Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические проблемы психологии личности

 

В современной психологии несмотря на разнородность психологических направлений, все более проявляются тенденции рассматривать личность во всем ее многообразии. Особого внимания заслуживает специфический подход к человеку, основанный на теории общих систем, который носит название организмичного (organismic viewpoint) или холистического (M. Stepulac, 1995).

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

«Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

При разработке проблем личности все шире используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д. Само развитие личности начинает пониматься и анализироваться как системно-целостный процесс.

Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:

• целостность;

• структурность;

• взаимосвязь системы со средой;

• иерархичность;

• множественность описания.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру.

В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических и исследовательских проблем, среди них:

1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции;

2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы (системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения, соподчинения, коррекции и др.);

3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации;

4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;

5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).

Закономерности развития личности с точки зрения порождающей ее системы

Реализация положения о необходимости изучения человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает, чтобы исследователь не просто говорил о развитии, а каждый раз ставил вопрос об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. В системном подходе к изучению развития человека все более концентрируется внимание на общих закономерностях эволюционного прогресса.

В эволюции существует два различных типа прогресса: биологический и морфофизиологический. Возникновение и прогрессивное развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам ее интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза.

Синтезогенез – это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями. Наряду с синтезогенезом, приводящим к возникновению объединений, решающих широкие классы задач, в эволюции также идет процесс вычленения подсистем, входящих в системы, то есть процесс дифференциации систем. Появляются подсистемы – узкие специалисты, обладающие возможностью делать одно и только одно дело, но зато делать его с самой высокой степенью эффективности. Этот путь систем характеризуется как сегрегациогенез. Развивающаяся система должна найти своего рода компромисс между сверхспециализацией, которая может повлечь за собой утилитарный путь сегрегациогенеза, и универсализацией, «народными средствами» пригодными на все случаи жизни.

Принципы изучения личности

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествовавших во времени следствию, но и на другие его формы: на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым целеполагание закономерно определяет процесс достижения цели.

Детерминистский тезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект меняется сам, объясняет личностные трансформации индивида. С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития.

Принцип развития в психологической теории личности реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результатирующей взаимодействия в ней двух противоборствующих тенденций – к сохранению и к изменению развивающихся социальных систем. Развитие личности в онтогенезе определяется наличием и преодолением противоречия между потребностью индивида в персонализации и способностью, посредством соответствующей деятельности, быть персонализованным в социальной ситуации развития.

Принцип системности в составе методологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются такие разнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно функциональных и фило- онтогенетических представлений.

Принцип деятельного опосредования межличностных отношений, личности и ее развития является общим системным принципом построения общепсихологической теории личности, в котором находят реализацию общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности.

Методы изучения личности

 

Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

• сохранение естественности;

• целенаправленность;

• фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

• поведение в естественных ситуациях,

• проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

• непредсказуемость событий,

• наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

• малая выборка,

• непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

• Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

• Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

• Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...