст. IV). Конституция США установила равноправие граждан различных штатов: "Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии или неприкосновенность граждан Соединенных Штатов" ( разд. 1 поправка XIV).
Штаты имеют свои конституции. В некоторых из них действуют конституции, принятые в XVIII в. (Массачусетс – 1780 г., Вермонт – 1783 г.), а в других - новые (Мичиган- 1962 г., Джорджия – 1976 г.). Конституции определяют предметы ведения штатов: организация проведения выборов, образование избирательных округов, установление избирательных цензов, регулирование внутренней торговли, определение системы местного самоуправления, управление здравоохранением, образованием, землепользованием, поддержание общественного порядка, утверждение поправок к конституции США и др. Конституции некоторых штатов провозглашают равноправие женщин (17 штатов), право законодательной инициативы избирателей (21), проведение референдумов по законам и петициям граждан (37), право отзыва чиновников с государственной службы (15).
Штаты копируют федеральную систему власти.
Законы федерации обладают верховенством в отношении законов в штатах. Законы в штатах принимаются двухпалатными легислатурами (в штате Небраска – однопалатная): нижние палаты - палаты представителей, верхние – сенаты. Они создаются на основе всеобщих равных прямых выборов сроком от двух до четырех лет. Законодательная процедура, как и в Конгрессе, в легислатурах весьма сложная. Правом законодательной инициативы обладают члены легислатур и в 21 штате – также избиратели. Большими правами наделены спикеры нижних и председатели верхних палат. Практически судьба законопроекта решается в комитетах палат. Закон принимается обеими палатами, после чего передается на утверждение губернаторам.
Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих равных прямых выборов на два-четыре года (в Миссисипи губернатор избирается выборщиками). Полномочия губернаторов систематически расширяются. Губернаторы непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов:
издают нормативные акты и распоряжения,
следят за исполнением законов,
назначают и смещают невыборных чиновников,
под их руководством составляются проекты бюджетов штатов.
Губернаторы являются главнокомандующими национальной гвардией,
пользуются правом помилования.
Возрастание управленческой деятельности привело к тому, что при губернаторах стали создаваться кабинеты (в 36 штатах); это еще более усилило роль губернаторов. Они обладают значительными полномочиями в отношении законодательных органов штатов:
созывают легислатуры на специальные сессии,
направляют им послания и доклады о положении дел в штатах,
наделены правом отлагательного вето на законы, одобренные легислатурами (исключение – Северная Каролина).
Во всех штатах (кроме штата Орегон) конституции предусматривают возможность смещения губернаторов с должности в порядке импичмента. В 45 штатах существуют должности заместителей губернаторов (лейтенант-губернатор), которые избираются вместе с губернаторами. Они председательствуют в верхних палатах легислатур штатов.
Судебная система в наибольшей мере отличается от федеральной. Судьи во многих штатах избираются, а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен институт отзыва судей путем народного голосования. Конституционное законодательство штатов отличается и наличием институтов непосредственной демократии, таких как народная инициатива; институт референдума (т.е. сам народ путем голосования может определить свое отношение к тому или иному правовому акту).
На основании соглашений о "свободной ассоциации" с островами Пуэрто-Рико и Гуам им был предоставлен статус "свободно присоединившихся государств". Население Пуэрто-Рико (3,4 млн.) и Гуама (110 тыс.) избирают законодательные собрания и губернаторов. В то же время на территорию этих островов распространяются законы Конгресса США, причем они обладают верховенством по отношению к местным законам.
Острова Восточное Самоа (30 тыс.чел.) и Виргинские (70 тыс.) находятся в прямом управлении США.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...