Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности гипнотического внушения

Основной формой переработки содержания в состоянии транса является рефрейминг.

Для того, чтобы осуществить переработку, не обязательно вводить клиента в формальное состояние транса. Однако это одна из возможных моделей, и действует она превосходно. Основные этапы переработки могут быть осуществлены также в ходе обычной беседы, с той лишь разницей, что, разговаривая, вы должны быть очень внимательны и замечать полученные вами реакции. В ходе обычной беседы вы получаете те же самые подсознательные реакции, что и в состоянии транса, но, как правило, такие реакции сменяются гораздо быстрее и заметить их бывает гораздо труднее.

Обычная переработка без возрастной регрессии- самый простой способ при работе с такими вещами. как курение, лишний вес и пр. При этом даже не обязательно вводить клиента в состояние транса, можно применять стандартную переработку. Это действует прекрасно. А уже потом вы вводите клиента в состояние транса и устраняете физиологические симптомы. Когда вы говорите: «У вас больше не будет вредной физиологической привычки», вы не говорите, как этого добиться. Может быть, некоторые из ваших клиентов и кажутся достаточно гибкими, чтобы самим найти такую возможность, но большинство людей на это не способны. Вы должны создать такую ситуацию, такой контекст, в котором ваш клиент сможет легко реагировать, не прибегая к своей привычке. Если вы сделаете это слишком прямолинейно, скорее всего вам не удастся вызвать нужную реакцию. Лучше всего сделать так, чтобы клиент по-настоящему гордился каждый раз, когда он отказывается от сигареты,- даже если он на самом деле не прочь выкурить одну. Вы можете создать контекст, в котором клиент будет реагировать естественным для него образом.

Обычно физиологическая привычка устраняется следующим образом: вы вступаете в контакт и убеждаетесь- с помощью пальцевой сигнализации, движений головы или вербализации,- в том, что подсознание знает, какое чувство сопровождает данную привычку. Затем вы просите подсознание одновременно объединить это чувство с ощущениями другого рода- с удовольствием, радостью или любопытством,- объединять всякий раз, когда такое чувство возникает. Следуя этим путем, клиент постепенно переходит от курения к другому способу поведения, находит замену.

С помощью переработки можно избавить клиента от курения или какой-нибудь другой пагубной привычки, от лишнего веса, решить большинство других проблем, с которыми люди обращаются к вам, надеясь на гипнотическое излечение. Можно сначала рещить их проблемы стандартной переработкой, а затем загипнотизировать их, чтобы удовлетворить их потребность в гипнозе. Можно использовать переработку как предварительную процедуру перед тем, как осуществлять гипноз. Вместо того, чтобы сразу приступать к тому, за чем пришел к вам клиент, скажите ему, что вы совершенно особенный терапевт. Объясните, что вы очень дотошный специалист и не хотели бы причинить ему какой-нибудь ущерб, применив гипноз, поэтому вы должны произвести несколько предварительных процедур. Затем начните осуществлять стандартную переработку: «Прежде чем ввести вас в состояние транса, я должен узнать некоторые вещи. Обратитесь к своему подсознанию и попросите ту область подсознания, которая отвечает за данный шаблон поведения...» и так далее. Если вы осуществите переработку в качестве своеобразного вступления, клиент с большой легкостью поддастся такой переработке, желая поскорее приступить «к делу».

После того, как клиент полностью перешел в измененное состояние сознания, скажите: «Теперь мы можем начать переход в состояние транса. Закройте глаза...» и т.д. Затем вы осуществляете любую гипнотическую процедуру, какую захотите. Выйдя из кабинета, клиент скажет знакомым: «Гипноз подействовал!»

Переработка- простейший способ лечения множества различных симптомов. Однако не всегда интересно выбирать самый легкий путь: старайтесь сделать это более изящно. Например, если среди ваших клиентов есть пять курильщиков, нуждающихся в обычной переработке, и вы знаете заранее, что стандартные методы позволят вам добиться успеха, подойдите к своей задаче более творчески. Доставьте себе и своему клиенту удовольствие добиться результата необычным, причудливым способом. Произведите переработку в состоянии транса и приведите вашего клиента в храм Божества Сигарет; предложите ему сжечь пачку «Мальборо» на жертвенном алтаре этого божества, или что-нибудь еще. Иногда для того, чтобы справиться с курением, достаточно ввести клиента в состояние транса и сказать ему: «Все, что требуется от вашего подсознания- это найти наиболее конструктивную возможность бросить курить таким образом, чтобы вы даже не заметили, что сделали это». Иногда же приходится делать больше.

Всеми, кто хочет обучаться гипнозу, постоянно руководит одно и то же желание: уметь избавлять других людей от привычки к курению и от лишнего веса. Когда Ричарда Бэндлера спрашивали: «Как вы поступаете с курильщиками?», он иногда отвечал: «Даю им коробок спичек!» Гипноз- это целый арсенал гораздо более изящных орудий, чем процедуры, нужные только для того, чтобы контролировать вес или помочь бросить курить. Рассматривать гипноз только с этой точки зрения все равно, что купить каталог вин и изысканных деликатесов и пойти с ним в ближайшую бакалейную лавку. Есть что-то отталкивающее в том, чтобы использовать такое тонкое орудие как гипноз, в самых ординарных, посредственных случаях. Курение и лишний вес, конечно, важные проблемы, но, применяя гипноз для того, чтобы вылечить курильщика, вы тем самым снисходите до личности клиента, неспособного самостоятельно справиться с такой проблемой, и обесцениваете свои возможности. Гораздо важнее рассматривать гипнотическое обучение как набор разнообразных средств, позволяющих решить задачу любой тонкости и сложности.

Гипноз можно использовать для того, чтобы изменить восприятие времени: ускорить или замедлить его. Работая с собой, нацеливайте подсознание так, чтобы оно нашло множество переживаний, характеризующихся одной общей особенностью: изменением скорости восприятия. Например, вы знаете, что происходит, когда вы несетесь с большой скоростью по шоссе, а потом въезжаете в черту города и резко снижаете скорость: вам кажется, что вы едете с нулевой скоростью, что вы еле ползете. Или, когда вы действительно наслаждаетесь, вам кажется, что время летит и часы превращаются в мгновения.

Таковы примеры изменения восприятия времени, доказывающие, что такое изменение в принципе возможно. Инструктируйте свое подсознание так, чтобы оно обнаружило и позволило вам заново пережить эти ситуации. Естественная общая черта всех ситуаций состоит в осуществлении контроля над временем, над скоростью прохождения событий.

Когда подсознание это сделает, вы просите его создать нечто вроде рукоятки управления, с помощью которой вы могли бы ускорять или замедлять свое восприятие времени. Вы формулируете инструкции так, чтобы по истечении двадцати ситуаций такого рода вы открыли глаза, по-прежнему находясь в состоянии транса, и при этом могли поворачивать эту «рукоятку» так, чтобы ускорять события и наоборот.

Вы знаете, что искажение времени имеет место в ваших обычных впечатлениях, и поэтому можете строить нужный вам процесс на основании таких впечатлений. И затем вы можете использовать такое искажение времени, например, для игры в теннис. Или для того, чтобы ускорить обучение.

Фактор, который действительно позволил бы вам научиться большему количеству вещей за меньшее количество времени- это наличие большего количества времени. Вам нужно, допустим, создать два месяца. Произведите псевдоориентацию во времени. Погрузитесь в состояние транса и представьте себе свое будущее. Скажите себе, что между сегодняшним днем и завтрашним пройдет не двадцать четыре часа, а два месяца; создайте всю необходимую историю своей личности на это время. Вы можете принять всех клиентов, с которыми работаете, и сделать все свои дела. Создайте в подробностях именно такую историю своей личности, какая вам понадобится для того, чтобы научиться как можно большему количеству приемов нейролингвистического программирования и гипноза.

«Если говорить серьезно, есть только одна причина, по которой я предпочитаю технику гипнотического внушения всем другим методам,- говорит один из создателей НЛП.- Я начал заниматься гипнозом только по этой причине: мне осточертело выслушивать болтовню моих клиентов. Я так устал от нее, что начал становиться неэффективным психотерапевтом- я не мог уже уделять достаточно внимания своим клиентам, не мог реагировать на их слова так, как это было им нужно. Мне стало невыносимо скучно разговаривать с ними. Поэтому я стал затыкать им рот, погружая их в состояние транса, выяснять то небольшое количество информации, которое было необходимо мне для работы, и добивался при этом всего, что мне было нужно. После этого процесс психотерапии снова стал мне интересен. Теперь я применяю гипноз в сочетании с чем-нибудь еще, что придает всему процессу оттенок того, что меня больше всего интересует сейчас. Я знаю, что способен осуществлять изменения состояния личности быстрее и более методично, чем я это делаю теперь, но просто так сидеть и заниматься формальной переработкой мне очень скучно. Если я слишком много чем-нибудь занимаюсь, мне больше не хочется этого делать.

Гипноз предоставляет возможности заниматься причудливыми, необычными вещами. Теперь я в основном занимаюсь созданием альтернативных реальностей с помощью гипноза. Я создаю какую-нибудь реальность, отличающуюся от той, в которой живет личность, например, реальность, в которой клиент становится единорогом,- потому что единорог способен делать то, чего желает клиент, но на что он никогда сознательно не решится. Я возвращаю людей в те годы, когда они еще не начали носить очки, и заставляю их видеть все так же отчетливо, как они видели тогда, сохранить это зрение и вырасти- таков один из способов лечения миопии. Все зависит от того, чего люди хотят. Я приступаю к лечению так, чтобы это и мне было интересно. Чего и когда бы вы ни хотели, все, что вам нужно- представить себе, как это должно быть, а потом осуществить все, что вы представили. Гипноз- средство создания реальности. Если вы знаете, что ваше желание может осуществиться только в данной, специфической реальности, используйте эту реальность для того, чтобы создать все, чего вы хотите. Если желаемое событие не может произойти ни в одной из этих реальностей, создайте такую, в которой это может произойти.

Когда люди создают чрезмерное количество различных реальностей, это называется психозом. Когда вы используете альтернативные реальности, вы должны быть уверены, что они будут совершенны, законченны и соответствуют в точности вашим желаниям; убедитесь, что оставили себе выход из такой реальности, путь отступления. Если вы создадите некачественные, небрежные реальности, вы станете реагировать на действительность некачественно и небрежно, и это может сделать вас невротиком.

В книгах по гипнозу иногда встречаются инструкции, которые отнюдь не благотворно влияют на результаты функционирования в обществе их читателей. Очень важно не потакать слабостям клиентов, когда вы используете гипноз. Принимаясь за построение реальности, постройте только одну, но такую, которая будет работать, постройте ее окончательно, совершенно и во всех подробностях, чтобы вы получили именно то, чего добиваетесь. Вы же не хотите построить идиотскую реальность и жить в ней, потому что не можете себе представить, как вы будете реагировать в такой идиотской реальности!

Большинство гипнотических реальностей, которые люди строят сами для себя и живут в них большую часть времени- то, что они называют состоянием бодрствования- болезненны, неблагоприятны в своей основе. Огромное количество людей, которых вы встречаете, построили для себя гипнотическую реальность, которая в целом, если взвесить добро и зло, удовольствие и страдание, не имеет никакого благотворного влияния на их жизнь. Сущность их жизненной позиции- потакание своим мелким прихотям. Не следует делать вещи худшими, чем они есть, нужно делать их полезными.»

Упражнения

№ 1. Диссоциация сознания и бессознательного. Цель этого упражнения- научиться строить сложные предложения, оказывающие на клиента определенное влияние. Помните, что в этом упражнении вы не вызываете у партнера транс, а просто тренируетесь в построении предложений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ.Выберите одно предложение из левой части таблицы и присоедините к нему любое предложение из правой ее части. Придумывайте собственные предложения.

1. Используя таблицу, партнер дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного.

2. Партнер 2 также использует таблицу, дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного.

3. Продолжайте меняться. Учтите возможность использования синонимов слов «сознание» и «бессознательное»: «на переднем плане сознания»- «на заднем плане сознания», «в центре внимания»- «на периферии внимания».

Ваше сознание   Ваше подсознание
1. Прислушивается к тому, что я говорю и 1. Может начать вызывать транс нужной глубины
2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше в то время как 2. Может начать вспоминать те события, которые для как вас наиболее важны
3. Может быть сосредоточено на той или иной мысли... по мере того как 3. Может начать свое путешествие в мир особенньк, отличающихся от обычных переживаний.
4. Может сомневаться в том, возникнет ли состояние   4. Научилось многому, и вы можете впоследствии это использовать
5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения вы сейчас испытываете... но 5. Может иметь свои собственные представления о том, что вы хотите
6. Озабочено тем, чтобы все сделать правильно...   6. Может создать образы, которые покажутся вам удивительными
7. Может отдавать себе отчет в том, что происходит «здесь и сейчас»   7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости...
8. Занято некоторой мыслью...   8. Входит в еще более глубокий транс
9. Стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю...   9. Начинает понимать что-то очень для вас важное...

 

№2. Присоединение к интуиции

В работе вы часто будете использовать рассказы, созданные для того, чтобы достичь нужного вам результата. Но пусть у вас останется желание во время самого сеанса гипноза сохранять открытость по отношению к образам и впечатлениям, поступающим из бессознательного... Ваше бессознательное присоединяется к бессознательному другого человека, создавая идеи и представления, которые могут расширить систему гипнотической коммуникации весьма значительно. Упражнение даст вам возможность пережить этот процесс.

1. Наведение транса. Партнер 2 (гипнотизер) вводит себя в легкий транс. Затем он садится позади партнера 1, находясь примерно в десяти сантиметрах от него, и ждет, когда партнер 1 войдет в транс.

2. Углубление транса. Партнер 2 рассказывает историю о том, как кто-то спускается по лестнице все ниже и ниже, или все глубже и глубже входит в туман, опустившийся на берег реки, или открывает дверь... и т.д., чтобы углубить транс и помочь клиенту войти в новый особый мир.

3. Поиски мудрого человека. Партнер 2 предлагает партнеру 1 исследовать этот новый мир в поисках мудрого человека, который может ему помочь найти ответ на один важный вопрос. Сделайте внушение, что существуют разные типы мудрых людей, среди которых он может выбирать. Дайте партнеру 1 инструкцию- поднять палец или кивнуть, когда он встретит мудрого человека и убедится, что это тот человек, который ему нужен, и почувствует себя с ним спокойно.

4. Вопрос. Предложите партнеру 1 как можно интенсивнее сосредоточиться на одном важном для него вопросе. После того, как он сосредоточится, пусть снова поднимет палец или кивнет головой Вопрос произносить вслух не надо.

5. Ответ. Партнер 2 (гипнотизер) достигает состояния глубокого внутреннего сосредоточения и начинает ощущать себя воссоединенным со всеми мудрыми мужчинами и женщинами прошлого. Затем он ждет и смотрит, что появится из бессознательного. Это может быть воспоминание, образ, история, строфа стихотворения или что-либо иное Получив сообщение, партнер 2 рассказывает о нем партнеру 1.

6. Урок, который следует извлечь. Закончите упражнение, предложив партнеру 1 глубоко задуматься над следующим вопросом:«Что вы узнали, получив этот ответ?» Сделайте также внушение о том, что этот ответ появится в его сновидениях или в мыслях наяву.

7. Переориентация. Поменяйтесь ролями.

На каждый сеанс отводится 20 минут.


Заключение ???

«Лучший способ заставить людей измениться- определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее- и свободы в этом тоже гораздо больше».

Р.Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения».

Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге.

Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверх-уверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более. Таких людей немало, и они бывают.

 

 

В его ПС имеется очень осторожное «пожалуй» и квантор общности «ничего».

(86) В: ПОЖАЛУЙ?

Усилия психотерапевта направлены на то, чтобы пациент высказался более определенно.

(87) Р: Я полагаю, Я мог бы. Пациент допускает такую возможность

(88) В: Ральф, а вы допускаете возможность, что могли бы и Дженит сказать о том, какие чувства вы испытываете к ней?

Психотерапевт снова сдвигает референтный индекс:

Мать пациента- Дженит

И подталкивает пациента к тому, чтобы тот взял на себя обязательства изменить процесс коммуникации таким образом, чтобы отношения между ними (с Дженит) стали более открытыми и не требовали бы «чтения мыслей»

(89) Р: Это немножко страшно.

Пациент колеблется. В его ПС имеется:

(а) сменный аргумент без референтного индекса «это», (6) опущение сменного аргумента, связанного со словом «страшно» (страшно кому?),

(90) В: Что именно страшно?

Психотерапевт просит сообщить референтный индекс.

(91) Р: Страшно просто подойти и сказать ей.

Тем самым он сообщает отсутствующий индекс и выражает свое сомнение относительно обстоятельства, связанного со способом коммуникации, показанным ему психотерапевтом.

(92) В: Что останавливает вас?

Применяется техника опроса по поводу генерализации о результате действий пациента, которые кажутся ему страшными.

(93) Р: Ничего, вот это-то и страшно (смеется).

Тем самым он признает, что у него имеется выбор. Здесь психотерапевт начинает применять технику, не связанную с мета-моделью, и заключает с Ральфом договор, что тот непременно начнет действовать, учитывая новые возможности, открывшиеся перед ним.


Заключение

«Лучший способ заставить людей измениться определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее - и свободы в этом тоже гораздо больше». Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения».

Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность» ), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге.

Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т .е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверхуверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более Таких людей немало, и они бывают

опасны и для других, и для себя. Мы с вами можем это подтвердить и на основании своего собственного опыта, не правда ли?

При этом они могут замечательно, уверенно вести себя и убедить множество других доверять способностям, которых у них нет. Бэндлер говорит, что никогда не переставал изумляться тому, сколь многие поддаются этому чувству: если «эксперт» уверенно ведет себя, то он наверняка знает, что делает. «Сейчас вы должны быть осторожны. НЛП приобретает популярность, и множество неквалифицированных людей заявляют, что имеют по нему подготовку. Есть даже несколько человек, объявляющих себя «ведущими тренерами», хотя прошли только один учебный курс! Такого рода вещи происходят всегда, когда что-то эффективное обретает известность, так что будьте осторожнее: задайте несколько вопросов любому, кто заявляет, что обучен НЛП».

Кстати, существует одна вещь, с помощью которой лучше всего разобраться, как человек знает НЛП. Это не обладание набором техник- это отношение. Отношение, связанное с любопытством, со стремлением узнавать, быть способным к действию достойным и эффективным способом. «Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сэйтир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, и это абсолютно верно. Любой физик это знает. Любое человеческое существо можно изменить с помощью 45-го калибра- это называется «котерапия мистера Смита и мистера Вессона». Полезно изменение или нет

— вот более интересный вопрос».

НЛП- прежде всего технология и, без преувеличений, очень мощная. Мы хотим, чтобы вы с большим вниманием отнеслись к тому, как и для чего вы ее используете или будете использовать. Представление о ценности тех или иных событий в вашей жизни со временем меняется. Вы можете обнаружить, что вещи, приносившие вам разочарование, замешательство, другие не слишком приятные чувства, или находившиеся на уровне развлечения- вдруг оказались сейчас наиболее полезными, обеспечили ресурс для вашей способности испытывать удовлетворение, удовольствие, радость и так далее. Эти переживания не исключают друг друга. Хорошо бы не забывать об этом, организуя и предлагая переживания другим.

Пожалуй, стоит привести пару очаровательных историй Бэндлера

— шуток в стиле от НЛП.

«Однажды я сел в самолет, чтобы лететь в Техас проводить семинар. Парень, сидевший рядом, читал книгу под названием «Структура магии». Я спросил: «Вы маг?»

«Нет, я психолог»

«Зачем это психолог читает книгу о магии?»

«Это не книга о магии, это серьезная книга о коммуникации»

«Тогда почему она называется «Структура магии»?»

Потом он три часа сидел и объяснял мне, о чем эта книга. То, что он говорил, не имело никакого отношения к тому, что я, как мне казалось, делал, когда писал ее. В лучшем случае отношение не достигало даже незначительной степени: он запутался во второй главе. Но пока он рассказывал мне о книге, я задавал ему вопросы типа «как именно» и «что именно».

«Ну, если вы посмотрите на это таким образом. Ну вот, вы берете, знаете, эту картину, и берете другую картину. (Он не знал, что большинство людей не видят постоянно двух картин.) И вы уменьшаете эту, а ту увеличиваете...»

Когда он начал описывать эти вещи, которые были для него само собой разумеющимися, я сидел и думал: «Ого! Это чудно. Тут может быть целый новый мир!»

Он сказал мне, что просто случилось так, что он направляется в Техас на семинар по НЛП. Когда на следующий день он увидел меня входящим в дверь, он был очень доволен, что я последовал его совету и решил прийти туда... пока я не поднялся на кафедру и не прикрепил микрофон! Чего он, наверное, никогда не поймет - того, что причина, по которой я попросту не сказал: «Эту книгу написал я», заключается в том, что я не хотел лишать себя возможности поучиться»

Изящно, правда? И самое занятное то, что автор, судя по всему не кокетничает. Он действительно использовал (вот прагматик!) для обогащения собственного опыта ситуацию, в которой большинство из нас, вероятно, поступило бы следующим образом: слегка надувшись от гордости, вы садитесь рядом с неизвестным читателем вашей книги и, минут десять прослушав его оживленные комментарии, говорите «Позвольте представиться...» После чего ваш собеседник должен, прямо по Ст.Лему, испытать «тяжелый приступ восторга с последующим обалдением»

Похоже, Ричард Бэндлер принадлежит к людям, которые обожают растянуть удовольствие и в состоянии дотерпеть до развязки, которая будет самой эффектной из возможных. Пожалуй, это вполне эстетический подход к жизни, что можно только приветствовать.

Вторая история подтверждает это и несколько напоминает первую но мы не откажем себе в удовольствии

«Когда бы я ни ехал проводить семинар, я всегда прибываю в гостиницу предыдущим вечером. Когда я приехал в Филадельфию, в той же гостинице остановилась куча «высококвалифицированных» нейролингвистичеcких программистов, и большинство из них никогда меня не видели. Когда я спустился в бар, один из них сказал приятелю: «Надеюсь, это не просто еще что-то про субмодальные дела, потому что это я уже знаю». Так что, конечно, я подошел и спросил: «Что это за чертовщина такая НЛП?» Этого я не упустил бы ни за что на свете

«Ну, это трудно объяснить».

«Вы же практикуете НЛП, верно? Вы хорошо его практикуете? Вы его понимаете?»

«О да, конечно».

«Ну, а я простой человек. Поскольку вы специалист, вы можете мне об этом рассказать? Давайте, я возьму вам еще стаканчик, а вы просто расскажете мне об этом».

В своих самых диких фантазиях он не мог представить, какое ощущение испытает в 9.30 следующего утра, когда я вышел на кафедру семинара.

Неважно, где вы находитесь и что делаете- навыки, техники и инструменты, которые вы приобретаете, служат основой .для того, чтобы развлекать себя, и для того, чтобы узнавать что-то новое. Тот человек, который летел со мной в Техас и объяснял мне, что такое НЛП, отличается от меня только одним. На следующее утро, когда он сел, поднял глаза, увидел меня и подумал: «О боже!»- он не понял, что я у него чему-то научился. Это единственное различие между мной и им. Я сделал это не затем, чтобы посмеяться над ним; я сделал это, чтобы научиться, потому что мне было любопытно. То была редкая и беспрецедентная возможность. И таково любое другое событие в вашей жизни.

Видите ли, всякий раз, когда вы думаете, что все понимаете- самое время обратиться внутрь и сказать: «Это надо мной смеются». Потому что именно в эти моменты определенности вы можете быть уверены, что усвоены бесполезные знания, а плодородная почва не исследована. Несомненно, всегда неузнанным остается гораздо большее, и это забавный элемент НЛП и его будущее».

Если вы затрудняетесь в определении того, к чему вы действительно стремитесь, возможно, вам поможет человек, хорошо, знакомый с НЛП. Несмотря на то, что многие читатели книг по НЛП сообщали, что они сами смогли добиться ценных изменений, отдель-

ным людям бывает легче добиться желаемого, если ими руководит кто-то другой. Такое руководство может осуществляться на семинаре или на индивидуальном занятии. У разных людей реакция может оказаться совершенно различной, поэтому истинное владение НЛП предполагает дифференцированный подход к работе с разными людьми. Специалист, овладевший НЛП, способен адаптировать любой метод для каждого человека.

Если вы считаете, что семинар или индивидуальное занятие окажутся вам полезными, мы предлагаем вам ознакомиться с небольшим руководством, которое поможет вам извлечь максимальную пользу из потраченного времени и денег. В настоящее время НЛП не имеет каких-то универсальных норм или строго установленных методов, при этом качество воздействия меняется от человека к человеку и от центра к центру. Мы хотим предложить вам несколько путей сбора необходимой информации, прежде чем вы решите обратиться за помощью.

Работа с клиентом

1. Как много времени требуется вашему психотерапевту, чтобы собрать необходимую информацию о том, что произошло с вами в прошлом? Хотя подобная информация и может оказаться полезной, однако знание о том, какие трудности у вас были в прошлом, редко ведет к разрешению проблемы. Главное- это не определение трудностей, а то, как вы или другие люди решают подобные проблемы. Опытные психологи, практикующие НЛП, потратят гораздо больше времени на то, чтобы собрать информацию о ваших позитивных целях, ваших способностях и возможностях.

2. Движетесь ли вы к своей цели? Есть цели, которые достигаются в течение одного семинара, а есть такие, которые потребуют от вас некоторого времени. Даже если цель достаточно сложна, в течение первых двух или трех семинаров люди начинают чувствовать, что движутся в направлении достижения. Если этого не происходит, вам следует обратиться к другому психотерапевту.

3. Навешивает ли терапевт вам «ярлык», говоря вам, в чем ваша трудность, или же он тратит время на то, чтобы дать вам то, к чему вы стремитесь? «Ярлыки» диагнозов обычно не являются решением проблемы, они не указывают нам, в каком направлении следует идти, чтобы получить желаемое.

4. Проведите разграничение между ощущением понятости психотерапевтом и приобретением желаемых изменений в жизни. Психотера-

певт может быть прекрасным, душевным человеком, но у него не хватает умения дать вам то, к чему вы стремитесь Если вы общаетесь с прекрасным психотерапевтом, но не получаете желаемых изменений, мы советуем обратиться к другому специалисту.

Семинары

Если вы заинтересованы в семинарах или мастерских, короткие рекомендации, предложенные ниже, помогут вам выбрать наиболее; эффективный тренинг:

1. Получите личные впечатления от психотерапевта. Это может произойти на предварительной встрече, с помощью видеозаписи или магнитофонной записи. Доверьтесь своим первым впечатлениям, они могут быть более объективными, чем все дипломы и степени.

2. Устойчивая сила. Насколько популярны у этого психотерапевта повторные семинары? Человек, обладающий способностями, а не внешним блеском, и являющийся целостной личностью, способен добиться результатов, которые удовлетворяют людей в течение всей последующей жизни.

3. Информирование в сравнении с демонстрацией. Во время хорошего тренинга вы получите наглядную демонстрацию метода, которому вас обучают, а не простое его описание.

4. Упражнения. После демонстрации хороший психотерапевт предложит вам тщательно подобранные упражнения, позволяющие немедленно применить на практике приобретенные умения. Лишь наблюдения и практика сделают новые навыки неотъемлемой вашей частью.

5 Очевидность. Научились ли вы понимать, когда приобретенные навыки вступают в действие? Хороший психотерапевт научит вас на какие невербальные сигналы следует обратить внимание.

6. Целостность личности. Поступает ли психотерапевт в соответствии с тем, чему он вас учит? Вот несколько качеств, требующихся от инструкторов:

а) хороший инструктор предполагает, что овладеть навыками может каждый, нужно лишь подобрать индивидуальный способ обучения. Если инструктор выступает в роли «гуру», пытающегося потрясти вас, остерегайтесь его. В таких случаях участники семинара бывают обычно в гораздо большем восторге, но приобретают для себя гораздо меньше;

б) хороший инструктор относится уважительно к вопросам клиента и принимает во внимание его возражения;

в) хороший инструктор признает свои ошибки и прислушивается ко

всем предложениям, касающимся совершенствования тренинга.

7. Навык. Это определить гораздо труднее и часто на это уходят многие семинары. Замечаете ли вы невербальные изменения у демонстрируемого клиента? Замечаете ли вы улучшение своих собственных навыков? Настаивайте на наглядных результатах.

8. Чувство юмора. Самым лучшим помощником в обучении является чувство юмора. Смейтесь с другими, а не по поводу других. Своеобразное чувство юмора («Я выбрал смеяться») роднит дона Хуана с учителями дзэн, а Ричарда Бэндлера с ними обоими. Смех- этот выдох, освобождающий, легкий, в высшем своем проявлении,- радуется всеобщему нонсенсу мира и переворачивает его с ног на голову, что в конце концов оказывается наилучшим положением. Слегка кошмарная Страна чудес, по которой странствует Алиса, ничего не напоминает вам? Но там, где странствуем мы, гораздо меньше логики, чем у оксфордского математика Льюиса Кэрролла.

Если ваш инструктор помимо вышеперечисленных качеств обладает еще и чувством юмора, вы, скорее всего, останетесь довольны проведенным тренингом.

Наши телефоны в Одессе

Александр Ивановский- (0482) 640733

Андрей Птяшко - (0482) 614642

Ольга Ксендзюк - (0482) 291468

«Если человек женился на ком хотел, значит, он добился того, чего хотел».

Д. Хармс. «Письмо другу»

Мы не собирались в этой книге обучать вас разнообразным техникам ведения психологической войны с кем бы то ни было. Если вы воспринимаете мир сплошь как агрессивную среду, людей как противников, а себя- как шпиона в стане опасного врага, готового в любой момент напасть на вас сзади, и вы стремитесь быть вооруж

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...