Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДИСПОЗИЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИВ основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи: • Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума. • Нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Теория черт Г. Олпорта (1897-1967) Основной принцип поведения – состоять в постоянном движении, является одной из фундаментальных идей Г. Олпорта (G. W . Allport, 1968). Поэтому Г. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”. «Поток» активности личности имеет две части: стабильную и изменяющуюся. Для описания стабильной части личности Г. Олпорт использовал концепцию психологических черт, а для изменяющейся части – концепцию «функциональной автономии» личности. Обе концепции имеют мотивационную природу: многие черты имеют мотивирующую силу, функциональная автономия появляется в связи со «взрослыми» мотивами. Определение личности. Г. Олпорт внимательно переработал имеющиеся определения личности и сконструировал собственное, составленное из «лучших» элементов: личность – это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружению. Понятие личности необходимо отличать от понятий характер и темперамент. Понятие характер всегда соотносимо с некоторой внешней оценкой человека или его действия. Понятие темперамент в большей степени соотносимо с биологической и физиологической детерминацией поведения. Функциональная автономия мотивации у взрослых. Функциональная автономия состоит в том, что мотивы взрослых являются разнообразными саморазвивающимися системами, произросшими из предыдущих систем, но в настоящее время функционально независимыми от них. Активность, реализуемая в настоящее время, может стать целью самой себя, несмотря на то, что она могла проявиться по другой причине. Функциональная автономия – есть механизм развития мотивации. Измерение функциональной автономии может помочь в определении зрелости личности. Функциональная автономия позволяет оторваться от прошлого, так как в настоящий момент прошлые мотивы уже не могут сравниться с новыми, вновь сформировавшимися. Черта – единица анализа личности. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы. Основные параметры любой личностной черты: • степень выраженности, • трансситуативность, • потенциальная измеримость. Особенности личностных черт: • Черты личности – не только номинальное обозначение. Эти личностные характеристики реальны, они действительно существуют в людях. • Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. • Черта личности является движущим, или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. • Существование черт личности можно установить эмпирически. • Черта лишь относительно независима от остальных черт. • Черта не является синонимом моральной или социальной оценки. • Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. • То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции. Олпорт выделяет три типа диспозиций: • Кардинальные. • Центральные. • Вторичные. Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул. Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у других теоретиков называется «Ego» или «Self». Проприум – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, “Я” как исследователь себя. Введение последнего аспекта проприума поставило Г. Олпорта на грань логического противоречия в виде бесконечности внутренних наблюдателей. Развитие проприума происходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов: 0-3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка; 4-6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знание себя, желание кем-то быть; 6-12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума; взрослость – планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели. Факторная модель личности Р. Кеттелла (род. в 1905) Согласно Р. Кеттеллу (R . B . Cattell , 1957), личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации: R = f (S, P), где R – природа специфической ответной реакции человека есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт. Черты представляют собой гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла. В исследовании структурных элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ. Принципы классификации черт (факторов) по принципу дихотомии: • поверхностные черты – исходные черты; • конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой; • способность, темперамент – динамические черты; • общие черты – уникальные черты.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |