Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Начала психологии личности

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.. 6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 106

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК.. 118

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.. 6

НАЧАЛА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.. 6

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.. 11

КЛАССИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.. 14

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 26

Психоаналитические теории личности. 26

Бихевиористические теории личности. 34

Гуманистические теории личности. 37

Диспозиционное направления в изучении личности. 41

Теории социализации. 45

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 50

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 50

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.. 53

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 59

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 62

ДЕТСТВО.. 73

Развитие ребенка в младенчестве. 73

Становление личности в раннем возрасте. 76

Развитие личности дошкольника. 81

Развитие личности в младшем школьном возрасте. 84

ВЗРОСЛОСТЬ. 87

Развитие личности подростка. 87

Развитие личности в юношеском возрасте. 90

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.. 92

Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте. 93

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ.. 100

Общая характеристика фаз жизненного цикла. 100

Проявления личности в процессе жизненного пути. 101

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 106

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.. 111

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ. 118

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ.. 137

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Психология личности» составлен в соответствии с образовательным стандартом подготовки практических психологов и предназначен для студентов, обучающихся по специальности: «Практическая психология».

Цель курса – формирование у студентов знаний о предмете психологии личности, его месте в системе психологических наук, о закономерностях развития личности в процессе жизни.

Задачи курса:

– овладение студентами категориальным аппаратом современной науки;

– ознакомление студентов с основными положениями психологии личности с точки зрения разных теоретических подходов и теорий;

– формирование у студентов знаний о возрастных периодах личностного становления и кризисных периодах;

– формирование у будущих психологов, социальных педагогов навыков самонаблюдения и самоанализа (своей личности, развитие профессиональных личностных качеств).

В процессе изучения данного курса студенты получают научное понятие о личности, ее структуре, процессе развития в разные возрастные периоды.

Знакомство с богатством подходов и теорий в отечественной и зарубежной психологии личности позволит глубоко осознать изучаемые феномены.

В результате изучения данного курса студентыдолжны знать:

– основные понятия психологии личности;

– классические подходы к изучению личности;

– основные понятия психологии личности;

– этапы жизненного пути личности.

Общий объем курса составляет 65 часов. Программа предусматривает раскрытие методологических и теоретических представлений о психологии личности как науки, даются классические понятия психологии личности, проводится обзор современных теорий, механизмы развития личности проблемы жизненного пути, особенности развития личности на разных возрастных этапах.

Программа состоит из 2-х разделов: «Основы психологии личности», «Жизненный путь личности» и 7-ми тем. Основной формой контроля является зачет.


ИНФОРМАЦИОНЫЙ БЛОК

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Цель раздела: ознакомление с основными понятиями личности, теориями ее формирования; целями и методами изучения личности.

Задачи раздела:

1. Дать определение целей и задач курса.

2. Раскрыть понятия «индивид», «субъект», «индивидуальность».

3. Объяснить понятия «деятельный подход» в развитии личности.

4. Ознакомить с изменением представлений о личности в процессе исторического развития.

5. Ознакомить с основными теориями формирования и развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

6. Ввести определение понятия «научных методов» исследования в психологии личности.

Тема 1.1. Начала психологии личности

 

НАЧАЛА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Предмет психологии личности

 

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Не раздумывая, можно осознать, что, говоря о личности, нельзя ограничиваться только биологическими характеристиками. Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Каждая общность вырабатывает свои представления о личности, ее отличительных чертах, которые составляют «хорошую» личность. Но невозможно узнать, что же есть личность без понимания качеств, которые социальная группа предписывает человеческому существу, являющемуся личностью. Эти качества могут меняться со временем и обстоятельствами. К примеру, у народа хинди существует традиционный взгляд на личность как позицию в системе социальных отношений. Они считают, что индивид не является личностью (Marriott, 1976), то есть физический представитель вида Homo sapiens не личность, пока не принадлежит к группе и не выполняет свои обязанности.

Во многих культурах индивид в его «физичности» не лучше, чем любое другое животное. Необходима трансформирующая сила культуры и общества для обращения животного в человека. Дефиниции личности могут варьироваться, но, похоже, есть некие центральные элементы, появляющиеся снова и снова. Эти общие характеристики предположительно аддиктивны и проявляются во время социокультурной эволюции человека как относящиеся к альтернативным определениям, более полезным в процессе биологического выживания.

Простой пример может проиллюстрировать этот процесс. Предположим, что где-то на земле существовали две соседствующие нации, каждая со своим уникальным языком и культурой. Одна из них, назовем ее «агацци», выработала представление о личности, как о ком-то, кто хорошо противостоит своим соседям. Другая группа, будем звать их «бамбани», определяла личность как «того, кто оправдывает ожидание коммуны». Все же остальное в окружающей среде двух групп абсолютно одинаково. Кооперация – лучшая стратегия выживания при давлении со стороны окружающей среды. Таким образом, есть смысл заключить, что устоять перед лицом трудностей «бамбани» имеют больше шансов, чем «агацци», и менее вероятно, что они дезинтегрируют. Конечно же, реальная жизнь гораздо более сложна, чем этот упрощенный пример, но, тем не менее, реальные общности часто достигают этого упрощенного уровня в построении своих моделей личности.

Модели, адаптированные различными культурами в различные времена, имеют важные черты сходства. Можно заключить, что общие элементы, структурирующие личность, имеют значение для выживания любой человеческой группы, в любом времени и месте. Такое представление о личности определяет то, как общество воздействует на человеческие существа, окультуривая их животную природу, создавая модели личности. К примеру, родитель смотрит на ребенка, взращивая его, стремясь дать ему образование, через призму культурных представлений о том, что есть личность.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

С самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. К примеру, C. G. Jung (1954, 1959, 1960) позаимствовал у латыни термин «персона» для обращения к социальным маскам, которые мы учимся носить, чтобы прятать от нас самих, от других, подлинные стремления, желания и возможности, то, что было бы слишком опасно или сложно выражать. Формируя персону, индивид приспосабливается к социальным определениям самого себя, интернализирует коллективные идеалы общества.

Социолог E. Goffmann (1959) разработал целостную модель самости, основанную на драматической модели. С его точки зрения, большинство наших дел в жизни – игра на сцене. Люди следуют ролям, которые представляют большее преимущество. И социальное взаимодействие, в основном, настаивает на репетициях, принимая или отвергая эти роли. Как C. G. Jung, так и E. Goffmann видели в личности искусственный стратегический продукт. Основное различие между исследователями заключается в следующем: C. G. Jung верил, что под маской персоны скрыта более глубокая и гениальная структура, а Е. Goffmann считал, что маска скрывает пустоту.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене. Это включает в себя и способность распознавать роли других, и отвечать в соответствии с культурными сигналами, настроениями, и принимать другую роль. Именно по этой причине многие ранние общности считали представителей других племен не людьми, не личностями, так как их язык и привычки не были понимаемы. Например, греки называли всех других «варварами», потому что их язык был для них бессмыслицей и звучал как «вар-вар». А в языке американского племени навахо (navajo) термин «люди» сохранился исключительно по отношению к представителям собственного племени.

Концептуальное значение понятия личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека – общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

• личность – абстракция;

• личность не включает генотипические и физиологические особенности;

• личность – совокупность социальных качеств человека;

• способ существования – деятельность.

 

Аспекты изучения человека

 

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей). «Индивид, – как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), – обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».

Человеком рождаются – личностью становятся. Новорожденный ребенок – это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределами общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Уровни анализа человека

 

Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:

структурно-функциональный (биологический). В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко приспособлены к условиям образа жизнедеятельности вида;

системно-исторический (общественный). Наряду со структурно-функциональным аспектом анализа системных качеств человека выделяют еще один аспект его изучения в системе общества – системно-исторический. Этот аспект системных качеств отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем, в том числе и «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например, социальные роли раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

Человек как «элемент» входит во множество разнопорядковых физических, биологических и социальных систем. Этот аспект системного исследования человека выступает при его изучении в системно-структурном ракурсе. Системно-исторический план изучения человека открывает новые грани видения человека в разных системах и приводит к проблеме изучения его роли в эволюции систем, преобразовании природы и общества.

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Среда и наследственность

 

К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; внешняя и внутренняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития и т. д. Сторонники каждого из направлений находят множество аргументов в пользу того или иного взгляда на природу и детерминацию личности.

Было проведено множество исследований в пользу теорий среды и наследственности. Итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или наследственность», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности. Данные теории до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:

теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму – механистически сложенного биологического и социального в жизни человека – в понимании детерминант личностного развития;

теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе З. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.

С внешней стороны – это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане – конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

концепция взаимодействия двух факторов. Человек – существо социально-генетическое. И это связано не только с тем, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.

В связи с этим постановка вопроса о «степени животности» и «степени социальности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует, во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции.

Концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.

Дуализм схем двух факторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в «искусственные миры» среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических и онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолевается в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания (А. Г. Асмолов, 1990).

Социализация

 

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества (D. A. Goslin, 1969).

Признаки социализации:

• человек обогащается общественным опытом;

• индивидуализируется;

• становится личностью;

• приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Три аспекта социализации:

1) индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);

2) интимизация связана с проблемами самосознания. Этот процесс интериоризации социального опыта слабо изучен;

3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).

Поведение и переживание

 

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником поведения являются потребности индивида.

Характеристики поведения:

• общественно обусловлено;

• сознательно;

• имеет цель;

• произвольно;

• созидательно;

• носит характер деятельности.

Единицами поведения являются поступки.

Личностное поведение – это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием (Т. В. Сенько, 1998).

Поведение индивида всегда носит характер переживания.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Ф. Е. Василюк, 1989).

Переживание – не эпифеномен, приуроченный исключительно ко внутренним, душевным процессам. Критическая ситуация в самом общем виде должна быть определена как ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

Схема фрустрации

 

Виды фрустрационного поведения:

• двигательное возбуждение,

• апатия,

• агрессия и деструкция,

• стереотипия,

• регрессия.

Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов. К. Хорни полагала, если угол между разнонаправленными устремлениями индивида меньше 180 ° , то может быть найден компромисс в разрешении конфликта. В психодинамической концепции под конфликтом понимается одновременная актуализация двух и более мотивов. В бихевиоризме столкновение альтернативных возможностей реагирования. В когнитивной психологии столкновение идей, желаний, целей, ценностей, словом, феноменов сознания.

Конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.

Различают два вида конфликтов:

1) столкновение внутренне противоположных, противоречивых по содержанию тенденций;

2) столкновение тенденций, несовместимых не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии переживания кризиса:

• первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;

• рост напряжения в условиях безрезультатности решения проблемы;

• еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

• повышение тревоги, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я».

Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.

Мотивы и мотивация

Тема 1.2. Теории личности

 

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Модель взаимного детерминизма

 

А. Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами, люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

А. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведение и мотивации.

ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (1896-1934)

В смысл культурно-исторического, по Л. С. Выготскому, входит анализ структур взаимодействия личности с окружающей средой и развитие личности. Разработанная Л. С. Выготским, теория единства социального и биологического в развитии привела к пониманию процесса формирования личности.

Суть культурно-исторической теории можно сформулировать следующим образом:

• Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).

• Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

• Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.

• Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

• Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.

• Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

На основе теории культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготским (1984) были разработаны новые возможности в изучении проблемы сознания. Он исходил из того, что при переходе от животных к человеку изменяется характер взаимодействия человека с природой. Одной из существенных характеристик этого взаимодействия становится опосредованность, проявляющаяся в использовании орудий труда. Поскольку сознание является отражением окружающего человека мира, его идеальным бытием, то основное отличие от психики животных будет заключаться в использовании особых психологических орудий – знаков, которые перестраивают всю систему психических функций.

Знаки являются носителями определенных значений, представляющих собой обобщенное отражение действительности. От того, как человек обобщает различные содержания, будет зависеть строение его сознания. Таким образом, характеристика процессов обобщения является одной из существенных особенностей сознания.

Для Л. С. Выготского, значение выступает прежде всего как средство воздействия на самого себя, как то, что перестраивает психику и поведение человека в целом; психологическое орудие ничего не меняет в объекте. Благодаря овладению этими орудиями психические процессы человека приобретают произвольный характер, что проявляется, в первую очередь, в феноменах целенаправленности.

Выделенные характеристики сознания не остаются для Л. С. Выготского неизменными. Их развитие происходит в процессе овладения ребенком историческим и социальным опытом, который зафиксирован в предметах материальной и духовной культуры.

При анализе структуры сознания Л. С. Выготский (1984) разделял его системное и смысловое строение. Под системным строением он понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Л. С. Выготский связывал с возникновением речи.

Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза.

Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (1889-1960)

С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, С. Л. Рубинштейн дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он обосновал его («человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической») и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма.

«Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л. Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну

 

С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С. Л. Рубинштейн выступает против:

• идеализации личности,

• функционализации – дробления на отдельные функции,

• отрыва от деятельности,

• сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903-1979)

Пути решения проблемы развития личности, намеченные П. П. Блонским и Л. С. Выготским, развернул и углубил А. Н. Леонтьев (1983), который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».

Психологическое развитие человека по А. Н. Леонтьеву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно А. Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности.

Представление о личности у А. Н. Леонтьева следующее:

Личность – это особое образование, «особого рода целостность, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития».

• Это образование порождается специфически человеческими отношениями.

• Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида.

Индивид – это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека.

Личность – образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Категория деятельности у А. Н. Леонтьева – основополагающая для анализа личности. Структура и образующие личности при этом раскрываются через анализ мотивационно-потребностной сферы. Потребности выступают в качестве исходного пункта всякой деятельности, опредмечиваясь в мотивах. Первые «узелки» личности завязываются тогда, когда начинает устанавливаться иерархия деятельностей, или иерархия мотивов.

Системная модель личности Б. Г. Ананьева (1907-1972)

Б. Г. Ананьев, отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.

Б. Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположенные. Б. Г. Ананьев (1980) говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности».

По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:

• психические процессы;

• психические состояния;

• свойства личности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теория личности состоит из многих «мини» теорий, каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.

Компоненты теорий личности

Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны!).

Наиболее популярная структурная концепция – черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (например, черта в теориях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Г. Олпорта).

Структура личности может быть описана также при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например, у К. Г. Юнга деление на экстравертов и интровертов). Построения структуры могут быть простые (Дж. Келли) и сложные (З. Фрейд).

Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации – процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Существуют различные стадийные модели развития (например, у З. Фрейда – психосексуальное развитие, у К. Роджерса – формирование Я-концепции).

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, и

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...