Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии

 

Наука начала изучать сознание только в XIX веке, до этого оно было предметом внимания одной лишь философии. И сразу возникли три способа (модели) рассмотрения сознания: 1) социолого-статический метод изучения сознания по его продуктам, репрезентациям, «воплощениям», по проявлениям массового поведения; 2) интроспективный метод, широко применяемый в психологии и других общественных дисциплинах; 3) философско-научный способ исследования, пытающийся соединить научную доказательность с философским пониманием сознания как «бытия в ином». С материалистических позиций впервые была вскрыта внутренняя, глубинная сторона взаимоотношений сознания и общества, диалектика из реальной связи и взаимодействия, благодаря чему открылась сущность самого сознания.

История проблемы сознания в отечественной психологии связана с именами Н. А. Бердяева, Н. С. Булгакова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Г. Г. Шепта и др. Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствуют феноменология и теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе «Я» (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ «Я», представление о себе и т. п.). В целом же проблема «Я – сознание» в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной (В. П. Зинченко, 1991).

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Свойства сознания:

• включает в себя содержание жизненного, социального опыта человека;

• включено в практику жизни индивида;

• многомерно, объемно;

• динамично;

• связано с деятельностью субъекта: отражает деятельность и развивается в ней.

Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание есть социально организованное явление. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью. Оно выражает неповторимые черты жизненного пути каждого индивида, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния. Именно специфические особенности пути индивидуального развития личности при прочих равных условиях определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что и создает все красочное разнообразие человеческих индивидуальностей.

Анализ индивидуального сознания позволяет сделать вывод, что сознание представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Чувственную основу сознания и фундамент бессознательной психики человека представляют наглядные формы мышления, а понятийное мышление, развиваясь на базе членораздельной речи, составляет ядро сознания и выступает основным системообразующим компонентом в структуре индивидуального сознания.

Многие авторы выделяют в структуре индивидуального сознания такие его инвариантные элементы, как ощущения и восприятия, представления и мысли, эмоции и воля, рассудок и разум. Фундаментальную разработку структуры индивидуального сознания и его места в системе современной психологической теории осуществил К. К. Платонов (1982). Согласно его концепции, сознание имеет три основных функции: регулятивную, познавательную и оценочную и, соответственно, три взаимодействующих атрибута: переживание, познание и отношение. К. К. Платонов отмечал, что каждый из этих атрибутов сознания специфически связан с различными свойственными человеку формами отражения. Переживание, в основном, выражается в потребностях, эмоциях, чувствах и воле и через последнюю – в произвольной памяти и внимании; познание – в ощущениях, восприятии, мышлении и памяти; отношение может проявляться во всех сферах отражения, свойственных человеку, но наиболее отчетливо в мышлении как познавательном отношении, чувствах и воле как переживаемом отношении.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает подсознание, сознание и сверхсознание.

 

Структура сознания по З. Фрейду

Подсознание (бессознательное) Сознание (сознательное) Сверхсознание (бессознательное)

 

Сознательное и бессознательное в психоаналитическом подходе – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще».

В отечественной психологии сложился диалектический подход к анализу структуры сознания. Л. С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия, т. е. бытийный и рефлексивный слои сознания.

Структура сознания по Л. С. Выготскому

1 слой – сознание для бытия 2 слой – сознание для сознания
Бытийный Рефлексивный

 

А. Н. Леонтьев, продолжая линию исследования сознания, намеченную Л. С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву

Чувственная ткань образа
Значение
Личностный смысл

 

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В. П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, автором выделялась биодинамическая ткань движения и действия. В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляет чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухуровневая структура сознания и четыре единицы его анализа.

Структура сознания по В. П. Зинченко

Бытийно-деятельностный слой Рефлексивно-созерцательный слой
Биодинамическая ткань действия Чувственная ткань образа Значение Смысл
       

 

В. П. Зинченко (1991) указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший – низший», «главный – подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл – это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит ее истоки и начала.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Л. С. Выготский много внимания уделял анализу отношения человека с самим собой. Обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания. Оно понималось им как более высокий психический синтез, проявляющийся в образовании новых связей между различными функциями – третичных высших функций. Новизна их обусловлена тем, что в основе лежит рефлексия, отражение собственных процессов в сознании (В. В. Столин, 1983).

Специальное внимание в психологии уделялось исследователями структуре самосознания. Анализ современных взглядов исследователей не позволяет определить единую точку зрения на структуру самосознания. Одни исследователи в качестве структурных компонентов рассматривают три составляющие: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения (И. И. Чеснокова, 1974, 1977), другие – четыре: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психологических свойств и определение системы социально-нравственных самооценок (В. С. Мерлин, 1970), а третьи – шесть: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция (И. С. Кон, 1978, 1986). Обычно же выделяют два основных компонента самосознания: знание себя и отношение к себе в их единстве.

Самосознание характеризуется продуктом – представлением о себе. Близко, по смысловому значению понятия самосознания, стоит понятие Я-концепции.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Соотношение Я-концепции и самосознания точно не определено. Существует тенденция рассмотрения Я-концепции как результата, итогового продукта самосознания.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...