Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия потребностей по А. Маслоу

Характеристика потребностей:

Физиологические потребности: потребности, существенные для физического выживания.

Потребности безопасности и защиты – потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос.

Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.

Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей, которых А. Маслоу (1997) назвал Self-actualizers. Для большинства людей доступны лишь кратковременные периоды самоактуализации — peak experiences , субъективно переживаемые как счастье, полнота ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве, восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восприятии.

Психологические свойства Self-actualizers:

• эффективное восприятие реальности и умение переносить неопределенность;

• принятие себя и других такими, каковы они есть;

• спонтанность в мышлении и поведении;

• ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на себя;

• чувство юмора;

• высокая креативность;

• служение благу человечества;

• сопротивление влиянию среды, тем не менее, не являющееся самоцелью;

• ничто человеческое им не чуждо;

• глубокое общение с небольшим числом людей;

• объективный взгляд на жизнь.

Поведение, ведущее к повышению самоактуализации:

• принимать жизнь как это делает ребенок – с полной самоотдачей;

• не искать легких путей, а делать нечто новое;

• больше принимать во внимание собственные ощущения, а не традиционные представления, мнение авторитета или большинства;

• быть честным и не играть во «взрослые игры»;

• быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет отличаться от мнения большинства;

• принимать ответственность на себя;

• любое дело осуществлять с полным вложением сил.

Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса (1902-1987)

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:

• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.

• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.

Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:

Самоактуализация. Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу – краеугольный камень концепции К. Р. Роджерса.

«Я-концепция» – определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.

Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.

Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».

Базовые тенденции личности:

• индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);

• в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;

• индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации («А каков Я?»);

• опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;

• поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.

Опытные данные оцениваются не только через непосредственную самооценку, но и через оценку других людей и часто бывают искаженными, что может приводить к развитию невротической личности.

Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:

• Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.

• Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».

• Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

• Человек един и целостен.

• Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.

Этические принципы:

• в жизни человек несет ответственность за свои поступки;

• идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;

• каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.

Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) – это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения или гомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997).

Характеристики полноценно функционирующих людей:

1) Открытость к переживанию – способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы и не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания.

2) Экзистенциальный образ жизни – это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение.

3) Организмическое доверие. В поведении человек доверяет себе, т. е. его поведение основано на принципе: «Я поступаю правильно», он опирается на свои ощущения, а не на социальные нормы, заложенные какой-то группой, или институтом, или суждениями других людей.

4) Эмпирическая свобода. Человек может жить свободно, так, как хочет. Это чувство личной власти, способность сделать выбор, руководить собой, жить без запретов и ограничений.

5) Креативность – это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться к жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...