Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности гипнотического внушенияОсновной формой переработки содержания в состоянии транса является рефрейминг. Для того, чтобы осуществить переработку, не обязательно вводить клиента в формальное состояние транса. Однако это одна из возможных моделей, и действует она превосходно. Основные этапы переработки могут быть осуществлены также в ходе обычной беседы, с той лишь разницей, что, разговаривая, вы должны быть очень внимательны и замечать полученные вами реакции. В ходе обычной беседы вы получаете те же самые подсознательные реакции, что и в состоянии транса, но, как правило, такие реакции сменяются гораздо быстрее и заметить их бывает гораздо труднее. Обычная переработка без возрастной регрессии- самый простой способ при работе с такими вещами. как курение, лишний вес и пр. При этом даже не обязательно вводить клиента в состояние транса, можно применять стандартную переработку. Это действует прекрасно. А уже потом вы вводите клиента в состояние транса и устраняете физиологические симптомы. Когда вы говорите: «У вас больше не будет вредной физиологической привычки», вы не говорите, как этого добиться. Может быть, некоторые из ваших клиентов и кажутся достаточно гибкими, чтобы самим найти такую возможность, но большинство людей на это не способны. Вы должны создать такую ситуацию, такой контекст, в котором ваш клиент сможет легко реагировать, не прибегая к своей привычке. Если вы сделаете это слишком прямолинейно, скорее всего вам не удастся вызвать нужную реакцию. Лучше всего сделать так, чтобы клиент по-настоящему гордился каждый раз, когда он отказывается от сигареты,- даже если он на самом деле не прочь выкурить одну. Вы можете создать контекст, в котором клиент будет реагировать естественным для него образом. Обычно физиологическая привычка устраняется следующим образом: вы вступаете в контакт и убеждаетесь- с помощью пальцевой сигнализации, движений головы или вербализации,- в том, что подсознание знает, какое чувство сопровождает данную привычку. Затем вы просите подсознание одновременно объединить это чувство с ощущениями другого рода- с удовольствием, радостью или любопытством,- объединять всякий раз, когда такое чувство возникает. Следуя этим путем, клиент постепенно переходит от курения к другому способу поведения, находит замену. С помощью переработки можно избавить клиента от курения или какой-нибудь другой пагубной привычки, от лишнего веса, решить большинство других проблем, с которыми люди обращаются к вам, надеясь на гипнотическое излечение. Можно сначала рещить их проблемы стандартной переработкой, а затем загипнотизировать их, чтобы удовлетворить их потребность в гипнозе. Можно использовать переработку как предварительную процедуру перед тем, как осуществлять гипноз. Вместо того, чтобы сразу приступать к тому, за чем пришел к вам клиент, скажите ему, что вы совершенно особенный терапевт. Объясните, что вы очень дотошный специалист и не хотели бы причинить ему какой-нибудь ущерб, применив гипноз, поэтому вы должны произвести несколько предварительных процедур. Затем начните осуществлять стандартную переработку: «Прежде чем ввести вас в состояние транса, я должен узнать некоторые вещи. Обратитесь к своему подсознанию и попросите ту область подсознания, которая отвечает за данный шаблон поведения...» и так далее. Если вы осуществите переработку в качестве своеобразного вступления, клиент с большой легкостью поддастся такой переработке, желая поскорее приступить «к делу». После того, как клиент полностью перешел в измененное состояние сознания, скажите: «Теперь мы можем начать переход в состояние транса. Закройте глаза...» и т.д. Затем вы осуществляете любую гипнотическую процедуру, какую захотите. Выйдя из кабинета, клиент скажет знакомым: «Гипноз подействовал!» Переработка- простейший способ лечения множества различных симптомов. Однако не всегда интересно выбирать самый легкий путь: старайтесь сделать это более изящно. Например, если среди ваших клиентов есть пять курильщиков, нуждающихся в обычной переработке, и вы знаете заранее, что стандартные методы позволят вам добиться успеха, подойдите к своей задаче более творчески. Доставьте себе и своему клиенту удовольствие добиться результата необычным, причудливым способом. Произведите переработку в состоянии транса и приведите вашего клиента в храм Божества Сигарет; предложите ему сжечь пачку «Мальборо» на жертвенном алтаре этого божества, или что-нибудь еще. Иногда для того, чтобы справиться с курением, достаточно ввести клиента в состояние транса и сказать ему: «Все, что требуется от вашего подсознания- это найти наиболее конструктивную возможность бросить курить таким образом, чтобы вы даже не заметили, что сделали это». Иногда же приходится делать больше. Всеми, кто хочет обучаться гипнозу, постоянно руководит одно и то же желание: уметь избавлять других людей от привычки к курению и от лишнего веса. Когда Ричарда Бэндлера спрашивали: «Как вы поступаете с курильщиками?», он иногда отвечал: «Даю им коробок спичек!» Гипноз- это целый арсенал гораздо более изящных орудий, чем процедуры, нужные только для того, чтобы контролировать вес или помочь бросить курить. Рассматривать гипноз только с этой точки зрения все равно, что купить каталог вин и изысканных деликатесов и пойти с ним в ближайшую бакалейную лавку. Есть что-то отталкивающее в том, чтобы использовать такое тонкое орудие как гипноз, в самых ординарных, посредственных случаях. Курение и лишний вес, конечно, важные проблемы, но, применяя гипноз для того, чтобы вылечить курильщика, вы тем самым снисходите до личности клиента, неспособного самостоятельно справиться с такой проблемой, и обесцениваете свои возможности. Гораздо важнее рассматривать гипнотическое обучение как набор разнообразных средств, позволяющих решить задачу любой тонкости и сложности. Гипноз можно использовать для того, чтобы изменить восприятие времени: ускорить или замедлить его. Работая с собой, нацеливайте подсознание так, чтобы оно нашло множество переживаний, характеризующихся одной общей особенностью: изменением скорости восприятия. Например, вы знаете, что происходит, когда вы несетесь с большой скоростью по шоссе, а потом въезжаете в черту города и резко снижаете скорость: вам кажется, что вы едете с нулевой скоростью, что вы еле ползете. Или, когда вы действительно наслаждаетесь, вам кажется, что время летит и часы превращаются в мгновения. Таковы примеры изменения восприятия времени, доказывающие, что такое изменение в принципе возможно. Инструктируйте свое подсознание так, чтобы оно обнаружило и позволило вам заново пережить эти ситуации. Естественная общая черта всех ситуаций состоит в осуществлении контроля над временем, над скоростью прохождения событий. Когда подсознание это сделает, вы просите его создать нечто вроде рукоятки управления, с помощью которой вы могли бы ускорять или замедлять свое восприятие времени. Вы формулируете инструкции так, чтобы по истечении двадцати ситуаций такого рода вы открыли глаза, по-прежнему находясь в состоянии транса, и при этом могли поворачивать эту «рукоятку» так, чтобы ускорять события и наоборот. Вы знаете, что искажение времени имеет место в ваших обычных впечатлениях, и поэтому можете строить нужный вам процесс на основании таких впечатлений. И затем вы можете использовать такое искажение времени, например, для игры в теннис. Или для того, чтобы ускорить обучение. Фактор, который действительно позволил бы вам научиться большему количеству вещей за меньшее количество времени- это наличие большего количества времени. Вам нужно, допустим, создать два месяца. Произведите псевдоориентацию во времени. Погрузитесь в состояние транса и представьте себе свое будущее. Скажите себе, что между сегодняшним днем и завтрашним пройдет не двадцать четыре часа, а два месяца; создайте всю необходимую историю своей личности на это время. Вы можете принять всех клиентов, с которыми работаете, и сделать все свои дела. Создайте в подробностях именно такую историю своей личности, какая вам понадобится для того, чтобы научиться как можно большему количеству приемов нейролингвистического программирования и гипноза. «Если говорить серьезно, есть только одна причина, по которой я предпочитаю технику гипнотического внушения всем другим методам,- говорит один из создателей НЛП.- Я начал заниматься гипнозом только по этой причине: мне осточертело выслушивать болтовню моих клиентов. Я так устал от нее, что начал становиться неэффективным психотерапевтом- я не мог уже уделять достаточно внимания своим клиентам, не мог реагировать на их слова так, как это было им нужно. Мне стало невыносимо скучно разговаривать с ними. Поэтому я стал затыкать им рот, погружая их в состояние транса, выяснять то небольшое количество информации, которое было необходимо мне для работы, и добивался при этом всего, что мне было нужно. После этого процесс психотерапии снова стал мне интересен. Теперь я применяю гипноз в сочетании с чем-нибудь еще, что придает всему процессу оттенок того, что меня больше всего интересует сейчас. Я знаю, что способен осуществлять изменения состояния личности быстрее и более методично, чем я это делаю теперь, но просто так сидеть и заниматься формальной переработкой мне очень скучно. Если я слишком много чем-нибудь занимаюсь, мне больше не хочется этого делать. Гипноз предоставляет возможности заниматься причудливыми, необычными вещами. Теперь я в основном занимаюсь созданием альтернативных реальностей с помощью гипноза. Я создаю какую-нибудь реальность, отличающуюся от той, в которой живет личность, например, реальность, в которой клиент становится единорогом,- потому что единорог способен делать то, чего желает клиент, но на что он никогда сознательно не решится. Я возвращаю людей в те годы, когда они еще не начали носить очки, и заставляю их видеть все так же отчетливо, как они видели тогда, сохранить это зрение и вырасти- таков один из способов лечения миопии. Все зависит от того, чего люди хотят. Я приступаю к лечению так, чтобы это и мне было интересно. Чего и когда бы вы ни хотели, все, что вам нужно- представить себе, как это должно быть, а потом осуществить все, что вы представили. Гипноз- средство создания реальности. Если вы знаете, что ваше желание может осуществиться только в данной, специфической реальности, используйте эту реальность для того, чтобы создать все, чего вы хотите. Если желаемое событие не может произойти ни в одной из этих реальностей, создайте такую, в которой это может произойти. Когда люди создают чрезмерное количество различных реальностей, это называется психозом. Когда вы используете альтернативные реальности, вы должны быть уверены, что они будут совершенны, законченны и соответствуют в точности вашим желаниям; убедитесь, что оставили себе выход из такой реальности, путь отступления. Если вы создадите некачественные, небрежные реальности, вы станете реагировать на действительность некачественно и небрежно, и это может сделать вас невротиком. В книгах по гипнозу иногда встречаются инструкции, которые отнюдь не благотворно влияют на результаты функционирования в обществе их читателей. Очень важно не потакать слабостям клиентов, когда вы используете гипноз. Принимаясь за построение реальности, постройте только одну, но такую, которая будет работать, постройте ее окончательно, совершенно и во всех подробностях, чтобы вы получили именно то, чего добиваетесь. Вы же не хотите построить идиотскую реальность и жить в ней, потому что не можете себе представить, как вы будете реагировать в такой идиотской реальности! Большинство гипнотических реальностей, которые люди строят сами для себя и живут в них большую часть времени- то, что они называют состоянием бодрствования- болезненны, неблагоприятны в своей основе. Огромное количество людей, которых вы встречаете, построили для себя гипнотическую реальность, которая в целом, если взвесить добро и зло, удовольствие и страдание, не имеет никакого благотворного влияния на их жизнь. Сущность их жизненной позиции- потакание своим мелким прихотям. Не следует делать вещи худшими, чем они есть, нужно делать их полезными.» Упражнения № 1. Диссоциация сознания и бессознательного. Цель этого упражнения- научиться строить сложные предложения, оказывающие на клиента определенное влияние. Помните, что в этом упражнении вы не вызываете у партнера транс, а просто тренируетесь в построении предложений. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ.Выберите одно предложение из левой части таблицы и присоедините к нему любое предложение из правой ее части. Придумывайте собственные предложения. 1. Используя таблицу, партнер дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного. 2. Партнер 2 также использует таблицу, дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного. 3. Продолжайте меняться. Учтите возможность использования синонимов слов «сознание» и «бессознательное»: «на переднем плане сознания»- «на заднем плане сознания», «в центре внимания»- «на периферии внимания».
№2. Присоединение к интуиции В работе вы часто будете использовать рассказы, созданные для того, чтобы достичь нужного вам результата. Но пусть у вас останется желание во время самого сеанса гипноза сохранять открытость по отношению к образам и впечатлениям, поступающим из бессознательного... Ваше бессознательное присоединяется к бессознательному другого человека, создавая идеи и представления, которые могут расширить систему гипнотической коммуникации весьма значительно. Упражнение даст вам возможность пережить этот процесс. 1. Наведение транса. Партнер 2 (гипнотизер) вводит себя в легкий транс. Затем он садится позади партнера 1, находясь примерно в десяти сантиметрах от него, и ждет, когда партнер 1 войдет в транс. 2. Углубление транса. Партнер 2 рассказывает историю о том, как кто-то спускается по лестнице все ниже и ниже, или все глубже и глубже входит в туман, опустившийся на берег реки, или открывает дверь... и т.д., чтобы углубить транс и помочь клиенту войти в новый особый мир. 3. Поиски мудрого человека. Партнер 2 предлагает партнеру 1 исследовать этот новый мир в поисках мудрого человека, который может ему помочь найти ответ на один важный вопрос. Сделайте внушение, что существуют разные типы мудрых людей, среди которых он может выбирать. Дайте партнеру 1 инструкцию- поднять палец или кивнуть, когда он встретит мудрого человека и убедится, что это тот человек, который ему нужен, и почувствует себя с ним спокойно. 4. Вопрос. Предложите партнеру 1 как можно интенсивнее сосредоточиться на одном важном для него вопросе. После того, как он сосредоточится, пусть снова поднимет палец или кивнет головой Вопрос произносить вслух не надо. 5. Ответ. Партнер 2 (гипнотизер) достигает состояния глубокого внутреннего сосредоточения и начинает ощущать себя воссоединенным со всеми мудрыми мужчинами и женщинами прошлого. Затем он ждет и смотрит, что появится из бессознательного. Это может быть воспоминание, образ, история, строфа стихотворения или что-либо иное Получив сообщение, партнер 2 рассказывает о нем партнеру 1. 6. Урок, который следует извлечь. Закончите упражнение, предложив партнеру 1 глубоко задуматься над следующим вопросом:«Что вы узнали, получив этот ответ?» Сделайте также внушение о том, что этот ответ появится в его сновидениях или в мыслях наяву. 7. Переориентация. Поменяйтесь ролями. На каждый сеанс отводится 20 минут. Заключение ??? «Лучший способ заставить людей измениться- определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее- и свободы в этом тоже гораздо больше». Р.Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения». Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге. Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверх-уверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более. Таких людей немало, и они бывают.
В его ПС имеется очень осторожное «пожалуй» и квантор общности «ничего». (86) В: ПОЖАЛУЙ? Усилия психотерапевта направлены на то, чтобы пациент высказался более определенно. (87) Р: Я полагаю, Я мог бы. Пациент допускает такую возможность (88) В: Ральф, а вы допускаете возможность, что могли бы и Дженит сказать о том, какие чувства вы испытываете к ней? Психотерапевт снова сдвигает референтный индекс: Мать пациента- Дженит И подталкивает пациента к тому, чтобы тот взял на себя обязательства изменить процесс коммуникации таким образом, чтобы отношения между ними (с Дженит) стали более открытыми и не требовали бы «чтения мыслей» (89) Р: Это немножко страшно. Пациент колеблется. В его ПС имеется: (а) сменный аргумент без референтного индекса «это», (6) опущение сменного аргумента, связанного со словом «страшно» (страшно кому?), (90) В: Что именно страшно? Психотерапевт просит сообщить референтный индекс. (91) Р: Страшно просто подойти и сказать ей. Тем самым он сообщает отсутствующий индекс и выражает свое сомнение относительно обстоятельства, связанного со способом коммуникации, показанным ему психотерапевтом. (92) В: Что останавливает вас? Применяется техника опроса по поводу генерализации о результате действий пациента, которые кажутся ему страшными. (93) Р: Ничего, вот это-то и страшно (смеется). Тем самым он признает, что у него имеется выбор. Здесь психотерапевт начинает применять технику, не связанную с мета-моделью, и заключает с Ральфом договор, что тот непременно начнет действовать, учитывая новые возможности, открывшиеся перед ним. Заключение «Лучший способ заставить людей измениться определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее - и свободы в этом тоже гораздо больше». Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения». Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность» ), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге. Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т .е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверхуверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более Таких людей немало, и они бывают опасны и для других, и для себя. Мы с вами можем это подтвердить и на основании своего собственного опыта, не правда ли? При этом они могут замечательно, уверенно вести себя и убедить множество других доверять способностям, которых у них нет. Бэндлер говорит, что никогда не переставал изумляться тому, сколь многие поддаются этому чувству: если «эксперт» уверенно ведет себя, то он наверняка знает, что делает. «Сейчас вы должны быть осторожны. НЛП приобретает популярность, и множество неквалифицированных людей заявляют, что имеют по нему подготовку. Есть даже несколько человек, объявляющих себя «ведущими тренерами», хотя прошли только один учебный курс! Такого рода вещи происходят всегда, когда что-то эффективное обретает известность, так что будьте осторожнее: задайте несколько вопросов любому, кто заявляет, что обучен НЛП». Кстати, существует одна вещь, с помощью которой лучше всего разобраться, как человек знает НЛП. Это не обладание набором техник- это отношение. Отношение, связанное с любопытством, со стремлением узнавать, быть способным к действию достойным и эффективным способом. «Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сэйтир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, и это абсолютно верно. Любой физик это знает. Любое человеческое существо можно изменить с помощью 45-го калибра- это называется «котерапия мистера Смита и мистера Вессона». Полезно изменение или нет — вот более интересный вопрос». НЛП- прежде всего технология и, без преувеличений, очень мощная. Мы хотим, чтобы вы с большим вниманием отнеслись к тому, как и для чего вы ее используете или будете использовать. Представление о ценности тех или иных событий в вашей жизни со временем меняется. Вы можете обнаружить, что вещи, приносившие вам разочарование, замешательство, другие не слишком приятные чувства, или находившиеся на уровне развлечения- вдруг оказались сейчас наиболее полезными, обеспечили ресурс для вашей способности испытывать удовлетворение, удовольствие, радость и так далее. Эти переживания не исключают друг друга. Хорошо бы не забывать об этом, организуя и предлагая переживания другим. Пожалуй, стоит привести пару очаровательных историй Бэндлера — шуток в стиле от НЛП. «Однажды я сел в самолет, чтобы лететь в Техас проводить семинар. Парень, сидевший рядом, читал книгу под названием «Структура магии». Я спросил: «Вы маг?» «Нет, я психолог» «Зачем это психолог читает книгу о магии?» «Это не книга о магии, это серьезная книга о коммуникации» «Тогда почему она называется «Структура магии»?» Потом он три часа сидел и объяснял мне, о чем эта книга. То, что он говорил, не имело никакого отношения к тому, что я, как мне казалось, делал, когда писал ее. В лучшем случае отношение не достигало даже незначительной степени: он запутался во второй главе. Но пока он рассказывал мне о книге, я задавал ему вопросы типа «как именно» и «что именно». «Ну, если вы посмотрите на это таким образом. Ну вот, вы берете, знаете, эту картину, и берете другую картину. (Он не знал, что большинство людей не видят постоянно двух картин.) И вы уменьшаете эту, а ту увеличиваете...» Когда он начал описывать эти вещи, которые были для него само собой разумеющимися, я сидел и думал: «Ого! Это чудно. Тут может быть целый новый мир!» Он сказал мне, что просто случилось так, что он направляется в Техас на семинар по НЛП. Когда на следующий день он увидел меня входящим в дверь, он был очень доволен, что я последовал его совету и решил прийти туда... пока я не поднялся на кафедру и не прикрепил микрофон! Чего он, наверное, никогда не поймет - того, что причина, по которой я попросту не сказал: «Эту книгу написал я», заключается в том, что я не хотел лишать себя возможности поучиться» Изящно, правда? И самое занятное то, что автор, судя по всему не кокетничает. Он действительно использовал (вот прагматик!) для обогащения собственного опыта ситуацию, в которой большинство из нас, вероятно, поступило бы следующим образом: слегка надувшись от гордости, вы садитесь рядом с неизвестным читателем вашей книги и, минут десять прослушав его оживленные комментарии, говорите «Позвольте представиться...» После чего ваш собеседник должен, прямо по Ст.Лему, испытать «тяжелый приступ восторга с последующим обалдением» Похоже, Ричард Бэндлер принадлежит к людям, которые обожают растянуть удовольствие и в состоянии дотерпеть до развязки, которая будет самой эффектной из возможных. Пожалуй, это вполне эстетический подход к жизни, что можно только приветствовать. Вторая история подтверждает это и несколько напоминает первую но мы не откажем себе в удовольствии «Когда бы я ни ехал проводить семинар, я всегда прибываю в гостиницу предыдущим вечером. Когда я приехал в Филадельфию, в той же гостинице остановилась куча «высококвалифицированных» нейролингвистичеcких программистов, и большинство из них никогда меня не видели. Когда я спустился в бар, один из них сказал приятелю: «Надеюсь, это не просто еще что-то про субмодальные дела, потому что это я уже знаю». Так что, конечно, я подошел и спросил: «Что это за чертовщина такая НЛП?» Этого я не упустил бы ни за что на свете «Ну, это трудно объяснить». «Вы же практикуете НЛП, верно? Вы хорошо его практикуете? Вы его понимаете?» «О да, конечно». «Ну, а я простой человек. Поскольку вы специалист, вы можете мне об этом рассказать? Давайте, я возьму вам еще стаканчик, а вы просто расскажете мне об этом». В своих самых диких фантазиях он не мог представить, какое ощущение испытает в 9.30 следующего утра, когда я вышел на кафедру семинара. Неважно, где вы находитесь и что делаете- навыки, техники и инструменты, которые вы приобретаете, служат основой .для того, чтобы развлекать себя, и для того, чтобы узнавать что-то новое. Тот человек, который летел со мной в Техас и объяснял мне, что такое НЛП, отличается от меня только одним. На следующее утро, когда он сел, поднял глаза, увидел меня и подумал: «О боже!»- он не понял, что я у него чему-то научился. Это единственное различие между мной и им. Я сделал это не затем, чтобы посмеяться над ним; я сделал это, чтобы научиться, потому что мне было любопытно. То была редкая и беспрецедентная возможность. И таково любое другое событие в вашей жизни. Видите ли, всякий раз, когда вы думаете, что все понимаете- самое время обратиться внутрь и сказать: «Это надо мной смеются». Потому что именно в эти моменты определенности вы можете быть уверены, что усвоены бесполезные знания, а плодородная почва не исследована. Несомненно, всегда неузнанным остается гораздо большее, и это забавный элемент НЛП и его будущее». Если вы затрудняетесь в определении того, к чему вы действительно стремитесь, возможно, вам поможет человек, хорошо, знакомый с НЛП. Несмотря на то, что многие читатели книг по НЛП сообщали, что они сами смогли добиться ценных изменений, отдель- ным людям бывает легче добиться желаемого, если ими руководит кто-то другой. Такое руководство может осуществляться на семинаре или на индивидуальном занятии. У разных людей реакция может оказаться совершенно различной, поэтому истинное владение НЛП предполагает дифференцированный подход к работе с разными людьми. Специалист, овладевший НЛП, способен адаптировать любой метод для каждого человека. Если вы считаете, что семинар или индивидуальное занятие окажутся вам полезными, мы предлагаем вам ознакомиться с небольшим руководством, которое поможет вам извлечь максимальную пользу из потраченного времени и денег. В настоящее время НЛП не имеет каких-то универсальных норм или строго установленных методов, при этом качество воздействия меняется от человека к человеку и от центра к центру. Мы хотим предложить вам несколько путей сбора необходимой информации, прежде чем вы решите обратиться за помощью. Работа с клиентом 1. Как много времени требуется вашему психотерапевту, чтобы собрать необходимую информацию о том, что произошло с вами в прошлом? Хотя подобная информация и может оказаться полезной, однако знание о том, какие трудности у вас были в прошлом, редко ведет к разрешению проблемы. Главное- это не определение трудностей, а то, как вы или другие люди решают подобные проблемы. Опытные психологи, практикующие НЛП, потратят гораздо больше времени на то, чтобы собрать информацию о ваших позитивных целях, ваших способностях и возможностях. 2. Движетесь ли вы к своей цели? Есть цели, которые достигаются в течение одного семинара, а есть такие, которые потребуют от вас некоторого времени. Даже если цель достаточно сложна, в течение первых двух или трех семинаров люди начинают чувствовать, что движутся в направлении достижения. Если этого не происходит, вам следует обратиться к другому психотерапевту. 3. Навешивает ли терапевт вам «ярлык», говоря вам, в чем ваша трудность, или же он тратит время на то, чтобы дать вам то, к чему вы стремитесь? «Ярлыки» диагнозов обычно не являются решением проблемы, они не указывают нам, в каком направлении следует идти, чтобы получить желаемое. 4. Проведите разграничение между ощущением понятости психотерапевтом и приобретением желаемых изменений в жизни. Психотера- певт может быть прекрасным, душевным человеком, но у него не хватает умения дать вам то, к чему вы стремитесь Если вы общаетесь с прекрасным психотерапевтом, но не получаете желаемых изменений, мы советуем обратиться к другому специалисту. Семинары Если вы заинтересованы в семинарах или мастерских, короткие рекомендации, предложенные ниже, помогут вам выбрать наиболее; эффективный тренинг: 1. Получите личные впечатления от психотерапевта. Это может произойти на предварительной встрече, с помощью видеозаписи или магнитофонной записи. Доверьтесь своим первым впечатлениям, они могут быть более объективными, чем все дипломы и степени. 2. Устойчивая сила. Насколько популярны у этого психотерапевта повторные семинары? Человек, обладающий способностями, а не внешним блеском, и являющийся целостной личностью, способен добиться результатов, которые удовлетворяют людей в течение всей последующей жизни. 3. Информирование в сравнении с демонстрацией. Во время хорошего тренинга вы получите наглядную демонстрацию метода, которому вас обучают, а не простое его описание. 4. Упражнения. После демонстрации хороший психотерапевт предложит вам тщательно подобранные упражнения, позволяющие немедленно применить на практике приобретенные умения. Лишь наблюдения и практика сделают новые навыки неотъемлемой вашей частью. 5 Очевидность. Научились ли вы понимать, когда приобретенные навыки вступают в действие? Хороший психотерапевт научит вас на какие невербальные сигналы следует обратить внимание. 6. Целостность личности. Поступает ли психотерапевт в соответствии с тем, чему он вас учит? Вот несколько качеств, требующихся от инструкторов: а) хороший инструктор предполагает, что овладеть навыками может каждый, нужно лишь подобрать индивидуальный способ обучения. Если инструктор выступает в роли «гуру», пытающегося потрясти вас, остерегайтесь его. В таких случаях участники семинара бывают обычно в гораздо большем восторге, но приобретают для себя гораздо меньше; б) хороший инструктор относится уважительно к вопросам клиента и принимает во внимание его возражения; в) хороший инструктор признает свои ошибки и прислушивается ко всем предложениям, касающимся совершенствования тренинга. 7. Навык. Это определить гораздо труднее и часто на это уходят многие семинары. Замечаете ли вы невербальные изменения у демонстрируемого клиента? Замечаете ли вы улучшение своих собственных навыков? Настаивайте на наглядных результатах. 8. Чувство юмора. Самым лучшим помощником в обучении является чувство юмора. Смейтесь с другими, а не по поводу других. Своеобразное чувство юмора («Я выбрал смеяться») роднит дона Хуана с учителями дзэн, а Ричарда Бэндлера с ними обоими. Смех- этот выдох, освобождающий, легкий, в высшем своем проявлении,- радуется всеобщему нонсенсу мира и переворачивает его с ног на голову, что в конце концов оказывается наилучшим положением. Слегка кошмарная Страна чудес, по которой странствует Алиса, ничего не напоминает вам? Но там, где странствуем мы, гораздо меньше логики, чем у оксфордского математика Льюиса Кэрролла. Если ваш инструктор помимо вышеперечисленных качеств обладает еще и чувством юмора, вы, скорее всего, останетесь довольны проведенным тренингом. Наши телефоны в Одессе Александр Ивановский- (0482) 640733 Андрей Птяшко - (0482) 614642 Ольга Ксендзюк - (0482) 291468 «Если человек женился на ком хотел, значит, он добился того, чего хотел». Д. Хармс. «Письмо другу» Мы не собирались в этой книге обучать вас разнообразным техникам ведения психологической войны с кем бы то ни было. Если вы воспринимаете мир сплошь как агрессивную среду, людей как противников, а себя- как шпиона в стане опасного врага, готового в любой момент напасть на вас сзади, и вы стремитесь быть вооруж |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |