Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Более сложные методы. Рычажное наведение и разрыв шаблонов

Существует распространенное мнение, что измененные состояния психики сопровождаются рядом явлений, одним из которых считается каталепсия. Каталепсия руки обычно считается признаком чего-то необычного. Люди не сидят просто так с рукой, висящей в воздухе. Если вы умеете вызывать такое переживание, это внушает к вам доверие как к гипнотизеру, и вы можете использовать это состояние для достижения других измененных состояний.

Чтобы использовать это в контексте гипнотического наведения, вы присоединяете затем тот вид реакции, какую вы хотите у него вызвать- движение в направлении гипнотического транса- как путь его выхода из позиции рычага. Вы просите его позволить своей руке опуститься честными бессознательными движениями, и не раньше, чем его глаза закроются и он вспомнит некоторое переживание. Вы внушаете ему также, что как только его рука опустится на бедро, он вернется в нормальное состояние сознания, восхищенный тем, что в нем произошло.

После того, как вы подняли руку и она осталась в каталепсии, вы можете проделать то же самое, что и при любом рычажном наведении. Вы можете сказать: «Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как ваше подсознание проиграет заново весь этот фильм, чтобы вы могли сейчас получить от него удовольствие... видеть и слышать все сцены, одну за другой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части... которые вы вспоминаете... сейчас... »

Здесь же мы можем поговорить о разновидности наведений, называемой « разрыв шаблона». Выделив любой жесткий шаблон поведения- индивидуальный или культуральный- вы начинаете выполнение этого шаблона, а затем прерываете его. Тогда у вас будет та же рычажная ситуация, что и при каталепсии руки. Классический пример- это прерванное рукопожатие.

Рукопожатие- это автоматическая, цельная составляющая наведения в человеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос, что мы сделали, каждый ответит: «Вы пожали друг другу руки.» Словесное кодирование подсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это верно.

У каждого из нас- тысячи таких автоматических программ. Вам надо только заметить, какие из них являются подлинно автоматическими для данного человека, а затем прервать одну из них. В нашем примере с рукопожатием, после того, как человек ответно протягивает вам руку, вы прерываете это, охватив его запястье левой рукой и немного приподняв его руку. Он оказывается на некоторое время без программы, потому что за этим нет никакого следующего шага. Ему никогда не случалось переходить от середины рукопожатия к чему-то другому. Перед вами момент рычага. Вы должны только оставить надлежащее внушение, которому он, как правило, следует. И допустим, внушение будет такого рода: «Дайте вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впадете в глубокий транс...»

Различие между рычажным наведением и разрывом шаблона есть перцептуальное различие, касающееся гипнотизера. Рычаг создает ситуацию, которая ставит человека в необычное положение, когда у него уже происходит некоторое явление транса, например, каталепсия. После этого вы используете вербальное соединение, чтобы связать это имеющееся поведение с желательной для вас реакцией, как с выходом из положения рычага. Разрыв шаблона означает, что вы находите в поведении клиента цельную, повторяющуюся составляющую, а затем прерываете ее посередине. У клиента нет программы перехода из ее середины к чему-то другому. И тогда вы доставляете эту программу.

Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда вас в очередной раз встретят приветствием «Как поживаете?», попробуйте ответить: «Страшно, просто ужасно. Боюсь, что я умру!» Посмотрите, что произойдет с вашим партнером. (В английском подлиннике дано известное ритуальное приветствие, которое по форме, как вы знаете, является вопросом «Как вы себя чувствуете?» Поэтому в данном случае именно возвращение к этому первоначальному смыслу вопроса действует как разрыв шаблона. Возможно, что в русскоязычном контексте вы не получите сильной реакции. Поэкспериментируйте, поищите другие, аналогичные ситуации.) В нашей культуре обычная ритуальная реакция на это приветствие- «Отлично». Как правило, у людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и они ощущают его как разрыв. В особенности это верно в деловой или профессиональной обстановке. Для большинства курильщиков вынуть и зажечь сигарету- вполне бессознательный цельный компонент поведения. Если вы прервете эту последовательность действий, отобрав сигарету, вы увидите реакцию того же рода.

Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию вызывает все неожиданное. И пока человек «задержан» тем, что вы сделали нечто совершенно неуместное или неожиданное, у вас есть время (не больше десяти секунд), чтобы внушить ему дальнейшую желательную реакцию.

Перегрузка

Существует давний классический закон восприятия: «7±2». Человек способен сознательно держать в поле внимания около семи единиц информации одновременно. Все выходящее за пределы становится перегрузкой и обрабатывается бессознательно.

Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Простейший способ перегрузить внимание- заставить человека сосредоточить внимание на внутреннем переживании.

Вот простой пример. «...Закройте, пожалуйста, глаза. Теперь я попрошу вас тихо отсчитывать вслух числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когда вы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, раз за разом. В любой момент вы можете чувствовать, что вам удобнее просто погрузиться в приятный глубокий транс; тогда вы это сделаете, вполне понимая, что вы находитесь в надежных руках.»

Делая это, вы создаете перегрузку, заняв все системы репрезентации клиента. Он использует визуальную систему, помогая себе перебирать числа в обратном порядке. Аудиальная система занята у него тем, что он говорит себе эти числа. Наконец, кинестетически он дезориентируется вращением. Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а вы можете себя от этого избавить.

Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все ли системы заняты. Когда человек занят визуальным представлением и произнесением чисел, и в тоже время дезориентирован кинестетически, вы можете сделать ему внушение, и эти внушения пройдут мимо его сознания прямо в подсознание. Если что-нибудь из сказанного отвлечет его от его задачи, вы сразу же об этом узнаете, потому что он считает вслух. В этом весьма традиционном методе заключен встроенный механизм обратной связи. Если он перестает считать, вы знаете, что он либо погрузился в глубокий транс, либо избавился от дезориентации и сознательно слушает внушения, которые вы пытаетесь ввести в подсознание. Тогда вы настаиваете, чтобы он продолжал считать, или, если он уже в глубоком трансе, перестаете дурачиться и переходите к делу.

Дезориентируя человека, вы можете использовать любую сложную задачу, чтобы занять и отвлечь его сознание. Затем вы делаете вполне прямое, непосредственное и легко исполнимое внушение, например:

«Если в какой-то момент вам покажется легче просто погрузиться в глубокий транс, тогда сделайте это с удовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полной безопасности...»

Частный случай этого- двойное наведение, когда для перегрузки используется два человека. Вы очень быстро получаете перегрузку и очень сильную реакцию.

В книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан» есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо Карлоса, а дон Хенаро одновременно говорит в другое. Гриндер и Бэндлер утверждают, что описание людей, с которыми они проделывали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Кастанеды- ощущение расколотого до середины тела и так далее. Карлос принимает образы и слова, обращая главное внимание на кинестетические ощущения, которые он из них производит. У такого человека двойной слуховой канал в самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Одно сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и произвольные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различно представляется в двух половинах тела. Различие между этими кинестетическими представлениями наиболее полно выражено близ средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделению.

Все эти приемы сходны тем, что они позволяют вам сломать состояние сознания, с которым человек приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы сняли рычаг, перегрузку или разрыв, вы просто начинаете действовать более директивно, связывая эту ситуацию с тем, что вы вызываете. «И когда все это происходит или продолжается с вами, вы это слышите, и у вас начинают закрываться глаза, и возникает ощущение расслабленности.» Вы продолжаете развивать транс, а затем можете использовать состояние транса как условие для изменений, какие вы производите.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...