Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДИСПОЗИЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи:

• Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума.

• Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Теория черт Г. Олпорта (1897-1967)

Основной принцип поведения – состоять в постоянном движении, является одной из фундаментальных идей Г. Олпорта (G. W . Allport, 1968). Поэтому Г. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”.

«Поток» активности личности имеет две части: стабильную и изменяющуюся. Для описания стабильной части личности Г. Олпорт использовал концепцию психологических черт, а для изменяющейся части – концепцию «функциональной автономии» личности. Обе концепции имеют мотивационную природу: многие черты имеют мотивирующую силу, функциональная автономия появляется в связи со «взрослыми» мотивами.

Определение личности. Г. Олпорт внимательно переработал имеющиеся определения личности и сконструировал собственное, составленное из «лучших» элементов: личность это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружению.

Понятие личности необходимо отличать от понятий характер и темперамент. Понятие характер всегда соотносимо с некоторой внешней оценкой человека или его действия. Понятие темперамент в большей степени соотносимо с биологической и физиологической детерминацией поведения.

Функциональная автономия мотивации у взрослых. Функциональная автономия состоит в том, что мотивы взрослых являются разнообразными саморазвивающимися системами, произросшими из предыдущих систем, но в настоящее время функционально независимыми от них. Активность, реализуемая в настоящее время, может стать целью самой себя, несмотря на то, что она могла проявиться по другой причине.

Функциональная автономия – есть механизм развития мотивации. Измерение функциональной автономии может помочь в определении зрелости личности. Функциональная автономия позволяет оторваться от прошлого, так как в настоящий момент прошлые мотивы уже не могут сравниться с новыми, вновь сформировавшимися.

Черта – единица анализа личности. Черта это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.

Основные параметры любой личностной черты:

• степень выраженности,

• трансситуативность,

• потенциальная измеримость.

Особенности личностных черт:

• Черты личности – не только номинальное обозначение. Эти личностные характеристики реальны, они действительно существуют в людях.

• Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

• Черта личности является движущим, или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

• Существование черт личности можно установить эмпирически.

• Черта лишь относительно независима от остальных черт.

• Черта не является синонимом моральной или социальной оценки.

• Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

• То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции.

Олпорт выделяет три типа диспозиций:

• Кардинальные.

• Центральные.

• Вторичные.

Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.

Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у других теоретиков называется «Ego» или «Self». Проприум нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, “Я” как исследователь себя. Введение последнего аспекта проприума поставило Г. Олпорта на грань логического противоречия в виде бесконечности внутренних наблюдателей.

Развитие проприума происходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов:

0-3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка;

4-6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знание себя, желание кем-то быть;

6-12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума;

взрослость – планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели.

Факторная модель личности Р. Кеттелла (род. в 1905)

Согласно Р. Кеттеллу (R . B . Cattell , 1957), личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации:

R = f (S, P),

где R – природа специфической ответной реакции человека есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.

Черты представляют собой гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла.

В исследовании структурных элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ.

Принципы классификации черт (факторов) по принципу дихотомии:

• поверхностные черты – исходные черты;

• конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой;

• способность, темперамент – динамические черты;

• общие черты – уникальные черты.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...