Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утилизация. Процессуальные инструкции

Если вы уж добились измененного состояния у клиента, то каков наилучший способ использования такого состояния? Мы исходим из предположения, что вы внимательно следите за клиентом и сохраняете раппорт.

Основное полезное свойство измененного состояния сознания состоит в том, что вам уже не приходится бороться с системой ценностей клиента. Подсознание, так сказать, готово сделать все, что угодно, если оно организовано и проинструктировано надлежащим образом. Сознание же, напротив, постоянно вырабатывает предварительные суждения о том, что возможно, а что невозможно, вместо того, чтобы непосредственно пытаться с помощью действий определить, возможно это или нет. Сознание с его ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жесткие решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит; набор возможных действий подсознания, напротив, весьма широк и разнообразен. В подсознании обычно отсутствуют ограничения такого рода.

Простейший способ утилизирования любого наведения заключается в том, чтобы дать клиенту ряд свободных от конкретного содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям: «научитесь чему-либо», «теперь изменитесь, станьте другим». Такие инструкции называются процессуальными, поскольку подобные требования очень точно определяют процесс, который должен произойти в личноста (изменение, решение проблем), но неопределенны во всем, что касается конкретного содержания. Остается неясным, что должно происходить, но точно определяется, как это должно происходить.

Такого рода инструкции имеют ряд важных преимуществ. Одно из преимуществ состоит в том, что вам нет необходимости знать, о чем в точности вы будете говорить. Нет необходимости узнавать подробности личной жизни клиента- вполне приемлемый набор свободных от конкретного содержания процессуальных инструкций можно сформулировать и без этого. Если клиент обращается к вам за помощью в решении какой-либо проблемы, вы можете дать ему такие процессуальные инструкции: «Переберите, просмотрите события вашего прошлого на подсознательном уровне, и через некоторое время вы обнаружите определенную способность, которая могла бы помочь вам в настоящем справиться с вашими проблемами.» Вы не определяете точно, какая именно способность может быть найдена, вы утверждаете только, что клиент найдет в себе какую-либо способность. Вы не определяете точно, в чем состоит «проблема».

Другое важное преимущество состоит в том, что процессуальные инструкции весьма активно привлекают и занимают внимание слушателя, потому что он наполняет их тем самым содержанием, которое вы опускаете. Третье преимущество заключается в том, что полностью сохраняется целостность личности клиента. Вы никак не сможете нечаянно ввести неприемлемое для клиента содержание именно потому, что вообще не вводите никакого конкретного содержания.

Поскольку вы знакомы с мета-моделью, вам легко будет понять, что гипноз с помощью вербальных шаблонов, включающий процессуальные инструкции, есть процесс, обратный мета-модели. Формулируя процессуальные инструкции, вы сознательно придерживаетесь неопределенности; вы как бы изымаете куски, несущие содержание, из своей вербализации, с тем, чтобы предоставить клиенту максимально благоприятную возможность заполнить эти пустоты наиболее осмысленным, с его точки зрения, способом. Вы произносите фразы типа: «Вы позволяете вашему подсознанию вызвать из памяти те воспоминания, которые доставят вам удовольствие...» (Специфические вербальные шаблоны см. в приложении.)

Один из типов вербальных шаблонов- пресуппозиция (предварительное предположение)- очень важен, и нам нужно о нем упомянуть. Предположим, вы спрашиваете клиента: «Как вы думаете, были в вашей жизни моменты, когда вы находились в состоянии глубокого транса?»,- и он отвечает, даже не слишком уверенно, что были. Вот ваши следующие вопросы: «Какой метод наведения глубокого транса вы предпочитаете- словесный или несловесный?» «Вы предпочитаете, чтобы я сразу приступил к наведению транса или вам хотелось бы, чтобы я описал вам то, что делаю, прежде чем начать наведение?» Вы как будто даете клиенту возможности выбора. Но все они предполагают тот конечный результат, который вам нужен. Налицо предварительное предположение о том, что клиент вот-вот перейдет в состояние транса, вопрос только в том, произойдет ли это сразу или немного спустя. Эриксон называет это ложное чувство альтернативы иллюзией выбора. Все предоставленные вами альтернативы подразумевали один и тот же желательный для вас результат, а именно переход в состояние транса.

Допустим, вы начинаете с метода «разрыв шаблона». Вы помните, как это делается: вы представляетесь, протягиваете руку и... вместо рукопожатия, например, берете клиента за запястье, поворачиваете его ладонь так, чтобы она оказалась у него перед глазами, а затем говорите: «Посмотрите на вашу руку.» Таким образом, он получает новую программу взамен той, которую вы прервали. Ваши дальнейшие слова могут звучать так:

«Следите за тем, как изменяется направление вашего взгляда... по мере того, как вы видите... что кончики ваших пальцев постепенно опускаются... перед вашими глазами, но не раньше, чем вам захочется мигнуть.Пусть это займет у вас столько времени, сколько вы пожелаете,- но дайте вашей руке опуститься не раньше... чем вы почувствуете, что вы полностью расслабились... расслабились так, как вы привыкли это делать. Не имеет значения, как быстро опустится ваша рука. Важно только то, что ваша рука опускается... и в то же самое время... с той же скоростью... другая рука... начинает... подниматься.

Так как это именно то, чему вы хотите научиться... и на самом деле неважно, знает ли кто-нибудь, кроме вас, о том, что происходит обучение и в чем именно оно заключается... потому что ваше подсознание воспринимает все... что происходит... и если вы уже начали обучаться этому, важно, чтобы... вы учились этому постепенно, уравновешенно... И ваше подсознание знает, какая именно уравновешенность имеется в виду... Так оно и должно быть...

На самом деле, так полезно, и настолько важно... позволить вашему подсознанию... предоставить вам... благоприятные возможности... и отыскать в нем ваше собственное понимание... изменения состояний, пережить процесс обучения... и приобрести его новое понимание... которое вы могли бы использовать каким-либо образом... для своих собственных целей... так, чтобы это благотворно воздействовало на вашу индивидуальность...

Разумеется, мне неизвестно... можете вы или нет... начать видеть сон... который содержит в себе решение, известное вашему подсознанию... решение, которое даст вам то, чего вы желаете. Но мне известно, что когда вы начинаете видеть этот сон, вы не испытываете вообще никаких чувств... И то, что вы это понимаете, не имеет значения... Важно только то, что вы учитесь... именно тому, что хотели узнать...

Каждую ночь... вы погружаетесь в естественный процесс сна... Некоторые из ваших снов вы сознаете... а некоторые не сознаете... так и должно быть... И теперь я дотрагиваюсь до вас... и начинаю поднимать вашу руку... и я не скажу вам, чтобы вы ее опустили... прежде чем пройдет все необходимое для вас время... все время, необходимое для того, чтобы возникло сознательное понимание... понимание того, каким образом... плодотворно использовать свое подсознание. И когда ваша рука слегка коснется бедра, вы медленно проснетесь... и это новое понимание останется в вашем сознании. Между тем... нет необходимости прислушиваться к чему-либо... еще... Но так приятно подслушать то, что поможет вам научиться...»

Выбирайте такие вербальные шаблоны, которые не имеют прямого отношения к сенсорным переживаниям. Тем самым вы предоставите клиенту возможность самому осуществлять процесс осмысления таких шаблонов. Каждый раз, делая это, он осуществляет процесс, называемый трансдеривационным поиском. Люди воспринимают слова, которые вы произносите, и связывают их со своими собственными переживаниями. В качестве гипнотизера вы используете тот факт, что для собеседника естественно именно такое поведение. Вы формулируете предложения, изобилующие номинализациями. Многие слова выглядят осмысленно, но в действительности таковыми не являются. Номинализации всегда выглядят осмысленно, но на самом деле не значат ничего. Если вы хотите, чтобы чье-то подсознание сделало что-нибудь, номинализации- это как раз то, что вам нужно, чтобы успешно достичь своей цели.

Использование выражения «Так и должно быть»- один из простейших способов усилить любую появляющуюся реакцию. Например, если вы формулируете процессуальные инструкции, требующие от клиента научиться чему-нибудь, и видите, что происходит быстрое движение глаз или какие-либо другие изменения, свидетельствующие, что идет внутренняя переработка материала, вы говорите: «Так и должно быть», «Все правильно», то есть, даете клиенту инструкцию еще более активизировать этот процесс. Это позволяет осуществлять подстройку к любому переживанию, усиливать реакцию, не описывая ее специально.

Что делать, если клиент находится в состоянии транса и вы еще работаете с ним, но так случилось, что по каким-то причинам ваше время уже вышло и надо заканчивать?

Вы должны уметь справиться с такой ситуацией, когда и где бы она ни произошла. Это называется «перестройка распорядка». Предположим, что вы психотерапевт, и к вам на прием пришла семья, которую вы лечите. Они все еще не пришли к взаимному согласию, а до прибытия следующего клиента осталась пара минут. В любой подобной ситуации у вас должна оставаться хотя бы пара минут на то, чтобы свести концы с концами, дать последнюю инструкцию- абсолютно осмысленную в том, что касается процесса.

«Мы много и хорошо поработали, и задели на подсознательном уровне целый ряд вещей, чрезвычайно полезных для положительного преобразования. В последующие дни и недели вы заметите, как новое понимание возникает из вашего подсознания. Вы заметите изменения, образованные в вашем поведении, возникающие в результате того согласования ваших проблем, которое мы нашли здесъ- и это приятно удивит вас. И когда вы соберете воедино все части своего «я», которые сегодня обрели свое самовыражение, вы снова ощутите в самих себе силу, и ваше подсознание воспримет ее, и сможет продолжить те процессы, которые начались здесь, продолжить их осмысление.»

Это еще один пример процессуальной инструкции. Вы все время описываете только процесс и требуете: «Снова придите к взаимному согласию.» Инструкция содержит постгипнотическое предположение о том, что поведение клиентов продолжит изменяться, потому что вы «задали», активизировали в подсознании некоторые вещи. Инструкция, по сути, сводится к следующему: «Продолжайте начавшиеся процессы, несмотря на то, что меня не будет рядом с вами.» Вы можете предположить также, что подсознание клиента будет продолжать поиск оптимального решения и найдет его перед тем, как клиент проснется следующим утром.

«В течение дня, пока ваше подсознание напряженно работает. отыскивая и проверяя различные возможности решения для того, чтобы найти единственное решение, соответствующее нуждам всего вашего организма в целом, предоставьте своему сознанию обеспечивать вашу безопасность и успешно решать все задачи, которые вам встретятся в течение оставшегося дня. Итак, пока ваше подсознание работает, сознание будет решать повседневные задачи и обеспечивать вашу безопасность.» Преимущества такого рода инструкций в их сжатости. Они интегрируют личность воедино и заново мобилизуют ее ресурсы.

Теперь обобщенно сформулируем метод формирования процессуальных инструкций, чтобы вы могли создавать собственные шаблоны. Формулируя процессуальную инструкцию, прежде всего следует придумать какую-нибудь последовательность, приводящую в конце концов к обучению. Вот одна из таких последовательностей:

1) «Извлеките из вашего прошлого какое-либо значительное переживание»;

2) «Попробуйте заново увидеть и услышать, во всех подробностях, все, что тогда произошло, чтобы научиться чему-то новому, незамеченному ранее в этом переживании»;

3) «Пусть ваше подсознание использует такое понимание во всех соответствующих ситуациях в будущем».

Когда вы учитесь чему-либо, вам необходимо знать способ обучения, знать, когда и где применить полученные знания. Составляйте последовательности, содержащие перечисленные компоненты, представляя себе в общих чертах, из каких этапов состоит такая последавательность и используя гипнотические вербальные шаблоны, вы сможете составлять такие инструкции, которые предоставят клиенту достаточно времени для реакций.

Гипнотический сон

Порождающее изменение не подразумевает, что вы хотите бросить курить, сбавить вес или преодолеть свои недостатки. Это было бы уже исцеляющим изменением. Порождающее изменение предполагает, что вы хотели бы усовершенствоваться в чем-либо или научиться чему-то новому. Не ограничивайте себя привычными, надежными рамками. Вы умеете что-то делать хорошо- прекрасно! Вы могли бы без труда делать это еще лучше. Изменения такого рода не налагают никаких ограничений. Когда в человеке происходят порождающие изменения, он незаметно для себя справляется и с теми проблемами, которые требуют «исцеления».

Спросите себя: «Что именно может помочь клиенту делать Х еще лучше?» Отвечайте себе на этот вопрос очень обобщенно. Не забывайте, что имеете дело с гипнозом, будьте максимально осторожны со словами, особенно применяя некоторые выражения, широко используемые в других контекстах. В свое время энергетический кризис породил огромное количество гипнотических призывов экономить энергию, порождавших у людей, в свою очередь, вялость и медлительность. Если бы вы использовали слово «энергия» в качестве метафоры, обозначающей большую внутреннюю активность, это могло бы повлечь за собой неожиданные и неприятные последствия.

Это явление первостепенной важности, и оно было обнаружено еще гипнотизерами старой школы. Они выяснили, что определенная часть человеческого сознания воспринимает всякое высказывание буквально; в частности, это происходит и в состоянии транса. Любая фраза, имеющая идиоматический смысл, воспринимается двояко. С идиоматической точки зрения выражение «протянуть ноги» означает, что кто-то умер, но в нем есть и буквальный смысл. И когда бы вы ни употребили такое выражение, слушатели воспримут его в обоих смыслах, и вы сами тоже придадите ему двоякое значение.

Если вы часто произносите фразу: «Мои дети- сущее наказание!», то вам на самом деле есть за что себя наказывать, и вы как-нибудь себя накажете- например, у вас начнутся головные боли. Это явление называется «органически согласованным языком» и представляет собой мощное средство внушения.

Интересна техника наведения порождающих изменений, которая использует гипнотический сон, н еслишком отличающийся от обычного сна- с той разницей, что во время гипнотического сна никто не храпит.

Когда вы ввели клиента в состояние глубокого транса, притроньтесь к нему и скажите: Я поднимаю вашу руку, и я не скажу вам, чтобы вы опустили ее прежде, чем вы начнете видеть сон... и в этом сне... вы увидите странные, расплывчатые образы. Но вы знаете, что в подсознании... начинает выстраиваться нечто... кристаллизующееся... в идею, в мысль... которая породит изменение... в вашей личности... разовьет вашу наблюдательность... и это поможет вам выполнять действия Х... еще лучше, еще успешнее, чем вы ожидаете... Потому что в действии Х есть нечто... что вы упустили из виду... и ваше подсознание знает, как вернуться... и увидеть это снова... Вы упустили это из виду,не заметили- что это значит?.. Это значит, что вы смотрели не туда, куда нужно... но теперь вы можете вернуться... и перевести взгляд... увидеть переживания прошлого... на подсознательном уровне, увидеть именно то определенное переживание... и только теперь... ваше подсознание может увидеть его по-новому... и обнаружить разницу... между тем, когда вы это делали в совершенстве... и когда вы это делали... только хорошо... Ощущение этой разницы может прийти к вам только в волшебном сне... и вы увидите этот сон снова и снова...яркий, многоцветный сон...Вы испытаете необычайное удовольствие и удивление... Вас поразит... то, что вы уже учитесь... но эта мысль придетвам в голову не прежде, чем ваша рука начнет медленно опускаться... и коснется колена... и когда онаУЖЕ прикоснется, мысль эта... кристаллизуется в вашем сознании...и вы удивитесь тому, как странно было не замечать этого раньше...»

Таков еще один пример процессуальной инструкции. Вы потребовали, чтобы клиент увидел сон и вынес из него новое понимание. Но кроме того, вы добавили определенные инструкции относительно того, каким образом подсознание будет учиться.

В том случае, когда вы хотите получить решение проблемы, связанной с таким множеством различных факторов, что вы не способны учесть все эти факторы сознательно, начните точно так же. Пусть клиент погрузится в сон. Это одна из инструкций, которые Бэндлер применяет чаще всего. Затем пусть клиент последовательно увидит шесть сновидений, каждое из которых представляет собой вариант предыдущего, несколько отличающийся по своему содержанию и характеру. Разумеется, клиент не сможет разобраться в первом своем сновидении полностью, потому что в нем будет участвовать слишком много различных факторов. Он не поймет до конца и следующее сновидение, но постепенно, с каждым новым сновидением, подсознание начнет извлекать вместе и систематизировать смысл и значение всех факторов, участвующих в этом процессе, будет выстраиваться все более и более согласованная структура. Процесс этот будет продолжаться вплоть до шестого сновидения, когда сознание окажется способным понять происходящее. Первое сновидение будет совершенно беспорядочным, бессмысленным. Второе- менее беспорядочным. Третье сновидение окажется еще более осмысленным. В четвертом сновидении уже возникнет нечто неопределенное, но клиент не сможет еще ухватить эту мысль. В пятый раз ему уже будет казаться, что мысль сформировалась и вот-вот сорвется с языка. Но только на шестой раз окончательное понимание внезапно возникнет в его сознании. Это самый простой способ достижения сложной цели.

Использование метафор

Существует два типа метафор, и один из них основан на изоморфизме. Например, если к вам приходит женщина, у которой две дочери, ссорящиеся между собой, вы можете рассказать ей историю о садовнике, у которого в саду растут два розовых куста, причем кусты эти переплелись между собой. Применяя изоморфическую метафору для наведения измененных состояний, вы рассказываете историю, однозначно взаимосвязаннуюс тем, что происходит, и затем либо выводите из нее определенное решение, либо предусматриваете очень неопределенное, «разомкнутое» решение.

Существуют и метафоры другого типа, вызывающие реакции, которые на самом деле представляют собой исполнение указания сделать или не делать что-либо. Истории такого типа вызывают в клиенте реакции, не обязательно связанные с каким-либо событием из его личной жизни. Если у вас жизнерадостное настроение, можете рассказать клиенту историю вроде этой:

«Я знаю человека, который был абсолютно убежден, что правильно действует в определенных ситуациях. Я, он и еще несколько человек вместе работали над созданием одного компьютера, причем у каждого из нас была своя идея относительно того, как это делать. Этот человек решил что-то такое сделать с трансформатором, чего ни у кого из нас в мыслях не было сделать. Когда мы выразилисвое несогласие, он закричал на нас и сказал, что даже времени не станет тратить на разговоры с нами по этому поводу. Он сказал, что в этом деле собаку съел, а мы ничего не знаем и ничего в этом деле не понимаем. После этого он пошел, взял этот трансформатор, подключил к сети, повернул выключатель, его ударило током и он умер.» Метафоры такого типа сильно отличаются от изоморфических. Например, в данном случае была бы вызвана реакция опасения, нежелания делать что-либо.

Вы можете использовать (и вполне вероятно, что уже используете) и другие метафоры такого рода: например, рассказать историю о себе, о том, как ваши вкусы изменялись по мере того, как вы взрослели. Она не имеет отношения к личному опыту клиента, просто она вызывает реакцию на спонтанное изменение действительности. Реакции такого рода очень полезны при гипнотическом внушении.

Такие метафоры особенно эффективны, если вы используете для получения реакций истории универсального типа. Под универсальными подразумеваются истории, которые каждый может связать со своим личным опытом и, следовательно, отреагировать.

Милтон Эриксон обычно использовал этот шаблон весьма успешно. Он вводил клиента в состояние транса и начинал рассказывать ему, как впервые пошел в школу и познакомился с алфавитом: «Сначала это показалось мне непреодолимо трудной задачей. Но теперь каждая буква сформировала устойчивый образ в сознании, и алфавит стал основой для чтения и письма.»

Это универсальный пример для людей, существующих в рамках нашей культуры, пример того, как трудное становится легким. Даже если на самом деле это происходило не так, взрослому человеку, когда он обращается к своему прошлому, кажется, что это происходило именно так. Это означает, что такое переживание вы можете использовать, работая с кем угодно, и вызовете реакцию, подсказывающую, что трудное, что бы это ни было, в конце концов станет легким. Когда люди просят помочь им измениться- будьте уверены, изменение представляется им совсем не легким процессом. И в этом случае можно очень удачно применить метафору, поясняющую, как нечто трудное становится легким. Эриксон часто говорил своим клиентам о том, каково быть маленьким ребенком. Описание такого рода на самом деле представляет собой инструкцию сделать что-нибудь, изменить свои представления. Не имеет значения, соответствует ли точно происходив шее в детстве клиента тому, о чем вы говорите. Главное в том, что взрослые обращаются к прошлому, пытаясь представить себе, что значит быть маленьким ребенком; им кажется, что все это могло бы происходить. Это означает, что все взрослые вырабатывают одну и ту же реакцию в ответ на такого рода историю.

Вы сможете работать с клиентами еще успешнее и воздействовать гораздо сильнее, если примените такие метафоры очень простым способом. Вы можете подумать заранее о том, какого рода реакции вы хотели бы получить для того, чтобы легче произвести необходимые вам изменения. Затем придумайте универсальные переживания, включающие в себя такие реакции, и опишите эти переживания своим клиентам после того, как введете их в состояние транса.

Удивительно, чего только не делает гипноз, если гипнотизер знает, как себя вести в каждом отдельном случае. Бэндлер и Гриндер рассказывают, что к ним часто направляют клиентов, с проблемами которых «невозможно справиться». У одного из них было неврологическое повреждение, из-за которого он плохо ходил. Тогда создатели НЛП уже не занимались частной практикой и поэтому отослали его к одному из своих студентов- Дэвиду Гордону (известному нам по замечательной книге «Терапевтическая метафора»). Явившись на первый сеанс, этот клиент притащил кучу рентгеновских снимков и справок, «подтверждающих», что он неспособен нормально ходить. Дэвид немного с ним поговорил и отпустил его. А в следующий раз он рассказал ему историю о взаимозаменяемости полушарий головного мозга. Самые удачные метафоры содержатся, по мнению НЛП-истов, в журналах по неврологии. Вообще, все науки являются метафорами Взаимозаменяемость полушарий означает, что одно полушарие способно взять на себя функции второго. Доказано, что это действительно происходит. Дэвид ввел этого человека в состояние транса и объяснил ему, как образуются новые связи между нервными центрами, как используются другие связи для восстановления функции, утраченной в результате несчастного случая. Он рассказал ему об исследованиях, которые показали, что значительный процент возможностей головного мозга не используется. Авторы замечают, что «все это чушь и вранье. но зато он умел хорошо рассказывать». А поскольку научные документы подтверждали, что все это чистейшая правда, Дэвид обильно ссылался на различные журнальные статьи, пока этот тип сидел и слушал его в состоянии транса.

Но за объяснениями и рассказами о пластичности ЦНС Дэвид начал развивать метафоры более общего характера- о том, как находить новые улицы, если вы едете по городу и видите, что все знакомые вам пути перекрыты из-за ремонта. Затем он дал прямые указания:

«Выясните, где именно произошло повреждение, и проверьте примыкающие к этой области нервные окончания, свободные от исполнения каких-либо других функций, либо способные принять на себя эту функцию без ущерба для других, и восстанавливайте функцию поврежденной области мозга до полного завершения процесса.»

Неизвестно, развил этот человек новые связи в своем мозгу или нет, но только после этого сеанса он встал и пошел вполне нормально. На наукообразные аргументы, представленные Гордоном, последовала вполне логичная реакция клиента, заключавшаяся в тех самых изменениях, которые ему были необходимы, чтобы нормально ходить. Каковы бы ни были причины происшедшего, но такая научная метафора повлекла за собой естественную реакцию- встать и пойти. Терапевты достигали успеха, применяя такой же метод и для лечения других клиентов, у которых были такие стандартные, с медицинской точки зрения, неврологические явления, как инсульт или травма.

Проповедники веры в чудесное исцеление создают контекст, в котором логической реакцией является изменение состояния, и им это удается лучше, чем большинству психотерапевтов! Они сами убеждены в том, что говорят, и вследствие этого точнее соответствуют желаниям своих клиентов. На одном из семинаров Гриндера и Бэндлера прозвучала история, весьма характерная для этих любителей серьезных розыгрышей: «Однажды мне удалось чудесное исцеление. Я пришел на религиозное собрание и изобразил из себя святого. Собравшиеся уставились на меня, в конце концов я сообщил им, что Бог даровал мне исцеляющую силу. Я рассказал им, что мне было знамение, и Бог наделил мои руки способностью исцелять. Мне удалось убедить в этом присутствующих, и я исцелил некоторых из них. Мне неизвестно, каким образом они исцелились. Все, что от меня потребовалось- это предусмотреть определенный контекст, в котором присутствующие будут реагировать соответствующим образом, и так как я не стал указывать на них пальцем и смеяться над ними, эти люди так и остались исцеленными, и жизнь их изменилась.»

Таким образом, в самих людях содержится механизм, способный осуществлять подобные изменения, но при этом люди должны быть убеждены в такой возможности; изменения должны быть мотивированы, необходима коммуникация с партнером, необходимо заранее предусмотреть контекст, в котором станет реагировать партнер. Иначе реакциая не возникнет, потому что не сработает этот механизм.

Такова цель, для достижения которой мы применяем все существующие средства нейролингвистического программирования.

Рефрейминг

Рефрейминг нередко называют переформированием. Переформировать означает взять прежний болезненный и нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным. Говоря о своем желании измениться, чаще всего клиенты просят, чтобы терапевт каким-нибудь образом помог им избавиться от X. «Я хочу любить людей, но не могу, пока не буду им полностью доверять.» «Я больше не хочу себя чувствовать грустно.» «Если бы только я не злился...» В каждой фразе высказывается просьба о помощи в том, чтобы избавиться от каких-то постоянных аспектов поведения. Один хочет убрать подозрительность, другой- грусть, третий- злость, но сами по себе это не проблемы. Проблема состоит в том, как клиенты используют их в своей жизни. Главной посылкой любого терапевтического вмешательства является то, что ни эмоции, ни поведение сами по себе не могут быть плохими и хорошими; все они полезны, в соответствующем контексте.

Рефрейминг- специфический способ контакта с определенной долей/частью (за неимением лучшего термина) личности, которая порождает/блокирует некоторое поведение. Авторы метода делают это, чтобы найти «вторичную выгоду» данного фрагмента поведения и позаботиться о ней как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения.

«Часть»- своего рода метафора, способ говорить о некотором аспекте вас, выражающем себя в способности к какой-либо деятельности. Части обычно возникают из того, чему вы обучаетесь в опыте, и когда появляется нечто соответствующее этому опыту. они выражают себя. У каждой есть своя цель и функция. Падение на лед вызывает боль, и из этого опыта создается осторожная часть (нередко визуальная по природе), чтобы защитить нас. Все части присутствуют в нас для нашего блага и являются ресурсами, если мы научимся их использовать,- чем и занимается рефрейминг. Это процесс, в течение которого человек учится сознавать собственные внутренние процессы: визуализацию, внутренний диалог, ощущения и прочее; понимать, каким целям они служат, и использовать их, чтобы добиться изменений, желательных для ваших теперешних потребностей.

Существует два различных типа рефрейминга: шестишаговый и контекстуальный. Суть шестишагового рефрейминга- разведение намерения и поведения, направленного на его реализацию. Вы сможете найти новые, более приемлемые способы удовлетворения той же потребности, реализации того же самого намерения.

Пошаговая техника рефрейминга может быть интегрирована в поведение клиента, так что он сможет совершать изменения личности без потребности в терапевте. Если другие терапевтические методы или методы разрешения конфликтов работают с содержанием индивидуальных проблем, эта техника реорганизует внутренний процесс человека, создавая интегрированные процессуально-ориентированные ресурсы, которые могут быть применены к любому типу внутреннего конфликта. Это достигается благодаря максимальному использованию ресурсов и свободному потоку коммуникации внутри человека. Мы называем такого реорганизованного человека творческим (креативным). Он способен создавать новое поведение или даже новую реорганизацию себя, если возникают потребности или желание.

В сравнении с другими терапевтическими моделями (которые большей частью имплицитно являются методами такой организации человека, чтобы сложность поведения упростилась и терапевт мог более успешно справиться с заданием), рефрейминг- это метод, «организующий организацию» человеческой системы. Терапевтические модели, которые добиваются определенного изменения или разрешения определенного конфликта, игнорируют возможность конструктивной и творческой системы, которая может разрешить будущие конфликты и породить будущие изменения сама. В рефрейминге изменение или разрешение определенного конфликта достигается посредством процесса, который может быть обобщен, перенесен на другие контексты и интегрирован в текущее поведение человеческой системы, будь то индивидуум, пара или любой другой вид человеческой организации.

Шесть последовательных шагов рефрейминга:

1. Идентифицируйте стереотип Х, подлежащий изменению. Это может быть физиологический симптом, неконтролируемое действие, любое поведение, которое мешает клиенту или не даст ему вести себя желательным образом.

2. Установите коммуникацию с частью личности, ответственной за этот стереотип.

а) «Будет ли часть моей личности, ответственная за стереотип X, коммуницировать со мной на уровне сознания?»

Этот шаг начинает постройку моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить: «Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?»

Здесь заключено одно положение, которое вы можете открыто представить клиенту; во всяком случае, имейте его в виду. Это может звучать так: «Я уважаю ту часть вашей личности, что отвечает за стереотип X, снова и снова появляющийся в вашем поведении. Вы оказались здесь. Вы можете делать и успешно делаете многое в своей жизни. Я убежден, что та часть вашей личности, которая запускает в действие стереотип Х (даже вопреки вашей сознательной оценке), пытается сделать нечто полезное для вас. Я не буду вводить никаких изменений, пока эта часть вашей личности не придет к убеждению, что ей нужны изменения, как и всей вашей целостной личности.»

В девяноста девяти случаях из ста, когда человек хочет измениться и приходит к вам за помощью, тут есть диссоциация, конфликт между его осознанными желаниями и подсознательным набором программ. Подсознание знает гораздо больше о его потребностях, нежели сознание, и несомненно больше, чем вы можете узнать извне. Au немедленно объединяетесь с подсознанием- и это фактически все. что вы делаете Один из способов- прямо сказать: Видите, я не собираюсь разговаривать с вашим сознанием. Я говорю с той частью, которая отвечает за этот стереотип поведения. Будет происходить некоторое действие. Я собираюсь в нем выполнять роль консультанта.»

Итак, на этом шаге клиент обращается внутрь себя и задает сформулированный выше вопрос. Если он вместо этого скажет: «Это смешно, я этого делать не буду», вероятны две причины. Во-первых, вы могли недостаточно приспособиться к клиенту. Любой технике предшествует контакт, раппорт, отражение. Во-вторых, вы можете воспринять это как сигнал, что вы достигли той части, с которой хотели бы общаться.

Задав вопрос, клиент проявляет внимание к любой своей реакции:

звукам, картинам, ощущениям. Он не должен пытаться влиять на процесс. Часть Х даст знать о себе по одному из сенсорных каналов. Ему просто надо быть достаточно сенситивным. Вы наблюдаете за невербальными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.

Здесь не рекомендуется метакомментирование. Если вы всегда можете получить ответ еще до того, как клиент его произнесет, вы имеете действительно мощный канал связи с подсознанием, что позволяет осуществить убедительную проверку на конгруэнтность. Важно знать, совпадает ли наблюдаемый вами невербальный ответ с сознательным. Спросите: «Что вы переживали после того, как задали себе вопрос?» Не исключено, что вы получите номинализацию типа «неловкость», «испуг», «смущение». Уточните, что это было за переживание: «Как вы узнали о том, что испуганы?» Выясните (если реакция кинестетическая), были ли изменения локализованы в какой-то части тела, сопровождались ли они изменениями температуры.

В процессе рефрейминга не привязывайтесь к словам, они слишком подвержены влиянию сознания. Невербальный сигнал хорош тем, что непроизволен. Вы можете проверить это, попросив клиента вызвать полученную им реакцию сознательно. Вряд ли он сможет это сделать. Вот хороший способ убедить человека в том, что он коммуницирует с такой своей частью, которая обычно находится вне сознания:

б) Установите значение сигналов «да» и «нет».

Итак, был задан вопрос, требующий ответа «да-нет», и вы пока не знаете, что обозначает ответное ощущение. Часто на сознательном уровне не знает и клиент.

Обратите внимание на парадоксальную природу просьбы, предъявляемой на втором шаге. Любой сигнал, который мы можем получить, является ответом на уровне сознания. Даже если часть Х скажет: «Нет, я не хочу», это все равно будет коммуникацией на уровне сознания.

Когда ответ «нет», его можно понять так: намерение части Х не состоит в том, чтобы отказываться от общения на уровне сознания. Это означает, что она, эта часть, не хочет сообщать сознанию содержание информации. Фактически подсознание обязано не допускать в сознание ту информацию, с которой оно не может справиться.

Постарайтесь сделать коммуникацию однозначной. Это может быть достигнуто пониманием интенсификации реакции как «да» и уменьшения как «нет». Если проблемное поведение- симптом, то <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...